Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отчет по музейной практике (Оренбургский областной музей изобразительных искусств)



Отчет по музейной практике (Оренбургский областной музей изобразительных искусств)

Студентка: Киселева Анжелика

Группа: ОБ-РЛ-22

 

Оренбург – не только степная столица и мой родной город, но и отражение истории, место хранения культурного наследия. Здесь можно найти множество театров, исторически-значимых мест и ценных памятников. Но особую роль для жителей играют музеи, которые являются достоянием города и народа.

В связи с прохождением музейной практики, предлагаю погрузиться в атмосферу Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Он начинает свою историю с 1960 года – с его основания. Открытый в 1961 году, музей находится в здании XIX века по адресу переулок Каширина, дом 29 и славится своим собранием произведений древнерусского, русского, советского и западноевропейского искусства, в том числе живописью, графикой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

Основная концепция музея — отражение художественной жизни края в общем контексте развития русской национальной культуры. Значительное место в собрании занимают произведения оренбургских живописцев, а также экспонаты, так или иначе связанные с местной историей и культурой. В музее проводятся экскурсии, выставки, лекции и образовательные программы, осуществляются разного вида исследовательские деятельности. В постоянной экспозиции представлены несколько коллекций, с которыми предлагаю познакомиться поближе.

Первый зал – это выставка русской иконы, основой которой служат памятники XVII-XVIII веков. Наиболее ранним произведением в данном собрании является «Параскева Пятница», датируемой концом XVI – началом XVII веков. Достойно представляют живопись XVIII века такие иконы, как «Евхаристия. Причащение хлебом», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «12 клейм Ветхого и Нового заветов», «Богоматерь Знамение» и другие. Особое место в коллекции занимают деревянные резные иконы, а также резные иконы, бытовавшие в среде оренбургского казачества («Чудо Георгия о змие»).

Далее расположены залы русской живописи конца XVIII — начала XX веков. К началу XIX века относится серия портретов, из которых наиболее представительным является «Портрет неизвестной» Н. Куртейля. В данном собрании мы можем также увидеть «Портрет великого князя Павла Петровича», «Дама с веером», «Портрет молодого человека с бакенбардами» и прочие. В следующем зале этой же коллекции размещены пейзажи. Природа на картине Н.Е. Сверчкова «С охоты» создает осеннее настроение. И.И. Шишкин представлен в собрании двумя небольшими этюдами: «Лесной ручей» и «Сосны», А.К. Cаврасов — блестящим по живописи пейзажем «Осень. Сокольники». Во второй половине XIX века развивается романтическая пейзажная живопись, наиболее ярким представителем которой был Иван Константинович Айвазовский. Музейная выставка располагает несколькими его работами: «Керчь», «Море. Скалы», «Люди и море». Экспозицию также украшает великолепная картина С. Ю. Жуковского «Усадьба Брасово». Необычным в своем исполнении показался натюрморт П.И. Петровичева «Розы», выложенный ярким множеством мазков.

Поднимаясь на второй этаж, можно заметить величественную обстановку музея: изящная лестница, большие зеркала, невероятных размеров панно. Здесь постоянная выставка делится на два направления. Справа представлена коллекция советского искусства в разные периоды. Дух и атмосферу 20-30-х годов несут в себе пейзаж и натюрморт. Так, работа «Два транспорта. Подстанция на Сурамском перевале» С.В. Рянгиной, «Городской вокзал» Б.Н. Яковлева, «Натюрморт с бутылью и медным тазом» С.М. Карпова и «Автопортрет» Н.Д. Прохорова. Все, что делалось художниками в 1940-х годах, определялось событиями Великой Отечественной войны. Волевой, мужественный характер человека выражен в «Портрете летчика» Г. А. Петина. Этюд, написанный в 1941 году Б. Н. Яковлевым в суровой военной Москве, сохраняет остроту и силу впечатления этих непростых лет. О счастливом возвращении с победой рассказывает картина С. В. Герасимова «Сын вернулся». Патриотический характер приобретает работа А. А. Осмеркина «Во дворе Эрмитажа», выражающая утверждение красоты Родины, которая является признаком уверенности в победе, признаком духовного подъема. В зале 50-х годов посетители увидят работы замечательных советских живописцев: Н. М. Ромадина, А. И. Лактионова («Автопортрет с палитрой»), оренбургского художника Н. Ф. Соколова, С. А. Тутунова («По воду»).  Мирное время после войны олицетворяется в самой габаритной картине данного музея – «Колхозное стадо» В. Н. Яковлева.

Особую роль в данной коллекции играют работы Лукиана Попова – известного оренбургского художника, передвижника, академика живописи. Социальная острота содержания работ сочетается с удивительным, живописным мастерством, яркой психологической характеристикой персонажей («Луга затопило» 1908), («Переселенцы зимой», «Переселенцы ночью, Гроза»). Жанровые работы отличаются продуманным композиционным решением, тонкой психологической разработкой сюжета, сочувственным отношением автора к изображаемым событиям («Жених», «Горе»). В портретах Попова отражается характер и душевное состояние персонажей («Портрет Мехеда», «Портрет старой крестьянки», «Портрет бабушки», «Женщина, примеряющая кольцо», «Портрет жены в цветастом платке», «Девушка в красном сарафане» и другие). Память об этом замечательном художнике сохраняется до сих пор: лучший зал заполнен его картинами в музее изобразительных искусств и дом художника расположен на улице, названной в его честь.

Слева второго этажа представлена замечательная выставка декоративно-прикладного искусства, содержащая около 2,5 тысяч предметов. Посетители могут внимательно рассмотреть тонкости каждой из видов работ: гжель, хохлома, жостовская роспись, глиняные игрушки, резьба по дереву или кости и многое другое. С недавнего времени в музее появилась мини-выставка японских кукол Хина-нингё – это традиционные куклы Японии, которые предназначены для праздника Хина Мацури (праздник цветения персиков, праздник девочек). Трехъярусная подставка хинакадзари с уникальными куклами также расположена в этом зале.

Конечно, это только малая часть великого искусства, находящаяся в прекрасном Оренбургском областном музее изобразительных искусств. Каждый предмет – это отдельная, незабытая и тщательно сохраненная история, которая заинтересует каждого. Именно поэтому жителям необходимо посещать культурно-исторические места родного города.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.