Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГБПОУ ПО «Великолукский механико-технологический колледж».



ГБПОУ ПО «Великолукский механико-технологический колледж».

Утверждаю  

Зам.директора по УМПР

_________ Л.В.Смородова

« »______ 20__г.

Инструкционно –технологическая карта №1

Специальность(профессия)СПО: 35.01.13 Тракторист-машинист с/х производства.

ПМ.01 Эксплуатация и Т.О С/Х машин и оборудования

Тема 0.1.0.1. Технология механизированных работ

Цель занятия: Работа на пахотных агрегатах загонным способом с чередованием всвал и вразвал. Трактор МТЗ-80, плуг ПЛН 3-35, Трактор ДТ-75, плуг ПЛН-4-35

Контрольные вопросы:

1.Схемы настройки навески тракторов.

2. Настройка плуга на заданную глубину вспашки.

3. Определите способ регулирования поперечного перекоса плуга[A1] .

4. Глубину хода передних и задних рабочих органов навесного орудия регулируют.

5. Способы движения агрегата при вспашке.

 

 

Навеска плуга ПЛН-3-35 на трактор

Перед началом комплектования пахотного агрегата производят установку передних и задних колес трактора на заданную колею в зависимости от ширины захвата плуга. Выбор ширины колеи трактора представлен в табл. 1.3.

Таблица

 1.3 - Установка колес трактора МТЗ-80/82 на заданную

колею

Показатель

Ширина захвата плуга, см

Левое колесо Правое колесо Левое колесо Правое колесо
Расстояние от оси симметрии трактора до середины колес, мм
Колея, мм
Расстояние от конца ступицы полуоси заднего колеса, мм
Номер отверстия под стопорный палец в кулаке переднего колеса МТЗ-80, считая от колеса
Номер отверстия (под упор) в винтовой планке колеса, считая от наружной части обода колеса

 

 

Навесные машины присоединяют к трактору в трех точках: к задним шарнирам нижних продольных тяг и центральной тяге (рис.2.1).

Длина левого раскоса 24 (расстояние между осями верхнего и нижнего пальцев) должна быть 515 мм. Положение навешенной машины регулируют правым раскосом 23. Конструкция правого раскоса 23 предусматривает его регулировку по длине с помощью рукоятки 26. Для уменьшения длины раскоса рукоятку вращают против хода часовой стрелки, для увеличения - по ходу.

 

Рис. 2.1. Заднее навесное устройство трактора МТЗ-80 (82): 1 - ось; 2 - цилиндр; 3 - крышка заднего моста; 4, 13 и 21 - кронштейны; 5 - центральная тяга; 6 - поворотный рычаг; 7 - поворотный вал; 8 и 14 - наружные рычаги; 9 и 15 - стяжки; 10 и 16 - нижние тяги; 11 - чека; 12 и 20 - продольные тяги; 17 и 22 - пальцы; 18 -проушина; 19 - кольцо; 23 - правый настроечный раскос; 24 - левый раскос; 25 - палец продольной тяги; 26 - рукоятка; 27 - регулировочные болты

Глубину хода передних и задних рабочих органов навесного орудия выравнивают регулировкой длины центральной тяги 5, вращая ее трубу.

Для ограничения поперечных перемещений орудий служат ограничительные стяжки 9 и 15, которые прикреплены одним концом к продольным тягам, другим - к кронштейнам 13 и 21, установленным на оси продольных тяг.

Контргайки левого раскоса и центральной тяги должны быть надежно затянуты, ослабление затяжки контргаек может привести к нарушению регулировки навесного устройства и к повреждению резьбы.

При транспортных переездах для повышения проходимости агрегата центральную тягу укорачивают, что позволяет при том же ходе штока цилиндра поднять выше машину над поверхностью дороги.

В кронштейны 13 и 21 ввернуты регулировочные болты 27, которые, упираясь в корпус заднего моста трактора, обеспечивают натяжение стяжек при подъеме орудия в транспортное положение.

Болты 27 регулируют, соблюдая следующий порядок:

вворачивают болты 27 в кронштейны 13 и 21 до упора;

поднимают машину или орудие до отрыва рабочих органов от поверхности;

регулируют длину ограничительных стяжек 9 и 15 так, чтобы обеспечить свободное перемещение шарниров задних концов продольных тяг 12 и 20. Для навесных плугов перемещение концов тяг в горизонтальной плоскости должно быть 125 мм от среднего положения в обе стороны;

регулируют длину правого раскоса 23 на заданную глубину обработки (при работе с плугом);

орудие поднимают в транспортное положение, выворачивают болты 27 из кронштейнов 13 и 21, стяжки 9 и 15 натягивают до незначительного провисания, обеспечивая раскачивание орудия не более 20 мм в обе стороны;

затягивают контргайки раскосов и растяжек. При изменении длины правого раскоса 23 необходима регулировка положения болта 27 правого кронштейна 21.

Проверка технического состояния плуга и подготовка пахотного агрегата к работе

Техническое состояние плугов необходимо проверять на специальной бетонированной контрольной площадке (рис.2.2), позволяющей установить правильное расположение рабочих органов и провести необходимые регулировки.

Правильно собранный и технически исправный плуг должен удовлетворять основным требованиям, которые приведены ниже.

· 1. Крепление корпусов, предплужников, дискового ножа, опорных колес, деталей навески, устройства для присоединения борон и катков должно быть надежным. Все болты должны быть затянуты.

· 2. Опорное колесо должно располагаться вертикально в плоскости движения плуга.

· 3. Ступицы опорного колеса и дискового ножа, винтовой механизм регулировки глубины вспашки должны быть смазаны и легко вращаться.

· 4. Плуг должен быть укомплектован корпусами одного типа (культурными, полувинтовыми, скоростными и т.д.), однотипными предплужниками или почвоуглубителями, одинаковыми по износостойкости (наплавленными) заточенными лемехами корпусов и предплужников, дисковым ножом, устройством для присоединения борон и катков, которые устанавливают при вспашке под озимые культуры и при весновспашке.

· 5. Прогиб рамы должен находиться в допустимых пределах, а скручивание не допускается. Проверка прогиба рамы осуществляется путем замера линейкой расстояния от нижней плоскости противоположных концов рамы до площадки. Разность замеренных расстояний не должна превышать 10 мм. Скручивание рамы определяется визуально. Замеченные недостатки по раме плуга устраняются ремонтом. Только после этого приступают к проверке расположения корпусов на раме плуга с помощью линий разметки.

· 6. Расстояния между соседними корпусами должны быть одинаковыми. Если у плуга, установленного на линии разметки, носки лемехов не выходят за пересечение продольной и поперечных линий разметки (прямоугольник), а корпуса лезвиями лемехов опираются на площадку, то он может быть допущен к эксплуатации и подлежит регулировке на заданную глубину обработки почвы. Если носки лемехов выступают за ширину разметочной линии, необходимо повернуть корпус в нужную сторону, установив металлические прокладки между стойкой корпуса и рамой плуга.

Произвести указанную проверку в полевых условиях можно при помощи шпагата, который натягивают между носками, а затем между пятками лемехов первого и последнего корпусов. Носки и пятки лемехов промежуточных корпусов должны располагаться на одной линии, т.е. касаться шпагата. Если носки или пятки лемехов отклоняются от шнура более чем на 5 мм, то выполняется поворот корпуса в нужную сторону.

7. Рабочие поверхности лемехов и отвалов должны быть чистыми, головки крепежных болтов лемехов, отвалов и предплужников должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Выступание лемеха над отвалом не должно превышать 1 мм. Выступание отвала над лемехом не допускается. Выступание головок болтов над рабочей поверхностью не допускается, утопание допускается до 1 мм.

Зазоры в стыке лемеха с отвалом на рабочей поверхности должны быть не более 1 мм. По линии полевого обреза корпуса лемех не должен выступать за отвал более чем на 5 мм, задней кромки - до 10 мм. Толщина лезвия лемеха не должна превышать 1 мм, угол заточки - находиться в пределах 25...400 с тыльной стороны.

· 8. Полевые доски должны быть ровными, толщиной не менее 5 мм, а шириной 30…40 мм. Нижний обрез полевой доски (боковины) должен быть параллельным поверхности установочной площадки и находиться в одной плоскости с полевым обрезом лемеха. Допустимое возвышение его заднего конца у плугов общего назначения - не более 10...12 мм. Отклонение в сторону поля допускается не более 5 мм.

· 9. Диск ножа должен свободно вращаться на оси, а вдоль ее перемещаться не более чем на 2 мм. Ограничитель поворота вилки ножа должен позволять дисковому ножу отклоняться при встрече с препятствием вправо и влево по ходу плуга. Свободный ход вилки на стойке ножа (в пределах 0,5...3,0 мм по высоте) регулируют поворотом корончатой гайки. Толщина лезвия ножа - не более 0,4 мм. Радиальное биение диска - не более 0,6 мм.

· 10. Носки лемехов корпусов должны касаться поверхности бетонированной площадки. Зазоры между носками отдельных корпусов и поверхностью площадки допускаются не более 15 мм для плугов с количеством корпусов до 5 и 20 мм - с количеством корпусов до 9. Лезвия лемехов (на прямом участке) должны быть параллельны поверхности установочной площадки. Задний конец лемеха (пятки) у плугов с захватом корпуса 35 см может возвышаться не более чем на 10 мм, а с захватом в 40 см - до 12 мм.

Если все требования находятся в пределах допустимых отклонений, то плуг допускается к работе.

До выезда в поле, кроме проверки технического состояния плуга, необходимо произвести его предварительную регулировку для работы в соответствии с почвенными условиями (старопахатные почвы, пастбище, клеверище, зябь и др.) и заданной глубиной вспашки: установить и отрегулировать положение предплужников и дискового нож на раме плуга, установить плуг на заданную глубину вспашки. Эта работа выполняется на разметочно-регулировочной площадке.

Установка предплужников и дискового ножа. Положение предплужников на раме плуга регулируют в зависимости от глубины пахоты (рис. 2.3). Для этого предплужник по высоте фиксируют цилиндрическим выступом державки, входящим в одно из глухих отверстий на его стойке.

Рис. 2.3. Схема установки предплужника и дискового ножа на раме плуга: 1 - угольник; 2 - предплужник; 3- нож.

При глубине пахоты основных корпусов на 20 см стойку предплужника фиксируют в крайнем верхнем отверстии, а при глубине пахоты 30 см - в крайнем нижнем отверстии. Промежуточные положения фиксирования стойки соответствуют глубине пахоты 22, 25 и 27 см. Такая установка обеспечивает подрезание предплужником задернелого слоя почвы на глубину около 10 см.

Расстояние между носками лемеха предплужника и основного корпуса (по ходу плуга) выбирают в пределах 250 - 300 мм, при меньшем расстоянии происходит забивание плуга. Необходимо следить, чтобы полевой обрез предплужника лежал в плоскости полевого обреза основного корпуса. Допускается отклонение в сторону непаханного поля на 10…20 мм. По окончании регулировки затягивают хомуты крепления предплужников на раме плуга.

В зависимости от положения предплужников устанавливают дисковый нож. Для этого отворачивают гайки хомута, освобождают накладки и подкладки дискового ножа, поворачивают стойку ножа таким образом, чтобы зуб корончатой шайбы расположился посредине выреза стакана. Плоскость ножа должна быть параллельна ходу плуга и отстоять от полевого обреза предплужника на 10…20 мм. Центр диска ножа должен находиться несколько впереди носка лемеха предплужника, а нижняя точка его лезвия - на 20…30 мм ниже носка лемеха.

Установка плуга на заданную глубину вспашки. Под левые колеса трактора нужно положить деревянные подкладки толщиной на 2...3 см меньше заданной глубины пахоты с учетом утопания колес в почву. Такие же подкладки устанавливают и под опорное колесо плуга. Винтовым механизмом опорного колеса опускают плуг до касания корпусов с поверхностью площадки, на которой регулируется агрегат. С помощью изменения длины правого раскоса и верхней тяги навески трактора необходимо добиться касания площадки полной длиной лезвий лемехов всех корпусов. Положение раскоса и верхней тяги можно отметить.

В плуге ПЛН-3-35 регулируемую ось подвеса устанавливают так, чтобы стопорный болт правого кронштейна был ввернут во второе справа сверление оси. Полевой обрез переднего корпуса должен располагаться в одной плоскости с внутренней кромкой правого колеса трактора. С помощью регулировочных болтов левую часть оси подвеса устанавливают так, чтобы грядили плуга были параллельны продольной оси трактора.

Для регулировки бокового перемещения плуга относительно продольной оси трактора поднимают плуг так, чтобы лемеха находились на расстоянии 1...2 см от поверхности площадки, а затем с помощью стяжных гаек регулируют длину ограничительных цепей до положения, когда перемещение концов продольных тяг не будет превышать 120 мм в каждую сторону от среднего положения.

Подготовка поля

Пахотные агрегаты допускаются к работе только после подготовки поля к обработке. Участки, предназначенные для работы агрегатов в ночное время, должны быть подготовлены заблаговременно днем.

Подготовка поля включает:

· а) освобождение поля от препятствий, мешающих нормальной работе агрегатов;

· б) выбор способа и направления движения агрегатов;

· в) разметку поля - провешивание границ и середин загонов, границ поворотных полос, контрольных линий и линий первого прохода;

· г) разбивку поля - прокладку контрольных линий на границах поворотных полос и образование свальных гребней;

Освобождение полей от препятствий

Неустранимые препятствия, представляющие опасность для работы агрегатов (овраги, болотца и т. п.), должны быть четко обозначены. Вокруг них должна быть оставлена защитная зона шириной 4 м. Въезд агрегатам в эту зону воспрещается.

Выбор направления и способа движения агрегатов, определение ширины загонов и поворотных полос

· 1. Направление вспашки выбирают поперек предыдущей вспашки, таким образом каждый год его меняют.

· 2. На вытянутых полях малых размеров в течение ряда лет допускается вспашка в направлении более длинного гона.

· 3. При обработке склоновых участков направление вспашки в целях борьбы с водной эрозией должно быть поперек склонов.

· 4. Способы движения агрегатов выбирают с учетом постоянных показателей полей (площади, длины гона, конфигурации, рельефа), технических характеристик агрегатов и требований агротехники.

Используют следующие способы движения агрегата при вспашке:

Рис. 2.4. Схема движения при вспашке с чередованием загонов всвал и вразвал (порядок обработки загонов I-III-II-V-IV, вспашка нечетных загонов - всвал, четных - вразвал).

петлевой (всвал и вразвал), петлевой с чередованием загонов (рис.2.4) и беспетлевой комбинированный.

Первый способ наиболее простой и применяется на участках небольшой площади, при втором получается почти вдвое меньше свальных гребней и развальных борозд, при третьем - повышается производительность агрегата и снижается гектарный расход топлива. При выполнении лабораторной работы используется петлевой с чередованием загонов способ движения.

 

 

Для работы с плугом механизм навески трактора ДТ-75М настраивается на двухточечную схему (рис. 2). Для этого втулку 5 закрепляют на нижней оси со смещением на 140 мм вправо от продольной оси симметрии трактора. Вилки нижних тяг 2 и 9 отсоединяют от боковых шарниров и прикрепляют к скобе втулки 5, Передние концы ограничительных цепей 10 соединяют с вилками бугелей трактора, а задние со скобами нижних продольных тяг.


Рис. 2. Навеска трактора ДТ-75, собранная по двухточечной схеме:
1 – стяжка цепей; 2, 9 – продольные тяги; 3 – раскосы; 4 – гидроцилиндр; 5 – втулка; 6 – ось; 7 – верхняя тяга; 8 – рычаг подъема; 10 – цепь.

Втулку цапфы верхней тяги 7 навески устанавливают на валу так, чтобы она находилась с одной вертикальной плоскости с втулкой 5, и закрепляют упорами.

Правый и левый вертикальные раскосы 3 устанавливают с внешней стороны от рычагов подъема 8.

Для навешивания плуга трактор ДТ-75М подают к нему задним ходом так, чтобы шаровые шарниры нижних тяг навески можно было надеть на пальцы подвески плуга и застопорить быстросъемными штырями. Затем соединяют верхнюю тягу с вилкой рычага подвески плуга и стопорят. Правым раскосом 3 регулируют горизонтальность рамы плуга в поперечной плоскости. Длина левого раскоса должна быть постоянной и составлять 720...770 мм. Положение рамы плуга в продольной плоскости регулируют изменением длины

верхней тяги навески.

Длину ограничительных цепей регулируют так, чтобы концы нижних тяг 2 и 9 имели боковое качание не более 20 мм в обе стороне. При вспашке ограничительные цепи ослабляют.

Настройка плуга на заданную глубину вспашки проводится так. Плуг агрегатируют с трактором, выезжают на ровную площадку, трактор колесами или гусеницами заезжает на прокладки, высота которых должна соответствовать заданной глубине вспашки, уменьшенной на глубину погружения колеса в почву (1...2см) и переводят плуг в рабочее положение (рис. 3). Под пятки лемехов корпусов подкладывают дощечки толщиной 10 мм, а под опорное колесо (колеса) ставят подкладки, высота которых меньше заданной глубины вспашки на 2...3 см. Задние колеса полунавесных плугов должны опираться при этом на площадку. Изменяя длину верхней тяги навески трактора и правого раскоса, устанавливают раму плуга параллельно площадке. Вращая винты механизмов опорных колес опускают колеса до соприкосновения с прокладками и затягивают стопорные болты для предотвращения смещения колес при работе. Окончательно глубинувспашки устанавливают в поле.


Рис. 3. Настройка плуга на заданную глубину вспашки

Подготовка поля заключается в осмотре участка и устранении помех, выборе направления пахоты и способа движения агрегата, разбивке участка на загоны, разметке поворотных полос и провешивании линии первого прохода агрегата.

Обычно пахоту проводят вдоль участка. На склонах, с целью уменьшения смыва почвы, пашут поперек склона.

Для прокладки первых борозд и опашки границ поворотных полос первые проходы агрегата необходимо выполнять припашкой всвал за три прохода или вразвал за четыре прохода агрегата.

Плуг для первого прохода припашки всвал устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля или пахал на 1/3 заданной глубины, а последний пахал на заданную глубину (это достигается укорачиванием правого раскоса навески трактора). Второй проход выполняется так, чтобы все корпуса пахали на заданную глубину, при этом первый корпус должен идти по следу предпоследнего корпуса. Третий проход выполняют, как и при обычной пахоте.

Для первого и второго проходов при припашке вразвал плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний был заглублен на половину заданной глубины пахоты (это достигается укорачиванием правого раскоса и опусканием опорного колеса). После этого все корпуса устанавливают на заданную глубину вспашки и выполняют третий и четвертый проходы, направляя первый корпус по следу предпоследнего корпуса. При этом засыпается развалъная борозда и образуется небольшой свальный гребень.

При вспашке трактор ДТ-75М ведут так, чтобы расстояние от обреза правой гусеницы до стенки борозды было 10...15 см. При работе пахотного агрегата золотник распределителя масла должен быть установлен в "плавающее" положение.

Для запашки разъемных борозд плуг регулируют так, чтобы первый корпус пахал на заданную глубину или на 5...6 см глубже и шел рядом с открытой бороздой, а задний скользил по поверхности поля (это достигается укорачиванием верхней тяги механизма навески трактора и подъемом опорного колеса плуга).

, Агротехнические требования

При пахоте необходимо выполнять следующие агротехнические требования:

допускать отклонение средней глубины пахоты от заданной на выровненных полях и участках не более 1 см, а на участках с неровным рельефом и ярко выраженным микрорельефом - не более 2 см; глубина пахоты под свальными проходами - не менее половины заданной;

пахать плугами с предплужниками;

устанавливать дисковый нож перед задним корпусом прицепных и полунавесных плугов обязательно, у навесных плугов - не всегда обязательно; чередовать глубину пахоты, чтобы не образовалась плужная подошва;

полностью заделывать в почву (не менее 95%) удобрения, дернину, пожнивные остатки на глубину 12-15 см от поверхности поля, включая вспушенность почвы;

оборачивать пласт без образования пустот;

создавать мелкокомковатое состояние вспаханного слоя почвы с преобладанием комочков в поперечнике не более 5 см; количество глыб крупнее 10 см при пахоте полей с оптимальной влажностью почвы должно быть не более 15-20%, а с применением комбинированных пахотных агрегатов (плуги с боронами или катками) фракций крупнее 5 см - не более 10-20% всей поверхности поля;

обеспечивать устойчивый ход плуга по ширине захвата; отклонение величины захвата от конструктивной - не более 10%;

борозды должны быть прямые с одинаковыми по ширине и глубине пластами, поднятыми каждым корпусом; непрямолинейность рядов пахоты 1 м на 500 м длины гона;

поверхность пашни в захвате плуга и между смежными проходами должна быть слитной;

не допускать скрытых и открытых огрехов и незапаханных клиньев, поворотных полос и межей;

выравнивать свальные и развальные борозды;

гребнистость поверхности пашни должна быть незначительной; высота свальных гребней и глубина развальных бороздок не более 7 см;

обрабатывать на заданную глубину поворотные полосы и выравнивать их поверхность;

выбирать оптимальную скорость пахоты для данного типа корпуса плуга и состояния почвы;

не повреждать дороги, посадки и другие насаждения (посевы), расположенные рядом с полем, на котором ведут пахоту.

[A1]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.