Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное общеобразовательное учреждение



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сурменевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

«Использование нетрадиционных материалов и техник на уроках изобразительного искусства»

Щепова Алена Анатольевна,

учитель музыки и ИЗО

                                                                   

                                                                    

п. Сурменевский, 2020

 

- Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей.

     Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

       И в настоящее время изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и является важнейшим средством эстетического воспитания.                                                                           

- Для умственно отсталого ребенка создание и проявление собственного замысла является трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности – лепки, аппликации, рисовании.

- На занятиях по изобразительной деятельности, использую нетрадиционные приемы рисования, решаются коррекционные задачи: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, снимается чувство скованности, преодолевается двигательная расторможенность.

 

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

 Сколько дома ненужных интересных вещей: (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т.д.).

 Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки,  листочки, камушки, семена растений и т.д.

Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: выполнение точечного рисунка). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как пластилиновая живопись. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. 

Наверное, многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, т.е дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов. Ребенок любит быстро достигать результата своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому. С детьми  школьного возраста можно использовать:

1. Рисование пальчиками и ладошкой;

2. Оттиск печатками из картофеля, ластика, и др. предметов;

3. Оттиск пленкой, мятой бумагой, кружевом;

4. Рисование жёсткой полусухой кистью;

5. Рисунок в технике акварель + восковые мелки;

6. Рисунок в технике акварель + соль

7. Монотипия (пейзажная, предметная);

8. Кляксография (трубочкой);

9. Набрызг;

10.  Граттаж (цветной и черно – белый) ;

11.  Тампонирование;

12.  Коллаж;

13.  Тиснение;

14.  Эстамп;

15.  Пластилиновые картины;

16.  Ниткография;

17.  Точечный рисунок;

18.  Роспись по стеклу и ткани

19.  Рисунок мелом по бархатной бумаге

20.  Рисунок ластиком

21.  Рисунок мыльными пузырями и т.д.

 

А в старшем школьном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы - выполнять рисунки в смешанных техниках (акварель + воск; монотипия + аппликация; набрызг + эстамп; рисунок по - сырому + кляксография трубочкой и т.д.).

- Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования

 - Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

1. Способствует снятию детских страхов

2. Развивает уверенность в своих силах

3. Развивает пространственное мышление;

4. Учит детей свободно выражать свой замысел;

5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

6. Учит детей работать с разнообразным материалом;

7. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

8. Развивает мелкую моторику рук;

9. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

10. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

 Таким образом, занятия с использованием нетрадиционных техник являются решающим фактором художественно-творческого развития детей.

 

- Каждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения

 

     

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.