Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи занятия



 

Конспект урока

изобразительного искусства

для 6 класса.

 

Тема: «Зима в лесу».

Цель: формировать эстетическое восприятие зимнего пейзажа в действительности и в искусстве; научить развивать наблюдательность, зрительную память, чувство композиции; закреплять умение изображать пространство; познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией; развивать технику работы с красками; воспитывать художественный вкус, наблюдательность; формировать потребность в самовыражении, в размышлении над известными фактами и явлениями;

Учащиеся будут знать:

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов;

- основные закономерности перспективы (линейной и воздушной);

- основные закономерности светотени;

- элементы композиции и цветоведения;

- различные приемы работы гуашью.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира;

- выбирать правильный выразительный сюжет тематической композиции;

- проводить подготовительную работу (наброски, зарисовки и эскизы);

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов;

- сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться перспективой, композицией в процессе рисования с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте.

Учащиеся должны владеть: опытом применения выразительных средств, добиваться образной передачи действительности.

Оборудование для учителя: мел, доска, формат А4, карандаш, кисти, краски (гуашь), атрибуты натюрморта (ваза, яблоко, груша).

Оборудование для учащихся: формат А4, краски (гуашь), кисти, карандаш.

Зрительный ряд: репродукции  П. Гоген «Натюрморт с фруктами», П.О. Ренуар, К. Моне «Натюрморт с грушами и яблоками», Румянцева К.А. «Натюрморт с белой чашкой», «Натюрморт с дыней».

Литературный ряд: стихи Н. Бромлея, легенда Древней Греции.

Музыкальный ряд: отрывки из произведений П.И. Чайковского.

Презентация

Слайд 1.

I. Оргмомент.

Добрый день, друзья!

Зима сегодня в гости к нам пришла.

Разноцветна и красива,

Всем пленительна на диво.

Проверка организации рабочего стола.

II. Беседа по теме занятия.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)

Учитель. Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на занятии?

Ответ. О зиме.

Учитель. А какие загадки, пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

Много снега - много хлеба.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

(Снежинка)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы

И заросли роз?

(Мороз)

Учитель. Скажите, что отличает зиму от других времен года?

Ответ. Зимой на улице много снега.

Учитель. Какого цвета в зимней палитре больше всего?

Ответ. Белого.

Учитель. Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Оказывается снег разноцветный.

И очень интересно, что все видят мир по-разному. А сейчас давайте посмотрим, каким увидели снег художники.

Слайд 2.

Вот он чисто белый, как на картине А. Пластова «Первый снег». Хотя художник выбрал неяркие цвета, но именно они больше всего подошли для ноябрьского снега.

- Что еще подчеркивает его белизну?

- Крупная серая с черными крыльями птица на свежем снегу делает его еще белее.

Слайд 3-5.

Снег бывает и розовым, как на картине Б. Кустодиева «Масленица», и голубым, как на картине Л. Бродской «Русская зима», и фиолетовым как на картине С. Ю. Жуковского «Иней».

Изображать зимнюю природу очень интересно. Каждый миг она изменяется. То луч солнца выглянет, то снег повалит.

Слайд 6.

Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Изображен зимний лес, кругом снежная пороша, деревья засыпаны снегом, ели свесили тяжелые лапы. Деревья похожи на людей, надевших на себя зимние наряды. Картине Шишкина созвучно стихотворение Ф. Тютчева:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Вопрос.Какое настроение выражено в этом стихотворении?

Подберите слова, описывающие красоту зимнего пейзажа.

Оказывается, природу любят описывать не только художники, но и поэты.

Мороз и солнце;

День чудесный.

(А. С. Пушкин)

Вечор, ты помнишь вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела.

(А. С. Пушкин)

Учитель. Изображают в своих произведениях настроение зимней природы и музыканты. Вот, например, как прекрасно изобразил времена года композитор П. И. Чайковский.

Звучит музыкальный фрагмент «Ноябрь. На тройке» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Учитель. Какое настроение природы передал композитор звуками? Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение? Какую картину, какое время года вы услышали, увидели?

Учитель. По одной только мелодии мы смогли догадаться о том, что хотел изобразить композитор. Это потому, что он вложил в нее свои чувства и переживания. Создавать музыку, как и любое произведение искусства, невозможно без выражения своих чувств.

III. Упражнение «Краски зимы».

На палитре составим различные оттенки серого, голубого, розового, фиолетового цветов от самого светлого до самого темного путем постепенного добавления и смешения. Перед тем как набрать новую краску, особенно белую, нужно промыть кисть. Тут же на палитре найденным цветом попробуем провести кистью различные линии для будущего изображения ствола, крупных сучьев и тонких веточек.

IV. Физкультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

V. Практическая работа – изображение зимнего леса.

Учитель. Мы сегодня тоже будем художниками, которые передают настроение зимнего леса при помощи цвета.

Изображение начинаем с компоновки земли и неба, проведения линии горизонта. Линия горизонта бываетнизкой, когда большая часть пространства листа отводится для неба. Бывает линия горизонта высокая, когда большую часть занимает земля. Художник не допускает, чтобы горизонт делил лист пополам.

Небо изображаем в цвете до горизонта. У верхнего края листа небо - темней, к горизонту - светлей. Деревья чем ближе к зрительному ряду, тем крупнее и выразительнее. Ствол дерева не изображают из края листа.

Зимой лес таинственный, заснеженный, а ели темные, сине-зеленые. В дали лес голубовато - розовый, чуть темнее неба.

VI. Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа с учениками и анализ общих ошибок. Устные вопросы по теме урока.

Требования к работам:

1. равновесие композиции;

2. сюжетно-композиционный центр выделен;

3. оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);

4. умение работать линией, пятном, владение материалом;

5. аккуратность;

6. завершенность.

VII. Итог занятия.

Учитель. Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Вы сегодня были прекрасными художниками, которые сумели передать настроение зимней природы. При помощи красок создали удивительные образы природы. Каждый ваш рисунок неповторим и уникален, т. к. вы вложили в них частичку своей души.

 

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

«Живопись - размышление с кистью в руках.» П. Сезанн

Загадка :

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это…
(натюрморт).

Учитель:Сегодня у нас необычный урок, мы продолжим разговор о натюрморте и будем рисовать его. В этом нам помогут знаменитые художники, поэты, странички истории и великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычным мелодическим богатством. Некоторые его сочинения содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье, поэтические образы природы – цикл “Времена года”. В других же сочинениях звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворенность жизнью или драматичность, например в “Лебедином озере”.

(Дети слушают фрагмент музыки из цикла “Времена года”)

Учитель:А теперь обратимся к истории. Вспомним Древнюю Грецию и послушаем одну из легенд о двух художниках “Состязание”.

“Древнегреческий художник Зевксис жил в середине первого тысячелетия до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.

Считалось, что другой художник – Паррасий – не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине “Афинский народ” он сумел выразить все характерные черты афинян.

Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади – пусть горожане решат, кому присудить победу.

Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.

Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.

- Где же твоя картина? – спросил он.

- Вон там, за ширмой, - ответил Паррасий.

Зевксис хотел отдернуть ширму – его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!

Зевксис признал свое поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же – художника.”

Учитель: Так что же такое живопись?

Дети: Вид изобразительного искусства, произведения которого жизнеподобно отражают действительность.

У: Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно?

Д: Композиция, рисунок, колорит.

У:Действительно, первый слог живописной азбуки – расположение фигур на картине – художники называют композицией. Композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.

Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.

Третий слог живописи – это все разнообразие красок, оттенков тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.

У: Овладение рисунком лучше начинать не с живой модели, а с “мертвой”, неподвижной – с натюрморта (от французского natura morte – мертвая природа, натура). Как вы думаете, почему?

Д:Натюрморт можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдет или изменит положение.

У: Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

(Н. Бромлей)

- А какого цвета радость?

- А горе?

- А нежность?

- А доброта? (Дети высказывают свое мнение)

- А только ли одним цветом выражает художник свое отношение к миру?

Это композиция, цвет, линия, штрих, пятно, объем, форма, ритм.

Таким богатым языком говорит с человеком искусство, помогает ему увидеть мир, учит правильно относиться ко всему, что есть вокруг, наполняет жизнь радостью, восторгом, учит сострадать, печалиться и любить…

Дети смотрят слайды с картинами известных и мало известных художников, рисующих натюрморты.

У:А теперь - задание.

Выполнить натюрморт в любой технике (гуашь) с определенным настроением.

Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого приступаете к работе с красками.

Дети работают. Учитель дает консультации, советы.

Итог урока: выставка детских рисунков, оценка рисунков.

http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/zima-v-lesu

http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/tsvet-v-proizvedeniyakh-zhivopisi

Цели занятия:

а) эстетическая: развитие эстетического восприятия;

б) воспитательная: воспитывать творческое мышление;

в) познавательная: познакомить с видом изобразительного искусства-декоративной графикой, ее приемами и выразительными средствами.

^ Задачи занятия

а) развивающая: развитие фантазии, воображения.

б) техническая: приобретение и совершенствование навыков работы в графической технике- декоративная графика.

^ Дидактическое обеспечение занятия:

а) зрительный ряд: презантация по теме: «Декоративная графика», работы учащихся

Опорные знания и умения: компоновка в листе, виды книжной графики.

Новые понятия (словарная работа): декоративная графика, «лоскутное одеяло», «графическая аппликация», прикладная и промышленная графика.

^ Предварительная работа: работа поисковых групп по теме занятия.


Ход занятия


  1. Организационный момент. Объявление темы.

  2. Опрос (повторение). Мини-викторина по теме: «Виды книжной графики». Две команды задают друг другу вопросы.


Вопросы для викторины:


    • Что такое гравюра? (Оттиск с доски, на которой вырезан рисунок)

    • Как называется гравюра, созданная на линолиуме? (Линогравюра)

    • Как называется оттиск, выполненный с доски? (Ксилография)

    • Что такое литография? ( Гравирование на литографском камне)

    • Как называется гравюра на камне? (Офорт).

    • Что решает соотношение черных и белых пятен , их размер и ритм? (Композиция)

    • Что является первоосновой любого искусства? (Рисунок)

    • Самый известный художник- мастер офорта 16 века? (Рембрант)

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.