Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иероним Босх (1450 - 1516)



Иероним Босх (1450 - 1516)

Связь его искусства с народными традициями, фольклором.

В своих произведениях причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.

Создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч.

Произведения Босха наполнены многочисленными сценами и эпизодами, острожизненными и причудливо-фантастическими образами и деталями, полны иронии и иносказания.

 

Творчество Босха оказало огромное влияние на развитие реалистических тенденций в нидерландской живописи XVI в.

Композиция «Искушение св. Антония» — одно из самых знаменитых и загадочных произведений художника. Шедевром мастера стал триптих «Сад наслаждений», замысловатая аллегория, получившая множество различных толкований. В этот же период были написаны триптихи «Страшный суд», «Поклонение волхвов», композиции «Св. Иоанн на Патмосе», «Иоанн Креститель в пустыне».

    К позднему периоду творчества Босха относятся триптих «Рай и ад», композиции «Бродяга», «Несение креста».

 

Большинство картин Босха зрелого и позднего периода представляют собой причудливые гротески, содержащие глубокий философский подтекст.

К зрелому периоду творчества художника относится большой триптих «Воз сена», высоко оцененный Филиппом II Испанским. В основе алтарной композиции вероятно, лежит старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».

Нидерландское искусство XVI в. отмечено возникновением интереса к античности и деятельности мастеров итальянского Возрождения. В начале века складывается течение, основанное на подражании итальянским образцам, получившее название «романизм» (от Roma, латинского наименования Рима).

Вершиной нидерландской живописи второй половины века стало творчество Питера Брейгеля Старшего. 1525/30—1569. Прозван Мужицким.

Он создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и местный фольклор.

Сыграл огромную роль в формировании крестьянского жанра и национального пейзажа В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, реалистические детали и фантастический гротеск, интерес к подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению.

 

В работах Брейгеля- близость к нравоучительным представлениями средневекового народного театра.

Шутовской поединок Масленицы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы.

Повсюду кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в кости, другие торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить…

 

(Пословицы. 1559. Картина представляет собой своеобразную энциклопедию нидерландского фольклора. )

 

Персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей… Нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши». Нидерландское «бросать деньги в воду» означает то же, что и русское «сорить деньгами», «пускать деньги на ветер». Вся картина посвящена напрасной трате денег, сил, всей жизни - здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются черту.

 

(Вавилонская башня. 1563 )

 

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: «Наделаем кирпичей и обожжем огнем». И стали у них кирпичи вместо камней, и земляная смола вместо извести. И сказали они: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: «Вот один народ, и один у всех язык, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.». И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, гл. 11).

В отличие от пестрой суеты ранних работ Брейгеля, эта картина поражает зрителя своим спокойствием. Изображенная на картине башня напоминает римский амфитеатр Колизей, который художник видел в Италии, и одновременно — муравейник. На всех этажах громадного сооружения кипит неустанная работа: вращаются блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Заметно, что связь между строителями уже потеряна, вероятно, из-за начавшегося «смешения языков»: где-то строительство идет полным ходом, а где-то башня уже превратилась в руины.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.