Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мир Брахмана



 


 

Данная электронная книга свободна для некоммерческого использования
и распространения при условии, что Вы не будете изменять текст книги.

 

Оригинал книги (актуальная версия перевода) всегда доступен
на сайте электронного издательства Ex Nord Lux DIGITAL
http://nordlux-digi.org

 

 

Целью данной книги является попытка интерпретировать шумерские и ассиро-вавилонские мифы в эзотерическом ключе. Официальными историками утверждается, что все шумерские мифы являются в лучшем случае аллегорией на исторические события, морализаторство или примитивно-наивной попыткой понять и объяснить мироустройство. Историками не предлагается ни одной версии системы шумерского пантеона и мировоззрения, наоборот высказывается предположение, что шумерская религия и мировоззрение были архаичными, некоторые божества выросли из суеверий, некоторые являются идеализированными носителями моральных качеств и только.

 

Рассчитывая, что читатель имеет представление об основных категориях гностицизма, индуизма, а также об индийском и шумерском пантеоне, автор предлагает каждому немного под другим, необычным углом взглянуть на вроде бы давным-давно известное.

 


Содержание

 

  1. Психологический портрет и три эзотерических мира
  2. Астральный мир: социальная и эзотерическая сторона
  3. Три мира в индуизме
  4. Брахман и другие категории
  5. Тантра, Шакти-Шива и десять махавидий
  6. Десять элементов и древо познания
  7. Мост между шумерскими мифами и индийской тантрой
  8. Шумерская Троица
  9. Энума элиш
  10. Нисхождение Инанны в мир мертвых
  11. Гильгамеш и гора бессмертного
  12. Шумерское «древо познания»
  13. Гильгамеш, Энкиду и мир мертвых
  14. Шумерская категория МЕ как талант
  15. Инанна и Энки
  16. Нинурта и Анзу
  17. Таблица соответствий

Психологический портрет и три эзотерических мира

Каждый из нас обладает уникальной психикой, обусловленной частично генами, частично воспитанием, частично саморазвитием. Уникальность может выражаться по-разному, чаще всего говорится о следующих чертах:

1. Интеллект. Насколько человек умный?

2. Характер. Если умный, то добрый или злой?

3. Интересы. В какой сфере деятельности человек себя наиболее ярко раскрывает?

 

Ответы на данные вопросы создают первичный психологический портрет человека, после чего собеседник является уже не terra incognita, еще не освоенной, но уже разведанной землей.

 

Насколько человек умный – очень широкий вопрос, каждый понимает его по-своему. В данном случае имеется в виду нечто близкое к знаменитому тесту на IQ, но не совсем. Представим три разных, и в то же время «живописных» образа: ученый-математик, имиджмейкер-стилист, боксер. Можно сказать, что математик – умный, имиджмейкер – чувствует стиль, а боксер, как правило, во многом глуповат. Данный пример отсылает к тому, что каждый является «умным» в своем деле на своей работе, и можно четко обозначить контуры этих «работ»:

1. работа, связанная с материальными объектами, которые можно потрогать руками

2. работа, связанная с эстетикой, эмоциями и чувствами

3. работа, связанная с абстрактными концепциями

 

Наиболее часто встречаются люди первого типа, реже второго и еще реже третьего. Существует весьма точная идиома для этого случая: мало или много ума, если ума много – будешь работать головой, если мало – руками. В количественном смысле мало и много ума. Как будто бы есть некие элементы, которые «свыше даются», и оттого человек становится умным. У гностиков начала новой эры эти элементы назывались:

1. гиле

2. психе

3. пневма

 

И соответственно люди делились на три типа: гилики, психики, пневматики. Гилики – те, кто не способен понимать эстетику и абстрактные концепции, но уверенно себя чувствуют в мире проявленных материальных объектов. Психики – те, кто хорошо разбираются в эстетических вопросах, прекрасно чувствуют собеседника и ориентируются в эмоциональном поле. Психики как и гилики, могут хорошо ориентироваться и на уровне материальных объектов, но лишены способности понимать абстрактные концепции. Пневматики при желании могут разобраться в любом из вопросов, для них нет преград. Если проводить аналогии, то ум можно сравнить с мощностью автомобиля, а стоящую перед умом задачу с массой груза,  необходимого для перевозки: очевидно, что на легковом автомобиле не получится увезти много, как не пытайся, на Камазе можно увезти побольше, и на карьерном самосвале еще больше. Совершенно особый тип людей был связан с еще одним четвертым элементом – гнозис, и такие люди назывались гностики. Считалось, что гностики – это наивысшая ступень развития пневматиков, гностиком мог стать только пневматик после усердной работы над собой. Назовем эти четыре элемента – ментальные, и будем считать, что все четыре элемента формируют ментальный мир и ментальное тело человека.

 

После того, как выяснился вопрос об умственных способностях человека, далее обычно интересуются: какой у него характер, добрый или злой, общительный или необщительный? Известная идиома: злой, нелюдимый гений. Действительно, гениальность – сама по себе еще ничего не значит, она может и не проявиться вообще, но если проявляется, то обязательно либо в чем-то созидательном, либо наоборот разрушительном, бывают и гениальные убийцы-маньяки. Крайние степени - мизантропия и филантропия редко встречаются, обычно человек представляет из себя нечто среднее по всем созидательным и разрушительным устремлениям. Фундаментально, на уровне инстинктов, в человеческой психике это проявляется как инстинкт размножения и инстинкт смерти. Таким образом, к четырем ментальным  элементам можно добавить еще два: элемент созидания назовем Пан-эрос, одноименно с греческим богом Паном, и второй элемент разрушения назовем Танатос, по имени бога смерти. Преобладание элемента Пан-эрос делает человека добрым и общительным, преобладание Танатоса – злым и нелюдимым. Будем считать, что данные два элемента формируют творческий мир и творческое тело человека.

 

Интеллект и стремление к созиданию или разрушению проявляются в какой-нибудь сфере деятельности. Каждый человек обязательно обладает склонностями к занятию той или иной работой, не бывает такого, что абсолютно ничего не интересно. Кто-то обладает склонностью к актерскому, сценическому делу, кто-то к научной работе, некоторые находят себя в спорте, поварском деле, некоторые в религии. Важно понять, что в данном случае речь идет не о специализации после окончания учебного заведения, а именно о внутреннем стремлении заниматься чем-то определенным, что называется «сердце лежит». По-простому это сумма интересов человека, которая в том числе выражается в профессиональной деятельности.

 

Ближайший аналогом такой «сумме профессий» можно считать индийские Варны. Всего выделяется четыре Варны:

1. брахманы — жрецы, подвижники

2. кшатрии — воины, правители, ученые

3. вайшьи — торговцы, актеры, певцы, музыканты, танцоры

4. шудры — земледельцы, ремесленники, художники, скульпторы, спортсмены

 

Каждая Варна делится на множество каст – конкретных профессий. Идеальным обществом можно было бы считать такое, где каждый занимается «своим делом», делом, к которому у него «призвание свыше». Видимо, нечто подобное пытались выстроить в древней Индии. Аналогично элементам ментального и творческого мира, будем считать, что есть некие четыре элемента, которые определяют сферу интересов человека. Назовем эти элементы астральными, и будем считать, что данные четыре элемента формируют астральный мир и астральное тело человека.

 

Итого, получилось 10 элементов в трех мира:

1. Ментальный мир

a. Гнозис – Высшее Знание

b. Пневма – способность оперировать абстрактными концепциями

c. Психе – способность оперировать эстетическими категориями

d. Гиле – способность оперировать с материальными объектами

2. Творческий мир

a. Пан-эрос – созидательное устремление

b. Танатос – разрушительное устремление

3. Астральный мир, пока назовем элементы согласно варнам

a. Элемент «брахман»

b. Элемент «кшатрий»

c. Элемент «вайшья»

d. Элемент «шудра»


Астральный мир: социальная и эзотерическая сторона

Ментальный мир как идея возник из того очевидного факта, что есть умные и есть глупые люди. Все мы различаемся своими интеллектуальными способностями: у кого-то «много ума», а у другого «мало ума». Ментальный мир сотворен из четырех элементов, и наличие или отсутствие этих элементов делают человека либо «умным» либо «глупым».


Творческий мир как идея возник из того, опять таки очевидного факта, что человек может быть злым, а может быть добрым, может быть настроен созидательно, а может разрушительно. Творческий мир сотворен из двух элементов – Пан-эрос и Танатос, и преобладание какого-либо элемента в Уме, делает его либо злым, либо добрым.


Менее очевидно с астральным миром. Идея астрального мира появилась исходя из того, что каждый из нас с рождения имеет склонность к занятию той или иной деятельностью. Все виды деятельности условно можно разделить на две большие группы. В каждой большой группе можно выделить по одной особой подгруппе:

1. деятельность, связанная с манипуляциями с физическими и абстрактными объектами

1.1. манипуляции только с физическими объектами

2. деятельность, связанная с изучением этих объектов

2.1. изучение «религиозных объектов»

 

Что значит «манипуляции с физическими объектами»? Легче всего это понять на примере проявленных вещей: все виды рукоделия, начиная от приготовления пищи и заканчивая созданием украшений и рисованием картин. Манипуляции с видимыми вещами – это варна шудр, варна ремесленников. Современный программист-кодер тоже шудра. Также шудры это люди некоторых видов искусства. Это кажется парадоксальным, непривычно считать художников, скульпторов людьми низшей варны, но это так. Забегая вперед, согласно Традиции проявленная материя, если не иллюзия, то нечто не достойное внимания адепта. Поэтому логично, самой низшей деятельностью оказывается такая деятельность, объектом которой являются видимые вещи. В том числе и краски с холстом и мрамор для скульптур.

 

Но есть еще манипуляции с невидимыми и абстрактными объектами – звук, рифма, голос, слова, движение, пластика движений. Эта сфера деятельности соответствует варне вайш. Варна вайш подразумевает творчество вообще всем, чем можно: голосом, рифмой, музыкальным инструментом, пластикой, движением, повествованием и так далее. Очевидно, что «творчество руками» - это частный случай «творчества вообще», поэтому шудры это частный случай варны вайш. Творческие касты – певцы, танцоры, поэты, литераторы – это наивысшие касты в варне вайш, менее благородные это классические торговцы, адвокаты, которые имеют дело тоже не с проявленными объектами, а со словами, законами, договорами и другими «документами».


Первые две варны – это варны искусства в самом широком смысле слова. Несколько неожиданно прийти к такому выводу, что художники и прочие люди искусства, которых принято зачислять в «слуги чистого духа» оказались представителями двух нижних варн, но это действительно так. С другой стороны говорилось, что в конце времен все будет «с ног на голову» – всё так и случилось. Художники, певцы, актеры, музыканты, писатели и поэты - шудры и вайшьи - почитаются как наивысший человеческий идеал. Разумеется, кроме искусства, варны шудр и вайш включают в себя множество других каст: всем известное сапожник - шудра, а торговец – вайшья. Здесь тоже есть место искусству – «искусство торговли и банкования». Но наивысшей деятельностью шудр и вайш является искусство в культурном смысле.

 

Искусство должно вдохновлять. Но на что? На изучение объектов.


Всякая деятельность, связанная с изучением объектов, природных процессов, выявление закономерностей – это научная деятельность. В Индии наука была варновым долгом кшатриев. Особая наука – религия как изучение взаимодействия богов и людей – варновый долг брахманов.

 

Таким образом, всего можно выделить две основные варны, и две вспомогательные, которые являются частью основных:

1. Вайшьи и частный случай шудры – сфера деятельности связанная с искусством (в широком смысле)

2. Кшатрии и частный случай брахманы – научная сфера деятельности.

 

Это что касается социальной стороны варн и астрального мира. Если пойти еще глубже, то можно сказать, что все варны являются частным случаем варны кшатриев. Действительно, любому занятию предстоит научная деятельность, связанная с первичным изучением объектов. И только после того, как в результате научной деятельности были выявлены свойства объектов, появляется возможность манипулировать этими объектами. Забегая вперед надо сказать, что данный факт был отражен в мифе, когда Брахма сотворил вселенную, будучи охваченный только раджасом.

 

Эзотерическая сторона варн связана с фундаментальным понятием – гуна. Существует множество определений понятию гуна, наиболее часто гуну определяют как особое свойство материи. Дословно «гуна» переводится как «веревка, нить», и в таком смысле входит в знаменитые идиомы: ум опутан гунами, освободиться от омрачения гунами. Говорится, что существует множество гун, но все они сводятся к трем основным: саттва, раджас, тамас, где раджас понимается как свет, тамас – тьма, и саттва – благость, превосходящая и свет и тьму. Считается, что ум каждого человека опутан гунами, которые перетекают одна в другую, создавая единую ткань омраченного сансарического бытия. Отмечается, что гуны непосредственным образом связаны с варнами:

1. ум брахмана опутан преимущественно саттвой

2. ум кшатрия опутан преимущественно раджасом и саттвой

3. ум вайшьи опутан преимущественно раджасом и тамасом

4. ум шудры опутан преимущественно тамасом

 

Если говорится, что гун множество, то мы в праве для симметрии и избежания путаницы обозначить еще одну путем разделения гуны тамас на две: светлый тамас и просто тамас, подобно рассветной полутьме и ночной тьме. Тогда исчезает необходимость делить гуны между варнами, а каждой будет соответствовать своя гуна:

1. ум брахмана опутан саттвой

2. ум кшатрия опутан раджасом

3. ум вайшьи опутан светлым тамасом

4. ум шудры опутан тамасом

 

Таким образом, астральные элементы – это четыре гуны.

 

История сотворения гун следующая: рожденный из пупа Вишну Брахма первоначально был расстроен и опечален своим неведением, отчего такая тьма вокруг, зачем это всё и откуда появилось, но после наставления Вишну, Брахма охваченный раджасом создал вселенную из гун (с тем уточнением, что не всю вселенную, а только астральный мир). То есть изначально Брахма пребывал во тьме неведения, но после того, как получил знание, он просветился, и будучи просветленным у него появилась возможность создать вселенную, что он и сделал, будучи охваченный раджасом. Поэтому все гуны в своем истоке есть раджас.

 

При поиске европейского аналога гун, следует отталкиваться от понимания того, что  гуна – это веревка, которая привязывает ум к мирам сансары. Освободиться от опутаности ума гунами значит обрести окончательное освобождение. Очень похожим образом обстоит дело с таким фундаментальным понятием античной философии как любовь. Существует множество типов любви, самой главной из которых греки считали эрос. Другие три важных типа: агапэ, филия, прагмэ:

· агапэ - наивысшая, безусловная любовь, про которую говорится «бог есть агапэ», очевидно является качеством брахманов.

· эрос - об этом подробно рассказывается в платоновском «Пире», говорится что это стремление раскрыть в человеке всё самое прекрасное, приумножить благое. эрос подразумевает совместное взаимосвязанное развитие.

· филия - это страсть к обладанию, страсть к господству над другим человеком. Когда кто-нибудь желает чтобы другой постоянно думал о нем, уделял внимание, не обращал внимание на других - это филия. Эрос - полигамен, филия – моногамна, но моногамна только в одностороннем порядке: одержимый филией человек может «любить» сразу нескольких, но этим нескольким позволяет «любить» только себя.

· прагмэ - это «любовь по расчету». Это качество характерно для шудр, чьей истинной страстью являются материальные вещи: лучшие друзья девушек - бриллианты.

Про любовь можно сказать, что она привязывает, связывает подобно веревке человека с другим человеком, вещью, местом, страной, миром. Соответственно, можно говорить, что четыре типа любви соответствуют четырем основным индийским гуннам:

1. саттва – агапэ

2. раджас – эрос

3. светлый тамас – филия

4. тамас – прагмэ

 

Подобно раджасу как первой из гун, эрос у греков считался первым проявлением любви.

 

Для четкости следует определить сущностное наполнение гун, иначе «свет» и «тьма» - это слишком абстрактно. Для этого следует отталкивается от того, какие внутренние качества необходимы, чтобы быть успешным религиозным деятелем, ученым, актером или торговцем, художником или ремесленником.

 

Можно выделить несколько привязанностей ума, характерных для каждой варны:

 

Брахманы – саттва - агапэ:

Привязанность к праведности.
Привязанность к магическим искусствам.

 

Кшатрии – раджас - эрос:

Привязанность к истине. Здесь же справедливость, честность как разновидность истины.
Привязанность к могуществу. Здесь же совершенство, мастерство как разновидность могущества.

Вайши – светлый тамас – филия:

Привязанность к чужой похвале самого себя и «сам других хвалю».

Привязанность к господству над чужим телом, чувствами, умом.


Шудры – тамас – прагмэ:

Привязанность к вещам.

Привязанность к удовольствиям телесным, чувственным, умственным.

 

Согласно йоге, для освобождения необходимо преодолеть все привязанности и «выйти за пределы гун».

 


Три мира в индуизме

Если удалось найти первое совпадение индийской религиозной мысли с объективным психологическим феноменом (варны), может, точно также имеются соответствия между двумя другими феноменами?

Продолжая рассматривать индийские мифы, на ряду с уже упоминавшимся Брахмой, следует обратить внимание на Вишну и Шиву, которые все вместе составляют индийскую троицу – тримурти. Рассмотрим каждого из тримурти.

 

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на Лотосе, стебель которого начинается в пупе Вишну (как вариант – на лебеде, который является его ваманой-средством передвижения). В одной правой руке он держит четки, в другой — сосуд с водой, в третьей книгу, и в четвертой – черпак для жертвенного масла. Книга и черпак, как атрибуты профессиональной деятельности прямо указывают на варны соответственно кшатриев и брахманов. Следовательно, кувшин с водой должны указывать на варну вайш и шудр. Говорится, что четки символизируют все вещи во вселенной, а вода в кувшине символизирует «изначальный эфир», откуда появились все вещи. Получается, что четки указывают на шудр, а кувшин с водой указывает на вайш. И в целом Брахма как бог тримурти – создатель астрального мира, и создал единолично все гуны.

 

Это противоречит общераспространенной версии, где говорится что Брахма – создатель, Вишну поддерживает вселенную, а Шива в конце времен уничтожит вселенную, отсюда Брахма связан с раджасом, Вишну с саттвой а Шива с тамасом. Но тут же встает вопрос, почему в своем самом знаменитом облике Шива-Натараджа, Шива в одной руке держит огонь, с помощью которого он уничтожает мир, а в другой руке держит барабан-дамару, с помощью которого создает мир?

 

Получается, что Шива связан с разрушением и созиданием одновременно, и делит раджас с Брахмой пополам? Следует добавить, что в индийском эпосе упоминается о двух сынах Шивы: старший воитель Сканда и младший мирный, один из самых популярных богов в Индии слоноголовый Ганеша. Опять же, наглядная двойственность и она не может быть случайной.

 

Как было рассмотрено выше, дуальность «созидание-разрушение» - это феномен психики, известный каждому как инстинкт размножения и инстинкт уничтожения. Сопоставляя, получается, что Шива указывает на этот аспект психики, или, говоря в эзотерических терминах – Шива является создателем творческого мира, подобно тому, как Брахма является создателем астрального мира.

 

Из тримурти остается Вишну, следуя логики триединства миров Вишну должен быть связан с ментальным миром. Традиционно Вишну изображается четырехруким. В одной руке он держит булаву, как символ власти над всем проявленным, в другой держит ракушку, в которой звучит чарующий, красивый, привлекательный, завораживающий, дарующий радость звук волн изначального океана. В третьей руке держит лотос, который произрастает из грязного ила и символизирует чистое знание, которое произрастает из тьмы невежества, и в четвертой руке колесо, символ Дхармы - Высшего Закона.

 

Если предположить, что Вишну связан с ментальным миром, то предметы в руках должны указывать на соответствующие элементы. Булава, как символ власти над всем проявленным указывает на элемент гиле. Раковина связанна с эмоциями, и в этом смысле указывает на элемент психе. Лотос, как символ знания указывает на элемент пневма. И колесо Дхармы, можно интерпретировать как Высшее Знание - Гнозис.  Таким образом получается, что тримурти это символьное представление трех миров: три бога Вишну, Шива, Брахма – это создатели трех эзотерических миров, и соответственно трех тел человека.


Брахман и другие категории

Если в древней Индии действительно существовала доктрина трех миров как отражения объективных психологических феноменов, то этому должны быть подтверждения помимо тримурти.

 

Помимо тримурти, другая самая известная древнеиндийская «троица» известна как «три аспекта абсолютной истины»:

1. Брахман

2. Параматма

3. Бхагаван

 

Брахман - безличный аспект «абсолютной истины». Воплощает в себе вечность бытия – сат, знание – чит и наслаждение – анада. Брахман – это то, что называется сат-чит-анада.

 

Параматма – «сверхдуша», пронизывающая собой всё творение, каждый атом творения. Функциями параматмы является:

1. наблюдение за индивидуальными душами, которые называются джива

2. санкционирование деятельности каждой дживы

 

Параматма является свидетелем всех действий и поступков каждого живого существа и побуждает материальную природу действовать.

 

Бхагаван – личностный аспект «абсолютной истины». Бхагаваном называют верховную личность, которая обладает в полном объеме достояниями:

1. отрешенность

2. знание

3. сила

4. слава

5. красота

6. богатство

 

Выражаясь образно, Брахман – это актер, который надевает на себя маску (Бхагаван) и играет по определенному сценарию (Параматма). Подобно тому, как актер может надеть на себя любую маску и стать любой личностью, отыграв должное по сценарию, так и каждый из нас при каждом перерождении надевает на себя новую маску и играет свою роль в жизни. Актер – он безличен, он может быть любым, здесь безличен синоним «бесконечно многоличен», и среди этих личностей Бхагаван является верховной личностью.

 

Брахман есть триединство сат-чит-анада, которые по смыслу похожи на гностические гиле-психе-пневма. Чит указывает на знание, и в этом смысле совпадает с пневмой так как  пневма - это элемент, необходимый для получения знания. Анада по смыслу является чувством и эмоциями, что отсылает к психе, как способности воспринимать эстетику и погружаться в эмоции. Сат как вечное бытие отсылает к гиле. И дхарма является наивысшим элементом, эквивалентным гнозису. Поэтому, брахман можно определить как индийский эквивалент ментальному миру в западной традиции.

 

Параматма связанна с деятельностью каждого человека, движением и изменением всей природы. Движение по сути - это поочередная смена этапов созидания и разрушения. Каждый элемент природы всё время находится в движении и изменении, поэтому совершенно справедливо когда говорится, что Параматма проникает в каждый атом творения, так как всё творение – это бесконечное движение, выраженное в разрушении старого и создании нового. По смыслу это схоже с творческими элементами Пан-эрос и Танатос, поэтому параматму можно определить как эквивалент творческого мира.

 

Бхагаван – это личностный аспект «абсолютной истины». Личность, личина, персона, по-другому – маска. Социальная роль, которую каждый из нас играет в обществе. Кто-то «носит маску» ученого, кто-то врача, певца, торговца, художника, повара – то есть, личность прежде всего связанна с профессиональными навыками. Таким образом, бхагаван по смыслу связан с варнами. В достояниях бхагавана несложно разглядеть наивысший идеал каждой варны:

1. Брахманы – отрешенность

2. Кшатрии – знание и сила

3. Вайшьи – красота и слава

4. Шудры – богатство

 

Поэтому, бхагаван можно определить как эквивалент астрального мира.

 

С брахманом, параматмой и бхагаваном связанно еще три категории:

1. атман

2. джива

3. буддхи

 

Атман определяется как вечная, безличная сущность каждого человека. По определению атман схож с брахманом: безличен. Это подчеркивается, когда говорится, что «атман есть брахман». Атман – это ментальное тело человека.

 

Джива - с корнем джив, что означает дышать. Отсюда русское живой, и где-то рядом с движением: «раз двигается - значит живой». Джива тесно связана с параматмой: параматма «наблюдает» за каждым движением и поступком дживы и является «идеальной дживой», совершенной, свободной от ошибок. Джива является связующим звеном между атманом и буддхи, взаимосвязывая и взаимообуславливая их. Джива – это творческое тело человека.

 

Буддхи - это инструмент атмана, подобно тому как маска - это инструмент актера, но маска это не сам актер. Буддхи - это первая мысль безличного атмана, с первой мыслью приходят и остальные, и так формируется личность - личина-маска. В каждом перерождении атман меняет одну маску на другую в соответствии с кармой. О буддхи говорится: «В человеке пребывающий разум (буддхи) проявляется в трех состояниях. Иногда он испытывает приятное (саттва), иногда тоскует (раджас). Иногда существует без счастья или несчастья (тамас)». Связь с гунами совершенно точно указывает на то, что буддхи - это астральное тело человека.

 

Таким образом, получаем таблицу сопоставлений:


 

Название Ментальный мир Творческий мир Астральный мир
Западная традиция Ментальное тело Гнозис Пневма Психе Гиле Творческое тело Пан-эрос Танатос   Астральное тело Агапэ Эрос Филия Прагмэ

Индийская традиция

Брахман Дхарма Чит Анада Сат Параматма Бхагаван Саттва Раджас Светлый тамас Тамас
Атман Дхарма Чит Анада Сат Джива Буддхи Саттва Раджас Светлый тамас Тамас
Тримурти Вишну Колесо Дхармы Лотос Раковина Булава Шива Барабан Огонь Брахма Черпак Книга Кувшин Четки

 

Отдельно рассматривается физический мир. В западной традиции это мир пяти стихий: эфир, огонь, воздух, вода, земля. В индийской это мир пяти таттв: акаша, огонь, воздух, вода, земля.

 

 


Тантра, Шакти-Шива и десять махавидий

Совершенно особый случай в индийской духовной мысли представляет тантрическая доктрина 10 махавидий. В тантре роль Шивы отлична от роли Шивы в тримурти. В тантре Шива рассматривается во взаимосвязи со своей шакти Дэви Дургой. Считается, что их единство – это метафизический идеал, к которому следует стремиться каждому тантристу. Согласно тантре, особыми техниками внутренняя энергия, называемая кундалини поднимается вверх, проходя поочередно через семь чакр к макушке головы, где и происходит единение Шивы и Шакти. 

 

В связи с тантрой часто упоминается миф о черной, гневной Кали. Существуют разные версии объясняющие происхождение Кали. Самая известная из них повествует о том, что Деви Дурга решила проучить забывшегося в тщеславии Шиву, и приняла облик 10 махавидий, которые заградили куда-либо путь Шиве. Пораженный видом махавидий Шива остался лежать на земле, не в состоянии пошевелить ни одной частью тела, кроме третьего глаза. Так продолжалось до тех пор, пока он не распознал во всех 10 обликах свою шакти Деви Дургу. Десять махавидий это:

1. Махакали

2. Тара

3. Трипура Сундари

4. Бхунешвари

5. Лакшми

6. Трипура Бхайрави

7. Чиннамаста

8. Багаламукхи

9. Матанги

10. Дхумвати

 

Если предположить, что 10 махавидий соответствуют десяти элементам трех эзотерических миров, то суть махавидий должна соответствовать сути каждого элемента.

 

Для дальнейшего анализа требуется соотнести 10 элементов и 7 чакр. Расположим элементы согласно схеме, где сверху вниз:

 

 

  1. Ментальный мир (мир Брахмана):
    1. Оранжевый – дхарма
    2. Светлозеленый (слева) – чит
    3. Среднезеленый (справа) – анада
    4. Темнозеленый – (второй сверху) – сат
  2. Творческий мир (мир Параматмы):
    1. Голубой – созидание
    2. Фиолетовый – разрушение
  3. Астральный мир (мир Бхагавана):
    1. Белый – саттва
    2. Красный – раджас
    3. Желтый – светлый тамас
    4. Черный - тамас

 

Такое расположение элементов формирует семь пустот, на схеме они обозначены звездочками с цифрами. Заметим, что чакр тоже семь, и говорится, что чакры – это психоэнергетические центры, через которые течет энергия. Говорится, что достигнув определенной чакры, кундалини производит соответствующие изменения в психике «активируя потенциал человека» (образно говоря, если бы элементы были лампочками, то в тот момент когда энергия доходит до лампочки – она загорается), дойдя до макушки приводит к наивысшей реализации (когда горят все лампочки). Используя данную аналогию, будем считать, что звездочки на схеме соответствуют чакрам в их нумерологической последовательности.

 

Следует четко понимать что чакры и элементы – это две различные категории, которые не следует путать. Также следует понимать, что причиной существования чакр являются элементы трех миров. И они же определяют суть чакр.

 

Сопоставим десять махавидий с элементами трех миров.

 

Дхумвати - буквально «дым несущая», известна как:

1. Старейшая (джьешхта)

2. Коренная (мулавидья)

3. Вдова (пуруша-шунья)


Ее называют скрюченной, вздорной. У нее седые и спутанные волосы, а облачена она в грязные лохмотья. Она восседает на золотой колеснице, увенчанной знаменем с изображением черного ворона (иногда верхом на вороне). Она свирепа, уродлива и темна лицом. В левой руке она удерживает шурпу - похожий на соломенный веник предмет, который в Индии используют для очистки зерна. Правой рукой она благословляет тех, кто сумел в ней разглядеть божественную суть.

Дхумвати соответствует элементу «мира Бхагавана» тамас. Действительно, этот элемент в самом низу - поэтому коренная и старейшая. Элемент тамас означает привязанность к материальным вещам (художники и рукоделы - варна шудр - это тоже привязанность к материальным вещам, самая почитаемая и благородная, но тем не менее с точки зрения Традиции - низшая). Этот элемент греками был назван «прагмэ» - «материальное дело, деятельность». Человек, чей ум опутан тамасом не видит «живых людей» - он в людях видит выгоду (для художника модель для картины - это тоже «выгода») и способ приобретение для себя вещей. Поэтому Дхвумвати - вдова - для неё существуют только вещи, и люди ей воспринимаются как вещи. Согласно Традиции все материальные вещи - словно дым, непостоянные, появляются на короткое мгновение и тут же исчезают, отсюда «Дым несущая». Веник для очистки зерна указывает на то, что действий с материальным не избежать как не старайся, хотя бы для того, чтобы не отравиться едой.

 

Дхумвати связанна с первой Муладхара-чакрой, которая называется «коренная». На этом уровне бытие человека обусловлено только животными инстинктами, поэтому можно сказать, что и «человека еще нет», а есть животное в человеческом облике.

 

Матанги - это индийская муза людей искусства. Известна как:

1. Шьяма (темная)

2. Та, которая обладает чарующей виной, украшенной рубинами

3. Та, чья красота опьяняет, а речи околдовывают

4. Советница Трипура-Сундари (элемент ментального мира анада)


Имя происходит от слова "мати" и означает ум в артистическом аспекте, как одаренность в разных искусствах. Она восседает на прекрасном ратнапитхе (престоле, украшенном драгоценными камнями). Она сияет, как луна. Она обворожительна и нежна; у нее смуглая кожа и красиво уложенные волосы. Матанги облачена в одежды красного цвета и играет чудесную музыку на своей украшенной драгоценностями вине. Поклонение Матанги направляет практикующего к Трипура-Сундари. Она является богиней речи (вага), наделяющей вагавиласой (ораторским искусством, беглостью речи и красноречием). Она способна очаровать любого своим сладкозвучным голосом, мелодичной музыкой и прекрасной, притягательной личностью.


Тёмная потому что она тоже олицетворяет элемент «мира Бхагавана» тамас, но скажем так, самую светлую его часть. В отличие от Дхумвати (самая темная, неблагородная часть тамаса), которая сама по себе безобразна, но восседает на мастерски сделанной колеснице, Матанги и сама прекрасна и восседает на драгоценном троне. На схеме Матанги это нижний правый желтый элемент, который связан с высшим правым элементом, олицетворяемый как раз Трипура-Сундари, отсюда их связь.


Матанги - муза варны вайшьев их наивысших, самых благородных каст: поэты, певцы, писатели, музыканты, актеры («классические» касты варны вайш - торговцы и банкиры - в этом смысле неблагородные). Но благородные только в том случае, если их творчество способствует духовному росту. Игра Матанги на вине как раз это и символизирует: сама вина представляет собой аналог человеческого тела, и прекрасная игра на ней ведет к тому, чтобы человек отвел глаза от колдовского дыма вещей.


Матанги вместе с Трипура Бхайрави объясняет суть второй Свадхистхана-чакры, которая называется «обитель Я». Того самого человеческого «Я», которое определяется артистическими талантами, пением, музыкой, ораторским искусством и другим, что характеризует человека как человека, а не как животное.

 

Багаламукхи - имя означает «могущественная», говорят, что она способна:

  1. Лишать дара речи
  2. Останавливать врагов (физически)
  3. Помочь добиться победы (в состязаниях например)

также говорится что она:

  1. Связанна со светом
  2. Связанна со знанием


Её изображают в облике богини в желтых одеяниях и украшениях с булавой в правой руке и языком злобной, демонической препятствующей силы - в левой. Желтый цвет одеяний является цветом света и знания. Этот цвет предписывается бр



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.