Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство культуры Российской Федерации 4 страница



ТЕАТРАЛ – большой любитель театра, завсегдатай премьер, знающий имена артистов, режиссеров, драматургов. Иногда в обыденной речи под театралами подразумевают деятелей театра. Такое употребление слова неверно.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ в применении к сценическому искусству – все ложно-преувеличенное, показное, мишурное (в противоположность сценичности).

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. «temperaturum») – возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям внешнего мира, степень заинтересованности его всем, что он воспринимает: ненависть ко злу с позиции любви к добру, отвращение к безобразному, диктуемое потребностью прекрасного, жажда познания истины, убежденность в своей правоте. Темперамент выражается в силе и скорости реакции человека на внешние и внутренние возбудители. В соответствии с классификацией Гиппократа, по темпераменту люди делятся на четыре основных типа: флегматик (медленный и слабый), сангвиник (быстрый и слабый), меланхолик (медленный и сильный), холерик (быстрый и сильный). Этой древней классификацией люди пользуются и сегодня, но лишь как основной схемой. При внимательном рассмотрении у каждого человека в жизни, как у действующего в пьесе лица, предполагается единственный в своем роде темперамент. Жизненная активность человека окрашивается своеобразием его личности, совокупностью вкусов, пристрастий, характером его юмора.

Творческий темперамент, в особенности исполнительский, часто оценивается поверхностно. Актер, легко впадающий в крик, нервную раздражительность или слезы, не доказывает этим своего темперамента, а иногда прикрывает таким образом его отсутствие. Максимальное проникновение в художественный вымысел, предельная степень увлеченности предлагаемыми обстоятельствами, искренность и глубина оценок на сцене может выражаться и нешумно, в полной степени раскрывая темперамент артиста.

Ложное понимание режиссерского темперамента состоит большей частью в привычке режиссера горячится на репетиции. Истинный темперамент режиссера – это сила его художественной мысли, выраженная в мизансценах спектакля и через актера.

ТЕМПО-РИТМ – см. ритм.

ТРУППА (нем. «Truppe» - актерский состав театра. Труппы делятся на постоянные и собранные на один спектакль (см. репертуар).

УСЛОВНОСТЬ – язык искусства. Художник как бы заранее условливается со зрителем, что свои образные мысли он будет выражать в том или ином материале, манере и т.д. Например, задумывая витраж, автор решается передать свой замысел в виде мозаики, то есть создать линии, формы, передать цвет, комбинируя различные кусочки стекла. Язык искусства может быть более или менее близок к натуре. Опять же, художник как бы договаривается, условливается со зрителем, читателем, слушателем, что он будет стремиться передать образ натуры как таковой или позволит себе, отталкиваясь от своих жизненных впечатлений, в какой-то степени абстрагироваться, уйти от прямого подражания природе в мир собственных идей и передать их в материале через определенные знаки, символы. В какой степени он позволит себе отойти от прямой изобразительности, дело самого художника. У него есть право на любую степень условности. Однако он не должен забывать, что условливается он не с кем другим, как с широкой публикой; и когда договор его теряет силу – язык его искусства становится понятен лишь горстке избранных или ему одному, то есть, становится мертвым языком.

ФАКТУРА (лат. «facture» - произведение) – в искусстве – своеобразие наружной отделки, техники, внешних качеств; в сценографии – выразительность материалов, из которых создается декорация, костюм, бутафория. Все, что выносится на сцену, оценивается не иначе как через восприятие из зрительного зала, то есть на расстоянии от первого до последнего ряда, в сценическом свете, в соседстве с другими предметами. В декорациях и костюмах ценны и некоторые натуральные фактуры (дерево, холст), и искусная имитация, включающая определенную технику ее выполнения (аппликация, тиснение, плетение). Для большей выразительности художники часто прибегают к укрупнению фактур: так, например, фактура рогожи имитируется плетением узких полос холста.

Понятие «фактура» применяется и к актерским данным. Имеются ввиду внешние данные – их сценичность.

ФАНТАЗИЯ – см. воображение.

ФЕХТОВАНИЕ сценическое – искусство боя на сцене, один из предметов физического воспитания актера и выразительных средств театра. В основе сценического фехтования лежат принципы спортивного боя с той разницей, что на сцене он осуществляется в экстремальных условиях, при особом нервном напряжении исполнителей и без защитных масок. Поэтому на сцене бой в основном имитируется: партнеры колют друг друга в безопасную зону. Но сценическое фехтование можно рассматривать как искусство, потому что набор уже существующих приемов и эффектов драки с применением холодного оружия достаточно богат и таит в себе возможности бесконечного числа комбинаций. Так что постановщик боя может создать неповторимую «хореографию», единственный в своем роде пластический рисунок.

ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – разновидность сценического действия, связанная с выполнением персонажем какой-либо физической задачи. Сущность метода физических действий – одного из открытий Станиславского – в том, что как ни высоки мысли героя, у него всегда есть очередная физическая задача. Обдумывая план сражения, полководец может чинить карандаш, искать какой-нибудь потерянный предмет, отчищать пятно на рукаве. Такие простые задачи легко выполнимы, и истинность физического действия помогает увести актера от опасного ложного пафоса, высокопарности. Злоупотребление методом физических действий порождает на сцене суету, излишество мелких движений и приспособлений, превращает всякую пьесу в бытовую. Однако грамотно применяемый метод физических действий – важная составная часть мастерства актера и режиссера. Строго отобранные физические действия хорошо вписываются даже в спектакли романтического репертуара, например, в драмы Ф. Шиллера, где быт не является главным средством сценической выразительности. Ценный вклад в метод физических действий внес А.Д. Попов: его термин «качели» обозначает прерванное физическое действие. В том же примере полководец может чинить тот же карандаш не непрерывно, а все время отвлекаясь на что-то более важное, чем занято в это время его воображение, и потом снова возвращаться к карандашу. Таким образом, исполнитель как бы качается на качелях между простой физической задачей и сложным внутренним действием, что особенно приковывает внимание зрителя.

ФИКСАЦИЯ-закрепление – один из обязательных элементов профессиональной техники в искусстве. Творчество – это движение вперед, поиск. Но до бесконечности двигаться и только искать значит ни к чему не прийти и никогда не найти, ни на чем не остановиться. Распространенная ошибка неопытных режиссеров – на каждой следующей репетиции полностью переделывать созданное накануне. Так «замучивается» творческая работа. Профессионал умеет не только идти, но останавливаться, не только искать, но и находить. Как только на репетиции рождается что-то подлинно ценное, необходимое для будущего результата, оно должно быть зафиксировано. Искусство фиксации – это умение закрепить, но не убить, отлить в окончательную форму, но не заштамповать фрагмент будущего произведения. Если стремиться, чтобы театральный коллектив работал ритмично, выпуская спектакли в срок, режиссер на каждой репетиции должен чувствовать соотношение творческого поиска и фисации найденного в сознании и мускулах исполнителей.

ХАРАКТЕРНОСТЬ (не путать с понятием «характерность». Характерный – значит типичный для кого-либо или чего-либо. Характерный – то есть обладающий ярким характером. Характерная роль). Каждый человек обладает определенным характером, который проявляется во всем: в походке, жестах, в манере одеваться, говорить, общаться, реагировать. За совокупностью внешних проявлений скрывается натура человека, его склонности, пристрастия, жизненные цели и способы их достижения, свойства ума, убеждения или их отсутствие.

Задумывая пьесу, драматург стремиться создать яркие, богатые характеры, каждый из которых отражал бы определенный тип человека. Работа актера над ролью есть путь к созданию на сцене живого полноценного характера. Станиславский указывал, что в работе над образом существуют два основных пути – от внутреннего к внешнему (от понимания логики поведения к внешним качествам персонажа) и от внешнего к внутреннему (от наблюдения, копирования внешности и поиска повадок человека к внутренней сущности образа). Нередко актер соединяет эти два пути, ищет внешние и внутренние качества роли параллельно.

ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК (см. сценография, декорация).

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО – вид исполнительского искусства, чтение с эстрады произведений художественной литературы.

ШТАМПЫ (термин Станиславского) – мертвые формы в искусстве. В игре актера штампы возникают от неверного подхода к работе над ролью, когда постепенное проникновение в предлагаемые обстоятельства пьесы, в суть образа, поиск действенной линии жизни персонажа, стремление оправдать (то есть до конца понять и объяснить) все его поступки подменяются заученностью игры, затверженностью интонаций, мимики, жестов. К штампам приводит обучение актера с голоса, его подражание другим артистам, игра вообще, заигранность роли (при частых выступлениях отсутствие постоянной домашней работы по оживлению образа). По схожим причинам возникают и штампы режиссерские: к ним ведут заимствование и повторяемость режиссерских приемов, находок, недостаточная подготовка к репетиции, отсутствие нового по отношению ко всем предыдущим, стройного замысла спектакля. Литературные и драматические штампы – это те же общие места, не несущие в себе свежих мыслей и ярких образов. Истинное творчество невозможно без постоянной борьбы со штампами, критичности к себе.

ШТАНКЕТЫ – деревянные или металлические штанги для подвески к колосникам элементов декораций.

ШУМЫ в театре – часть звукового оформления спектакля. До середины XIX века в крупных театрах шумовое оформление выполнялось цехом шумовиков. Так, в Художественном театре в финале-кульминации спектакля «Анна Каренина» звуки приближающегося поезда воспроизводились целым шумовым оркестром, чем создавался мощный драматический эффект. В наше время качество радиоакустики дает возможность воспроизвести без искажений разнообразные пространственно-емкие шумы в записи. В них, однако, отсутствует то, что составляет сущность театра: художественный образ в живом исполнении. Поэтому и в современном театре, когда есть выбор между звукозаписью и живым шумовым сопровождением, предпочитают последнее, даже если это более трудоемко. Особенно фальшиво звучат в фонограмме такие шумы, как говор толпы, звонки, стук и т.п. Для наглядности можно сравнить звон разбитого стекла в записи со звуком брошенных на пол металлических пластин, что дает тот же эффект театральными средствами. Искусство шумового оформления спектакля не терпит приблизительности. Не случайно А.Д. Попов говорил, что в плохом театре телефонные звонки звучат так же, как дверные, и даются с противоположной стороны от телефона. Шумы в живом исполнении в современном театре поручаются реквизиторам, звонки даются с пульта помощника режиссера (помрежа).

ЭМОЦИЯ (фр. «emotion» - волнение) – внезапно возникнувшее чувство. Иногда эти два понятия употребляются как синоним, но в более точном определении: любовь – чувство, восторг – эмоция. Возбуждаются эмоции как внешними раздражителями наших пяти органов чувств, так и внутренними: воспоминанием, ассоциацией, подозрением, предположением и т.п.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные выражают удовлетворенность, отрицательные – неприятие. Жизненные эмоции питают художника; яркие, сильные произведения, как правило, создаются людьми с сильным жизненным темпераментом. Умение «переплавлять» свои переживание и впечатления в материал для искусства достигается внутренней техникой художника. Значение положительных эмоций для творчества очень велико. Радость, поощрение дают художнику стимул в работе. Пережитые отрицательные эмоции тоже дают импульс к творчеству, но не впрямую, а опосредованно. Злость как таковая не способствует созданию прекрасного. Если же злость преобразиться в гнев, который нельзя считать чисто отрицательной эмоцией (он выражает не только отрицание, но и страстное желание бороться со злом, восстановить справедливость), такие эмоции обогащают художника. «Негодование вдохновляет поэта» (Ювенал).

В искусстве актера эмоции делятся на первичные и вторичные. Первичные – это те же жизненные: один актер случайно наступил другому на ногу – одному неловко, другому больно. Передавая то же самое по ходу действия, мы пользуемся, как подчеркивал Станиславский, вторичными эмоциями, то есть воспроизводим их. Причем «не играем чувство», а вызываем его верным действованием в точных предлагаемых обстоятельствах. Важно также знать, что на сцене отрицательные эмоции в чистом виде не представляют собой художественного материала. Когда актер натуралистически передает физическую боль, физиологическую злобу, натуральную истерику, подлинность переживаний не создает искусства, так как все в нем должно делаться во имя художественной цели. Передавая те же переживания, артист должен находить определенную образность – художественный смысл, ради которого отрицательная эмоция выносится на сцену. Это достигается через чувство меры и ощущение жанра, а также определяется позицией художника, заставляющей в одном случае отнестись к предмету переживаний своего героя с юмором, в другом с состраданием и т.п.

ЭСКИЗ (фр. «esquisse»). В живописи – предварительный набросок будущей картины. В искусстве сценографии – такой же набросок декорации. Иногда из-за отсутствия времени театр отказывается от макета; тогда художник-сценограф делает рабочий эскиз декорации – картину, где подробно передаются образ, пропорции, цвет и фактура каждого элемента будущей декорации. Эскизы костюмов выполняются художником по костюму тоже сначала начерно, затем, после консультации с художником-постановщиком и режиссером, - в чистовом виде, с максимально точной передачей образа будущего костюма, его силуэта, соотношения цветов и фактур. Эскиз костюма выполняется на конкретного актера; к эскизу приклеиваются кусочки ткани, из которых будет шиться костюм, и описывается техника его выполнения. По подобным эскизам изготовляются также обувь, мебель, бутафория в спектакле. Эскизы запускаются в производство после утверждения их режиссером-постановщиком.

ЭСТРАДА (исп. «estrado» - помост) – специальная площадка для концертных выступлений артистов. В широком смысле слова – зрелищное искусство малых форм, предназначенное для концертного исполнения.

ЭТЮД (фр. «etude»). Чтобы вполне осмыслить это понятие, надо сопоставить разные употребления слова «этюд»: в живописи – наброски будущей картины или ее части; в музыке – пьеса для развития мастерства исполнителя; в шахматах - Задание выиграть или сделать ничью при данной позиции с ограниченным числом фигур; в театре – сценка, включающая в себя импровизацию, то есть, сочинение в момент исполнения. На этюдах и упражнениях строится программа воспитания актера по школе Станиславского, особенно на начальной стадии. Упражнение (тренирующее, например, внимание, воображение, владение своими мышцами) проделывается группой или индивидуально, но не выносится на сцену. Этюд же – самостоятельно придуманная сценка с определенным сюжетом – выполняется на учебной сцене или площадке, то есть, в той части аудитории, где условно предполагается сцена. Педагог и не участвующие в этюде студенты становятся зрителями этюда, а по окончании – критиками его; участники этюда не высказываются, так как оценка работы на сцене может быть дана только со стороны. В первых упражнениях и этюдах осваиваются такие элементы мастерства актера, как публичное одиночество (умение правдиво и свободно действовать в одиночку в условиях сцены); отношение (способность на сцене вымыслом воображения видоизменять предмет: отнестись к стулу как к памятнику, выставочному стенду, колодцу и т.п.); действия с воображаемыми предметами (умение логично и точно физически действовать, пользуясь воображаемыми предметами, ощущая их объем, вес, фактуру). Этюды на органическое молчание учат будущего актера взаимодействовать в условиях, когда невозможно или нет необходимости разговаривать (например, через стекло вагона или в обстоятельствах ссоры). И наконец – этюды на словесное общение. Эти разделы школы объединяются в цикл «Я в предлагаемых обстоятельствах» и в основном составляют программу первого курса актерского факультета. За исключением действий с воображаемыми предметами, требующих длительной отработки, этюды на одного человека делаются без подготовки; этюды на двух и более человек также могут выполняться без репетиций, но исполнители оговаривают между собой предварительные обстоятельства и взаимоотношения. По заданию педагога этюд отрабатывается для повторного показа на уроке или экзамене, но и в этом случае важнейшим условием остается импровизация поведения и текста. Режиссерские этюды – это тоже импровизированные сценки, которые по заданию педагога выстраивает будущий режиссер, обучаясь искусству завязывать сценический конфликт, находя для этого убедительную и выразительную форму. Постигая искусство мизансцены, начинающий режиссер учится организовывать свои композиции в статике (в виде «стоп-кадра») и в динамике.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.