Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа



 

Тема занятия: Особенности сценического воображения. Кинолента видения. Полезные и вредные элементы техники актёра.

 

1. Беседа.Воображение и фантазия в творчестве актера и режиссера.

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Это умение называется - воображение.

Воображение:

- реконструкция того, чего мы не видели, что в реальности не существует, но при определенных предлагаемых обстоятельствах возможно или должно быть.

- создает то, что есть, что бывает, что мы знаем.

- реконструкция возможного и необходимого. (из своих же воспоминаний)

- Воображение должно быть последовательно, логично и активно.    

Непрерывной линией предлагаемых обстоятельств. Основная его задача— представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится!

Фантазия:

- это мысленное конструирование чего-то, в реальности несуществующего или даже невозможного.

- то, чего нет, чего мы не знаем, чего не было и не будет (ковер-самолет/аэроплан)

- конструкция невозможного.

 

Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

 

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, — пишет К. С. Станиславский, — это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...» Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль».

Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество.

Для того, чтобы развивать воображение, необходимо создать линию непрерывных предлагаемых обстоятельств. Оно должно быть последовательно, активно и логично.

Необходимо задать себе вопросы: кто, когда, где, почему, для кого и как?

   Для развития воображения есть различные тренинги: вспоминать в деталях то что видел, слышал. Конкретно время суток, года, место действия, совершать мысленные путешествия по квартире, вспоминая, где стоит стул, на котором весит халат…, работа с воображаемыми предметами, Создание внутренних зрительных образов – видения внутреннего зрения.

 

    Работу над «видениями» К.С. Станиславский считал основной в искусстве художественного чтения. Мысленные представления актера «помогают вызывать самое главное — внутреннюю активность, позывы к внешнему действию». Этот вывод Станиславского означает, что, если актер перестает мыслить на сцене, он перестает действовать словом, а стало быть, и жить жизнью образа рассказчика. Он означает также, что мыслить на сцене — это не только совершать психический акт, но и осуществлять одновременно особого рода скрытые физические действия. Такие действия неразрывно связаны с «видениями внутреннего зрения». Под термином «видения» великий мастер подразумевал не только зрительные, но и слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, мышечные ощущения, дополняющие и обогащающие образы зрительные.

Понятие «видения» современный театральный педагог Е.В. Ласковая определяет, как комплекс всех представлений и ощущений, запечатленных всеми органами чувств. В содержание видений она включает всю сумму наших образных и чувственных представлений о предмете.

Обозначим основные типы видений, воздействующие на наши чувства, дающие импульс к произнесению сценического слова и делающие нашу речь живой, эмоциональной, заразительной.

Видения зрительные воспроизводят в памяти исполнителя воспринятые ранее картины окружающей природы, животного мира, произведений искусства, жизненных событий и бытовые картины из жизни людей.

Видения слуховые открывают внутреннему взору накопленные нашей памятью звуки музыкальные, шумовые (ветер, треск пожара, сигнал скорой помощи, топот бегущих лошадей и т.д.).

Видения вкусовые способствуют созданию верных ощущений у актера в сценах застолья (горячая или холодная пища, кислые или сладкие напитки, острые блюда и т.д.).

Видения обонятельные усиливают ощущения от окружающих нас запахов, например, гари, свежего морского воздуха, аромата французских духов, специфического запаха скотного двора и т.д.

Видения двигательные помогают вспомнить мышечное напряжение или расслабление, восстановить в памяти скорость движения (лыжные гонки, прыжки с трамплина в воду) и силовые движения (ношение тяжелых сумок, выкапывание картофеля) и т. д.

Видения тактильные пробуждают воспоминания о первом поцелуе, о ласковых маминых руках, о мягком кресле и т.д.

Все типы видений влияют на наши суждения и поступки, в своей совокупности они представляют одно мощное средство воздействия на наши чувства. Надо отметить, что зрительные впечатления преобладают над всеми другими ощущениями, тому подтверждением народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 

Очень полезны для учащихся упражнения по рождению видений на основе своих воспоминаний. Например, ученик рассказывает, как он был на приеме у врача. Он должен точно рисовать в своих видениях этого врача: его внешние и внутренние особенности, настроение, умение работать с пациентами; от этого зависит отношение к нему рассказчика и зрителя. Повествуя о недавнем событии, студент должен знать, ради чего он рассказывает: например, для того чтобы предостеречь близкого мне человека от ложного шага, подсказав ему, в какой клинике и у какого доктора не надо лечиться. Важно вести такой рассказ, где есть одно событие, поразившее самого исполнителя, в этом случае у него появляется эмоциональное отношение к происходящему.

Умение создавать яркие видения и заражать ими зрителя, захватывать его внимание развивается постепенно. Чтобы втянуть слушателей в определенный кусок жизни, их надо сделать соучастниками этих событий. Они должны поверить в эту жизнь, сопереживать героям, радоваться удачам и огорчаться постигшим неприятностям. Это может произойти, если рассказывающий создает точные видения, конкретизируя все детали. В них нельзя допускать никакой приблизительности и абстракции. Всегда должны быть в воспоминаниях какие-то прототипы героев, о которых идет речь. Людей, похожих на литературных героев, реально существующих, можно найти даже в своем ближайшем окружении. Чем насыщеннее память актера и богаче его воображение, тем больше вариантов рассказа сумеет он создать на один и тот же текст. При этом ученикам важно выработать привычку не произносить слова, пока не возникнут видения, пусть даже за счет замедления темпа рассказа. После этого целесообразно проверить, какие же видения возникли у слушателей. Актер должен знать, что зритель видит именно то, что в это время видит сам чтец. Заставить аудиторию зрителей видеть все вашими глазами – это серьезная задача, стоящая перед исполнителем.

К.С. Станиславский советовал актеру создавать не ряд отдельных картин в своем воображении, а непрерывную «киноленту видений». Обратимся к примеру. Если актер произносит реплику: «Пойдем на рыбалку», то дело не в том, чтобы просто представить себе какую-то речку, удочку и рыбу. Допустим, рассказчик хочет соблазнить партнера перспективой, тем удовольствием, которое рыбаки получают от процесса рыбалки. Тогда возникает видение действия (я мысленно уже начал искать на речке тихое отдаленное от людей место, вспоминать, где я был прошлый раз, когда поймал на зависть всем большущего налима), а не видение отдельных объектов (удочка, река, рыба).

Всю работу над видениями чтецы, как правило, проводят в три этапа: накапливание видений; отборвидений; передача видений.

 

2. Практическая работа

Рекомендуемые темы упражнений на развитие видений

Темы могут быть любыми. Но всегда надо исходить из того, что хорошо вы знаете, не надо уходить в полное фантазирование. Фантазия только помогает гармонично воссоздать историю, в основе же рассказывания должны непременно лежать реальные воспоминания, а именно:

1) Расскажи о поездке в любой город.

2) Интересный случай в маршрутке.

3) Где ты был вчера.

4) Однажды в аэропорту.

5) Воспоминания о поездке на море.

Выберите одну из тем и воссоздайте историю.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.