Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАБОТЫ ПРИСЫЛАТЬ НЕ НАДО, СДАДИТЕ В ШКОЛЕ.



 

Литература 10 класс

Тема № 20: «Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар — удвоение темы духовного омертвения. 

Цели: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Ход урока

1. Организация класса

2. Новый материал

- Кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия.) (По 1 главе).

1 –я часть создавалась в 1846-9 годах. 40-е годы – расцвет гоголевского направления в литературе, время, когда гоголевские эстетические открытия стали школой для замечательных писателей-реалистов: А. И. Герцена («Кто виноват?»), И. С. Тургенева («Записки охотника»), М. Е. Салтыкова-Щедрина («Запутанное дело»), Ф. М. Достоевского («Бедные люди»), Н. А. Некрасова. Гоголевский роман, по определению А. И. Герцена, «роман иронии, отрицания, протеста, а может быть, и ненависти», преломился в этих глубоко индивидуальных созданиях.

1-я часть романа «Обломов» обнаруживает как раз прямую зависимость поэтики Гончарова от гоголевской.

Композиция 1-х 5-ти глав романа почти повторяет построение глав-портретов «Мёртвых душ».

1) Открывается роман развёрнутым описанием внешнего вида героя. Уже в этой развёрнутой зарисовке улавливается непосредственное сходство с гоголевским Маниловым, черты лица которого были не лишены приятности, но поражала их нечёткость, расплывчатость.

Приёмы характеристики Манилова и Обломова одинаковы. Это особенно бросается в глаза при разности характеристик по существу

2) Как и в главе о Манилове, вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, её окружающие. Для гоголевского человека, полностью «овеществлённого», этот приём оказывается на редкость эффективным. Аморфному характеру Манилова соответствовала неожиданная незавершённость всех ансамблей в его гостиной (урод-подсвечник рядом с прекрасными собратьями, кресло, покрытое рогожей, рядом с зачехлёнными):

Тяжёлые, неграциозные стулья, шаткие этажерки, сломанный диван…

Последний штрих «в перекличке» маниловской и обломовской обстановок почти нарочит: у Манилова на столе книжка, которую он читал 2 года, с закладкой на 14 странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. «Сон души» бездельников-мечтателей запечатлён в этой выразительной детали.

Обломов, подобно персонажам Гоголя, первоначально полностью раскрывается через быт.

3) Символичен образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина.

На всех вещах заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах – слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу – оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Завершается экспозиция 1-й части романа горестным всхлипом Обломова. Этот всхлип вызывает смех. Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателя.

4) Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощённости мелочами, - они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег, переезда на квартиру.

«Пошлость пошлого человека», которую не уставал обличать Гоголь, Гончаров обнажает в своем герое с редкой беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов, застилают весь свет для Обломова, бездельника, ленивца.

Обломов развратил Захара. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару: И. И. и З. суть лишь разные модификации обломовского типа.

5) Еще одна особая деталь, которая становится лейтмотивом всего произведения. Многие романы знамениты своим началом («Евгений Онегин», «Анна Каренина»). Чтение 1-го абзаца. Читатель узнаёт, что доктор прописал Обломову движение. Иначе его ждёт болезнь, даже смерть. Это и произошло в конце концов. Это физическое состояние. Физическая смерть, но тема движения имеет и метафорический смысл: движение связывается с «действовать».

Но для писателя важно не только уловить самый тип – он хочет обосновать его художественные признаки.

Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы, вещны. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Смысл жизни здесь сводится к:

· Волков. (Франт, светские успехи, - «духовное» его увлечение, пустое светское тщеславие – смысл его жизни.) В описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия (вошёл, вынул, провёл, обмахнул), которые придают авторскому повествованию динамичность. В портретной же характеристике Обломова преимущественны глаголы «недейственной» семантики, обозначающие в основном состояние.

· Судьбинский. Этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников. (Карьера - «духовное» увлечение «пошлого человека» с казённой квартирой и выгодная женитьба – смысл его жизни.) Принёс новость по «разряду практической стилистики»: «отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»

· Беллетрист Пенкин. «Игра в обличительство» - «духовное» увлечение этого «пошлого человека». Сочинительство в модном духе и на любую тему.

· Приятели Обломова – Алексеев и Тарантьев – своего ода «двойники» героя, каким он показан в самом начале романа – байбака, увальня. Неспособность Обломова к реальному действию повторена в приятелях.

Оба персонажа имеют гоголевских «прототипов». Неопределённость характера Манилова («Ни то ни сё», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан») перерастает в полную бесхарактерность Алексеева. У него нет практически имени, фамилии. Тарантьев, грубиян, хам, накидывается на бессловесного Алексеева. Не родной ли брат Собакевича этот Тарантьев?! Гончаров характеризует его как «три пустые телеги едут по мосту», «мастер говорить», резкие просторечные слова употребляет: образина, старый пёс, шельма.

Вывод. Они «лжеактивны», ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом неподвижно-дремотной Обломовки. В своей основе и эта совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина», но лишь на столично-цивилизованный лад.

Хотя идейный мотив, связанный с обличением «обломовского» в герое, господствует в 1-й части романа, он получает своё социальное наименование – во 2-й.

В споре со Штольцем (начало 2-й части) Обломов высказывает свой жизненный идеал: деревня, покой, прогулки по аллеям парка, приготовление к обеду. Послеобеденный отдых – чтение книг, беседы с друзьями.

Понятия «хлестаковщина», «чичиковщина» родились в критике из впечатления, которое гоголевские персонажи оставляли в сознании читателей. Гончаров же сам сближает героя и явление, как бы предвосхищая итоги читательского опыта.

Опыт натуральной школы с её антикрепостническим пафосом (стихи Некрасова, повести Панаева, рассказы Тургенева) Гончаров по-своему синтезировал, обобщил. Пороки крепостничества свёл воедино, объяснил через одно понятие – обломовщина.

Но «обломовщина» – социально-нравственное понятие: атрофия (Словарь: истощение, умерщвление какого-либо органа) воли, тяга к покою, инертность, нравственное иждивенчество.

Упования на «может быть», на «авось», на «как-нибудь» лежат в основе обломовского «порядка жизни».

Обломовская пассивность питается постоянным сознанием, что кто-то за него всё сделает – значит, и уметь что-либо делать нет необходимости.

Глубокая проявленность нравственного содержания обломовщины делает роман Гончарова чрезвычайно современным.

Нравственные недуги обломовщины заявляли о себе не только в недавнем прошлом, но и заявляют сегодня безынициативностью, равнодушием. Просто ленью.

3. Домашнее задание

Подготовить рассказ о молодости Обломова,  былых духовных увлечениях героя (план, тезисный план или выписки)- письменно.

РАБОТЫ ПРИСЫЛАТЬ НЕ НАДО, СДАДИТЕ В ШКОЛЕ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.