Вопросы к экзамену по дисциплине
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Современная химия и химическая безопасность» для группы ФПХ(с)АХ
1. Современная химия и химическая безопасность – как дисциплина: предмет, цели и задачи.
- Система «Окружающая среда – человек». Проблемы взаимодействия. Обеспечение устойчивого развития цивилизации как важнейшая проблема современности.
- Источники загрязнения окружающей среды. Классификация.
- Экологические факторы среды. Классификация.
- Критерии оценки состояния окружающей среды: санитарно-гигиенические показатели и экологические критерии.
- Нормирование атмосферных загрязнений.
- Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах.
- Нормирование содержания вредных веществ в почве.
- Основные источники загрязнения атмосферного воздуха.
- Соединения серы и азота в атмосфере: пути поступления, превращения. Кислотная седиментация (кислотные дожди).
- Поведение озона в атмосфере. Действие озона на живые организмы и материалы.
- «Парниковый эффект». Механизм возникновения.
- Смог: условия формирования, виды.
- Мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха. Самоочищение атмосферы.
- Источники загрязнения гидросферы. Превращение химических веществ в водной среде.
- Защита водной среды от загрязнения. Методы очистки сточных вод.
- Критерии оценки качества питьевой воды. Вода как фактор здоровья.
- Превращение соединений серы и азота в почве. Поведение галогенов в почве. Техногенные потоки веществ, эмиграция химических элементов в почвенном слое.
- Влияние тяжелых металлов на качество почв. Влияние кислотообразующих веществ на качество почв.
- Пестициды как загрязняющий фактор. Экологические последствия применения пестицидов.
- Влияние химического загрязнения на процессы метаболизма и анатомо-морфологические особенности растений. Последствия воздействия токсичных соединений на растения. Влияние кислотных осадков, тяжелых металлов, пыли на растительный покров.
- Применение биоиндикаторов для оценки устойчивости экосистем. Фитомодули.
- Биогеохимическая оценка территорий. Критерии оценки состояния растительности.
- Система «среда-здоровье». Критерии состояния здоровья.
- Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Канцерогенные факторы среды. Вещества-токсиканты в продуктах питания.
- Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения.
- Меры токсичности веществ. Опасные и особо опасные экотоксиканты (тяжелые металлы, пестициды, диоксины, полиароматические углеводороды).
- Научные основы современной концепции мониторинга. Цели и задачи экологического мониторинга. Системы автоматического мониторинга. Дистанционные методы исследования окружающей среды и ее изменения.
- Роль химии в экологическом анализе. Методы определения загрязняющих веществ.
- Химический анализ и управление экологическим риском. Уязвимость населения в восприятии риска. Снижение риска.
- Ранжирование экологических проблем по степени риска. Принципы и критерии эколого-химической экспертизы.
- Экологическое аудирование.
- Взаимосвязь проблем экологии и безопасности химических производств. Критерии совершенства технологических систем и их связь с воздействием химического предприятия на окружающую среду.
- Потенциально опасные технологические процессы химических и нефтехимических производств. Надежность оборудования, систем диагностики и управления для обеспечения безопасности химических производств.
- Ресурсо- и энергосберегающие технологии в химии, вторичное использование сырья, комплексная переработка сырья, замкнутые технологические процессы как пути решения экологических проблем.
- Методы переработки и обезвреживания отходов. Проблема захоронения отходов.
- Экологический контроль на химических предприятиях.
- Военные действия как фактор загрязнения природной среды. Химическое оружие.
|