Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 3.7. ИСКУССТВО КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА



ТЕМА 3.7. ИСКУССТВО КАК ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Сущность искусства.

2. Функции искусства.

3. Современное искусство.

 

1. Сущность искусства

 

Искусство представляет собой объективное выражение обра­зов, созданных человеком как обобщение его жизненного опыта.

Можно привести такое определение искусства. Искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Прежде всего, искусство всегда объективно. Это означает, что произведение искусства всегда в чем-то выражено: в записанных на бумаге словах, в красках, нанесенных на холст, в звуках му­зыки или в кадрах кинопленки. Только благодаря этому замысел художника (в широком смысле этого слова) становится доступ­ным для других людей, а произведение искусства становится про­изведением в полном смысле.

Искусство никогда не имеет в качестве объекта действительность. Конечно, искусство может быть очень правдоподобным и изобра­жать события так, как если бы они действительно имели место. Однако в любом случае это будет лишь вымысел, созданный челове­ком образ. Даже исторический роман, в котором описываются ре­альные персонажи и реальные события, все равно не может точно отображать эти события. И дело здесь не только в том, что автору этого романа не известны все детали описываемых событий, и он вынужден что-то придумывать, "добавлять от себя". Образы в его романах получают дополнительную нагрузку. Если персонажи выдуманы, то они представляют собой типы, то есть обобщенные образы, собранные из черт и особенностей различных людей. Бо­лее того, любой реальный человек, взятый в качестве персонажа, в искусстве преображается и приобретает типичность.

К тому же искусство далеко не всегда изображает то, что мог­ло бы произойти в действительности. Например, фантастическое произведение изображает события, предметы или существ, кото­рые являются созданием автора и не встречаются в реальности. Современное искусство также изображает ситуации и характеры, которые вступают в противоречие с обыденным представлением о мире. Ярким примером этому могут служить абсурдистские про­изведения, например, творчество Франца Кафки, Самуэля Бек-кета, Даниила Хармса.

Другими словами, художник всегда выступает в качестве по­средника между миром и произведением искусства. Он выражает свой жизненный опыт, свое видение мира и делает его доступ­ным для других в законченном произведении. И выражением его опыта являются образы, которые запечатлены, закреплены в виде того или иного произведения искусства.

 Искусство несет в себе и индивидуальное, и всеобщее, обще­значимое, родовое. Художник всегда остается самим собой, он выражает себя, свое видение и понимание мира. Это выражение отдельного человека, который принадлежит к определенному на­роду, к определенной эпохе и прожил свою неповторимую жизнь. Однако то, что выражается в художественном произведении, од­новременно является и всеобщим. Художник в то же время – это человек, который испытывает те же чувства, что и другие люди, сталкивается с теми же проблемами и условиями жизни. Кроме того, художник знаком и с опытом других людей, поскольку он общается с ними и тоже является человеком, для которого пред­назначено творчество других людей. А, следовательно, он выра­жает и всеобщее, его личный опыт имеет стороны, объединяю­щие его с опытом других людей. Это подтверждается тем, что мы обычно понимаем те чувства и мысли, которые хотел выразить автор. Конечно, в процессе восприятия художественного произ­ведения мы вносим что-то свое. Не зря говорят, что у литератур­ного произведения столько же смыслов, сколько людей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.