Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭПИЗОД 2. Из воспоминаний И.С.



                                             ЭПИЗОД 2

                                           Из воспоминаний И.С.

         Утро в З.. Раздаётся резкий стук палки о забор. Пение Гагина: «Ты спишь ли? Гитарой тебя разбужу…».  

     И.С. выходит к Гагину, который с посохом в руках дожидается его на каменной скамье у статуи Мадонны. Ещё сонный И.С. опускается на скамью, верхние пуговицы его рубашки  не застёгнуты.

Гагин (бодро). Раненько я вас потревожил, но посмотрите, какое утро. Свежесть, роса, жаворонки поют …. Самое время прогуляться. Засим предлагаю пойти ко мне и посмотреть мои этюды. Кстати, как чувствует себя ваша хандра сегодня?

И. С. (вяло, щурясь на солнце). Сколько мог заметить ещё вчера, большого сочувствия к моей страсти я в вас не возбудил, поэтому разрешаю вам не проявлять свою вежливость. Я велел сделать кофе и тотчас соглашаюсь на ваше предложение.                                

И.С. заканчивает свой гардероб. Наконец дружеское рукопожатие. Удалившись на мгновение, И.С.  выносит две чашки кофе. Пьют кофе.

Гагин (с чашкой, тоном гида). Обратите ваше внимание на чудесно освещённые скалы над рекой. (Через паузу, с творческим энтузиазмом.) А хорошо было бы сегодня порисовать этюды с натуры! (И.С. засмеялся; мгновение спустя раскатистым хохотом смеётся и Гагин.) 

И.С. (иронически настроенный). Мы с Гагиным добрались до скал, я лёг на траву и достал свою книжку, Гагин присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб с раскидистыми сучьями. Но я и двух предложений не написал, а он только бумагу измарал; мы всё больше рассуждали и, сколько я могу судить, довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать, чего следует избегать, чего придерживаться и какое собственно значение художника в наш век. Гагин, наконец, решил, что он «сегодня не в ударе», лёг рядом со мною, и уж тут свободно потекли молодые наши речи, то горячие, то задумчивые, то восторженные, но почти всегда неясные речи, в которых так охотно разливается русский человек. Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, преуспели в чём-то, пришли мы домой к Гагиным.         

   У дома Гагина. Из дверей дома навстречу И.С. и Гагину выходит Мадам - хозяйка.

Мадам (мешая русские и немецкие слова). Фрейлейн Анна ушла на «развалину» в обществе фрау Луизы.   

Гагин (махнув рукой в сторону заросшей плющом крепостной стены). Под «развалиной» подразумеваются вот эти остатки феодального замка. Они довольно живописны. (Разводит руками.) Что ж, пойдёмте отыскивать Асю, заодно продолжим «пленэр». (Берёт этюдник.) 

И.С. Не помешаю я вам?   

Гагин. Напротив, вы мне дельный совет можете дать. Я ведь обещал открыть вам все мои картоны. (Достаёт из папки и расставляет по террасе свои работы.) Вот, это пока всё.  

И.С. (недолго изучив листы). Дельный совет: встаньте перед холстом, немного выпачкайтесь краской. Вот так, отлично! А теперь… размахивайте кистью по холсту! Давайте, хватайте природу за хвост с истинно художническим жаром и яростью! Этакий припадок творчества! Браво, вы сегодня в ударе!

     Розыгрыш заканчивается дружеской потасовкой. Гагин оказывается сильнее и ловко заворачивает И.С. руку за спину.

 Ай! ...Александр Николаевич!.. Всё, всё … больше не буду!

        Гагин отпускает стонущего от боли И.С.. Но, по-прежнему юмористически настроенный, И.С. далее говорит легко и с улыбкой.                                                    

Искусство, Александр Николаевич, как известно, требует жертвы. Скажу вам откровенно моё мнение. Да, в ваших работах много жизни и правды, нечто свободное и широкое. Но у вас… ни один этюд не окончен, и рисунок кажется мне … (Ещё раз склоняется над работами Гагина.) небрежным и … неверным.                 Пауза.

   Быть художником... (Больше для себя, не глядя на Гагина.) Что значит быть художником? Без горького, постоянного труда не бывает художников. Художника преследуют вечные сомнения, необходимость много и мучительно трудиться, чаще всего без денег и славы. Надо суметь… (Подыскивает слово.) сжаться, от многого отказаться. Воля художника постоянно испытывается острейшими кризисами, когда в отчаянии приходит мысль бросить всё. (Смеясь, растирает освобождённую руку.) Вам знакомы пресловутые творческие муки? Однако чтобы вас подбодрить…

      Гагин молча рассматривает листы, бросает их в папку, но И.С. так и не договорил. На крепостной стене, балансируя на самом верху, вдруг появляется Ася с кувшином в руках. У её ног из ветвей плюща выглядывает улыбающееся лицо фрау Луизы. Кроме И.С. и Гагина, сцену наблюдает только что вышедшая из дверей дома и направившаяся к Гагину Мадам - хозяйка.                                

Ася (смеясь и грациозно покачиваясь, ставит себе кувшин на плечо; громко - Гагину). Саша, ты думаешь, это я пить буду? Нет; тут есть цветы на стенах, которые непременно полить надо.  

 Гагин (вполголоса). Экая сумасшедшая! (Молча грозит Асе пальцем.)

И. С. (не выдержав). Осторожно, это опасно, старая кладка осыпается!

Гагин (вполголоса И.С.). Нет, нет, не говорите ей ничего. (Негромко, для Аси.) Искусно, Ася, искусно.

        Ася делает якобы неверный шаг, нарочно громко вскрикивает. И.С. и Гагин невольно бросаются к стене, Мадам – хозяйка произносит «Main Got!».  Ася хохочет, шаловливо покачиваясь, движется дальше, и они с фрау исчезают из виду. Мадам -  хозяйка уходит в дом, так и не решившись подойти к Гагину.

Гагин. Что ж, идёмте. Вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберется.

                              Гагин относит этюдник и папку в дом.      

Появляются Ася с фрау Луизой. Опустив глаза, Ася несёт в руках кувшин, из горлышка которого выглядывает букетик цветов. Она ставит в сторонке стул для фрау Луизы, сама скромно присаживается на скамеечку у ног старушки, кладёт голову ей на колени. Ася как будто устыдилась и ведёт себя как провинившаяся девочка. Фрау Луиза с улыбкой кивает головой И.С.. С невесёлой усмешкой Гагин оценивает мизансцену Аси и фрау Луизы, затем неожиданно направляется в сторону навеса кафе, откуда приносит две кружки пива. Погладив руку фрау, Ася тихонько уходит в дом, Гагин провожает её глазами. Разговор И.С. и Гагина продолжается уже за пивом.

Да, да, вы правы; пока все это у меня очень плохо и незрело, что делать! Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё. Пока мечтаешь, да болтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места. А в исполнении тотчас слабеешь и устаёшь. (Помолчав и опустив голову, вполголоса.) Довольно поздно я схватился за ум, много времени потратил впустую... Теперь же у меня точно глаза открылись. (Вновь помолчав, резко, сквозь зубы.) Коли хватит терпенья, из меня выйдет что-нибудь. Не хватит – останусь недорослем из дворян.  

          В дверях дома появляется Ася, она уже в нарядном платье, перетянутая, в перчатках и шляпке.

Что ж, за здоровье … дамы вашего сердца!

                                        Пьют пиво.

Ася (ей пришлось подойти, чтобы спросить у Гагина). А разве у него… (Вдруг показывает указательным пальцем на И.С.; поперхнувшийся пивом Гагин быстро отводит её палец своей рукой.)  Разве у вас, - есть такая дама?  

         Но И.С. до окончания эпизода больше не произносит ни слова.

Гагин (с мрачной  улыбкой). Ася, да у кого же ее нет?

                                                   Пауза.

Ася (делает пышный  книксен, важно). Брат, можно мне пойти к фрау Луизе?

Гагин (помедлив). Давно ли ты стала спрашиваться? Разве тебе скучно с нами?

Ася (церемонно). Нет, но я вчера ещё обещала фрау Луизе побывать у ней, мы договорились изучать немецкий фольклор.

 Фрау Луиза  (улыбаясь). О, я, я! «Лореляй» – дойч эпос.

Ася (с дерзкой усмешкой). Притом же я  подумала, вам будет лучше вдвоём: господин … (Она вновь махнула рукой на И.С.) … Иван Сергеевич что-нибудь еще тебе расскажет.

          Уходя, Ася громко запевает «Лореляй». Рассмеявшись на прощанье, фрау Луиза, весело оглядываясь на И.С., уходит вслед за Асей. Слышно, как фрау подпевает Асе старушечьим дискантом. Пауза.                                                           

Гагин (стараясь не встречаться глазами с И.С.). Фрау Луиза - вдова бывшего здешнего бургомистра, добрая, впрочем, пустая старушка. Она очень полюбила Асю. У Аси страсть дружить с людьми круга низшего. Я заметил: причиной этому всегда бывает гордость. Она у меня порядком избалована, как видите. Да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не хочу, а с неё и подавно. Я обязанбыть снисходительным с нею. Экая она вольница! Пройдёмся? Кликнем фрау Луизе; я спрошу, у неё ли Ася?

           Из дому выходит Мадам - хозяйка, провожает глазами Гагина и И.С., убирает пивные кружки. Некоторое время смотрит на кувшин с цветами, затем проверяет, есть ли в нём вода, ставит кувшин  на окно.

Гагин (кричит, глядя куда-то на самый верх, под нависающую тёмную крышу). Ася! Ты здесь?

   Под тёмным чердачным воротом в форме огромного клюва стукнуло и отворилось освещённое окошко. Вслед за головкой Аси выглядывает улыбающееся лицо фрау Луизы.      

Ася (кокетливо опершись локтями на оконницу). Я здесь, мне здесь хорошо. На тебе, возьми эту ветку гераниума, вообрази, что я дама твоего сердца.

    Ася бросает брату цветок, отщипнув его от кустика герани в цветочном горшке на окне;  фрау Луиза засмеялась.

Гагин (поймав веточку). Иван Сергеевич уходит, он хочет с тобой проститься.

Ася. Будто? В таком случае отдай ему мой цветок, а я скоро вернусь домой.  

        Ася захлопнула окно. Гагин молча  протягивает ветку И.С., И.С. кладёт её  в карман.  Молча пожав друг другу руки, они расходятся.

                                                 ЭПИЗОД 3

          И.С. в купе просматривает рукопись и в своих воспоминаниях вновь оказывается в З. и Л..

И. С. Помню, что я шёл домой ни о чём не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах. Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли.

Срывает листики, растирает в пальцах, подносит к носу ладонь.

Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. (Пишет.) «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне между чужими?» Я ощущал на сердце мертвенную тяжесть, которая внезапно разрешилась в горькое и жгучее волнение. (Встаёт, ходит, садится, снова пишет.) «Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться». Непонятная мне самому досада меня разбирала. Наконец я вспомнил о своей коварной вдове (официальным воспоминанием об этой даме заканчивался каждый мой день), достал одну из её записок. Но я даже не раскрыл её; мысли мои тотчас приняли иное направление. Я начал думать… думать об Асе. (Падает на кровать.) Что за детские выходки? Уже накануне заметил я в ней что-то напряжённое, не совсем естественное. Этот натянутый смех. … Кажется, в разговоре, Гагин намекнул мне на какие – то затруднения,препятствующие его возвращению в Россию … Полно, сестра ли она его? (Пишет.) «Я никак не мог заснуть; час спустя я опять сидел в постели, и снова думал об этой «капризной девочке с натянутым смехом…».

                       И.С. пишет, лёжа в постели.

«Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, да; и она ему не сестра…». (Шепчет, повторяя много раз.) Да, она ему не сестра… (Пишет.) «А записка вдовы преспокойно лежала на полу и белела в лучах луны»…. М-да, вот тебе и Лорелея, напророчил мне Гагин.

И.С. снится сон: прикрыв рукой свечу, он тайком наблюдает, как Ася позирует Гагину в образе Галатеи; проснувшись, И.С. некоторое время сидит задумавшись.

 Утром я опять пошел в Л. Я уверял себя, что мне необходимо повидаться с Гагиным, но на самом деле меня тянуло посмотреть, что станет делать Ася, так же ли она будет «чудить», как накануне.  

                   У Гагиных. Гагин рисует, И.С. время от времени делает записи в своей книжечке. Ася, не шевелясь и не поднимая головы, скромно сидит у раскрытого окна и шьёт в пяльцах. На ней домашнее платьице-сарафан, волосы под ленточкой по-девичьи зачёсаны за уши. Она больше походит на простую русскую девушку, чуть ли не на горничную. И.С., уткнув лицо в книжку, переходит с места на место; так он незаметно ищет различные ракурсы для наблюдения за поведением Аси. Гагин, свирепо двигая рукой над картоном, успевает поглядывать на И.С. и на Асю. Вдруг Ася принимается вполголоса напевать «Матушку, голубушку». И.С. и Гагин замирают. Ася перестаёт петь. Она продолжает шить. Время от времени Ася задумчиво поглядывает на работающих И.С. и Гагина.

                                                    Пауза.

Гагин. Ася, сходи на кухню к Мадам - хозяйке, проследи, чтобы суп в обед был не слишком жидким.

                  Ася уходит. Гагин, проводив Асю взглядом, разводит руками и улыбается И.С..

 А - га! Пост и покаяние на себя наложила.

                  Некоторое время И.С. и Гагин с заговорщицкой улыбкой смотрят друг на друга. Ася возвращается и тихо садится за работу. Гагин продолжает рисовать, И.С. опускает лицо в книгу.

           Вечером в З.. И.С. лежит на кровати со своими записками.

И.С. (над раскрытой тетрадью). Как я ни старался наблюдать за Асей – на этот раз ни тени кокетства я в ней не заметил, не нашёл ни одного признака принятой на себя роли.Она сидела и шила в пяльцах так, точно век свой ничем другим не занималась. В лице её было такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши. (Пишет.) «На этот раз не было возможности упрекнуть её в неестественности. - Что за хамелеон эта девушка!»Я вспоминал о своих вчерашних мечтаниях, но передо мной вставало сегодняшнее угасшее лицо Аси. И жаль мне было чего-то... (Пишет.) «День прошёл в трезвых ощущениях. А всё-таки она ему не сестра». 

                У Гагиных. Гагин рисует сидя верхом на самом верху «развалины», там, где накануне уже побывала Ася. Ася сидит над книгой у раскрытого окна. Гагин углубляется в рисование, потом ловко спрыгивает со стены, проходя мимо Аси, заглядывает в её книжку, и уходит со своим картоном в сторону кафе. Входит И.С., но Ася не замечает его появления; опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирает глазами строки. И.С. тихонько стучит по раме.  

И.С. (кланяясь). Браво, вы прилежны!

Ася (важно и строго посмотрев на И.С.). А вы думаете, я только чудить и смеяться умею? (Встаёт, собираясь удалиться.)

И.С. (задаёт вопрос между прочим, легко и непринуждённо). Анна Николаевна, до отъезда за границу, вы жили в Москве или в Петербурге?

Ася (опустив голову, неохотно). Я долго жила в деревне.

                                             Пауза.

И.С. (взглянув на обложку книги). Французский роман. Хм.… Однако я ваш выбор похвалить не могу.

Ася (серьёзно глядя на И.С.). Что же читать?! (Бросает книгу на стол.) Так лучше пойду дурачиться! (Убегает.)                

                           И.С. в З., работает над своими записками.

И.С.. Целых две недели я каждый день посещал Гагиных. Ася словно избегала меня, но уже не позволяла себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили меня в первые два дня нашего знакомства. Она казалась теперь втайне огорчённой или смущённой; она и смеялась меньше. (Размышляет вслух.) По всему заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина. (Пишет.) «Она не походила на барышню с дворянским воспитанием. Скорее на какой-то не привитый дичок и с норовом. Во всех её движениях было что-то неспокойное. По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и, вероятно с досады, насильственным образом старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось». Словом, она являлась мне полузагадочным существом. Она привлекала меня, даже когда я сердился на неё. В одном только я более и более убеждался, что она не сестра Гагина. (Пишет.) «Он слишком ласков с ней, обходится с нею не по-братски и в то же время несколько принужденно, всё позволяет, потакает ей во всем и слишком снисходителен». Нет, она не сестра Гагина! (Неожиданно осенённый, потрясённо.) Да ведь это же Гёте, просто «Герман и Доротея»!

И.С. заглядывает под свою кровать, находит там книгу, листает, читает по книжке.

А – а, вот!

«Сын поднялся и, ни слова не молвив, направился к двери,  

Бледный, но с виду спокойный, а следом отец раздражённый

Бросил ему: «Убирайся, тебя-то я знаю, упрямец!

Ну и ступай себе с Богом бродяжничать, чтоб не серчал я.

Лишь на носу у себя заруби, что крестьянскую девку

В дом ко мне не введёшь как жену, - с мужичьём не якшаюсь!»

               И.С. надевает шляпу, берёт книгу под мышку.

В тот же день, вечером, я взялся читать Гагиным «Германа и Доротею».             

           У Гагиных. И.С. вслух читает главу 7 «Эрато. Доротея» из эпической поэмы Гёте «Герман и Доротея» (встреча Доротеи с Германом у колодца). Ася, дважды пронырнув мимо И.С. и Гагина, останавливается, тихонько подсаживается, слушает. И.С. делает паузу, откладывает книгу. Ася уходит в дом. И.С. некоторое время наблюдает, как Гагин с невозмутимым лицом продолжает трудиться над картоном. Ася выходит в фартуке с подносом, на котором стоят кофейные чашки. Теперь она домовитая и степенная, как Доротея. Вслед ей из окна с недоумением смотрит Мадам-хозяйка. Пока Ася ставит поднос и сервирует столик, И.С. незаметно прячется в каменную нишу «развалины», чтобы увидеть, что будет происходить дальше в его отсутствие. Гагин никак не реагирует на перемену в Асином поведении, берёт чашку и уединяется со своим картоном за перевёрнутой лодкой. Мадам-хозяйка в окне исчезает. Ася поднимает голову от стола, делает попытки отыскать И.С.; находит оставленную им книгу, прижимает её к себе.

Ася (взобравшись на «развалину»). Иван Сергеич! …  (Кричит.) Брат! Брат!          На зов прибегает Гагин. Ася тянет к нему руки, Гагин снимает её со стены. Ася обнимает Гагина, прячет лицо у него на груди.

Знаешь, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет!

Гагин (усаживает Асю на стул на террасе и заглядывает ей в лицо). Что с тобой?

Ася (с упрёком). Ты стал ко мне холоднее прежнего, ты не любишь меня!

Гагин (гладит Асю по голове). Полно, Ася, что ты? Я очень люблю тебя.

Ася (сквозь слёзы). Нет, нет!

Гагин (голова Аси лежит у него на коленях).  Полно, Ася, успокойся!

Ася (рыдая, целует Гагина). Одного тебя я хочу любить, и навсегда!

Гагин (подхватывает Асю на руки, кружит, старается развеселить). Полно, Ася, успокойся, ты знаешь, я тебе верю!

Ася (крепко обняв Гагина). Тебя, тебя одного!

Гагин. Полно, полно, успокойся! (Уносит Асю на руках в дом.)                               

              И. С. выходит из своего укрытия, быстрыми шагами, чуть не бегом, пересекает площадку перед домом и исчезает.

                            И.С. в купе поезда, работает над рукописью.

И.С. (пишет). «Несколько мгновений оставался я неподвижным: «Подойти к ним? Ни за что!». Я бегом пустился домой. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки (я ни на одно мгновение не усомнился в их справедливости), а между тем на сердце у меня было очень горько. «Однако умеют же они притворяться. Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от Гагина... И что за чувствительное объяснение?»                            

                     И.С. у себя в З.; готовится к путешествию в горы.

Я спал дурно, на другое утро встал рано, взял за спину походную котомку и отправился пешком в горы, вверх по течению Рейна. Я не отдавал себе отчета в том, что во мне происходило; одно чувство было мне ясно: нежелание видеться с Гагиными! Я уверял себя, что единственной причиной моего внезапного нерасположения к ним была досада на их лукавство. Кто их принуждал выдавать себя за родственников?

Я старался не думать о Гагиных. Я бродил по горам и долинам, не спеша, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседовал с хозяевами и гостями, ложился на плоский согретый камень, смотрел, как плыли облака, погода стояла удивительная. Тихая игра случайности рождала в моей душе мирные впечатления, общее чувство, в котором слилось всё: тонкий запах смолы по лесам, стуки дятлов, немолчный плеск светлых ручейков с пестрыми форелями на песчаном дне, чистенькие деревеньки, аисты в лугах, молодые длинноволосые странники по чистым дорогам, обсаженным яблоками и грушами... Привет тебе, скромный уголок германской земли... Привет тебе и мир!

Да, я забыл сказать, что с досады на Гагиных, я попытался, было, воскресить в себе образ жестокосердной вдовы; но мои усилия остались тщетны. (И.С. находит завалявшуюся в кармане одну из записок вдовы и выбрасывает.) Так окончательно и навсегда я раскланялся с моим прежним предметом. Домой я вернулся к самому концу третьего дня. Дома я нашел записку от Гагина: «Удивляюсь неожиданности Вашего решения. Пеняю Вам, зачем не взяли меня с собой? Прошу придти к нам, как только вернетесь. Гагин». Я с неудовольствием прочел записку, но …на другой же день отправился в Л.       

                                                   ЭПИЗОД 4

У Гагиных. Гагин приветливо трясёт руку И.С..

Гагин. Неожиданный вы человек! Исчезли и всё. Почему нас не предупредили?  

       Вбегает Ася, быстрыми шагами проходит площадку перед домом, видит И.С. и останавливается как вкопанная. Несколько секунд Ася разглядывает хмурого И.С., потом вдруг смеётся без всякого повода и убегает. Гагин смущён, вслед Асе Гагин негромко одёргивает её.

Ася, пожалуйста, не будь такой …сумасшедшей! (Обращаясь к И.С..) Прошу извинить мою сестру. Рассказывайте же, каковы подробности и впечатления от вашего путешествия?

И.С. (сдержанно). Здешние горы очень любопытны в геологическом отношении. Вверх по течению Рейна отрасли горного хребта называются Собачьей спиной, они отличаются чистотой базальтовых слоёв…

         Ася вновь появляется из дому, в руках у неё маленькая корзинка, со смешком она пробегает мимо И.С. и Гагина по направлению к винограднику. И.С. делает паузу.

Гагин (возобновляя разговор).Давайте я расскажу вам, что я делал в ваше отсутствие… (Берёт свои папки.) Собственно, какое назначение художника в наши дни… (Не может сосредоточиться.) …и как сегодня должно работать всем художникам? (Не выдерживает при новом появлении Аси; она вернулась, чтобы с шумом и стуком взять скамеечку для ног.) Ася! 

И.С. (равнодушно-учтиво откланивается). Извините. У меня спешная работа… и … мне пора возвращаться домой.

Ася (вдруг кричит вслед И.С.). Иван Сергеич!

Ася подходит к И.С., протягивает руку для прощания. И.С. холодно едва пожимает её пальцы и отворачивается, чтобы удалиться.

Гагин (догоняет И.С.). Прошу вас, не уходите. (Пристально смотрит на И.С..) Хорошо, позвольте я вас провожу.

          Ася сникает, уходит в дом. И.С. и Гагин останавливаются возле перевёрнутой лодки.

Гагин. Скажите, какого вы мнения об Асе? Она должна казаться вам немного странной, не правда ли?

И.С. (пожав плечами). Н-да…

Гагин. Её надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить. У неё сердце доброе, но голова бедовая. С ней трудно поладить. Впрочем, её нельзя винить, и если бы вы знали её историю…

И.С. (неожиданно цинично перебивает). Её историю? Разве она не ваша… (Не договаривает.)

Гагин. Уж не думаете ли вы, что она не сестра мне? (Усмехаясь, испытующе смотрит на И.С..) Нет? Не думаете? Но она точно мне сестра. Ася дочь моего отца. Моя мать умерла очень рано, я остался после неё шести месяцев от роду. По достижении семи лет меня увезли в Петербург, в юнкерскую школу и я приезжал в деревню только на несколько недель в году. В один из моих приездов я увидел в нашем доме девочку лет десяти.

            В воспоминаниях Гагина появляется Ася в своём домашнем платьице-сарафанчике. Она разглядывает книгу, листает её и водит пальцами по страницам. У неё пластика угловатого и замкнутого «трудного подростка». Ася принимает непосредственное участие в рассказе Гагина.

Гагин. Отец сказал, что она сирота и взята им на прокормление. Я не обратил на неё особенного внимания. Она была дика, проворна и молчалива, как зверёк. Как только я входил в комнату отца, Ася…               

Ася. …тотчас же пряталась за вольтеровское кресло или за шкаф с книгами.

Гагин. Я получил известие о смертельной болезни отца, поскакал сломя голову, застал его ещё в живых, но при последнем издыхании. Он велел привести Асю.

Ася (подходит к Гагину, прямо и требовательно смотрит ему в глаза). «Завещаю тебе мою дочь – твою сестру. Дай слово, что исполнишь мою последнюю просьбу».

Гагин. Ася была дочерью моего отца и нашей крепостной, бывшей горничной моей матери…

Ася. …Татьяны. У нее была высокая, стройная фигура, строгое лицо с большими глазами.

Гагин. Татьяна слыла девушкой гордой и неприступной. Отец мой сошелся с нею после смерти матушки.

Ася (возражает). Мать тогда уже не жила в господском доме, а в избе у своей замужней сестры, скотницы. Отец хотел даже жениться на ней. Но она сама не соглашалась быть его женой, несмотря на его просьбы: «Что, мол, я вам за жена? Какая я барыня?»

Гагин. Я видел Татьяну в церкви всего несколько раз.

Ася (вспоминает). Повязанная тёмным платком, с жёлтой шалью на плечах, мать становилась в толпе, возле окна и смирено и важно молилась, кланяясь низко, по-старинному.

Гагин. Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе. Мать держала её очень строго, а у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был её учителем, не баловал, не нянчился с нею, но любил страстно и ничего не запрещал. В душе отец считал себя перед Асей виноватым. Представьте, что должно было произойти в ней, когда её взяли к барину? На неё в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у неё ручку. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме.

Ася (с усмешкой). Но так же скоро ощутила свое ложное положение – незаконнорожденной и крепостной.

Гагин. В ней развились самолюбие, недоверчивость, простота исчезла. Ася как-то призналась мне, что она хотела бы заставить «целый мир» забыть её происхождение. Она и стыдилась своей матери и ...

Ася. …стыдилась своего стыда, и гордилась ею.

Гагин. В первые дни после смерти отца, при одном звуке моего голоса, Асю била лихорадка, моя забота и ласки повергали её в тоску, но понемногу она привыкла ко мне.          

  Вспоминаемая реальность: Гагин крепко держит Асю за руку. Ася упирается, вырывается, бежит прочь. Гагину приходится догнать, схватить и довольно жёстко поставить Асю на стул, чтобы осмотреть, как сидит на ней платье. Гагину удаётся поправить бант на её платье, но Ася пресекает все попытки надеть на неё шляпку. Ася резко отталкивает Гагина, бросает шляпку об пол, спрыгивает со стула, быстро отпинывает шляпку ногой и отбегает в сторону. Гагин опускает руки, молча садится на стул. Пауза. Ася смотрит на Гагина, потом медленно приближается, поднимает брошенную шляпку.  

Ася (подходит к Гагину, гладит его по руке, утыкается головой в его спину, потом кладёт голову ему на колени). Брат. Отчего это никто не может знать, что с ним будет?

                           Гагин гладит Асю по волосам.

Гагин. Я увез её из деревни в один из лучших пансионов Петербурга. Она уже убедилась, что я точно признал её за сестру, полюбил как сестру. Для неё ни одно чувство не бывает вполовину. Она так страстно привязалась ко мне, что в пансионе начала с того, что захворала от тоски и чуть не умерла. Затем обтерпелась, училась прекрасно, лучше всех, но никак не хотела подойти под общий уровень. Она хотела быть не хуже других барышень; она бросилась на книги. Барышни из хороших фамилий язвили и кололи её как могли: Ася им на волос не уступала.

Ася (примирительно). Сошлась только с одной загнанной, бедной и некрасивой девушкой.

Гагин. Однажды на уроке закона Божия преподаватель заговорил о пороках…

Ася (поднимает шляпку, натягивает её себе на голову, громко провозглашает). «Лесть и трусость – самые дурные пороки!».

Гагин. Вот – пожалуйста! Я не мог слишком винить её: в её положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться. После пансиона она осталась такой же, как была, продолжала идти своей дорогой, только манеры её стали лучше. Хотя и в этом она, кажется, не много успела. Оставаться в пансионе далее было невозможно, и мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собой. И вот мы с ней на берегах Рейна, где я стараюсь заниматься живописью, а она… шалит и чудит по-прежнему. Не судите её слишком строго; она, хоть и притворяется, что ей всё нипочем, - мнением каждого дорожит, а вашим в особенности. Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть. (Гагин помолчал, глядя на И.С..) На днях она что вздумала: начала вдруг уверять меня, что я к ней стал холоднее прежнего и что она одного меня любит, и век будет меня одного любить... И при этом так расплакалась…

И.С. (восклицает). Так вот оно что… (Тут же спохватывается.) Неужели же, в самом деле, ей до сих пор никто не нравился? В Петербурге видала же она молодых людей?

Гагин. Они-то ей и не нравились вовсе. Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек … или живописный пастух в горном ущелье. Впрочем, я, кажется, заболтался, извините, задержал вас.

И.С.. Послушайте, вернемтесь к вам. Мне домой не хочется.

Гагин (с хитрой улыбкой). А работа ваша? (Добродушно усмехается.)

           И.С. и Гагин направляются в дом. В дверях, на пороге появляется Ася. Она молчаливая и с потупленными глазами.

Ася! Вот он опять, и, заметь, сам захотел вернуться! 

Ася (неуверенно). Правда?

              Ася вопросительно смотрит на И.С., И.С. весело протягивает ей руку и крепко пожимает её ладошку. Гагин начинает копаться в своих рисунках, затем уходит в дом. И.С. и Ася прогуливаются возле опрокинутой на берегу лодки.

И вам не скучно было без нас?

И.С.. А вам без меня было скучно?

Ася. Хорошо в горах? Горы были выше облаков? Расскажите мне, что вы видели.  

И.С. Вольно же вам было не слушать.

Ася. Но вы сегодня были сердиты.

И.С.. Я?

Ася. Вы.

И.С.. Отчего же? Помилуйте …

Ася. Не знаю, но вы были сердиты и ушли сердитыми. Мне было очень досадно, что вы так ушли, и я рада, что вы вернулись.

И.С.. И я рад, что вернулся.

Ася (радостно повела плечами). О, я умею отгадывать! Бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной, или нет.

И.С.. Вы любили вашего батюшку?

           И.С. осёкся. Пауза. Ася не отвечает. Прогудел пароходный гудок. Оба молча принялись разглядывать реку.  

Ася (тихо). Что же вы не рассказываете про горы?

И. С. (через паузу). Так отчего же вы сегодня рассмеялись, как только увидели меня?

Ася. Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить обо мне … только по одному тому, что я делаю. Ах, кстати, помните сказку о Лорелее? Ведь это её скала виднеется? Говорят, она прежде всех топила, а как полюбила, сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка. Фрау Луиза мне всякие сказки сказывает. У фрау Луизе есть черный кот с жёлтыми глазами… (Тихо смеётся.) Ах, мне хорошо.

             Слышится мерный молитвенный напев большого хора. Ася и Гагин взбираются наверх, на «развалину», чтобы увидеть, что происходит внизу.  

Смотрите, богомольцы идут с крестами и хоругвями! Вот бы пойти с ними.

И.С.. Разве вы так набожны?

Ася. Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

И.С. (ловит на слове). А! Вы честолюбивы! Вы хотите прожить не даром, след за собой оставить...

Ася. А разве это невозможно?

И.С. (подумав). Попытайтесь.

Ася. Скажите, вам очень нравилась та дама ... Помните, брат пил её здоровье тогда, на второй день нашего знакомства.

И.С. (смеётся). Ваш брат шутил; мне ни одна дама не нравилась; по крайней мере, теперь ни одна не нравится.

Ася (с очень непосредственным интересом). А что вам нравится в женщинах?

И.С.(посмеиваясь). К-а-а-кой странный вопрос!

Ася (закрыв лицо руками). Ой, я не должна была задавать вам этот вопрос, извините, привыкла болтать, что в голову приходит. Оттого боюсь говорить.

И.С.. Говорите, ради Бога, не бойтесь! Я так рад, что вы, наконец, перестаёте… (Находит слово и произносит его с извинительной интонацией.) … дичиться.         

                             Ася смеётся тихим, лёгким смехом.

Ася. Нет, рассказывайте вы. Или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали... (Задумалась.)

           Где нынче крест и тень ветвей

          Над бедной матерью моей …

И.С. (осторожно). У Пушкина не так.

Ася. А я хотела бы быть Татьяной!

          …За то ль, что в милой простоте

          Она не ведает обмана

          И верит избранной мечте?

          За то ль, что любит без искусства,

          Послушная веленью чувства…

          Что от небес одарена

          Воображением мятежным,

          Умом и волею живой.

          И своенравной головой,

          И сердцем пламенным и нежным.       

       (Усаживается, укладывает и разглаживает полы своего платья, как бы устраиваясь надолго.) Рассказывайте же…

И. С. (понизив голос). Посмотрите, как хорошо!

Ася. Да! Если б мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как полетели…  Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы.

И.С.. А крылья могут у нас вырасти!

Ася. Как так?

И.С.. Поживете, узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

Ася. А у вас были?  

  Пауза.

И.С.. Как вам сказать… Кажется, до сих пор я еще не летал.

Ася (неожиданно). Умеете вы вальсировать?

И.С. (озадаченно). Умею.

Ася. Так пойдёмте, пойдёмте… Вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья … (Бежит к дому, кричит.) Саша!

                       На зов Аси из дому выскакивает Гагин.

 Саша,сыграй нам вальс! У нас выросли крылья! Вальс!

                       Появляются Мадам – хозяйка, Ганхен и фрау Луиза.     

Гагин (радостно восклицает). Фрау Луиза, вальс! 

      Фрау Луиза, смеясь, усаживается за фисгармонию, звучит вальс Ланнера. Гагин подхватывает Ганхен, потом Мадам – хозяйку, Ася танцует с И. С..  

Ася (кружится). У нас выросли крылья!     

                                                 ЭПИЗОД 5

              



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.