Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современное искусство



3. Современное искусство

 

Искусство меняется так же, как меняется наша жизнь, как меняется культура, техника и общество. И это не случайно, по­скольку искусство тесно связано с жизнью. Оно всегда отражает наиболее важные тенденции, которые характеризуют обществен­ное существование. Художник, будучи обычным человеком, не может не реагировать на эти изменения и выражает их в своем творчестве. Нередко случается и так, что искусство предвосхи­щает те перемены, которые для большинства людей станут оче­видными лишь позднее, и даже оказывает влияние на развитие общества. Так случилось, например, с фантастикой, которая ста­ла выражением стремления европейской цивилизации к техни­ческому развитию. В романах того же Жюля Верна можно найти описание механизмов, которые его современники не могли себе представить. Однако его образы оказали существенное влияние на то, как развивалась техника, и можно даже говорить, что его романы в значительной степени определили то, как выглядит наша сегодняшняя жизнь.

Для современного искусства характерно несколько основопо­лагающих тенденций.

1. В настоящий момент искусство все больше и больше под­вергается коммерциализации. Эта тенденция представляет со­бой проявление конфликта между духовной жизнью масс и про­фессиональным художественным творчеством.

Экономическое и техническое развитие привело к тому, что искусство стало средством зарабатывания денег. Сейчас любой фильм, любое музыкальное произведение, любая книга могут быть размножены в огромном числе копий; картины тиражиру­ются в виде репродукций. И художественная ценность переста­ет быть критерием для ценности произведения, уступая место коммерческому успеху. Кинокомпании, звукозаписывающие ком­пании, издательства заинтересованы в том, чтобы их продукция хорошо продавалась на рынке. Естественно, продажа копий по­зволяет выжить не только издателю, то есть компании, которая выпускает произведение на рынок, но и автору, и это хорошо, поскольку в настоящее время образ "бедного художника" отхо­дит в прошлое. Однако это таит в себе и большую опасность потакания вкусам публики, отказа от идеи искусства как воп­лощения прекрасного.

Раньше художник (в широком смысле этого слова) оценивал­ся лишь с точки зрения того, насколько ценным и общезначи­мым является его творчество. При этом популярность в целом не принималась в расчет, а критерием оценки было скорее мнение людей, компетентных в вопросах искусства, чем мнение боль­шинства.

В настоящее время все более и более значимой является мас­совая востребованность. И действительно, выдающимся музыкан­том сейчас признается тот человек, который продал больше всего компакт-дисков и занял высшие места в хит-парадах. А это озна­чает, что основанием для оценки является мнение аудитории, публики, далеко не всегда обладающей необходимым для спра­ведливой оценки вкусом. Где гарантия того, что то, что хорошо покупается, является действительно хорошим? И можно ли гово­рить о том, что популярное – это всегда хорошее, ценное? На эти вопросы следует ответить отрицательно.

 В таком положении кроется большая опасность. Искусство, превращенное в средство зарабатывания денег, рискует перестать быть искусством в собственном смысле слова. Желание автора продать книгу, фильм, песню приводит его к тому, что он начи­нает потакать вкусам публики, стремиться дать аудитории то, что она желает. А это также имеет негативные последствия. Если стремление создавать высокое искусство, непонятное для боль­шинства людей, – это одна крайность, то попытка идти на пово­ду у публики – это другая, не менее опасная крайность.

 Конечно, в настоящий момент продолжает существовать эли­тарное, высокое искусство. Однако на рынке оно пользуется лишь ограниченным спросом. Основная причина этого состоит в том, что такое искусство не является массовым, оно непонятно для большинства.

2. Другая тенденция в развитии современного искусства, тес­но связанная с предыдущей, заключается в постепенном сниже­нии стандартов творчества и ослаблении требований к каче­ству культуры.

 На современном этапе постепенно стираются границы между высоким искусством и народной культурой. Издавна существова­ло четкое разделение между высоким искусством, которое было распространено среди образованных городских жителей, и народ­ной культурой, представлявшей собой выражение идущих из про­шлого национальных традиций. Каждое из этих явлений облада­ло ценностью. Народная культура, не будучи такой утонченной и рафинированной, как высокое искусство, несла в себе ценности естественного человеческого существования, выработанные поко­лениями людей. Возможно, ее эстетика проигрывала при сравне­нии с эстетизмом высокой культуры, однако это была полноцен­ная, самостоятельная и самоценная эстетика. Высокое искусство, для которого характерна особая, даже чрезмерная усложненность, никогда не было массовым и понятным для простых людей.

Урбанизация, стремление к всеобщему образованию, разви­тие промышленности привели к тому, что большое число людей оставили естественную для них среду обитания и переехали в города. И следствием их отрыва от естественных условий суще­ствования стало возникновение низкопробной массовой культу­ры, получившей название "кич" (от нем. "дешевка"). Другими словами, возникновение кича оказалось формой приспособления людей к непривычной для них городской жизни.

В настоящее время народная культура постепенно гибнет: многие творения народа сейчас доступны только исследователям в виде записей песен, фотографий предметов народного творче­ства и экспонатов музеев. С другой стороны, высокое искусство остается невостребованным, представляя интерес лишь для не­большой группы ценителей. И наибольшее влияние имеет низко­пробные творения массовой культуры – американские и подоб­ные им фильмы, комиксы, бессмысленные песенки.

3. Еще одна тенденция, характеризующая современное искус­ство, – это его дегуманизация. Искусство все чаще объектом изоб­ражения делает то, что находится за пределами приемлемого, привычного, нормального, социального. Если раньше искусство было тесно связано с этикой и моралью и стремилось к изображе­нию подлинно прекрасного, то на протяжении всего XX в. оно постепенно отказывалось от этих ценностей. Теперь все чаще в романах, фильмах, театральных пьесах можно встретить слабых, мучающихся людей, которые не могут найти своего места, и вы­нуждены жить искусственной, не настоящей жизнью.

Эта тенденция также тесно связана с жизнью общества. Хотя человечество все больше осознает значимость гуманистических ценностей, в истории последних веков слишком много ужасаю­щих примеров того, как эти ценности могут игнорироваться. Можно сказать, что в настоящее время жизнь человека "не имеет цены" в обоих смыслах этого выражения: она бесценна и одно­временно совершенно не ценится. И именно это противоречие представляет собой движущий механизм дегуманизации искус­ства.

Эта тенденция в искусстве также не может быть оценена од­нозначно. С одной стороны, искусство утрачивает издревле при­сущую ему роль учителя жизни, оно нередко возбуждает в душе лишь негативные эмоции и не помогает нам позитивно относить­ся к жизни. Оно показывает нам насилие, агрессию, смерть, стра­дания. И это не может не оказывать негативного влияния на наше отношение к жизни и самим себе.

Однако, с другой стороны, искусство является яркой манифе­стацией той атмосферы, в которой мы живем. А, следовательно, в дегуманизации искусства можно видеть своего рода симптом, ука­зывающий на болезнь нашего времени.

К сожалению, тенденции, которые действуют в современном искусстве, внушают мало положительных чувств. Однако еще не все потеряно. И осознание тех опасностей, которые грозят куль­туре и искусству как ее важному компоненту, с этой точки зре­ния крайне важно, поскольку только оно поможет нам противо­стоять убийственным для искусства процессам.

 

Вопросы и задания

1. Дайте определение искусства. Каковы его отличительные черты?

2. Как вы считаете, должно ли искусство быть правдоподобным? Обо­снуйте свой ответ.

3. Как вы понимаете сущность искусства?

4. Для чего человеку необходимо искусство?

5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства.

6. Какие виды искусства вы знаете?

7. Какие тенденции протекают в современном искусстве? Каково ваше отношение к этим тенденциям? Можно ли говорить о кризисе современного искусства?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.