Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока.



Технологическая карта урока.

Урок

Тема урока: «Театральное искусство и художник. Театральная маска»

Тип урока:освоение новых знаний

Цели урока:

Образовательные: Познакомить с понятиями маска. Сформировать понятие о разнообразии видов и форм масок, используемых в театре. Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов создания “маски”, применяя стилизацию форм

Развивающие: Формирование знаний как с помощью грима отображается историческая эпоха, особенности литературного произведения и характера героя. Закрепить знания учащихся об особенностях восприятия человеком цветового пятна и его символикой.

Воспитательные: Познакомить с историей ремесла создания маски. Воспитать эстетические чувства, уважение к культуре разных народов.

 Используемые технологии: проблемное обучение

Опорные понятия, термины: маска, карнавал, комедия

Межпредметные связи:история, литература

Оборудование: проектор, худ.средства.

 

 

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и приёмы работы Формируемые умения (УУД)
1.Организационный момент   Беседа с постановкой проблемы. Приветствие. -Сегодня мы продолжаем разговор об искусстве Древней Греции. На столах все необходимые принадлежности и мы готовы к уроку изобразительного искусства. Приветствуют учителя. Садятся на места.   Фронтальная. Регулятивные: осуществляют самоконтроль Личностные: определяют настроение.
2.Создание проблемной ситуации (целеполагание) Постановка вопросов, демонстрация - Вы прекрасно знаете пять видов изобразительного искусства – перечислите….. - На прошлом уроке мы с вами говорили об особом искусстве, не изобразительном, а каком? …….Театральном (пространственно-временном искусстве или зрелищном) (На слайде слова К.Станиславского…) - Что вы узнали о театральном искусстве? Когда оно возникло? -Где происходили театральные представления в Др. Греции и Риме? - Какая особенность была у театра в Риме? (жестокие кровопролитные представления) - Помните ли вы, кто играл в театральных пьесах? (только мужчины)   Современный театр перенял лучшие традиции греческого театрального искусства. Сегодня мы можем получить радость и удовольствие в каких театрах?         В театре играется жизнь, жизненные ситуации… (только мужчины)   Драматический, Оперы и балета, кукольный и т.д. Фронтальная. Познавательные: определяют порядок работы, варианты учебной деятельности Личностные: проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции.
3.Первичное усвоение новых знаний Диалог   -А скажите, пожалуйста, театр – это простое или сложное устройство? - В чем сложность? (работают драматург, режиссер, актер и художники по гриму, костюмер, декоратор) - Какой вывод мы с вами сделали? Какова роль художника в театральном искусстве?...........(художник выполняет важную задачу, как гример, костюмер и декоратор) -Верно. И вы отразили все это в своих работах (обращаю внимание) …-Итак, театр – яркий аспект античной жизни. Особенностью древнегреческого театра было то, что актеры играли в ……………….. Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой. -Верно. И тема урока какова? (театральная маска) Зададим вопросительные слова к теме урока «Маска»…..   - (вопрос уч-ся)Что же такое маска? Маска – это то, что надевали на лицо. Маска – это предмет, с помощью которого скрывали лицо. Она что-то изображает, например, человека или животное. - Маска – специальная накладка с вырезами для глаз и рта, надеваемая на лицо, изображение в виде человеческого лица, звериной морды. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей колдуньей или принцессой. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маски играли важную роль в театральных традициях Греции . Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре. Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и играли роль рупора. Их изготовляли из дерева или полотна на каркасе, покрывались гипсом и раскрашивались, иногда сплошь подкладывались изнутри медью или серебром — для усиления резонанса. -Кто играл все роли в театре? (мужчины) Поэтому они должны были менять маски несколько раз. У каждого актера было 2-3 большие маски. -Почему маски были большие?.... Маска позволяла зрителям лучше рассмотреть выражение лица героя. -Что выражали маски в театре?..........одна изображала спокойное лицо, вторая – встревоженное, третья – искаженное ужасом. Маски подразделялись на целый ряд неизменных категорий: 1) стариков, 2) молодых людей, 3) рабов и 4) женщин, -Так как греческие актеры носили маски, то мимика была исключена. И тем больше актер должен был работать над искусством речи и жестов. Поэтому греческая маска было очень большой и выразительной изрители могли разглядеть ее с дальних мест. На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись. В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа. Маски мужских персонажей всегда были темных цветов, женских – белых и светлых. Раздражительность обозначалась багровым цветом маски, хитрость – рыжим, болезненность – желтым и т.д. Функция масок - донести смысл происходящего до зрителей дальних рядов. -Поскольку героями спектаклей являлись мифологические персонажи, им старались придать огромный рост, что достигалось с помощью котурнов – сапог на высоких подметках, высокой шевелюры, толстых подкладок под одежду. (Если актёр возбуждал неудовольствие зрителей, его заставляли снять на сцене маску и, закидав яблоками, фигами и орехами, прогоняли со сцены.) - Театр отразился и в искусстве вазописи, скульптуры Др.Греции. (сл.)   -Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы -Употребление театральных масок перешло в Италию для театральных пантомим и итальянской комедии (Comedia dell’Arte). Кожаная маска (итал. maschera) была обязательным атрибутом, закрывающим лицо комического персонажа, и изначально понималась исключительно в этом смысле. Однако со временем маской стали называть и всего персонажа. Актёр, как правило, играл одну и ту же маску. - Из Италии маска перекочевала во Францию. Так, маска полишинеля — весьма древняя; к ней у углов рта первоначально прикреплялись бубенчики. Из Франции маска перекочевала в Англию. XVI век являлся временем, когда ценилась «особая» красота. В погоне за модой дамы прибегали к разного рода ухищрениям. Одним из таких приспособлений были маски, которые выглядели очень жутко и буквально лишали слов. По словам писателя-священика Уильяма Харрисона, маска стала элементом высокой моды среди богатых и социально активных людей. Более того, «накладные лица» цепляли даже на детские куклы. В 1583 году христианский памфлетист Филипп Стаббс опубликовал брошюру под названием «Анатомия злоупотреблений». Среди различных разглагольствований, Стаббс описывает, как он с ужасом видит маски от солнца на женщинах: «Когда они куда-то идут, они используют маски, сделанные из бархата, которые закрывают все их лицо, и в которых есть отверстия для глаз куда смотреть. Так что, если повстречается человек, ранее незнакомый с этой модой, он может решить, что встретил монстра или дьявола, потому что не увидит ничего, кроме двух отверстий с глазами». -Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. -Карнавальные маски. Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении. Самые известные маски венецианского карнавала-это персонажи итальянской кмедии. Это Арлекин, Коломбина, Пьеро (грустный клоун-мим, воплощавший мучения разбитых сердец, наивную инфантильность и доверчивость. В сценариях комедии Дель Арте этот персонаж почти всегда был обманут, предан.) Шут – яркий и популярный персонаж. Несмотря на то, что маска Шута не являются исконно театральными или карнавальными персонажами, они оказали существенное влияние на формирование европейской театральной комедии Средневековья. Первые упоминания о людях, наряжавшихся в Шута, датируются доисторическими временами эпохи Плиния Старшего. Шутами были юродивые, блаженные и психически нездоровые люди, зарабатывая шутками и дурачествами себе на хлеб. Головной убор Шута особенно примечателен – это могла быть тканевая шапочка или повязка на голову, неизменно венчавшаяся тремя и более закрученными завитками из ткани или гипса. На каждом из завитков шутовского колпака обязательно был звонкий бубенчик Эти завитки на колпаке – дань костюмам самых первых шутов, обязательными атрибутами которых были ослиные уши и хвост. К маскам, появление которых не связано с театром, относят Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы. Кроме карнавала, одной из причин ношения масок называют эпидемии чумы. Полагали, что если человек закрыл лицо маской, смерть может его не узнать и пройти мимо. Маски, обладающие большими, длинными носами-клювами (Доктор Чумы), использовались и в медицинских целях-в нос помещался тампон, пропитанный особым дезинфицирующим раствором, который препятствовал заражению. - Особенно красивы маски Веницианская дама - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана — нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами.. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических свиданий до совершения преступлений. Сегодня маски также широко используются в театрах разных стран, например:японский театр но; индонезийский Ваянг; китайская Чао-опера; Мачо Ратон — жанр сатирической драмы в Никарагуа. - Итак, вернемся к вопросам и попытаемся дать конкретные ответы. сложное   Значимая и не маловажная роль масках. Включение в эвристическую беседу, ответы на вопросы учителя; визуализация; познавательная деятельность; повторение и систематизация полученных знаний.   .     Фронтальная.   Познавательные: Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют художественными терминами. Личностные: Проявляют интерес к изучению материала. Коммуникативные: грамотно выражают свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.
4.Первичное закрепление (Творческая работа).     Задание группам: каждому столу раздается конверт с определенными заданиями (радость, печаль, спокойствие, испуг, паника, счастье, влюбленность). Изобразить маску, соответствующую полученному чувству каждой группе.     Познавательные:  Поиск вариантов решения проблемной ситуации; обсуждение алгоритма и выполнение импровизационного творческого задания; Личностные: учатся критически осмысливать результаты. Регулятивные: определяют способы достижения цели., выполняют работу по заданным требованиям
5.Рефлексия учебной деятельности   Итог урока. Обсуждение масок по группам. -Вернемся к вопросительным словам и еще раз дадим ответы на них…..   Вопросы к учащимся: - Что нового узнали на уроке? - Какие маски бывают? - Кто играл в древнегреческом театре?       Личностные: учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.