|
|||
Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. ВольтерПодумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. Вольтер Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?.... Попробуем разобраться с этими вопросами. 1. Восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп; 2. Формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр); 3. Выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник); 4. Копирования; 5. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); 6. Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; 7. Очень медленный темп письма. Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения. 1. Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны. 2. По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверк. Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. Все вышесказанное убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире. 1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа; 2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо; 3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма; 4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно; 5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию; 6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости; К сведению 12 августа Международный день левшей.
Памятка подготовлена с использованием материала статьи психолога
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Готовим детей к школе «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВОРУКИЙ» Составитель: педагог-психолог Аксенова А.И.
|
|||
|