Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЕГО ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ. Актриса. Жена Хозяина Людмила.. Официант.



 

 

 

ЕГО ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ

 

По мотивам книги К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве».

Михаил Дурненков.

 

Действующие лица:

Константин (он же Константин Алексеев, он же К.С.Станиславский)

Мать.

Отец.

Маша (Она же М.П. Лилина)

Анна

1 Актер

2 Актер

3 Актер

4 Актер

1 Актриса

Помощник ( он же Н.Г. Александров)

Хозяин (он же С.Т.Морозов)

Жена Хозяина Людмила.

Владимир (он же В.Н.Немирович-Данченко)

Гликерия Николаевна (Федотова)

Надежда Михайловна (Медведева)

Официант.

 

Заводная шкатулка, недорогая, инкрустированная потрескавшимся речным перламутром и украшенная сглаженными от времени и потускневшими стекляшками в оправе почерневшего мельхиора. На крышке шкатулки изображение наездницы на лошади. Наездницу зовут Эльвира, лошадь безымянна, да и имя лошади не имеет значение, она нужна для того чтобы нести на себе Эльвиру, точно так же как завитушки металла держат в себе драгоценный камушек. Тихо и надтреснуто шкатулка начинает играть неуместный для цирковой тематики и совершенно неузнаваемый вальс. Стертые колки валиков изредка трогают почерневшие пластины, пропуская целые такты музыки. По жемчужному кругу, на золотой лошади скачет золотая наездница. Все быстрее и быстрее. 

 

 

ГЛАВА 1. РОДИТЕЛИ.

1.

Родители стоят у окна, осторожно выглядывая наружу.

МАТЬ. Зачем ты с ним споришь? А что если он, правда, пойдет к Вороному? Да ладно бы к Ласточке, а то ведь к самой нашей злой лошади.

ОТЕЦ. Жеребец. Вороной это жеребец.

МАТЬ. Может мне сходить за ним?

ОТЕЦ. Он побоится. Видишь, стоит во дворе? Ему темно холодно, страшно.

МАТЬ. Я не уверена. Он такой упрямый. Если захочет что-то сделать, не отговоришь.

ОТЕЦ. В последний раз он захотел быть директором цирка.

МАТЬ. Не удивлюсь, если так и случится.

ОТЕЦ. Ты переоцениваешь мальчика. Он всего лишь маленький мальчик. Сейчас остынет, как следует и пойдет домой.

МАТЬ. Вот будет смешно. Цирк Констанцо Алексеева. Может мне пойти?

ОТЕЦ. Не надо. Подождем.

МАТЬ. Чего ждать? Пока его не переломает лошадь? Или пока не станет директором цирка. Ему есть в кого быть таким упрямым.

ОТЕЦ. Ох, Лиза, не надо этого начинать. Это еще не характер, характер будет у него лет через шесть, а это просто детское упрямство.

МАТЬ. Возвращается. Сергей, если он поймет, что мы за ним смотрели, то устыдится и пойдет обратно. И тогда уж точно прямо под копыта к Вороному.

ОТЕЦ. Так, давай, будто мы были заняты своими делами. Садись за рояль. А я будто переворачиваю ноты.

МАТЬ. Не поверит. Лучше возьми газету.

ОТЕЦ. Где она? Постарайся держать себя крайне естественно.

Они расходятся по своим местам, делая вид, будто занимались этим давно. Мать садится за рояль. Отец с шелестом разворачивает газету. Дверь открывается.

 

2.

Константину уже двадцать, когда он входит в гостиную, где все сидят в позах неизменившихся с предыдущей картины. На нем нелепый грим, который по идее должен сделать из него итальянского красавца, завитой парик, за широким поясом «кинжал». 

КОНСТАНТИН. Ну что?

ОТЕЦ (отрываясь от газеты). Что?

КОНСТАНТИН. Вы мне так ничего и не сказали.

МАТЬ. Это было очень даже мило.

КОНСТАНТИН. Очень даже мило?

ОТЕЦ. А что ты хочешь от нас услышать? Мы не видели такой игры ни разу в своей жизни?

КОНСТАНТИН. Нет, но….

ОТЕЦ. Сегодня вы сыграли в два раза быстрее. Это… (подыскивает слова) достижение.

КОНСТАНТИН. Дело не в том, что быстрее….

ОТЕЦ. А в чем?

Константин не нашелся что ответить, садится, снимает парик.

МАТЬ. Может, если вы будете говорить более членораздельно….

КОНСТАНТИН. Я все делал правильно. Точно как великий Садовский, даже походка его. Жесты, мимика…. В прошлый раз вы говорили, что все слишком медленно.

ОТЕЦ. Кто говорил? Лиза, ты говорила что-то подобное?

КОНСТАНТИН. Это ты сказал! «Водевиль должен играться быстро» - разве это не твои слова?

ОТЕЦ. Ну… вероятно... я ошибался. Костя, я не такой театрал как ты, мне сложно…

КОНСТАНТИН (перебивая). Может я плохой актер? (Пауза) Что? Вы не смотрите на меня. Это правда? Я плохой актер?

ОТЕЦ. Мне кажется ты способный….

МАТЬ (одновременно с ним). Ты, несомненно, хороший актер, Костя. И главное, что тебе самому нравится.

КОНСТАНТИН. Я не понимаю. Вы меня обманываете? Я вам не верю.

МАТЬ (осторожно уточняя). Не веришь во что?

КОНСТАНТИН. Я ничего не понимаю. Может мне не надо заниматься театром?

ОТЕЦ. Это уж как ты считаешь нужным. Я лично не представляю себе лето в Любимовке без ваших представлений. (На секунду задумывается, глядя перед собой. Решительно качает головой.) Нет, совсем не представляю.

МАТЬ. Я тоже. Я так привыкла ко всей этой суматохе – все делают декорации, наряжаются, репетируют. Это же так весело! А что вы будете делать дальше, какими постановками порадуете? Это сюрприз, или мы будем оповещены заранее?

КОНСТАНТИН (оживляясь). Это пьеса Дьяченко «Практический господин». Я подумал, что там есть отличная роль для Зины. Вы знаете, что Зина замечательная драматическая актриса?

МАТЬ. Это очень хорошо, что ты вовлекаешь в свое занятие сестер. Уверена, Зине это пойдет только на пользу.

Пауза. Отец с Матерью с выжиданием смотрят на Константина.

КОНСТАНТИН (неуверенно). Да? Ну что…. А…. (Встает) А с водевилем что делать?

МАТЬ. Сережа?

ОТЕЦ. У меня особенно дельных мыслей нет. Мне кажется, что премьера состоялась, надо двигаться дальше.

МАТЬ. Конечно! Костя, ты очень быстро развиваешься, экспериментируешь. Я согласна, с отцом, надо просто двигаться дальше.

КОНСТАНТИН. Вы мне что-то не договариваете.

МАТЬ. Костя, я сейчас начну сердиться. Что ты от нас хочешь?

ОТЕЦ. Так, молодой человек, идите снимать грим и приготовьтесь принимать гостей. Сегодня к нам приедут мои родственники.

КОНСТАНТИН. Мы закончили разговор?

ОТЕЦ. Да. Этот разговор, мы закончили.

 

3.

МАША. Нет, УЗИ решили не делать. Кто будет, тот будет. Что мы, меньше будем любить ребенка, если будем знать девочка или мальчик?

ОТЕЦ. Мальчик конечно.

МАТЬ. Ой, перестань.

МАША. А я девочку хочу.

ОТЕЦ. Девочка у нас уже есть. Мне нужен внук.

МАТЬ. Я же просила тебя прекрати! Маша, ты его не слушай.

МАША. Я привыкла, что Сергей Владимирович все время при мне вспоминает Костин первый брак.

ОТЕЦ. А чего его вспоминать, он и так есть, чего его вспоминать.

МАТЬ. Давайте лучше посмотрим обои.

МАША. Дождемся Кости, и посмотрим.

ОТЕЦ. А он все еще занимается своими этими… висюльками?

МАША. Астромандалы.

ОТЕЦ. Ну да… эти…. (губами пытается произнести неприличное слово)… кругляшки.

МАТЬ. Зарабатываете?

МАША. Бизнес растет. Наняли еще двух рабочих в мастерскую.

ОТЕЦ. Я старшему по подъезду обещал такую. Сделаете?

МАТЬ. Он уже всем обещал в нашем подъезде. А объяснить что это такое, никому не может. Но все равно обещает.

МАША. Они индивидуально изготавливается. Надо сначала с заказчиком побеседовать. Потом эскизы делаем. /Потом отдаем в производство….

ОТЕЦ. Стандартных дайте.

МАША. У нас нет стандартных, я же говорю. Каждая мандала изготавливается с учетом особенностей личности заказчика.

ОТЕЦ. Всегда берут?

МАША. Да в общем да. Пару раз отказались, они ведь недешевые.

ОТЕЦ. Вот эту пару мне и дай. Одну старшему по подъезду, другую в ЖЭК.

МАТЬ. Маша, а ты даже сейчас продолжаешь работать?

МАША. Так ведь мне не сложно. Я рисую, Костя с клиентами разговаривает.

 

Входит Константин.

 

КОНСТАНТИН (утвердительно). У нас гости.

МАТЬ. Костя, а мы вам кроватку детскую привезли и образцы вот обоев.

МАША. Голубые и розовые. Для детской.

КОНСТАНТИН. У нас нет детской. Привет.

МАТЬ. Ну так ведь будет, правильно?

МАША. Мы же договорились твой кабинет в детскую переделать?

ОТЕЦ. Чего вы его спрашиваете? Взяли и сделали.

КОНСТАНТИН (морщась). Пап….

МАТЬ. Ну ладно, ладно. Давайте обои смотреть.

МАША. Афиши нужно аккуратно снять, а то порвем.

ОТЕЦ. Мы их заберем с матерью, я их к багажнику прикручу и увезу.

МАША. Отлично.

КОНСТАНТИН. Подождите. Давайте поедим что ли, я устал. Или чаю попьем.

МАТЬ. Сейчас, Костя, подожди. Сначала дело. Знаешь, сколько мы тебя ждали?

МАША. Осторожно, а то багет лопнет.

ОТЕЦ. Да ничего если и лопнет. Нам все равно на дачу, кто их там увидит.

КОНСТАНТИН. Стойте.

МАТЬ. Костя, ну что ты стоишь, помогай!

МАША. Ну вот. Порвали….

ОТЕЦ. Скотчем заклеим.

КОНСТАНТИН. Как-то я совсем устал.

МАТЬ. Все равно старые. Отец, приложи обои.

МАША. Мне розовые больше нравятся.

ОТЕЦ. А мне голубые. Зачем пацану в детскую розовые обои?

МАТЬ. Голубые сюда не идут.

ОТЕЦ. Голубые, потому что будет внук, наконец-то.

МАША. Вам никто не гарантировал….

МАТЬ. Повыше подними.

ОТЕЦ. Не дотягиваюсь.

МАША. Костя подай табурет Сергею Владимировичу. Ну что ты застыл?

ОТЕЦ. Ну что, долго я так буду как пугало стоять тут.

МАТЬ. Костя!

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. РАБОТА

 

2.

Константин выкладывает из папки и раскладывает на столе эскизы, сопровождая это действие пояснениями. Хозяин ходит взад, вперед вдоль стола, не глядя ни на Константина, ни на эскизы. Константин говорит текст быстро и заучено с заученными автоматическими интонациями, как продавцы уникальных чеснокодавилок в электричках.

КОНСТАНТИН. Это на самом деле объединение астрологии и искусства. Кому-то больше нравится мистический компонент, я лично, уделяю большее значение художественному сочетанию цвета и рисунка. Но не могу не обойти вниманием тот факт, что при том, что астромандолы являются несомненным украшением любого интерьера, они еще и несут правильную, энергетическую функцию. Ведь они собраны индивидуально, с учетом ваших личных астрологических данных. Так, например, зная вашу дату и время рождения, мы вычислили и внесли следующие характеристики. Позвольте я их обозначу. Как мы видим все планеты, кроме Сатурна, находятся под горизонтом. Это говорит о том, что основные ценности для вас носят личный, не социальный характер. Для вас личный опыт, самовыражение, самоощущение важнее, чем общественное признание ваших достоинств. Это мы постарались учесть в виде вот этого сектора мандолы. И в то же время, самая высокая точка Сатурн в 11-м доме, который показывает стремление появляться в обществе, главным образом, среди друзей, со своими правилами и нормами, задавать правила игры, вносить порядок и структуру, что воспринимается как очень важная задача, ведь Сатурн находится, фактически, в ручке "корзины". Заметна также Луна, в обители и неплохо аспектированная, символизирующая активную жизнь в близком окружении, 3-й дом. Поскольку Луна и управляет 3-м домом, видимо, родственные связи занимают не последнее место в вашей жизни….

ХОЗЯИН (останавливаясь). Подождите.

КОНСТАНТИН. Да?

ХОЗЯИН. Обычно, у меня мало времени, чтобы разговаривать не о работе. Но так уж сложилось, что вы пришли ко мне в офис, а у меня есть семь минут.

КОНСТАНТИН. Я очень рад этому обстоятельству, позвольте….

ХОЗЯИН. Я еще не закончил. Я тоже рад, что у меня есть немного времени, потому что у меня есть возможность узнать то, что я всегда хотел узнать у таких людей как вы.

КОНСТАНТИН. Что значит, таких как я?

ХОЗЯИН. Вопрос мой простой. Вам не стыдно?

КОНСТАНТИН. Не понимаю.

ХОЗЯИН. Понимаете. Вам не стыдно впаривать мне всю эту чушь про планеты и звезды? Я для вас денежный мешок, так хотя бы относитесь ко мне с уважением.

КОНСТАНТИН. Послушайте, если вам не близко астрологическое прочтение вашей судьбы, то обратите внимание на….

ХОЗЯИН. Какой судьбы? О какой судьбе вы говорите? Мою дату рождения поставили наугад в детоприемнике, какая у меня судьба? Причем тут вообще все эти бредни про Сатурн в каком-то там доме?

КОНСТАНТИН. Но вы же сами заказали у нас астромандолу?

ХОЗЯИН. Ее заказала моя жена, которая просто бесится от того, что ей нечем заняться. В этом смысле лучше купить вашу мандалу чем пару галапагосских варанов, которые будут гадить у меня прямо в кабинете на ковер. У меня другой вопрос – я же вижу, что вы неглупый человек. Не знаю, почему я так решил, может у вас такая прическа, а может, потому что сейчас вы стараетесь не смотреть мне в глаза, но ответьте мне, вы что, считаете всех остальных полными идиотами?

КОНСТАНТИН. Я считаю, что это, прежде всего красивая вещь.

ХОЗЯИН (с сарказмом). Отлично. Искусство, вы сказали? Сплав с искусством?

КОНСТАНТИН. Да.

ХОЗЯИН. Я куплю у вас эту… (кивает на эскизы). В самом деле, вы не виноваты в том, что жена ее у вас заказала. Но не рассчитывайте, что я ею украшу свой интерьер.

КОНСТАНТИН. Это как вы хотите.

ХОЗЯИН. Так хочу. Сейчас придет мой помощник, вы скажете ему, что вам нужен договор с нашей фирмой на поставку деталей интерьера в центральный офис. Деньги переведут вам потом по безналичному расчету, оставьте реквизиты своего счета в бане, если он есть. Всего доброго.

 

Идет к выходу.

 

КОНСТАНТИН. Подождите!

 

Хозяин останавливается.

 

КОНСТАНТИН. Я не хочу вам ничего продавать. Мне не нужны ваши деньги.

ХОЗЯИН (усмехаясь). Мало ли что вы не хотите. Я покупатель.

Выходит.

Константин медленно собирает эскизы в папку. Входит ЛЮДМИЛА. Садится в кресло Хозяина. Некоторое время оба молчат. ЛЮДМИЛА смотрит на Константина, тот косится на нее, убирая презентацию.

 

КОНСТАНТИН (агрессивно и внезапно). Он вам сказал, что я что-то продаю? Так вот – я ничего не продаю. Ясно вам?

ЛЮДМИЛА (ошеломленно). Я… Так я и не собиралась! (Поспешно) Это же очень хорошо, что вы не продаете, я… (сбивается) То есть я совсем не это хотела сказать…. (встает) Я хотела спросить…. Если можно…? Про Сократа? Можно?

 

Пауза.

 

КОНСТАНТИН. Да.

ЛЮДМИЛА. А я вот смотрю на вас, смотрю. Я имею в виду Сократа. Я когда каталог смотрела, я же вижу, что вы…. (решительно) Я подумала, что я хочу вас увидеть. И попросила мужа, и он…. А он совсем не разбирается в театре.

КОНСТАНТИН. Так вы…?

ЛЮДМИЛА. Это кабинет моего мужа. Да черт с ним с мужем. Я даже не знаю с чего начать…, я ведь ваша поклонница! У меня весь мой курс на ваш спектакль бегал. Я его лично пятнадцать раз просмотрела. Наизусть помню.

КОНСТАНТИН. Здорово.

ЛЮДМИЛА. Гениальный спектакль. Ощущение было, что это, ну… чудо. (Разводит руками) Другого слова и не могу подобрать.

КОНСТАНТИН. Да?

ЛЮДМИЛА (вспоминая). Потрясающе. Потрясающе…. (спохватывается) А вы сейчас чем занимаетесь? Я так мало о вас знаю. Вы ставите? Да что, я спрашиваю, конечно же ставите!

КОНСТАНТИН. Э-э… да. Я… да. (более уверенно) Да.

ЛЮДМИЛА. А что? Я же представляете, потом пыталась этого Сократа читать, я ничего не поняла. А когда смотрела все эти ваши лодки, которые плыли прямо над сценой, все понимала, вот всё до последней запятой.

КОНСТАНТИН. Даже не знаю, что и сказать.

ЛЮДМИЛА. Вы на поклоны выходили, я вас запомнила. У вас же там и жена играла в спектакле, да?

КОНСТАНТИН. Да, первая.

ЛЮДМИЛА. А потом после спектакля все в кафе сидели, все актеры, всякие люди приходили известные, говорили всю ночь напролет, говорили. Ну и вы там тоже…. Так, что вы сейчас ставите?

КОНСТАНТИН. Ну как сказать…. Про жизнь и… искусство. Жизнь в искусстве. «Моя жизнь в искусстве». Это… по книге Станиславского. По его биографии. Знаете, у него такая книга есть? У Станиславского.

ЛЮДМИЛА (с чувством). Как интересно. (Смотрит на эскизы, которые Константин еще не убрал) А это?

КОНСТАНТИН. Это так…. Вернее, с этим покончено.

ЛЮДМИЛА. Давайте я поговорю с мужем, он у меня меценат, он может вам помочь. Я имею в виду с постановкой. Я буду очень гордиться, если мы вам поможем.

КОНСТАНТИН. Нет, я… мы сами.

ЛЮДМИЛА. Конечно, конечно, когда единомышленники, это самое прекрасное.

КОНСТАНТИН. Да, у нас уже целая команда. И мы…. Мы хотим заниматься театром.

ЛЮДМИЛА. Кому как не вам. Но если вдруг наша помощь, я буду счастлива, если я и…, ну, то есть…. Не отвергайте! Хорошо?

КОНСТАНТИН. Спасибо. Но… Извините.

ЛЮДМИЛА. Хорошо. Мне жаль, что я ничем не могу помочь.

КОНСТАНТИН. Ну так уж… До свидания?

ЛЮДМИЛА. Прощайте.

Константин идет к двери.

ЛЮДМИЛА. Стойте! Я загадала. Если я… если вы мне не будете ничем должны, я вам расскажу…. Ну просто, чтобы вы не посчитали меня за сумасшедшую…

КОНСТАНТИН. Я? Вас? Да ни за что!

ЛЮДМИЛА (торопливо). Я уже все равно начала. Разрешите, я… Вы знаете, я же… Словом ваш спектакль спас мне жизнь. Не в переносном смысле, в самом настоящем. У меня было плохое время жизни, я…, если бы я не попала тогда вечером на ваш спектакль я бы покончила с собой. (разводит руками) Так уж… получилось. Вы меня спасли. (Константин хочет что-то сказать, но она его перебивает) вы поймите, я говорю это только потому, что вы уходите, и я вас возможно больше никогда не увижу! Это было что-то настоящее. И даже что-то еще. Удачи вам в новом деле. Удачи.

 

Пауза. Константин, который сгорбленно от неловкости ситуации стоял у двери, распрямляется.

 

КОНСТАНТИН. Спасибо я… Я думаю, у нас все получится.

 

3.

2 АКТЕР падает на колени перед 1 АКТРИСОЙ.

 

2 АКТЕР. Так будь же моей! Внезапно я ощутил всю полноту моего к вам чувства!

 

На сцену, будто его вытолкнули, вылетает 1 АКТЕР.

 

1 АКТЕР. Здравствуйте.

2. АКТЕР (внезапно). Это граф Мездерон! Тот самый о котором я тебе говорил! Он нас убьет! Его шаги я слышал в темноте!

1 АКТЕР. Я вас прощаю. И зла на вас теперь я не таю. Поскольку другую любовь в себе обнаружил.

1 АКТРИСА. И кто же она?

2 АКТЕР. Она прибудет с минуты на минуту.

 

Появляется Константин.

 

КОНСТАНТИН. Что нужно верному слуге? - Кувшин вина, кусок хлеба и доброго хозяина…

2 АКТЕР. Куда ты дел мою невесту? Стреляться! Стреляться немедленно!

 

Пауза. Константин смотрит на застывшую мизансцену.

 

КОНСТАНТИН. Невесту? Отныне уж она ничья. И пусть ничьею будет, лишь только для земли, да плит могильных.

2 АКТЕР. О горе мне!

1 АКТРИСА. Я… я герцога зову, пусть он вершит свой суд земной, а суд небесный пусть свершится после.

 

Поспешно уходит.

 

1 АКТЕР. Постой! Куда же ты, вернись, о дева!

 

Бежит за ней, но его за рукав перехватывает 2 АКТЕР.

 

2 АКТЕР. Постой, мой друг, ты будешь секундантом.

1 АКТЕР. Я секундантом? Изволь….

КОНСТАНТИН. Нам секундант не нужен. Ведь ты отравлен.

2 АКТЕР. Кто? Я?

КОНСТАНТИН. Да, ты. (1 АКТЕРУ) И ты.

2 АКТЕР. Я чувствую, как яд по жилам хладным разлился…. Вот смерть моя настала….

 

Падает, застывает.

 

1 АКТЕР. Да будь же проклят весь твой род. Чума на оба ваши дома.

 

Тоже падает.

 

КОНСТАНТИН. И мне досталось этого напитка. Пусть вечный сон меня поглотит. (Поправляется) Поглотит.

 

Падает.

Вбегает 3 АКТЕР и 1 АКТРИСА.

 

3 АКТЕР. Кто герцога звал?

 

Видит, что все лежат «мертвые». Несколько секунд смотрит, не зная как реагировать на увиденное.

 

3 АКТЕР. Я… я здесь не нужен боле.

 

Уходит.

 

1 АКТРИСА (пятясь). О скорбь…. О скорбь…. Какая….

 

Разворачивается и уходит за кулисы. Опускается занавес.

Слышен долгий звук несмолкающих аплодисментов.

Константин, 1 АКТЕР и 2 АКТЕР встают, мрачно начинают отряхиваться. На сцену входят 3 АКТЕР, 1 АКТРИСА и радостный УСТРОИТЕЛЬ. АКТРИСА садится на кушетку декорации, морщась массирует колено.

 

УСТРОИТЕЛЬ. Четыре раза на бис! А вы переживали! Константин Сергеевич, надо было все-таки на поклоны выходить, вы так изящно придумали закончить пьесу.

1 АКТЕР. Какой позор. Несли полную околесицу.

УСТРОИТЕЛЬ. А что же делать, билеты ведь проданы, надо же что-то давать.

3 АКТЕР. Надо было отменять спектакль и честно говорить, что есть не все актеры и играть не можем.

УСТРОИТЕЛЬ. Так почему же?! Публика вон как хлопала! Все хохотали!

3 АКТЕР. Хохотали от бессмысленности, вот и хохотали.

1 АКТРИСА (устало). Ноги-то как болят. Холодно у вас в гримерках, хоть бы вы вина распорядились подогреть.

УСТРОИТЕЛЬ. Сейчас! Сейчас все будет! Я лично-с!

 

Убегает.

 

3 АКТЕР. Ему легко, он своим именем не рискует. А я между прочим в коллегии служу. Что если бы мои сослуживцы увидали весь этот позор?

КОНСТАНТИН. Если уж мы участвуем в спектаклях сомнительного результата, надо брать псевдонимы. Я тоже не хотел бы, чтобы все узнали, что директор Музыкального Общества в такой халтуре играет.

2 АКТЕР. Я семнадцать лет играю в любительских спектаклях и всякого насмотрелся. Я вам скажу, что псевдонимы не микстура и вряд ли тут помогут.

1 АКТРИСА. А что же делать?

2 АКТЕР. Ничего. Нам нравится играть, а это необходимая плата за удовольствие.

КОНСТАНТИН. Не вижу необходимости платить так много. Да и удовольствие….

1 АКТРИСА. Вина не дождусь, видимо. Пойду я, господа.

3 АКТЕР. До свидания Мария Васильевна.

2 АКТЕР. Я с вами! Можно?

1 АКТРИСА. Как вам будет угодно.

 

Уходят вместе.

 

1 АКТЕР. Защитой может быть свое дело. За которое мы можем отвечать своей головой.

КОНСТАНТИН. Свое дело когда еще будет.

3 АКТЕР. Так нам нужен талантливый организатор. Человек, который может привлечь необходимые капиталы. Мы ведь не зря столько играем, мы узнаем друг друга, находим единомышленников. Так можно и гору одолеть, когда вместе.

КОНСТАНТИН. Я вижу свое призвание в актерстве. Режиссура и организаторство это всё на втором месте.

3 АКТЕР. Так это никуда не уйдет.

КОНСТАНТИН. Надо развиться как актер. Я не чувствую, что у меня все получается, а публика не покажет правду, по ней нельзя понять, хорош ты или нет. Вон как сегодня хлопали.

3 АКТЕР. В своем театре мы будем уделять этому много внимания. Артем, скажи ему!

1 АКТЕР. Константин Сергеевич, не обязательно быть только актером.

КОНСТАНТИН. Вот как доберусь до должных высот, тогда и буду думать о дальнейшем. Впрочем, господа, мне пора идти. Приятно было выступать вместе.

1 АКТЕР. Нам тоже.

3 АКТЕР. Всего наилучшего.

 

Константин выходит.

 

3 АКТЕР. Эка ж ему неймется быть актером. И ладно, если бы….

 

Замолкает, потому что входит Константин.

 

3-ИЙ АКТЕР. Эка ж ему неймется быть актером. И ладно, если бы….

 

Замолкает, потому что входит Константин.

 

КОНСТАНТИН. Станиславский!

1-ЫЙ АКТЕР. Что, Станиславский?

КОНСТАНТИН. Как вам псевдоним? Такой же был у неплохого актера Алексея Федоровича Маркова, он раньше играл в театре Секретарева на Нижней Кисловке.

3-ИЙ АКТЕР (с сомнением). Польская фамилия, вроде….

КОНСТАНТИН. Тем лучше! Тогда меня точно никто не рассекретит.

3-ИЙ АКТЕР. Ну, может быть….

КОНСТАНТИН. Точно вам говорю. Псевдоним не занят, Алексей Федорович сейчас медициной поглощен полностью.

3-ИЙ АКТЕР. Тогда берите, ваш будет.

КОНСТАНТИН. Вот и я говорю. Станиславский. Звучит!

1-ЫЙ АКТЕР. Пойдемте уже, что мы здесь забыли? (на ходу ворчит) Все что тут происходит недостойно даже моим гимназистам показывать, не то что….

 

Идут к выходу. Константин задерживается на месте, глядя перед собой. Пробует вслух.

 

КОНСТАНТИН (позируя). Я – Станиславский!

3-ИЙ АКТЕР (на выходе). Вы идете? Константин Сергеевич!

КОНСТАНТИН (негромко). Станиславский….

 

Он догоняет остальных, они уходят.

 

Через несколько секунд влетает Устроитель.

 

УСТРОИТЕЛЬ. Господа! Вино!

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРИЗВАНИЕ.

 

1.

КОНСТАНТИН. И отговаривать меня поздно. Еще вчера мы приняли решение, что Обществу литературы и искусства быть. Если вас просил на меня подействовать Владимир Александрович, то прошу ему напомнить в ответ, что графу тоже нет нужды заниматься литературой, поскольку он свой доход имеет из других источников.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА (Федотова). Костя, Константин Сергеевич, вы меня сначала выслушайте….

КОНСТАНТИН. Гликерия Николаевна, был бы рад, но крайне мало времени, сегодня первое учредительное собрание нашего общества и я должен как следует подготовиться.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Тогда выслушайте меня хотя бы из уважения к моим годам и моему опыту.

КОНСТАНТИН. Хорошо…. Простите, может я был немного резок.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Присядьте.

КОНСТАНТИН. Я весь внимание.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Я весь внимание, а сами смотрите на часы. Вы плохо играете внимание, Константин. Внимательность на сцене достигается только тогда, когда вы знаете конечную цель вашей внимательности. Иначе оно пустое, как еще незаселенный доходный дом – расписная коробка, а внутри даже мебели никакой нет.

КОНСТАНТИН. Что вы имеете в виду?

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Я имею в виду, что я знаю от мужа, что никакого собрания учредителей сегодня не ожидается.

КОНСТАНТИН. То есть вам вру?

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Мне это совершенно неважно. Для начала я хотела бы сказать, что граф Соллогуб не просил меня с вами разговаривать. Участие или неучастие его племянника в деле вашего Общества, это его личное дело. И сразу скажу, что не мои контры с мужем заставляют меня вмешиваться. Он горит созданием вашего Общества точно так же как и вы. Но у него и нет другого пути в жизни. А я хочу дать совет вам лично.

КОНСТАНТИН. Какой же?

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Не горячитесь.

КОНСТАНТИН. Что это значит?

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Я видела, как вы играете в спектаклях. Вы следите буквально за каждой складкой вашего платья и за каждым зрителем в зале одновременно. Вы собраны из всех видимых мною образов созданных великими и просто талантливыми актерами. Видимо вы учитесь. Видимо вы учитесь подходить к вашему делу головой. И оно представляется вам этакой шарадой, которую надо разобрать до конца.

КОНСТАНТИН. Всему можно обучиться или научиться.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. А сейчас вы вкладываете семейные деньги в дело, которое может стать делом всей вашей жизни. Скажите, вам не страшно оказаться на склоне лет у разбитого корыта, как те старики в сказке Пушкина?

КОНСТАНТИН. Родители полностью на моей стороне, так что их расположением к себе я не рискую.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Дай Бог каждому таких родителей. Но сейчас я говорю о вас. Театр существо живое и, к сожалению, голодное. Он питается нашими душами, иногда не отдавая ничего взамен. Не проще ли вам какое-то время подумать, не бросаться в новое дело с головой. Вы такой славный в вашей этой уверенности, что можно одним намерением решить эту сложную задачу – театр.

КОНСТАНТИН. У меня нет уверенности. Я в это верю.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Хорошо. (пауза) Тогда у меня к вам небольшая просьба. Надежда Михайловна Медведева приболела. И ее роль в Малом Театре сейчас отдали другой актрисе. Не могли бы вы, раз уж собрания сегодня не будет, проведать ее? Она весьма мучается тем, что не может играть.

КОНСТАНТИН (в растерянности). Да? Я…, конечно. Я больной поклонник Надежды Михайловны и я с радостью…. Но… вы так резко завершили разговор. Я ждал больших аргументов.

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. Я вижу, что они не подействуют. Выполните мою просьбу, я буду очень вам признательна.

КОНСТАНТИН. И ни слова больше?

ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА. А зачем слова? Для нас актеров, слова это способ спрятать что-то настоящее.

 

3.

Константин, Маша.

 

МАША. Как прошла встреча?

КОНСТАНТИН. Да никак. Ничего особенного.

МАША. А именно?

КОНСТАНТИН. Слушай, а ты выбросила мой свитер? Старый такой с горловиной?

МАША. На улице тепло.

КОНСТАНТИН. Выбросила?

МАША. Зачем он тебе? Ты в нем зажаришься. Да если честно, он тебе не идет.

КОНСТАНТИН. Понятно. Надо что-нибудь купить?

МАША. Ничего не надо.

КОНСТАНТИН. Продукты? По-хозяйству?

МАША. У нас все есть. Давай, сериал посмотрим, я скачала новые серии «Врачи за работой».

КОНСТАНТИН. Включай, я быстро сейчас выйду, куплю, бритву и назад.

МАША. Я без тебя боюсь смотреть. Там каждая серия начинается с того, что кто-то в припадке бьется. И кровища рекой.

КОНСТАНТИН. Ну тогда не смотри такие сериалы. Я быстро.

МАША. Тебе идет быть небритым. Может, ты хочешь бороду отпустить?

КОНСТАНТИН. С чего ты решила? Ладно, я пошел.

МАША. Давай посмотрим серию и пойдешь. Ну, пожалуйста.

КОНСТАНТИН. Ну хорошо.

 

Сидят перед бормочущим телевизором.

 

МАША. Ой. Страшно. Он же всех заразит.

КОНСТАНТИН. Что-то мне разонравился сериал. Какой-то дурацкий. Давай я пойду, а ты смотри пока.

МАША. Я не хочу без тебя смотреть.

 

Выключает.

 

МАША. Пошли вместе. Мне тоже кое-что надо купить.

КОНСТАНТИН. Ты мне скажи, я куплю.

МАША. Я еще сама не знаю, что мне надо, мне надо увидеть витрину.

КОНСТАНТИН. Лифт не работает, тебе будет тяжело идти.

МАША. А мы с остановками. Будем отдыхать по пути.

КОНСТАНТИН. Давай вечером пойдем. Я сейчас хочу быстро туда и обратно.

МАША. На вечер у меня другие планы.

КОНСТАНТИН. Какие?

МАША. Вот так прямо всё тебе и расскажи.

КОНСТАНТИН. Пока ты будешь собираться, я уже вернусь.

МАША. Тебе что, жить нельзя без этой бритвы? Ты что, без нее умрешь что ли?

КОНСТАНТИН. Давай ты мне не будешь указывать. Все, давай.

МАША. Стой. Останься.

КОНСТАНТИН. Пока.

МАША. Нет!

КОНСТАНТИН. Что ты кричишь?

 

Пауза.

 

МАША. Пожалуйста.

КОНСТАНТИН. Не могу.

 

2.

Темнота. В круге света от свечи сидит растрепанная безумного вида старуха. На столе почти пустая бутылка, чашка, ломоть хлеба. Она с ужасом вглядывается в темноту.

 

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Кто тут? Нюша? Кто это? Ты где? Кто?

 

Встает и без сил падает обратно на стул. На свет выходит Константин.

 

КОНСТАНТИН. Я стучал, но мне не ответили. (с ужасом смотрит на бутылку, на Медведеву) Мне сказали, вы приболели, я решил навестить вас.

 

Долгая пауза. Внезапно Медведева начинает хохотать сорванным заржавевшим смехом.

 

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Так и то правда. Приболела.

КОНСТАНТИН. Так может вам в постель?

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Належалась. (обводит руками стол и все вокруг) Видите, Константин Сергеевич, вот видите, – играю. Мне пора умирать, старой дуре, а я все играю! Видно, и в гробу, и там играть буду!

КОНСТАНТИН. Что же вы играете?

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Дуру!

 

Опять начинает хохотать, отчего Константин становится еще более серьезным. Он подходит к ней, внимательно заглядывая ей в лицо, садится на второй стул.

 

КОНСТАНТИН. Та-а-ак….

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА (одновременно изображает не вставая со стула). К доктору дура пришла, не то кухарка, не то деревенская баба. Пришла и села, положила кулек с овощами, – а вот тут пальтишко внучонка. Вот сидит и смотрит, картинка висит, зеркало, увидала свое отражение и обрадовалась. Подбила волосы под платок, – глядь, а в зеркале тоже баба подбивает себе волосы. Улыбнулась.

Жутко улыбается. Константин убирает со стола бутылку.

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Приходит доктор, зовет. Она идет в другую комнату и поклажу с собой несет. Так… где она…. Наклонилась с трудом, взяла.

 

Вынимает из под стола бутылку, и ставит ее на прежнее место. Отхлебывает из чашки, с выжиданием смотрит на Константина.

 

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Ну?

КОНСТАНТИН. Что с тобой? Где болит?

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Проглотила!

КОНСТАНТИН. Что проглотила?

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Гвоздь проглотила!

КОНСТАНТИН. Большой?

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА (разводит руки в сторону). Во-о!

КОНСТАНТИН. Да ты бы померла, старуха, коли бы такой гвоздь проглотила.

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Зачем помирать, живу!

КОНСТАНТИН. Ну и что же ты?

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Так выпирает! Здесь выпирает, эвона прет!

КОНСТАНТИН. Надежда Михайловна….

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Ну, разденься, сказал доктор и ушел. И баба начинает раздеваться.

 

Выливает из бутылки остатки в чашку.

 

КОНСТАНТИН. Надежда Михайловна, вам бы лечь отдохнуть.

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА. Не по роли, батюшка, говорите. Начала баба раздеваться. Вот сняла шубенку, платок, кофту, юбку, рубаху, начинает разуваться, но не может достать до ноги – живот мешает. Вот она села на пол, сняла один башмак, другой башмак, тянет чулок, другой, ногой помогает. Разделась догола, начинает вставать, да и встать не может. Наконец встала и села на стул, сложила руки и сидит вот так вот!

 

Сидит, сложив руки и глядя в точку. Константин через некоторое время встает. Медведева сидит так же неподвижно, думая о чем-то своем. Он поворачивается и выходит.

 

3.

Константин и Анна.

 

АННА. Интересно, а здесь есть что-нибудь итальянское? Я так ужасно полюбила всю эту итальянскую кухню, за время поездки.

КОНСТАНТИН. Не знаю, посмотри в меню.

АННА. Только давай сразу договоримся, я сама за себя плачу. Так как у тебя дела?

КОНСТАНТИН. Плохо. У тебя?

АННА. У меня? Ну как-то обычно. Вот повысили меня недавно. Это ужас. Теперь все бумаги к генеральному должны через меня проходить. И с утра до ночи в кабинете, у меня теперь свой кабинет, ну так вот, с утра до ночи в кабинете какие-то люди. Все после пяти домой, я до семи, до восьми сижу, разгребаю. Уже и сама не рада. Так устала, что пришлось на месяц уехать в Европу, только чтобы в себя придти.

КОНСТАНТИН. Слушай. Я что-то тут вспомнил наш спектакль. Как мы с тобой его ставили….

АННА. Ну еще бы. Кстати, я в этом году была на эдинбургском фестивале. Случайно там с Аленкой оказались. Это конечно безумие, с утра до ночи спектакли на английском языке. Просто с утра до ночи. Потом падали в гостинице без задних ног.

КОНСТАНТИН. Как там Аленка?

АННА. Что с ней будет? Талантливый ребенок растет, радует. Сейчас переходный возраст правда, но я приготовилась заранее….

КОНСТАНТИН. Талантливый?

АННА. Ну да. Это не я, это тренер говорит. Я сама спортом-то не увлекаюсь, хожу пару раз в неделю на фитнесс, да и все. Просто чтобы форму поддержать.

КОНСТАНТИН. Я вот хотел. Ну, про тот спектакль….

АННА (перебивая). Вспомнила! Она же выиграла тут районные соревнования. Смотрю, на кухонном столе какая-то медаль лежит. Это что, говорю, шоколадная? А она смеется, шоколадная, мама, шоколадная.

КОНСТАНТИН. Аня.

АННА. Что?

КОНСТАНТИН. Аня, скажи, у нас ведь все было хорошо?

АННА. Ты про спектакль? Или наш с тобой брак? Приличный спектакль. Вполне на уровне. Ну, так вот, о чем это я…?

КОНСТАНТИН. Знаешь, я опять хочу заняться театром.

АННА. Молодец. У меня друг есть. Близкий. Он театральный художник. Так вот, представляешь, его позвали на месяц в Германию, в немецкий театр ставить. И вот он мне вчера по аське пишет….

КОНСТАНТИН. Аня, послушай, подожди.

АННА. Что?

КОНСТАНТИН. Я жену бросил. Представляешь?

АННА. Легко представляю. И что теперь?

КОНСТАНТИН. Хочу тебя попросить мне помочь. Мне надо найти ребят. Я так понимаю, никто из них театром не занимается, все ведь любители были

АННА. Ну почему, Андрей вон в мастерских работает, декорации красит до сих пор.

КОНСТАНТИН. Я хочу снова всех собрать.

АННА. Зачем?

КОНСТАНТИН. Пора становиться профессионалами.

АННА. Не поздновато ли ты схватился, Костя? Семью профукал. Сначала первую, потом вторую. Про ребенка вообще не знаешь, что с ним. Правильно?

КОНСТАНТИН. Ты сама мне такое условие поставила, чтобы я с Аленой не виделся.

АННА. А ты взял и согласился. Правильно?

КОНСТАНТИН. …

АННА. Вот так-то.

КОНСТАНТИН. Помоги мне. Для меня это очень важно. То есть…. Да. Самое важное. Я понимаю, что тебе вообще не хочется меня видеть. Я в последний раз з



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.