СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
Автономное общеобразовательное учреждение Кирилловского муниципального района
«Николоторжская средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Н. Преображенского»
Учитель музыки Шабарова Ольга Владимировна
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности фольклорно-этнографической студии «Беседушка»
3 класс
Тема занятия: «Масленицу провожаем, весну дожидаем!»
Цель занятия: смоделировать сценарный план народного праздника «Масленица"
Задачи:
1. привлечь интерес к истории родного края, его традициям, обычаям и народным праздникам;
2.познакомиться с особенностями празднования православных праздников Вологодчины;
3. разучить масленичные песни, игры, частушки;
4. оставить план будущего праздника.
Необходимое оборудование: ноутбук, иллюстрации, видео – аудиозаписи масленичных народных игр, частушек, песен.
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| Содержание
Музыкальный материал
| Формируемые УУД
| Организационный
Музыкальное приветствие. Эмоциональный настрой
Моделирование проблемной ситуации:
| Музыкальное приветствие
Настрой на занятие с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре
Какая музыка по настроению встретила вас?
Кто сочинил эту музыку- народ или композитор?
Где чаще звучит русская песня?
Мотивация учебной деятельности -отгадывают загадку« Нас ожидает скоро праздник, а какой- отгадайте загадку.»
| Эмоционально настраиваются на урок, отвечая на вопросы
Выявляют характерные черты народной песни
Размышляют и рассуждают о роли музыки в жизни человека, исходя из жизненного опыта
|
«Проводы зимы»
| ПУУД – выявление характерных свойств народной и композиторской музыки
ЛУУД – проявление эмоциональной отзывчивости
ПУУД – выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни
| Этап мотивационно- целевой
| Дискуссия в ходе беседы:
А кто из вас бывал на таком празднике? Что вы знаете об этом празднике? А не хотите ли вы организовать такой праздник у нас в школе?
Учитель предлагает составить план будущего праздника
| Дети рассуждают, предлагают свои версии, вступая в диалог, сотрудничество с учителем, выражают свое желание подготовиться и организовать праздник . определяют цель: создать сценарий будущего праздника. Дети предлагают: разучить песни, подготовить костюмы, афишу и т.д.
|
| РУУД – Целеполагание, как постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию
ПУУД – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме
| Первичное усвоение новых знаний
Организация совместной исполнительской деятельности
Организация игровой деятельности
Организация вокально- хоровой и исполнительской деятельности
4.Физ. Минутка – разучивание движений к песне «Блины»
| Рассказ о традициях празднования Масленицы (особо отметить отличительные особенности вологодских обрядов):
- название праздника;
- продолжительность;
- обрядовая выпечка (по возможности, отметить смысл выпекания и поедания блинов не только как угощения, но и как поминального блюда; блины – это не символ солнца);
- катания (разновидности катаний: детские и молодёжные);
- костры (отметить, что изготовление куклы-масленицы не характерно для Вологодчины);
- прощёное воскресенье (смысл обрядов последнего дня масленицы – прощение всех обид, подготовка человека к следующему периоду календарного года – ожиданию весны).
Слушание видео и аудиозаписей
Предлагает выучить масленичные приговорки и выкрики
В какие игры играют на Масленицу?
Знакомство с правилами игры «Шла тетера»
Приглашает встретить масленицу песней «Блины!»
(исполняет песню, а дети подпевают припев) Знакомство с новой песней
Разработка исполнительского плана песни
Предлагает исполнить песню с движениями
| Выражают свое эмоциональное отношение к традициям, музыкальным образам родного края, дополняют рассказ учителя из собственного опыта
Проявляют эмоциональную отзывчивость , личностное отношение при восприятии р.н. песни
Разучивание приговорки на сбор дров для масленичного костра (на выбор: «Тётки-лебёдки» или «На масленицу, на Починовскую»).
Разучивание выкрика, исполняемого у масленичного костра «Сказали люди, масленца».
Принимают участие в беседе, знакомятся с правилами игры
Определяют особенности жанра русской народной песни, разучивают песню
Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции
| Материалы презентации; иллюстрации,
на выбор: «Тётки-лебёдки» или «На масленицу, на Починовскую»).
Разучивание выкрика, исполняемого у масленичного костра «Сказали люди, масленца».
Игра «Шла тетёра»
Р.н.п.«Блины»
Р.н.п.«Блины»
| ЛУУД – укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности
ПУУД –выявляют черты народной песни
КУУД- инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни с элементами импровизации
РУУД- принятие и сохранение учебной задачи, планируют свои действия при разучивании песни
КУУД – участие в коллективной игре, планирование сотрудничества со сверстниками, учет позиции партнеров по игровой деятельности
РУУД – соотношение своих действий с правилами игры, выбор способов действия, контроль и оценка результата игры
ЛУУД – продуктивное взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности, развитие духовно- нравственных качеств (доброта, отзывчивость)
ЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии
КУУД – сотрудничество со сверстниками и учителем
ПУУД- речевые высказывания о характере песни, настроении
КУУД- участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками
РУУД- саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию
| Обобщение
Беседа по картине
| Знакомство с картиной Б. Кустодиева «Масленица»
Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи музыки с изобразительным искусством литературой историей
| работа с учебником: рассматривают и находят общие признаки празднования Масленицы в разных видах искусства
| Материалы презентации
Картина Б.Кустодиева «Масленица»
| ПУУД- проводят анализ картины с выявлением схожих признаков празднования праздника
ЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии картины
РУУД-
саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию
КУУД- сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении картины
| Музыкальная загадка
Частушка
| Какой музыкальный инструмент звучит на празднике?
Загадки о русских народных инструментах – гармонь и баян
Где гармонист, там и задорная шуточная песенка- что за песня? Жанр русской народной песни - частушка. Кто сочиняет частушки?
| Отгадывают муз. фрагмент звучания гармони загадки, обнаруживают общность муз. инструментов (гармонь и баян)
Определяют жанр частушка, разучивают и исполняют частушки, осуществляют собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизации на детских муз. инструментах
| Материалы презентации
Масленичные частушки
| ПУУД- реализуют свои творческие замыслы в пении, игре на муз. инструментах через понимание цели
РУУД- планируют свои действия, оценивают правильность выполнения, саморегуляция
КУУД –сотрудничают со сверстниками, контролируют действия партнера по исполнению
ПУУД- импровизация на муз. инструментах , осуществление собственного замысла в пении и импровизации
| Рефлексивно-оценочный
Домашнее задание
| Что вы узнали сегодня в результате нашего занятия? А кто доволен своей работой? Почему?
Учитель предлагает план будущего праздника (на экране)
Что нам следует приготовить к фольклорному празднику
| Обучающиеся вносят свои предложения и коррективы
Пригласить ребят из других классов, повторить масленичные песни, масленичные игры, подготовить костюмы, нарисовать афишу – приглашение на праздник
|
| РУУД –оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании
|
|