Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Танцевальный этикет во время бала.



Тема: Танцевальный этикет во время бала.

Цель: ознакомить кружковцев с правилами танцевального этикета во время бала. Научить правильным взаимоотношениям дамы и кавалера во время танца, а так же с парой vis-à-vis.

 

Общепринятые правила светского обхождения между участниками бала и танцевального вечера. С одной стороны, эти правила включают в себя культуру организации бального праздника (выбор помещения, его обустройство, приглашение оркестра, изготовление объявлений и пригласительных билетов, составление программы танцев, ведение вечера, руководство танцами и др.). С другой стороны, они предъявляют требования к каждому отдельному участнику бала (умение одеваться, вести беседу, кланяться, приглашать или принимать приглашение на танец, танцевать и т. д.)

 

Бальный этикет – развитая и непростая система правил и принципов. Вот, например, предупреждение для увлекающейся натуры: неприлично танцевать с одной дамой более трех раз, даже если вы находитесь в близких отношениях. Или по поводу бальной беседы: разговор должен происходить на пониженных тонах и не затрагивать серьезных тем. Или общее правило для джентльменов: нельзя оказывать чрезмерную внимательность к своей партнерше. Или рекомендация для дам: на балу следует передвигаться мягко и бесшумно, оставляя впечатление мягких шагов феи.

 

                          Приглашения на танцы
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись ей, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме, в виде комплимента, напр.: - 'позвольте узнать, которую кадриль могу я надеяться иметь честь танцевать с вами'; или: 'позвольте мне иметь честь (удовольствие) пригласить вас на первый кадриль (или мазурку, польку и т. п.)'; или 'могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами мазурку (галоп, вальс и т. п.)'. Если же приглашаемая хорошо вам знакома, то просто: 'Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами'.

Дама назначает ту кадриль, которая у ней свободна, и записывает в свою книжечку. Такие книжечки называются 'агендами'; в них именно записываются имена и очереди танцев.

Ни одна дама не может отказаться танцевать с приглашающим ее мужчиной, если только она не обещала уже танцевать тот танец, на который он ее приглашает, с другим мужчиной.

Обыкновенно случается, что дамы, имеющие много поклонников, бывают приглашены уже с самого начала бала на все танцы; в несколько минут их памятная книжка наполняется массой обещаний, в таких именно случаях никогда не следует давать обещаний более, нежели можно выполнить. Матери должны следить за этим, а молодые особы обязаны советоваться насчет этого с своими матерями и руководительницами.

Надавать кавалерам обещаний более нежели нужно или перепутать их, т. е. на один и тот же танец дать обещание двум кавалерам, - значит подвергать себя риску сделаться героиней скандала, так как обиженные такой небрежностью кавалеры могут затеять между собою ссору, кончающуюся иной раз весьма плачевно; к тому же такой поступок, как два обещания на один танец, в свете всегда объясняется не иначе, как кокетством, а качество это никоим образом не свойственно девице скромной и благовоспитанной; стало быть, публично проявить такое отрицательное качество - значит поставить свою репутацию на карту.

Если же девица без всякого дурного умысла, а просто сбилась с очереди и двум кавалерам назначила один и тот же танец, то она во избежание неприятных последствий должна вовсе не танцевать этого танца, отговорившись перед обоими кавалерами желанием отдохнуть, нездоровьем и т. п.

Очень неделикатно показывать свой агенд, исписанный именами кавалеров, пригласивших вас на танец, тем дамам или девицам, которые получили мало приглашений или же находящимся в том возрасте, который заставляет их поневоле не участвовать в танцах. Благосклонность судьбы, дающая вам случай затмить собой невольных соперниц, требует благодарной скромности, и хорошо воспитанная особа никогда не позволит себе провиниться в этом отношении.

Для некоторых молодых особ бал бывает причиной многих горьких минут. Не истинная ли для них пытка оставаться одинокими в то время, когда при первых звуках оркестра все танцующие весело оставляют свои места и несутся под такт музыки по скользкому паркету зала. Мучение это должно переносить хладнокровно, спокойно и ничем не дать заметить своих душевных страданий.

Устранить подобные неприятности обязанность хозяйки дома и счастливых танцорок, которые должны тайком покровительствовать оставленным без внимания дамам и посылать к ним знакомых танцоров.

Выше было сказано, что дама или девица не должна отказывать приглашающему ее на танец кавалеру и только тогда может отказать, когда тот танец, на который он ее приглашает, уже обещан ею.

Она может заявить приглашающему ее кавалеру, что приглашена на первую, вторую и третью кадриль, но никак не больше, потому что не должна заранее давать обещания на дальнейшие кадрили; она должна помнить, в каком порядке принимала приглашения, чтобы устранить спор между танцорами. Она не должна также оказывать никакого предпочтения тому или другому из кавалеров.

Не ждите для приглашения дамы, чтобы оркестр заиграл.

Если одна дама отказывает вам, то вы должны обратиться к сидящей с ней рядом, но никак не проходить мимо нее.

Если хозяйка дома танцует, то хотя бы она имела племянниц и кузин, все-таки следует начинать ваши предложения с хозяйки дома, затем продолжать приглашать ее родственниц, а потом уже ваших знакомых.

Нелепо предполагать, что мужчина обязан приглашать всех танцующих дам. Прежде всего хозяйку дома, ее сестер и родственниц, дам, относительно которых он имеет некоторые обязательства, сестер своих приятелей и товарищей - вот порядок приглашений мужчивы, который умеет жить в свете.
Одно из первейших стараний танцоров - это приискать визави. Заручившись визави, он отыскивает свою даму, кланяется ей и предлагает руку, если место в кадрили удалено от нее.

                                 Во время танцев.
На балу не должно ни на минуту забывать, что выражение лица должно быть веселым и любезным.

Унылое или злое лицо на балу то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться и принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным посмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости и презрения.

Правила светского этикета не допускают в обществе дамам и девицам танцевать с незнакомыми кавалерами, а следовательно, и кавалеры не должны ангажировать незнакомых дам.

Для кадрили, вальса и польки можно представить кавалера даме или девице во время бала или даже перед началом танца.

Что же касается мазурки и котильона, то эти танцы допускается танцевать только с тою дамою или девицею, дом которой вы посещаете как знакомый или если вы часто встречаетесь с этой девицей или дамой в других, знакомых домах.

Если знакомая вам дама на ваше приглашение танцевать с ней такую-то кадриль отвечает, что она ангажирована на эту кадриль другим кавалером, то пригласите ее на следующую, если же она уже и на эту приглашена, то опять приглашайте на третью и т. д. до тех пор, пока она сама не назначит вам кадриль, которую она может танцевать с вами. Не исполнять этого правила значит обидеть даму.

Приглашая себе vis-à-vis, всегда имейте в виду, чтобы кавалер, приглашаемый вами, был бы приятен вашей даме, если бы даже это был ваш соперник.

Брата или вообще родственника своей дамы вы можете пригласить только с ее согласия.

Если вам случится приглашать даму одновременно с другим кавалером, не заводите спора, но предоставьте даме самой сделать выбор и, вполне подчиняясь ее решению, отойдите с поклоном.

Перед началом танца не удаляйтесь из залы.

Если хозяйка дома просит вас танцевать с какою-нибудь никем не приглашенною дамою, повинуйтесь с видом удовольствия.

Неприлично просить под каким бы то ни было предлогом веер или цветы у дамы, с которой вы танцуете.

Во время танца лучше совсем молчать, нежели говорить пошлости.

Вежливость и учтивость - необходимейшие условия во время танцев.

Никогда не делайте рискованных па, даже и в конце зала.

Даме или девице неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; тем не менее, можно принять два или три приглашения одного и того же кавалера, особенно если этот кавалер из ваших знакомых и если танцы различны.

Точно так же и мужчина не должен дозволять себе танцевать несколько раз подряд с одной и той же дамой и ни в каком случае не позволять себе фамильярности с своей дамой, хотя бы это была его родная сестра.

Дама не должна подходить к буфету иначе как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает.

Прогуливаясь с кавалером по залу, дама может принять его руку и идти с ним под ручку; но на балу не принято идти под руку так, как ходят на гулянье, т. е. что рука дамы образует собою кольцо вокруг руки мужчивы. Идя под руку с кавалером по танцевальному залу, дама должна лишь слегка прикасаться пальцами к рукаву кавалера.


                                       После танцев.
По окончании танца кавалер должен поклониться даме и в заключение довести ее до места или предложить проводить к буфету.

Отведя даму на место, кавалер должен откланяться и отойти, но не оставаться для разговора с ней.

В свою очередь дама, отведенная кавалером на место ее, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

 

 

Если дама, отказавшись танцевать с вами, тотчас же пойдет танцевать с другим, объясните это ее забывчивостью или незнанием законов этикета, но не начинайте спора.

Вежливость к хозяину и хозяйке требует, чтобы вы никоим образом не делали личных своих досад поводом к неприятностям и ссорам в обществе.

Девица, танцуя, не должна смотреть слишком смело в глаза своему кавалеру; если он заговорит с ней, она должна ответить ему любезно и учтиво, танцевать же должна скромно и просто.

Даму свою следует вести к кадрили под руку, но не за руку, и таким же образом отвести ее назад по окончании кадрили.

Хороший тон требует, чтобы на балу всегда быть в перчатках; кавалеры и особенно дамы все берут в руки, не снимая перчаток, однако если подаваемый предмет может запачкать перчатку, то дозволительно снять ее.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей время от времени нескольких слов.

Кавалеры хорошего тона никогда не снимают перчаток, не позволяют себе пожимать руку своей дамы, прижимать ее к себе во время галопа или вальса.

Кто становится в танце, не зная фигур, тот делает себя смешным и ставит приглашенную даму в затруднительное и неприятное положение. Нет надобности знать па, достаточно уметь грациозно ходить по залу и водить даму. Делать па в кадрили не только не нужно, но даже неуместно.

Во время танцев и вообще при ходьбе мужчины должны быть особенно осторожны относительно дамских платьев. - Если вам случится наступить на шлейф дамы, извинитесь непременно и притом в самой деликатной форме.

Помните, что все обычаи публичных балов неуместны и неприличны на частном балу.

Порядочная женщина всегда вправе обидеться, если кавалер в grand rond держит ее руку за своей спиной или прижимает ее к своей груди.

Кавалер должен вести к ужину ту даму, с которою он танцевал последий танец перед ужином, а после ужина снова отвести ее в бальный зал.
Через несколько дней после бала принято было нанести визит хозяйке дома.

 

Познакомимся с основными правилами бального этикета начала XX века:

«Так как балы не являются местом для утомительных разговоров на различные умные темы, то ум может выражаться лишь в умелом обхождении, которое заключается в умении держать себя непринуждённо и красиво, разговаривать учтиво и вежливо. Правила вежливости требуют, чтобы гость, входя в зал, поздоровался с хозяевами или же, не встречая таковых, с присутствующими знакомыми. Здороваясь, должно сперва приветствовать дам, а затем уже мужчин, сообразуясь с возрастом, не протягивать руку первому, а поданную руку не сжимать слишком крепко и не трясти.

Занимая место, должно обращать внимание на то, чтобы не сесть к кому-нибудь спиною. В случае же в зале в зале находятся стоящие дамы, то не должно садиться, не осведомившись, занято ли данное место, или нет. В случае, когда дама подойдёт во время разговора, то должно учтиво встать и предложить сесть.

Не должно приступать к разговору банальными фразами о погоде, здоровье и тому подобными. Предпочтительнее обсуждать постановку последних спектаклей, концертов, событий из области спорта, искусства, литературы, сообразуясь с интересами того лица, с которым ведёте разговор.

Не следует также обсуждать внешность или манеры присутствующих или отсутствующих, так как это может иметь вид сплетни, чего, безусловно, должно избегать. Неудобно сидеть всё время около одной особы: должно по возможности менять место…

Во время разговора должно воздержаться от излишних жестов: не должно, однако, сидеть неподвижно, ибо со стороны такой человек кажется связанным. Не должно вступать в споры, так последние утомительны для присутствующих и могут повести к нежелательному исходу.

Должно также воздерживаться от общеизвестных острот, памятуя, что «повторение портит впечатление».

Не должно смеяться громко, так как излишняя весёлость в обществе неприлична.

Приличие требует, чтобы в обществе разговор вёлся лишь на том языке, который понятен для всех. Если же в разговор вам случается употребить иностранную фразу, то не переводите её, чтобы не показать, что ваш собеседник не знаком с данным языком.

Не должно прерывать чью-либо речь, равно как вести перекрёстный разговор, так как в таком случае может произойти нежелательный шум.

Рассказывающий что-нибудь, даже смешное, не должно самому смеяться, ибо это портит эффект рассказа.

В случае во время танцев вас кто-нибудь толкнёт или наступит вам на ногу, лучше вам же сказать: «pardon!» Не должно смотреть на толчок, как на действие умышленное, так как во время танцев трудно уследить за остальными парами.

В заключение заметим, что уезжая с бала, должно отыскать хозяев или устроителей и, прощаясь, поблагодарить за доставленное удовольствие».

Тихомиров А. Д. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев», М., 1901, с.8-9.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.