Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обобщение. Выводы.



 

Урок литературы, 7 класс

Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге

 

                                               Ход урока

1. Стр.

В этом году у вас опять состоялась встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным.

А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?

Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам

(учащиеся могут цитировать строчки из произведений):

- стихотворения-…

- поэмы-…

-повести-…

-романы-…

-драмы-…

 

 Изучение новой темы

 

А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, такие как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах («Борис Годунов»), то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни.

Сегодня вы познакомитесь с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

 

-Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)

-Когда стали появляться летописи?

-Чем сейчас интересны летописи?

Основной вид заглавия летописи в лучших её списках читается так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начапервеекняжети и откуда русская земля стала есть»

С самого начала русской летописи идут рассказы, которые трудно проверить, но уже при внимательном чтении их самих без сличения с какими – либо другими показаниями, становится ясным, что

2стр

они сказочны, что они не отражают исторической действительности, а имеют литературное происхождение. Таких сказочных эпизодов до 11 века довольно много.

Опираясь на летописные источники, Пушкин воссоздаёт эпоху княжения Олега в «Песне о Вещем Олеге»

- Кто он, князь Олег? (

  1:

В летописи под 882 годом рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги другого рода, другого племени – Аскольд и Дир.

Скрывши своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать в Грецию.

Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят.

 

  2:

Под 907 годом рассказывается о походе Олега на Константинополь.

Когда Олег пришёл к «Цесарюгороду» с 2000 «кораблей», греки заперли (цепью) гавань и затворили городские ворота.

Высадившись, Олег велел воинам вытащить корабли на берег. И войска его произвели сильное опустошение в окрестностях города. «…разбила многи палаты и церкви, пленников посекаху, мучаху, расстреляху, и инамнога зла творяху Русь Грекам, ели коже раткий творят».

И велел Олег воинам своим «колёса изделати» и поставить на них корабли. Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу.

Видя это, Греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь.

Олег остановил воинов, и греки вынесли ему съестные припасы и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено. Испугались Греки и сказали:

- Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом.

 

(Следует пояснить, что христианский святой Димитрий был патроном города Салуня, греческого по управлению, но славянского по населению своей области.)

Взяв с Греков дань «на 2000 кораблей, по 12 гривне на человек, а в корабли по 40 муж», Олег велел своим воинам готовиться к отплытию:

-Нашейте для Руси «т.е. для варягов) паруса шелковые, а для Славян «крапиньны» ( из тонкого полотна).

Так и сделали «И повеси щит свой в вратах, показал победу, и поиде от Цесарьграда». Когда надулись паруса, шёлковые у Славян и крапиньны у Славян, то ветер разодрал их. И сказали Славяне:

- Возьмём  мы свои толстины, не даются Славянам эти паруса.

И пришёл Олег в Киев, принеся с собою золото и шёлковые ткани, и овощи, и вина, и всякие предметы роскоши («всякоузорочие»).

И прозвали люди Олега «вещим», ибо были язычники и невежды: «И прозваша Олега вещим, бяхуболюдие погани и новегласи»

 

Вопрос :

- Как вы думаете, почему Олега прозвали «вещим»?

Одной из летописных новелл, относящихся к истории Олега, воспользовался А.С.Пушкин в балладе «Песнь о Вещем Олеге». Послушайте.

 .

Однажды кудесник предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег разлучился с этим конём на веки. Прошёл с тех пор большой период времени, и Олег узнал, что конь сдох.Он отправился на то место, гдележали кости коня, наступил на череп коня и сказал с насмешкой: «От этого ли черепа мне назначена смерть?».В это время выскочила оттуда змея, ужалила его в ногу, и он скончался.

Это опять несомненная легенда, которая исторической действительности не отображает, а повторяет выраженную былину. В Скандинавии пели об этом богатыре по имени Орвар - Одд, у которого был конь Факси. Сюжет этой песни тот же, что и в рассказе об Олеге, только из конского лба там выскакивает не змея, а ящерица.

3стр

Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нём звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и 4 стр         созвучная древнему представлению вера в то, что поэты – провозвестники высшей воли.

Эпизод о смерти князя Олега от своего коня, взятый из летописи, разрабатывался в думе К.Ф. Рылеева «Олег Вещий», в балладе Н.М. Языкова «Олег», в «Истории государства Российского» Карамзина.

А как же А.С. Пушкин обратился к летописи, что его подтолкнуло?

Пушкин, в 1820 году сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра тоже называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе и захотел о нём написать.

Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1882 года Пушкин заканчивает работу над произведением.

 

4. Работа с текстом «Песнь о Вещем Олеге»

-Вы прослушали легенды из древнерусской летописи о князе Олеге. Сегодня мы сравним  их с балладой Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», найдём  сходства и различия.

 

1) Знакомство с понятием:баллада

«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллада.

- Что такое баллада?

(Баллада - стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера.Черты, характерные балладе: в балладах поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)

2) В тексте баллады встречается большое количество устаревших слов, обратим на них внимание (слова выписаны на доске)

Хазары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец.

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

Сеча – сражение.

Тризна – похоронный обряд у древних славян. 5 стр.

Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

 И другие слова…

 

3) Чтение баллады учителем или подготовленным учеником.

Найдите в «Песне» средства воссоздания эпохи княжения Олега.

 

- В чём сходство летописи с сюжетом стихотворения?

- Чем летопись отличается от баллады?

- Подумайте, с какой целью в стихотворении используются устаревшие слова, и как можно объяснить появление не соответствующих «седой старине» слов «обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель»?

 

4) Выразительное чтение баллады учащимися

Вопросы после прочтения:

1) Используя текст, ответьте на вопрос:

Что поведал кудесник о жизни князя?

2) Как раскрываются отношения «могучего владыки и мудрого старца» в их диалоге?

3) Дайте характеристику героям баллады. ( Олег – добрый, уважает старших, вежливый. Трогательная любовь к коню. Щедрый – предлагает коня. – это положительные черты. Отрицательные черты: гордый, привык к власти, воинственный, жестокий («Сёла и нивы …обрёк он мечам и пожарам»). В разговоре с кудесником груб. Кудесник- бескорыстный, смелый, независимый.)

4) К кому в большей степени относится слово «вещий»?

5) На чьей стороне автор? (На стороне кудесника)

6) В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.

- Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?

- Каким должно быть творчество?

- Есть ли ответ в тексте? (в устах волхва: свобода, независимость, неподкупность)

- Какова же главная мысль произведения?

 

6стр.   5) Особенностью содержания баллады является  обилие средств художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора – найдите в тексте.

( эпитет-царьградская броня; олицетворение- ковши кипят, годы таятся, дожди моют; сравнения- змея-лента; метафора- товарищ, слуга – к коню)

 

 

6. Чтобы более полно понять эту балладу, рассмотрим с иллюстрациями к балладе. ( Презентация).

В 1899 году Россия широко отмечала столетие со дня рождения А.С.Пушкина. Юбилейная комиссия, созданная при Академии наук, готовила к выпуску трёхтомное собрание сочинений поэта, привлекая к его иллюстрированию лучших художников того времени. В.М.Васнецов сделал несколько рисунков к разным произведениям. Но самой значительной работой стала серия рисунков Васнецова к отдельному изданию «Песни о вещем Олеге» Пушкина.

Уже первый акварельный опыт Васнецова, созданный по мотивам «Песни», заслужил высокую оценку знатоков.

Учитель (рассказ сопровождается показом презентации): Взглянем на 1-й рисунок «Встреча с волхвом». Что характерно для кудесника?

(Он в полотняной рубашке, на голове ободок; обереги, нож, пояс на бёдрах, обут в лапти, белый цвет – душевная чистота, неподкупность.)

- Фигуры на рубахе означают следующее: круг – символ Солнца,  ромб с точками внутри – символ плодородия, косой крест за ромбом – знак бога Перуна.

- Во что одет князь?

(В доспехи, плащ с застёжкой на правом плече, меч в богатых ножнах, одет в сапоги.)

      - Какой цвет присутствует на одежде князя?

(Красный цвет – цвет богатства, высокого социального положения.)

- На каком фоне изображён князь?

(На фоне дружины, волхв – на фоне леса.)

- Как встретил князь кудесника?

Чтение диалога Олега с кудесником по ролям. 7стр.

- 2-й рисунок «Прощание с конём». Найдите в тексте баллады эпитеты, характеризующие коня.

         (Ретивый, буйный, игривый, верный, одинокий.)

- Что значит для князя конь?

(Он его друг, соратник, от которого во многом зависит жизнь хозяина.)

-У славян белые кони были символом бога Солнца, а также и Перуна. Значит, кони должны принадлежать только жрецам, кудесникам. О чём это говорит? Каким был князь?

(Гордым властителем.)

- 3-й рисунок «Олег у костей коня».

- Ребята, взглянем на князя. Что нового появилось у Олега?

(Подобие лаптей, сшитых из цельной кожи)

- Как вы думаете, почему змея никто из ближайшего окружения князя не увидел?

 

 

- Последний рисунок «Тризна». Что вы видите на этом рисунке?

-Посмотрите внимательно: на горе - молодая княжеская чета, внизу – старая дружина.

(Это смена одних поколений другими.)

 

7. Обобщение. Выводы.

 

- Ребята, почему Пушкин назвал песнью своё произведение?

- В чём смысл произведения?

- Соотнесите эпиграф с «Песнью о вещем Олеге» А.С.Пушкина.

- Что понравилось и запомнилось на уроке.

   

8. Домашнее задание – отрывок из баллады выучить наизусть.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.