Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общий план занятий



Общий план занятий

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

ü повторение названия базовой формы;

ü повторение действий прошлого занятия;

ü повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

ü загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

ü показ образца;

ü рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

ü повторение правил складывания.

4. Практическая часть:

ü показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

ü вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

ü текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

ü самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

ü оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

ü анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

 

 

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

 

Формы подведения итогов реализации программы

ü Составление альбома лучших работ.

ü Проведение выставок детских работ.   

 

 

Оценка результативности программы

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

 

 

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

ü Научатся  различным приемам работы с бумагой;

ü Будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

ü Научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

ü Будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

ü Разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

ü Познакомятся  с искусством оригами;

ü Овладеют  навыками культуры труда;

ü Улучшат  свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

 

Материалы и оборудование

1. Бумага:

Непосредственно рабочая:цветная из набора

Рекомендуемая для фона:чертежно-рисовальная,обойная, картон.

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

6. Кисти.

 

 

I год обучения старшая группа

Знакомство  с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.

Задачи:

1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»

4. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

5. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

6. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

7. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.

8. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К концу первого года обучения дети могут:

ü самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;

ü по образцу изготавливать несложные поделки.

ü знать и называть геометрические фигуры;

ü ориентироваться на листе бумаги;

ü  уметь намечать линии;

ü тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

ü уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);

ü добиваться конечного результата;

ü самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

 

II год обучения  

подготовительная к школе группа

Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.

задачи:

1. Продолжать учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

2. Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.

3. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.

4. Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».

5. Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;

6. Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.

7. Развивать память и внимание.

8. Развивать творческие способности и исследовательские навыки.

К концу второго года обучения дети могут:

ü ориентироваться на листе бумаги

ü знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами;

ü знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;

ü изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.

ü работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;

ü добиваться конечного результата;

ü самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;

ü уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.

 



Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик» (старшая группа)

№ п/п Фамилия, имя ребенка Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу Точность и аккуратность выполнении работы Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Общее количество баллов Процент усвоения программы
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик» (подготовительная к школе группа)

№ п/п Фамилия, имя ребенка Знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Точность и аккуратность выполнении работы Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи Общее количество баллов Процент усвоения программы
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

СЕНТЯБРЬ

№ п/п Тема Программное содержание
Знакомство с искусством оригами Познакомить детей с искусством оригами. Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется) Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон. Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
Превращения квадратика   Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию.
«Дом» Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом.
«Для чего нужна дверь?» Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.

 

 

№ п/п Тема Программное содержание
«Гриб» Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».
«В осеннем лесу» (коллективное панно) Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.
«Кот» Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка». Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.
«Стакан» Отработка складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».

ОКТЯБРЬ

 

\

 

 

 

НОЯБРЬ

№ п/п Тема Программное содержание
«Собачья семейка» Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)
«Муха» Базовая форма «треугольник». Складывание поделки «Муха».
«Старое дерево» Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»). Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию.
«Ветка рябины» Отработка складывания базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

 

 

декаБРЬ

№ п/п Тема Программное содержание
«Лисичка-сестричка» Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей» Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать мордочку: глаза, нос.
«Домики для лисы и зайца» Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.
«Царевна-ёлочка» Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. Украшение ёлочки.
«Дед Мороз» Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

 

янваРЬ

№ п/п Тема Программное содержание
«Снеговик» Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)
«Снегирь» Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.
«Гномик» Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище). Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

 

 

февралЬ

№ п/п Тема Программное содержание
«Корона» Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.
«Стул» Отработка складывания базовой формы «блин». Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».
«Поздравительная открытка к 23 февраля» Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. 
«Кораблики в море» (коллективная композиция) Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.  

 

 

март

№ п/п Тема Программное содержание
«Мамин праздник» (поздравительная открытка к 8 Марта) Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.
«Весна красна» Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию.
«Серая шейка» Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв.
«Жар птица» Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.  

 

апрель

№ п/п Тема Программное содержание
«Ракета» Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы. Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.
«Шаттл» Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком. Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму.
3-4 Панно «Цветочный луг» Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

 

май

№ п/п Тема Программное содержание
«Коралловая рыбка» Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.
«Медузка» Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы). Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца. Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза.
Композиция «Морское дно» Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях.
Итоговое занятие Оформление альбома лучших работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая  оценка результатов своей работы и работы сверстников.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.