Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развивающие. Воспитательные



Развивающие

Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов

Развивать чувства формы, симметрии

Развивать мелкую моторику

Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки

Воспитательные

Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство

Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем

Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы

Образовательные области:

Художественно эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Методы:

Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)

Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)

Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)

 

Виды детской деятельности:

Художественно эстетическая деятельность

Продуктивная деятельность

Познавательная деятельность

Речевое развитие

Индивидуальная работа:

Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования

Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров

Материалы и оборудование:

Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки

Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов

Предметы посуды из соленого теста

Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой

Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух

Книга Н.Сурьяновой «Синие цветы гжели»

Предварительная работа: Знакомство с гжельским промыслом

Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов

Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И.А. Лыкова, «Гжель» С.Вохринцева

Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»

Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М.Боброва, «Небесная Гжель» И.А. Лыкова (рассказ о промысле)

Чтение стихов: «Сине белая посуда» С.Вахрушева, «Гжель» П.Синявский

Слушание музыки

Русские лирические мелодии:

«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»

Песни современных авторов

П. Синявский, «Незабудковая гжель»

Усвоение песенных навыков

«Гжель» З.Я.Роот

«Лазури хоровод» М.Кузьмичева

«Россия, Россия» М.Кузьмичева

«На Руси умельцев много», муз. Иванова

Музыкально-игровое творчество

«Матушка Гжель» «Найди гжельский узор» «Сложи узор»

Изготовление из соленого теста предметов посуды

Предполагаемый результат:

Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях

Окрепшая моторика рук

Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений

 

11.Игровые упражнения (название, возр. гр.) В средней группе. «Узнай элементы узора», «Собери целое», «Собери пазлы - Гжель», «Разбитые блюда»,

 

 

12.Описать игровое упражнение

«Разбитые блюда» Цель. Учить находить одинаковые элементы гжельской росписи на частях силуэтов

посуды и складывать из этих частей целое.

Коррекционно-речевые задачи. Закреплений названий элементов гжельской

росписи; развитие мелкой моторики рук.

Оснащение. Силуэты посуды, разрезанные на части.

Ход встречи-игры.

Воспитатель предварительно готовит

ребенка на роль Емелюшки и ведет

с ним диалог.

Воспитатель. - Что это ты, Емелюшка

такой грустный?

Емеля. - Ох, горе у меня, вез посуду

на ярмарку, да разбил, не довез.

Воспитатель. - А красивая ли была

твоя

посуда?

Емеля. - Самая красивая на Руси

посуда – так говорят наши мастера.

Белоснежный

фон

и

яркие

узоры. Вот, одни осколочки остались

от моей посуды (показывает «разбитые

блюда».) Воспитатель предлагает детям сложить «осколки», чтобы посмотреть, какими были

блюда и назвать элементы гжельской росписи на них.

 

13.Использование в начальной школе

þ Класс, учебная дисциплина Урок изодеятельности с 1 классов

þ Формы работы (конкретные названия, р.)

Рисование, лепка, аппликация.

@ Конспект одной из форм работы приложить.

Конспект урока рисования для 1 класса

Тема урока: Гжель. Сказочная гжель. Цели урока:

- Дать понятие декоративно-прикладное искусство. Познакомить детеи с искусством гжельских мастеров — росписью «Гжель»

- Формировать практические навыки и умения рисования по образцам, составлять узор по мотивам гжельскои росписи. Совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками.

- Воспитывать интерес к искусству русских мастеров. Развивать усидчивость, внимание, аккуратность при работе.

Необходимое оборудование:

Для учеников: макеты из бумаги для раскрашивания (тарелки,кувшины, чашки,

сахарницы, гуашь синих тонов, кисти, палитра, баночки для воды, салфетки, простои карандаш, ластик

Для педагога: образцы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чаиники и т. д.) для демонстрации, репродукции, презентация «Гжель» для мультемедиинои доски. Аудиозапись ("Незабудковая гжель "- муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского, Музыка В. Темнова, Стихи О. Левицкого- "Сказочная Гжель", Музыка В. Андреевои, сл. Е. Огоньковои «Гжель-весна», Маханенко Нелли и Мишукова Екатерина -Гжель)

План урока (45 мин):

- Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрациеи гжельскои росписи, презентации. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.

- Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 25 мин.

- Заключительная часть. Подведение итогов. Демонстрация работ. 5 мин.

Ход урока:

Наш сегодняшнии урок посвящен необыкновенно-красивои росписи, «Сказочнои гжели». Гжель — это не только роспись посуды, предметов быта, но и природа и времена года. Это сценки городскои жизни, деревенскии пеизаж и быт и т. п.Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, Русалки, Коты-Баюны и т. п.

Но в начале послушаите быль:

«Давным-давно это было. В некотором царстве, в россииском государстве, недалеко

от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белои глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокои температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людеи порадовать да свои краи прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какои свет не видывал.

Стал каждыи мастер свое умение показывать.Один слепил чаиник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

 

Другои мастер посмотрел, подивился, но чаиник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третии мастер подивился красоте такои, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочнои. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затеиливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогои и смотрят. А вокруг сказочная красота,разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синии лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белыи туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белыи фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свои любимыи краи, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сеи день жив старинныи городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.»

- Демонстрация репродукции, посуды.

Русскии живописец Б. М.Кустодиев говорил: «. гжельские чаиники и чашки цветут “колдовскими синими цветами».

Главныи секрет стиля «Гжель» – это мазки. Мазок – родовая примета гжели. Основнои прием – правильное соотношение синего и белого или сочетание белизны заснеженных полеи Подмосковья и прозрачнои синевы ясного неба.

Самыи распостраненныи и пожалуи любимыи узор – гжельская роза. Кроме роз художники изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Это может быть букет из нескольких цветов или цветы разбросаны по всеи поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

- Демонстрация презентации «Гжель»

Но цветы — это лишь элемент в росписи,которая собрала в себе огромное разнообразие идеи из природы и науки: травка, злаки, ягоды, веточки, листья, шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок – отводка тоже вдоль бортика. Художники рисуют так же знаменитые гжельские сетки – «гребенки» (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жестким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистые линии, звезды, круги на дне тарелки.

В стили «Гжель» рисуют картины (пеизажи, натюрморты и т. д.)

Вопрос: Что украшают гжельскими узорами? (Ответ: Вазы для цветов, чаиники, сахарницы, чашки, блюдца, чаиные сервизы, картины.)

А сеичас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У каждого из вас на столе есть макет (ученики называют

имеющиеся макеты для раскрашивания, но только он белыи, не раскрашенныи. Как истинным художникам, его необходимо раскрасить.

А что бы во время работы нас посетило вдохновение, нашу работу будут сопровождать песни про «Гжель»

В процессе самостоятельнои работы педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости. В конце урока устраивается выставка. Педагог не забывает похвалить каждого учащегося, обратив внимание на самые удачные макеты.

Наш урок подошел к концу, мы потрудились очень хорошо. Но мы не прощаемся. Русь всегда славилась своими мастерами и мы с вами еще не раз вернемся к ним в гости.

 

14.Игровые упражнения (название, «Синеглазая Гжель», «В гостях у народных мастеров», «Прорисуй цветок», «Продолжи элементы росписи»

 

15.Игровые задания для рисования, лепки, или аппликации. Выполните графически:

 

                                                                               Д/и «Собери целое»   

          

Лото

 

16.

@  Сочините сказку, рассказ, стихотворение о керамике Косова (приложить).

Сине-белая посуда,

 

Расскажи-ка, ты откуда?

 

Видно издали пришла

 

И цветами расцвела

 

Голубыми, синими,

 

Нежными, красивыми…

 

Так, что глаз не оторвать,

 

Ах, какая благодать.

 

С. Вахрушев.

 

17. 

& Литература для чтения детям о промысле: Альбомы ФГОС «Мастерская Гжели», Русские художественные промыслы / [отв. ред. М. Шинкарук] – М. : Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2011], Русский быт : [для сред. шк. возраста] / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, 2010. - 287 с. - (История России).

 

18.Ведущие мастера промысла:

А. Федотов, В. Розанов, В.Седачева, Н.Бидак, В.Бидак, В. Авдонин

19.

& Методические статьи: научная статья по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Викторовна.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.