|
|||
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Выберите правильный вариант ответа:
1. Система – это: - способ организации власти; - целостность, обладающая новыми по отношению к частям свойствами; - любое множество элементов.
2. Элемент – это: - носитель структурной связи; - единица измерения организованности; - показатель уровня сложности.
3. Функция – это: - внешнее выражение свойств объекта; - представление о служебных обязанностях; - метод анализа организации.
4. Структура – это: - совокупность внутренних существенных взаимосвязей объекта; - способ графического представления объекта; - штатное расписание подразделения.
5. Организация – это: - внутренняя упорядоченность целого; - способ описания объекта; - метод контроля.
6. Разнообразие – это: - мера автономности элементов системы; - выражение способности системы сохранять равновесие и устойчивость в среде; - принцип анализа систем.
7. Энтропия – это: - мера беспорядка в системе; - степень разнообразия элементов системы; - показатель надёжности системы управления объектом.
8. Управление – это: - метод принуждения; - функция организованных систем; - форма организации власти.
9. Синергетика – это: - совокупность представлений о механизмах самоорганизации сложных систем; - система методов организационного проектирования; - совокупность знаний о технологии управления.
10. Системный анализ – это: - мировоззрение; - общенаучная методология; - методика и техника научного исследования.
11. Основатель «административной школы» управления – это: - Элтон Мэйо; - Фредерик Тейлор; - Анри Файоль.
12. Признаком бюрократической организации является: - гибкая система управления; - высокий уровень централизации; - отсутствие формальных правил и процедур.
13. Стратегия управления – это: - ранжированная по приоритетам система долгосрочных целей организации; - метод решения многокритериальных задач управления; - способ использования ресурсов для достижения поставленных целей.
14. Планирование – это: - способ оценки результатов деятельности; - определение целей, методов и средств деятельности; - составление графика выполнения работ.
15. Функции управления – это: - определённые конкретизированные виды управленческой деятельности, порождаемые разделением труда в процессах управления; - компетенция должностного лица в аппарате управления; - совокупность задач по реализации полномочий.
16. Алгоритм управления – это: - распределение обязанностей в администрации учреждения; - способ (правило, инструкция) достижения поставленной цели; - порядок оформления указаний и распоряжений.
17. Технология управления – это: - совокупность управленческих операций и процедур, выполняемых в установленном порядке, методов и технических средств их осуществления; - порядок прохождения документов в аппарате учреждения; - совокупность методов решения возникающих задач управления.
18. Организационная структура управления – это: - форма разделения управленческого труда; - состав подразделений организации; - штатное расписание организации.
19. В матричных структурах управление осуществляется: - руководителем проекта; - руководителем функциональной службы; - на основе формально не регламентируемого баланса власти между линейным руководителем и руководителем проекта.
20. Административная власть всегда предполагает наличие полномочий: -арестовывать; - применять оружие; - предписывать что-либо исполнителю.
21. Для традиционного административного управления характерны: - децентрализация; - проявление инициативы; - доминирование внешнего контроля.
22. Системный подход к управлению организацией предполагает: - взгляд на организации как на зависимые части более широкой системы; - отсутствие выделения элементов и анализ недифференцированного целого; - акцент на взаимозависимость элементов и подсистем.
23. К элементам внутренней среды организации относятся: - клиенты; - ресурсы; - вышестоящий орган управления.
24. Цель управления – это: - результат деятельности управляемой организации; - состав задач, предписанных к исполнению; - желаемое конечное состояние управляемого объекта в будущем, задаваемое совокупностью значение его существенных характеристик.
25. Ответственность в управлении – это: - обязанность нести наказание за нарушение; - норма возмещения нанесённого организации ущерба; - сфера обязанностей и полномочий должностного лица.
26. Кибернетическая система – это: - совокупность объектов, способных воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию, а также обмениваться информацией; - система, которой свойственны самоорганизация и самообучение; - система с обратной связью и способностью к адаптации.
26. «Чёрный ящик» - это: - танатологический анализ летального исхода для системы, которая «сыграла в ящик»; - метод оценки системы по конечным результатам её функционирования; - функциональное моделирование сложных систем путём изучения поведения их «входов» и «выходов». 27. Социальные системы – это: - совокупности индивидов, объединённые едиными целями и программами их достижения; - совокупности социальных ролей, объединённые в единое целое посредством каналов связи; - модели-образцы действия людей и культуры.
28. Хаос – это: - полный беспорядок, неразбериха; - режим жёсткой турбулентности, порождающий поведение системы, неотличимое от случайных процессов; - мир без ограничения разнообразия.
29. Целостность – это: - способность системы обладать свойствами, не присущими её отдельным элементам и подсистемам; - способность системы противостоять любому возмущающему воздействию как единое целое; - способность изменений, возникших в одном из элементов, сказываться на других элементах и на функционировании всей системы.
30. Сложность – это: - количество элементов и связей между ними в большой системе; - количество подсистем и число уровней иерархии в системе; - неоднородность элементов и связей внутри системы.
31. Гомеостазис – это: - способность живого организма сохранять постоянство своей внутренней среды при всех изменениях во внешней среде; - неизменность соотношения системы с внешней средой, поддерживаемое за счёт изменения структуры и состава существенных параметров; - способность системы оставаться практически неизменной при всех изменениях внешней среды.
32. Обратная связь – это: - реакция системы на возмущающие воздействия, идущие из внешней среды; - реакция адресата на сообщение, позволяющая отправителю определить, получена ли отправленная им информация; - использование в управлении информации о результатах данного управления.
33. Эквифинальность – это: - способность открытых систем достигать одного и того же конечного состояния в процессах развития; - неизбежность гибели любых возникающих систем по мере исчерпания ресурсов и всех потенциальных возможностей развития; - институциональный изоморфизм как следствие реакции организаций на давление внешней среды.
34. Бифуркация – это: - организационная перестройка с целью адаптации организации к изменениям внешней среды; - точка на траектории развития системы, в которой устойчивое развитие сменяется неустойчивым состоянием; - скачкообразное изменение как результат внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий.
35. Адаптация – это: - управление, при котором желательное состояние системы определяется на основе накопления опыта; - приспособление системы к реальным условиям существования; - стратегия, которая определяется на основе получения новой информации о возможных результатах того или иного варианта решения задачи.
36. Оптимизация – это: - обеспечение заданного количества продукции при наименьших затратах; - улучшение одних показателей деятельности организации при условии, чтобы другие не ухудшались; - процесс приведения системы в наилучшее состояние.
37. Власть – это: - волевое отношение между людьми или группами в рамках определённой социальной системы; - способность единолично определять поведение других людей безотносительно к основе такой способности; - способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
38. Основоположником Общей Теории Систем (ОТС) является: - Норберт Винер; - Фредерик Уинслоу Тейлор; - Людвиг фон Берталанфи.
39. Харизма – это: - магические способности и дар откровения, присущие личности руководителя; - имидж руководителя, способного достигать поставленные цели любой ценой и в любых условиях; - талант и способности, определяющие успешное продвижение по служебной лестнице.
40. Диапазон руководства – это: - формальное число лиц, непосредственно подчинённых руководителю; - число работников организации, которые фактически «выходят» на данного руководителя; - число работников аппарата, которыми руководитель в состоянии управлять реально.
41. Штаб управления – это: - совещательный орган при руководителе; - группа людей, обладающих силой, компетентностью и временем; - орган мышления, изучения и наблюдения для подготовки организации к будущему.
42. Иерархия – это: - структура сложной системы, в которой существует подразделение множества составляющих её элементов на подмножества разных уровней; - определение приоритетов и ранжирование проблем управления в зависимости от их важности; - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
43. Линейный персонал управления – это: - персонал нижнего звена управления, принимающий самостоятельные решения «на местах»; - персонал, находящийся в непосредственном контакте с внешней средой (клиентами, поставщиками, потребителями и т.д.) организации; - личный состав, входящий в цепь прямого подчинения руководителю организации.
44. Департаментализация – это: - принцип выделения подсистем организации; - форма специализации административных подразделений; - выделение административно-территориальных единиц во Франции.
45. Полномочия – это: - право подписывать документы по рассматриваемым вопросам; - основанное на законе или другом нормативном акте право, позволяющее должностному лицу отдавать приказания или выполнять определённые действия; - право работников аппарата управления на обеспеченность необходимой информацией и соответствующей техникой и средствами,
46. Компетенция – это: - круг вопросов, в которых данное лицо должно обладать знаниями и опытом для назначения на вакантную должность; - наличие необходимой информации для разработки и принятия решения в данном звене системы управления данным должностным лицом; - совокупность прав и обязанностей, которыми наделён орган управления или должностное лицо.
47. Звено управления – это: - структурообразующий элемент системы управления, её подсистема; - уровень в организационной иерархии – ступень руководства; - этап процесса управления, являющийся неотъемлемым звеном используемой технологии управления.
48. Орган управления – это: - часть системы управления, имеющая определённое строение и выполняющая определённые функции; - субъект управления, являющийся юридическим лицом; - относительно самостоятельное звено аппарата управления, имеющее специфическое назначение и выполняющее соответствующие функции.
49. Координация – это: - согласование, сочетание, приведение в порядок и соответствие чего-либо; - функция обеспечения согласованных действий организационно независимых систем принятия решений; - проведение общей корпоративной политики в управлении совместной деятельностью.
50. Принцип управления – это: - внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющее норму поведения в системе управления; - основное исходное положение в теории управления; - принятое или открыто признаваемое правило ведения дела, устанавливаемое для повышения эффективности управления.
51. Цель управления – это: - прогнозируемое будущее состояние управляемой системы; - то, чего человек или группа людей желают достичь в будущем; - определённое во времени и пространстве конечное состояние системы, которое должно быть достигнуто с помощью наличных или подлежащих выявлению средств.
52. Метод управления – это: - способ решения проблем, возникающих перед аппаратом управления; - способ достижения поставленной цели; - способ воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения цели управления.
53. Ресурс управления – это: - необходимые компоненты, которые требуются для нормального функционирования организации и выполнения поставленных задач; - оперативные запасы, обеспечивающие возможность манёвра в условиях непредсказуемых изменений управленческой ситуации; - реальные возможности, которыми субъект управления располагает для достижения поставленных целей;
54. Системный кризис – это: - эпизодическое явление, свойственное любой развивающейся системе, когда не преодоленные болезни роста превращаются в патологии и излечиться от них самостоятельно она уже не в состоянии; - резкий крутой перелом и тяжёлое переходное состояние, когда организация внезапно осуществляет революционные внутренние изменения, выводящие ее на совершенно новый уровень развития; - ситуация, в которой дальнейшее сохранение существующей системы становится невозможным и возникает необходимость выбора нового варианта системы, устойчивого в совершенно иных условиях.
55. Доминирующий фактор выживания – это: - управляющий параметр, определяющий состояние самоорганизующейся системы; - воздействие непреодолимой силы (force majeure) в чрезвычайных обстоятельствах, которые не могут быть предусмотрены, предотвращены или устранены; - фактор, представляющий главную угрозу существованию управляемой системы.
56. Политика организации – это: - совокупность приёмов, хитростей и уловок, используемых для достижения долгосрочных целей; - использования власти и силы для влияния на определение целей, направлений развития и других главных параметров организации; - стратегические намерения, выраженные в программном заявлении о миссии, ценностях и сфере бизнеса организации.
57. «Организационная смерть» - это: - враждебный захват и поглощение организации, которое не поддерживается её руководством и персоналом; - гибель организации, когда она разоряется, прекращает работу и расформировывает составляющие её элементы; - дезорганизация и дезинтеграция организационной системы, приводящие к изменению её стратегии, структуры и культуры.
58. Проблема управления – это: - сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов; - разрыв между желаемым состоянием (целями) и фактически наблюдаемым состоянием системы; - задача реализации плана (программы) работы управляемого объекта, т.е удержания его на намеченной планом траектории.
59. Управленческое решение – это: - выбор одной или нескольких альтернатив из множества возможных; - процесс нахождения связи между существующим состоянием системы и желательным, определяемым целью управления; - процесс «сжатия» информации и преобразования её из описательной («дескриптивной») в командную («прескриптивную» - предписывающую) форму.
60. Бюрократия – это: - руководство без какого-либо участия руководимых; - неэффективность организационных функций, проволочки, процедурные препятствия нормальной деятельности, рутинёрство и т.д.; - господство посредством знания. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Актуальные структуры– структуры, которые отражают действительные управленческие отношения, возникающие в результате развития неформальных отношений и процессов самоорганизации в управлении. Внешняя среда организации – совокупность всех элементов, которые существуют вне границ организации и оказывают (либо потенциально способны оказать) воздействие на организацию или ее часть. Внутренняя среда организации – совокупность элементов, которые существуют в рамках организации, как единой системы. К таким элементам в первую очередь относятся: технологии, ресурсы, а также собственники, менеджеры и персонал компании. Гомеостаз (ис) – свойство системы обеспечивать постоянство обмена вещества и энергии, способность удерживать характеристики системы в пределах, допустимых для ее существования. Групповая динамика – процесс взаимодействия групп на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей. Гибкость – способность системы, подвергнутой определенному воздействию, нормативно или адаптивно изменять свое состояние и (или) поведение в пределах, обусловленных критическими значениями параметров системы. Группа – сложный социальный механизм, имеющий две сферы существования – материальную и духовную Зависимость – это связь между параметрами входа и выхода организации как системы. Закон – это устойчивая зависимость, которая либо: зафиксирована в законодательных документах, является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций, получила признание авторитетных учёных. Закономерность –это часть закона, касающаяся какой-либо узкой области его действия. Институты –это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие, а также набор правил, процедур соответствий, моральное и этическое поведение индивидуумов в интересах максимизации богатства. Инструменты – экономические и властные "рычаги" влияния на конфигурации информационных полей в социальной среде в контексте государственных формаций. Интеллектуальные организации – организации будущего, которые основываются на исследованиях научно-технических, интеллектуальных, трудовых и других факторах, оказывающих влияние на изменение организационных систем. Инструмент – хорошо организованный индивидуальный и коллегиальный интеллект, способный адекватно реагировать на тенденции к изменениям конфигураций информационных полей в социальной среде, а также создавать и инициировать проекты новых конфигураций этих полей, обеспечивающие согласованное развитие информационной инфраструктуры и социальный прогресс. Команда – мобильная групповая структура. Корпоративная культура –система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. Каноническаяструктура – структура, соответствующая штатному расписанию предприятия определенной организационно-правовой формы; Комплексность – степень дифференциации в рамках организации. Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей. Компьютерная среда – иная, технологически полная и замкнутая, универсально программируемая информационная инфраструктура с автоматическим исполнением действий хранения, передачи и преобразования информации. Организация – (от лат. organizare – сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте. Организационная культура – социально-экономическое пространство, являющееся частью социального пространства общества, расположенной внутри компании, в рамках которого взаимодействие работников осуществляется на основе общих идей, представлений и ценностей, определяющих особенности их трудовой жизнедеятельности и обусловливающих своеобразие философии, идеологии и практики управления данной компанией. Обратная связь – процесс, позволяющий часть выходной продукции получить обратно в систему в виде информации или денег для модификации производства выпускаемой продукции или выпуска новой. Организационная система (ОС) – совокупность внутреннего механизма управления организации и механизма отношений с внешней средой. Организационные коммуникации – взаимодействие между людьми, предполагающее обмен информацией и передачу сведений между отдельными людьми и группами. Организационная структура управления (ОСУ) – внутреннее строение любой производственно – хозяйственной системы, способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Объект организаторской деятельности – преемник или исполнитель управленческого воздействия со стороны субъекта управления. Принципы организации – это общие правила формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие упорядоченность и целесообразность функционирования системы. Проектное управление – это управление комплексными, нерутинными видами деятельности в организации, которые из-за решающего значения требуют обеспечения непрерывного интегрирующего руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам, и качеству работ. Принцип цепной связи – соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Это образование общих элементов достигается за счет некоторого элемента или совокупности элементов, имеющих общие цели или свойства с организуемыми комплексами. Принцип ингрессии – цепная связь образуется путем вхождения способствующих, выступающих в качестве «посредников» комплексов в организуемые. Принцип подбора – всякое событие в организации может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочнение или усиление одних связей, устранение, уменьшение или ослабление других. Усовершенствованный механизм мотивации – пример принципа подбора. Принцип подвижного равновесия – всякое сохранение форм рассматривается как их подвижное равновесие, а всякое подвижное равновесие – как практическое относительное равенство двух процессов: ассимиляции и диссимиляции. Принцип слабого звена – система воспроизводима в должном качестве, если обеспечивается устойчивость относительно слабого звена. Подсистема– это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, экономическая, организационная, техническая подсистема). Профессиональная структура – разделение по образованию, опыту, квалификации. Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Стохастический – случайный, вероятностный. Социальная структура – подразделение на рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Социально-демографическая структура – разделение по возрасту и полу. Субъект организаторской деятельности – источник воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Объект произвольной природы, обладающий выраженным системным свойством, которым не обладает ни одна из частей системы при любом способе ее членения, не выводимом из свойств частей. Система управления – совокупность объекта управления, субъекта управления, а также прямых и обратных связей междуними. Системы и процедуры – совокупность строго документированных приёмов и методов решения проблем управления, таких, как составление планов, осуществление учёбы, контроля и т.п.), часть организационного потенциала подверженная наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы. Типология– это классификация объектов по общности признаков. Управление – ориентированное воздействие на систему, обеспечивающее придание ей требуемых свойств или состояний. Функциональная структура – подразделение на работников физического и умственного труда. Формализация – заранее разработанные, установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Эмерджентность –Получение при объединении элементов нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединённых элементов.
|
|||
|