Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ



 

 

Автономное  общеобразовательное учреждение Кирилловского муниципального района

 «Николоторжская средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Н. Преображенского»

 

Учитель музыки Шабарова Ольга Владимировна

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности  фольклорно-этнографической студии «Беседушка»

3 класс

 

Тема занятия: «Масленицу провожаем, весну дожидаем!»

Цель занятия: смоделировать сценарный план народного праздника «Масленица"

Задачи:

1. привлечь интерес к истории родного края, его традициям, обычаям и народным праздникам;  

2.познакомиться с особенностями празднования православных праздников Вологодчины;

3.  разучить масленичные песни, игры, частушки;

4. оставить план будущего праздника.

Необходимое оборудование: ноутбук, иллюстрации, видео – аудиозаписи масленичных народных игр, частушек, песен.

 

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Содержание Музыкальный материал Формируемые УУД
Организационный  Музыкальное приветствие. Эмоциональный настрой Моделирование проблемной ситуации: Музыкальное приветствие Настрой на занятие с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре Какая музыка по настроению встретила вас? Кто сочинил эту музыку- народ или композитор? Где чаще звучит русская песня? Мотивация учебной деятельности -отгадывают загадку« Нас ожидает скоро праздник, а какой- отгадайте загадку.» Эмоционально настраиваются на урок, отвечая на вопросы     Выявляют характерные черты народной песни Размышляют и рассуждают о роли музыки в жизни человека, исходя из жизненного опыта     «Проводы зимы»     ПУУД – выявление характерных свойств народной и композиторской музыки ЛУУД – проявление эмоциональной отзывчивости ПУУД – выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни
Этап мотивационно- целевой     Дискуссия в ходе беседы: А кто из вас бывал на таком празднике? Что вы знаете об этом празднике? А не хотите ли вы организовать такой праздник у нас в школе? Учитель предлагает составить план будущего праздника Дети рассуждают, предлагают свои версии, вступая в диалог, сотрудничество с учителем, выражают свое желание подготовиться и организовать праздник . определяют цель: создать сценарий будущего праздника. Дети предлагают: разучить песни, подготовить костюмы, афишу и т.д.   РУУД – Целеполагание,  как постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию ПУУД – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме
Первичное усвоение новых знаний   Организация совместной исполнительской деятельности Организация игровой деятельности Организация вокально- хоровой и исполнительской деятельности   4.Физ. Минутка – разучивание движений к песне «Блины»   Рассказ о традициях празднования Масленицы (особо отметить отличительные особенности вологодских обрядов): - название праздника;   - продолжительность; - обрядовая выпечка (по возможности, отметить смысл выпекания и поедания блинов не только как угощения, но и как поминального блюда; блины – это не символ солнца); - катания (разновидности катаний: детские и молодёжные); - костры (отметить, что изготовление куклы-масленицы не характерно для Вологодчины); - прощёное воскресенье (смысл обрядов последнего дня масленицы – прощение всех обид, подготовка человека к следующему периоду календарного года – ожиданию весны).   Слушание видео и аудиозаписей Предлагает выучить масленичные приговорки и выкрики   В какие игры играют на Масленицу? Знакомство с правилами игры «Шла тетера»     Приглашает встретить масленицу песней «Блины!»  (исполняет песню, а дети подпевают припев) Знакомство с новой песней Разработка исполнительского плана песни   Предлагает исполнить песню с движениями     Выражают свое эмоциональное отношение к традициям, музыкальным  образам   родного края, дополняют рассказ учителя из собственного опыта   Проявляют эмоциональную отзывчивость , личностное отношение при восприятии р.н. песни   Разучивание приговорки на сбор дров для масленичного костра (на выбор: «Тётки-лебёдки» или «На масленицу, на Починовскую»). Разучивание выкрика, исполняемого у масленичного костра «Сказали люди, масленца». Принимают участие в беседе, знакомятся с правилами игры     Определяют особенности жанра русской народной песни, разучивают песню   Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции Материалы презентации; иллюстрации,               на выбор: «Тётки-лебёдки» или «На масленицу, на Починовскую»). Разучивание выкрика, исполняемого у масленичного костра «Сказали люди, масленца».   Игра «Шла тетёра» Р.н.п.«Блины»   Р.н.п.«Блины»     ЛУУД – укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности     ПУУД –выявляют черты народной песни   КУУД- инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни с элементами импровизации     РУУД- принятие и сохранение учебной задачи, планируют свои действия при разучивании песни КУУД – участие в коллективной игре, планирование сотрудничества со сверстниками, учет позиции партнеров по игровой деятельности РУУД – соотношение своих действий с правилами игры, выбор способов действия, контроль и оценка результата игры ЛУУД – продуктивное взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности, развитие духовно- нравственных качеств (доброта, отзывчивость) ЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии КУУД – сотрудничество со сверстниками и учителем ПУУД- речевые высказывания о характере песни, настроении КУУД- участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками РУУД- саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию
Обобщение   Беседа по картине   Знакомство с картиной Б. Кустодиева «Масленица» Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи музыки с изобразительным искусством литературой историей работа с учебником: рассматривают и находят общие признаки празднования Масленицы в разных видах искусства Материалы презентации Картина Б.Кустодиева «Масленица» ПУУД- проводят анализ картины с выявлением схожих признаков празднования праздника ЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии картины РУУД- саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию КУУД- сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении картины
Музыкальная загадка     Частушка Какой музыкальный инструмент звучит на празднике? Загадки о русских народных инструментах – гармонь и баян   Где гармонист, там и задорная шуточная песенка- что за песня?    Жанр  русской народной песни - частушка. Кто сочиняет частушки? Отгадывают муз. фрагмент звучания гармони загадки, обнаруживают общность муз. инструментов (гармонь и баян)   Определяют жанр частушка, разучивают и исполняют частушки, осуществляют собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизации на детских муз. инструментах Материалы презентации   Масленичные частушки ПУУД- реализуют свои творческие замыслы в пении, игре на муз. инструментах через понимание цели   РУУД- планируют свои действия, оценивают правильность выполнения, саморегуляция КУУД –сотрудничают со сверстниками, контролируют действия партнера по исполнению ПУУД- импровизация на муз. инструментах , осуществление собственного замысла в пении и импровизации    
Рефлексивно-оценочный Домашнее задание Что вы узнали сегодня в результате нашего занятия? А кто доволен своей работой? Почему? Учитель предлагает план будущего праздника (на экране) Что нам следует приготовить к фольклорному празднику       Обучающиеся вносят свои предложения и коррективы     Пригласить  ребят из других классов, повторить масленичные песни,  масленичные игры, подготовить костюмы, нарисовать афишу – приглашение на праздник   РУУД –оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании

 

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.