|
|||
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ 1) Понятие организационное проектирование, цели и задачи Организационное проектирование – это важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами. Цели организационного проектирования: 1.1. Создание новой организационной системы; 1.2. Частичное усовершенствование существующей организации; 1.3. Радикальное преобразование организации. Задачи организационного проектирования: 1.1. Выделение набора функционально обособленных элементов и связей между ними; 1.2. Определение форм и методов реализации этих связей, необходимых полномочий; 1.3. Закрепление их в нормативных документах.
2. Понятие организации, типы организации Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Типы организаций: 2.1. Правительственные/неправительственные; 2.2. Бюджетные/внебюджетные; 2.3. Формальные/неформальные; 2.4. Общественные/деловые. 3. Классификация организаций по Генри Минцбергу 3.1. Топ – менеджмент Определяет направление, стратегию, миссию, цели, политику всей организации и её основных подразделений; 3.2. Техно – структура Отвечает за внедрение инноваций, адаптацию, контроль регулирования деятельности, анализ планирования; 3.3. Менеджмент среднего звена Отвечает за организацию и координацию работ на уровне подразделений; 3.4. Обеспечивающая служба Отвечает за бесперебойность работы организации; 3.5. Техническое ядро (отделы, участки, цеха, отдельные работники) Отвечает за обеспечение входа, преобразование входа в выход, распределение выхода.
4. Параметры организации 4.1. Формализация – это то, насколько велик в организации поток письменной документации; 4.2. Специализация – это степень распределения решения задач организации между отдельными работниками; 4.3. Иерархия власти – предписывает, кто перед кем отчитывается и отражает сферу контроля; 4.4. Централизация – это то, на каком уровне принимаются решения; 4.5. Профессионализм – это степень формального образования и профессиональной пригодности сотрудников; 4.6. Структура штатов – это то, что показывает, как сотрудники распределены по различным категориям, функциям и подразделениям.
5. Миссия, видение, цели Миссия – это статус предприятия, принципы его работы, а также философия, предназначение организации. Видение – это руководящая философия деятельности, обоснование существования организации, идеальная картина будущего. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации в будущем, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Цели являются обязательством управленческого аппарата добиться определённых результатов в установленное время.
6. Стратегии Портера и Майлза – Сноу Стратегия Портера: 6.1. Дифференциация – отличается от аналогичных предложений товары – услуги, цена повышается; 6.2. Лидерство по издержкам – увеличение доли рынка за счёт снижения издержек; 6.3. Фокусирование по издержкам – преимущество в цене; 6.4. Фокусирование на дифференциации – преимущество в уникальности. Стратегия Майлза – Сноу: 6.1. Поиск – это ориентация на обучение, гибкая и изменяемая структура, больше исследовательских возможностей; 6.2. Защита доли рынка – централизованная власть, строгий контроль, ограниченность полномочий сотрудников; 6.3. Анализ – это установка на экономическую эффективность существующих производственных процессов; 6.4. Реагирование – это отсутствие явного подхода, элементы организации могут резко меняться в зависимости от обстоятельств.
7. Этапы и виды организационного проектирования Этапы организационного проектирования: 7.1. Предпроектная подготовка; 7.2. Техническое проектирование, принятие проектных решений и разработка эскизных проектов, предусматривающих альтернативные варианты; 7.3. Техническая экспертиза и оценка эффективности функционирования организационной системы; 7.4. Рабочее проектирование и регламентация организационных структур; 7.5. Запуск организационного проекта. Виды организационного проектирования: 7.1. Комплексное проектирование предусматривает несколько направлений; 7.2. Локальное проектирование осуществляется по одному из выбранных направлений или участков работы организации.
8. Методы опроса 8.1. Прямые беседы; 8.2. Анкетирование; 8.3. Тестирование.
9. Методы наблюдения
10. Методы генерации проблем 10.1. Мозговой штурм – это коллективное выражение идей ; Виды мозгового штурма: А) Формальный – это поочерёдное высказывание идей каждого участника группы Б) Неформальный – это выкрикивание идей тогда, когда они возникают В) Метод номинальной группы – каждый член группы записывает идеи самостоятельно, а затем письменные предложения анализируются. 10.2. Экспертные методы Суть экспертных методов в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов – экспертов по рассматриваемым вопросам; Виды экспертных методов: А) Рангов; Б) Непосредственного оценивания; В) Сопоставлений.
11. Методы экспертных оценок 11.1. Ранжирование – это расположение объектов в порядке возрастания или убывания какого – либо присущего им свойства. Ранжирование позволяет выбрать из исследуемой совокупности факторов наиболее существенный. 11.2. Парное сравнение – это установление предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. Здесь не нужно, как при ранжировании, упорядочивать все объекты, необходимо в каждой из пар выявить более значимый объект или установить их равенство. 11.3. Непосредственная оценка. Часто бывает желательным не только упорядочить (ранжировать объекты анализа), но и определить, на сколько один фактор более значим, чем другие. В этом случае диапазон изменения характеристик объекта разбивается на отдельные интервалы, каждому из которых приписывается определенная оценка (балл), например, от 0 до 10. Именно поэтому метод непосредственной оценки иногда именуют также балльным методом. 12. Методы анализа проблем 12.1. Метод «5 почему» – это популярный метод выявления причинно – следственных связей для решения проблемы; 12.2. Метод «12 вопросов». Этот метод похож на «5 почему», но более развернутый. Как минимум, потому что задается не один вопрос пять раз, а двенадцать разных вопросов, дающих обзор на ситуацию с разных сторон; 12.3. Диаграмма Исикавы или диаграмма «рыбьего скелета». Это инструмент для выявления причинно – следственных связей между анализируемым объектом явления или свойством и влияющими на него факторами; 12.4. Метод расслоения данных (метод стратификации). Это способ разделения информации о своей проблеме на группы по какому – либо признаку; 12.5. У нас, может быть, и крутится в голове решение проблемы с горячей водой, например, купить бойлер. Но стоит ли оно того? Да и решит ли это мою проблему сейчас? Как раз для этого и есть метод поиска ограничений: для того, чтобы выявить и обозначить все факторы, которые точно не помогут решению проблемы, имеют нежелательные последствия или просто требуют слишком много ресурсов.
13. Графические методы Графические методы – это совокупность способов условного (графического) изображения какого – либо явления в организации: А) Графики, отражающие состав объекта и взаимосвязи его частей; Б) Графики изменения управляемого процесса во времени и пространстве; В) Графики функциональных зависимостей между отдельными параметрами; Г) Расчётные графики.
14. Методы проектирования систем управления Методы проектирования систем управления – это научно – методические основы её разработки, используемые при построении структуры управления на новых предприятиях или при совершенствовании системы управления: А) Метод аналогий; Б) Экспертно – аналитический метод; В) Метод структуризации целей; Г) Метод организационного моделирования; Д) Графический метод.
15. Понятие управляемая, управляющая подсистема, связь прямая и обратная Прямая связь – это выходное воздействие одного элемента, которое осуществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы. Обратная связь – это воздействие выходной величины системы или элемента на вход этой же системы или элемента, или других систем или элементов. 16. Стратегическое и оперативное управление Стратегическое управление – это управление организацией, которое: А) Опирается на человеческий потенциал, как основу организации; Б) Ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей; В) Осуществляет гибкое регулирование. Оперативное управление – это обеспечение процесса реализации планов и диспетчеризации, принятие решения в конкретно складывающийся в данный момент ситуации.
17. Технология, типы технологий Технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры и соответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Типы технологий: А) Дискретное производство (индивидуальные заказы); Б) Непрерывное производство («поток»); В) Производство партий.
18. Жизненный цикл Жизненный цикл – это совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
19. Элементы организационного проектирования 19.1. Разделение труда и специализации; 19.2. Департаментизация и кооперация; 19.3. Связи между частями и координация; 19.4. Масштаб управляемости и контроля; 19.5. Иерархия организации и её звенность; 19.6. Распределение прав и ответственности; 19.7. Централизация и децентрализация; 19.8. Дифференциация и интеграция.
20. Организационная структура Организационная структура – это подсистема организации, состоящая из руководящего органа, отделов среднего звена, находящиеся на различных иерархических уровнях и выполняющих конкретные функции управления, координации и контроля.
|
|||
|