Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КРАУДФАНДИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ



КРАУДФАНДИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

А.А. КИРИЛЛОВЫХ

 

Кирилловых Андрей Александрович, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Юридического института Вятского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Родился 8 января 1981 г. в г. Кирове. В 2004 г. окончил Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права, в 2011 г. - Волго-Вятскую академию государственной службы.

Лауреат премии "Юрист года - 2015" в номинации "Юридическое образование и наука" Кировского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России".

Автор более 300 публикаций, включая монографии, учебные и практические пособия, комментарии к российскому законодательству, статьи в периодических изданиях.

 

В рамках настоящей статьи автором рассмотрены вопросы возникновения и развития феномена краудфандинга как одного из способов привлечения инвестиций в предпринимательскую деятельность. С учетом имеющегося иностранного и отечественного опыта автором определена сущность, раскрыты возможные формы и виды краудфандинга. Кроме того, автором проведен анализ положений и дана оценка перспектив применения нового инвестиционного законодательства, предусматривающего возможность финансирования бизнес-проектов через инвестиционные платформы.

 

Ключевые слова: цифра, экономика, предпринимательство, инвестиции, проект.

 

Crowdfunding as an Alternative Way to Attract Investment in Business Activities

 

A.A. Kirillovyh

 

In this article, the author discusses the occurrence and development of the crowdfunding phenomenon as one of the ways to attract investment in business. Taking into account the available foreign and domestic experience, the author defines the essence, reveals possible forms and types of crowdfunding. In addition, the author analyzes the provisions and assesses the prospects for the application of new investment legislation, which provides for the possibility of financing business projects through investment platforms.

 

Key words: digital, economy, entrepreneurship, investment, project.

 

Предпринимательство в эпоху цифровой экономики:

проблемы поиска источников финансирования

 

Цифровизация экономики является главным спутником и одновременно фактором развития глобализирующегося общества. Современный мир активно реагирует на эти процессы, и на уровне государства разрабатываются и формулируются магистральные направления государственной политики, способной дать адекватный ответ на новые угрозы и глобальные вызовы.

Российское государство также ориентируется на общие тенденции изменения в экономике в долгосрочной перспективе. Так, в настоящее время в России реализуется принятая Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 <1> Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, предполагающая одной из своих магистральных задач формирование и развитие в Российской Федерации цифровой экономики. При этом в рамках цифровой экономики должна быть существенно повышена эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг, что потребует создание новой регуляторной среды, а в дальнейшем - реализации концепции комплексного правового регулирования отношений в цифровой экономике <2>. В более краткосрочном периоде поставлена задача создать систему правового регулирования цифровой экономики, применяя гибкий подход в каждой ее сфере, а также сформировать гражданский оборот на основе цифровых технологий (см.: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года") <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

<2> См. подробнее: Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. N 11. С. 5 - 18.

<3> СЗ РФ. 2018. N 20. Ст. 2817.

 

Вполне очевидно, что поставленные руководством страны задачи ориентированы на создание условий для развития предпринимательской активности, формирования условий для здоровой конкуренции, экономической стабильности в целом через использование интернет-ресурсов и современных информационных технологий в бизнесе.

Государственная инвестиционная политика России должна быть ориентирована на создание благоприятного инвестиционного климата, предполагающего создание рынка инвестиций, стимулирование частных лиц к вложению инвестиций в приоритетные направления развития экономики <4>.

--------------------------------

<4> Белицкая А.В. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. М., 2018. С. 3, 11.

 

Однако развитие современного рынка обнажает проблему расширения инвестиционного инструментария, диверсификации источников финансирования предпринимательской деятельности. Важное место в решении данной проблемы занимают информационные технологии, предлагающие необходимые инструменты привлечения денежных средств в бизнес-проекты <5>. Политика современных государств направлена на расширение видов финансовых инструментов, включая цифровые активы <6>.

--------------------------------

<5> Сбежнев В.А. Цифровые инвестиции в Российской Федерации // Налоговый вестник. 2019. N 12. С. 10 - 25.

<6> Подузова Е.Б. Право как объект гражданских правоотношений в контексте цифровой среды и экономики совместного потребления // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 2. С. 86 - 93.

 

Цифровыми финансовыми активами признаются любые обязательственные и иные права, оформленные на основе системы распределенного реестра (блокчейн). Однако на данный момент, как справедливо отмечают отдельные авторы, категория криптовалюты, в отличие от общего понятия токена, не получала пока необходимой правовой регламентации <7>.

--------------------------------

<7> Арсланов К.М. История, современное состояние и перспективы развития криптовалюты: российский и иностранный правовой опыт // Гражданское право. 2020. N 1. С. 24 - 27.

 

В числе правовых новаций, вносящих существенный вклад в регламентацию отношений развития цифровизации, является Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ о внесении изменений в ГК РФ <8> (далее - Закон N 34-ФЗ), которым вводится понятие "цифровые права" как новая сфера общественных отношений и законодательно закрепляется возможность их использования для совершения сделок. "Цифровые права" отличны от результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальной собственности), а также от нематериальных благ <9>. По мнению В.К. Андреева, цифровые права - это имущественные права их обладателя, который может распоряжаться ими без обращения к третьему лицу <10>. Однако одной из магистральных целей Закона N 34-ФЗ являлась подготовка ГК РФ к последующему принятию закона о краудфандинге (привлечении инвестиций через электронные площадки).

--------------------------------

<8> СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224.

<9> Арямов А.А., Руева Е.О. Цифровое право как объект уголовно-правовой охраны // Российская юстиция. 2020. N 1. С. 45 - 47.

<10> Андреев В.К. Динамика правового регулирования применения искусственного интеллекта // Журнал российского права. 2020. N 3. С. 58 - 68.

 

Понятие и сущность краудфандинга

 

В общем смысле краудфандинг (от англ. crowd funding (crowd - "толпа", funding - "финансирование")) - это финансирование какого-либо проекта заранее не определенным кругом лиц (обычно физических). При этом неопределенность этого круга может быть весьма широка по охвату, что в итоге предполагает возможность привлечения значительных сумм денежных средств. По мнению В.А. Кузнецова, "Краудфандинг - это деятельность, связанная с привлечением финансовых ресурсов от большого количества людей, добровольно объединяющих свои ресурсы на специализированных интернет-сайтах (краудфандинговых площадках) в целях реализации продукта или услуги" <11>.

--------------------------------

<11> Кузнецов В.А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. N 1. С. 65.

 

По этой причине в большей степени краудфандинг представляют, как народное финансирование различного рода проектов, в том числе творческих, бизнес-стартапов, благотворительных акций <12>. Для краудфандинга используют интернет-платформы, позволяющие инвесторам осуществлять инвестиции в имеющиеся проекты. Между тем подобного рода проекты народного финансирования были уже известны в истории. Например, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и первый храм Христа Спасителя были построены на народные деньги, которые собирали всей Россией. Незначительные по своей сумме инвестиции, помноженные на массовый характер участников соответствующей целевой аудитории, позволяют реализовать итоговую цель механизма краудфандинга - обеспечить финансирование соответствующего проекта в необходимом объеме <13>. По своей сути краудфандинг представляет собой новую форму меценатства, позволяет регулярно создавать большие проекты с гражданским финансированием <14>.

--------------------------------

<12> По некоторым данным, появление термин "краудфандинг" как официального обозначения социально направленного финансирования отнесено к 2006 г., а его автором является журналист Джеф Хоу (Jeff Howe).

<13> Яценко Т.С. Проблема охраны прав инвесторов в краудфандинге: риски инвестирования и пути их преодоления // Журнал российского права. 2019. N 8. С. 62 - 71.

<14> Латышева А. Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга // Журнал исследований социальной политики. 2017. N 15 (4). С. 661.

 

В настоящее время сфера применения краудфандинга как механизма сбора денежных средств невероятно велика и обширна, охватывает финансирование как коммерческих, так и некоммерческих проектов. Так, краудфандинг рассматривается как коллективное финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на ранних стадиях развития <15>, коллективное сотрудничество людей (доноров), добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы для поддержки усилий других людей или организаций (реципиентов) на нужды социального характера, в том числе помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний <16> и даже в целях оплаты услуг адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи <17>.

--------------------------------

<15> Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.

<16> См.: письмо ФНС России от 25.11.2016 N СД-4-3/22415@).

<17> Разъяснение Комиссии по этике и стандартам по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга (утв. Федеральной палатой адвокатов 13.09.2018 N 04/18).

 

Сегодня из сферы социально значимых некоммерческих, в том числе благотворительных, проектов технологии краудфандинга перекочевали в область коммерческого финансирования. Прежде всего, важное значение краудфандинг получил в сфере финансирования бизнес-стартапов. Не секрет, что отсутствие своевременной финансовой поддержки оказывается одним из наиболее серьезных препятствий, сдерживающих социальные и предпринимательские инициативы в достаточно интересных инновационных сферах экономики. Устранение административных барьеров в сфере доступа к первоначальному капиталу является основным фактором, позволяющим получить финансирование того или иного проекта в максимально короткие сроки и начать (активизировать) бизнес-процессы. Специфика краудфандинга заключается в том, что он служит для финансирования конкретных проектов, а не предприятия в целом <18>. Попутно отметим, что аналогичного рода отношения, но применительно к корпоративным проектам, специалисты в сфере инвестирования предлагают регламентировать в инвестиционном законодательстве через институт "проектного финансирования", что позволит наиболее полным образом урегулировать механизм инвестирования <19>.

--------------------------------

<18> Панова Е.А. Краудфандинг как альтернативный инструмент малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2018. Т. 24 (N 4). С. 239.

<19> Белицкая А.В. Указ. соч.

 

Ресурсы Интернета позволяют получить финансовую поддержку любому проекту. В предпринимательской сфере финансирование обычно осуществляется через эмиссию предприятием ценных бумаг (акций или облигаций) и принятием им на себя дополнительных финансовых обязательств. Между тем проекты, не имеющие масштабного характера и, соответственно, не предполагающие высокой прибыли, финансировать с помощью указанных финансовых инструментов нецелесообразно. В этой связи важное значение получают альтернативные источники финансирования, позволяющие использовать простые и менее затратные инструменты.

 

Генезис инвестиционных отношений с использованием

информационных технологий

 

Эволюция механизма инвестирования проектов прошла путь от почтовых интернет-рассылок до появления специальных интернет-сайтов - краудфандинговых платформ, продвигающих разноплановые и разнопрофильные инвестиционные продукты. Наличие соответствующего сайта позволяет инициатору проекта дать на нем более подробную информацию, указать преимущества для потенциальных участников. При этом ресурсы интернет-сайта позволяют не только презентовать сам проект, но также обеспечить обратную связь, коммуницировать с участниками. Наиболее известными интернет-ресурсами в сфере краудфандинга являются сайты kickstarter.com, indiegogo.com, seedrs.com, boomstarter.ru, planeta.ru, crowdcube.com, smartmarket.net, EquityNet.com.

История краудфандинга в России началась в 2012 г. с появлением площадок boomstarter.ru и planeta.ru. Первоначально данные интернет-сервисы являлись копией американских моделей, но постепенно адаптировались под российские реалии. Кроме того, сейчас российские платформы занимаются реализацией безвозмездных и возвратных проектов <20>. И это неслучайно, поскольку такая практика нашла широкий интерес у инвесторов в силу возможности получения ими имущественной выгоды при реализации соответствующего инвестиционного проекта.

--------------------------------

<20> Котенко Д.А. Краудфандинг - инновационный инструмент инвестирования // Закон. 2014. N 5. С. 140 - 145.

 

В эпоху сетевого взаимодействия важное внимание отводится средствам коммуникации. Поэтому в настоящее время продвижению народного финансирования способствуют социальные сети (Twitter, Facebook, "ВКонтакте"). В силу массовой популярности социальных сетей с помощью этого ресурса удается обеспечить наибольший охват пользователей и, как следствие, потенциальных инвесторов в конкретный проект. Как известно, электронная коммерция реализуется как через соответствующие интернет-ресурсы - специализированные сайты, так и через мобильные приложения. Краудфандинг также является составной частью электронной коммерции и может реализовываться через соответствующие сервисы в глобальной сети.

На сегодняшний день одной из известных отечественных российских краудфандинговых площадок является Boomstarter. Однако проекты, предусматривающие инвестирование через приобретение токенов, не нашли пока должной популярности. Видимо, сказывается отсутствие необходимого опыта проведения подобных инвестиционных операций, а также низкий уровень инвестиционной активности. Инвесторам в полной мере непонятен сам механизм инвестирования, возможные риски, а также методы защиты их прав.

До 2017 г. рынок краудфандинга лишь только формировался, находился в стадии становления. Однако появление криптовалюты ICO (initial coin offering - "первичное размещение монет") и ее активное последующее использование в инвестиционной сфере повлекло за собой острую потребность регламентации данных общественных отношений. Например, к альтернативному финансированию относятся бизнес-кредитование через Интернет, получение инвестиций под проекты через выпуск специальных токенов на криптовалютном рынке. Пока отечественный законодатель делает весьма осторожные шаги в легализации новых финансовых инструментов. Хотя в иностранных юрисдикциях (например, в ЕС и США) криптовалюта получает признаки некого имущества и может участвовать в обороте в качестве платежного средства, определять стоимость материальных благ <21>.

--------------------------------

<21> Верещагин А.Н., Румак В.Б. Между запретом и дозволением // Закон. 2019. N 8. С. 91 - 100.

 

Краудфандинг в рамках финансирования исключает отношения посредничества (банки, биржи и венчурные фонды) между инвестором и реципиентом, что относят к одной из негативных сторон данного феномена <22>. Вполне понятно, что в данной ситуации могут быть существенно нарушены как частные (инвесторов), так и публичные (государства) интересы. Однако отсутствие в этих отношениях посредников позволяет значительном ускорить процесс финансирования конкретного проекта. Использование краудфандинга в качестве метода софинансирования проектов (с указанием этого факта) может рассматриваться и как конкурентное преимущество в сборе средств <23>.

--------------------------------

<22> Котенко Д.А. Указ. соч.

<23> Мотовилов О.В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник СПбГУ. Экономика. 2018. Т. 34 (вып. 2). С. 310.

 

На современном этапе отечественный законодатель попытался регламентировать отношения краудфандинга в Федеральном законе от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон, Закон N 259-ФЗ) <24>, являющемся значительным шагом вперед в регламентации данной области общественных отношений. Между тем сразу же обращает на себя внимание ограниченный блок отношений, подпадающих под регламентацию его норм. Закон N 259-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие в связи с инвестированием способами, им не предусмотренными. В этой связи авторы обращают внимание на достаточно узкую сферу отношений, урегулированных данным Законом. Она ограничивается лишь отдельными сегментами инвестиционной деятельности, что оставляет в фокусе регулирования его норм лишь сугубо инвестиционные отношения <25>. Из описания круга лиц, привлекающих инвестиции, и способов осуществления инвестиций следует, что сбор средств в соответствии с данным Законом будет осуществляться на цели, связанные с осуществлением реципиентами прежде всего предпринимательской деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона).

--------------------------------

<24> Арямов А.А., Руева Е.О. Указ. соч.

<25> СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4418.

 

Стоит сказать, что ранее соответствующий проект Федерального закона был внесен на рассмотрение законодательного органа и на момент рассмотрения в Государственной Думе - законопроект N 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" (далее - законопроект) изначально имел иное название - "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)". Надо полагать, что причиной к изменению названия послужило то, что указанный Закон призван регулировать не весь краудфандинг в целом, а только коммерческий краудфандинг. Следовательно, некоммерческий краудфандинг все еще находится за пределами действия указанного Закона и сферы правового регулирования, что нельзя признать положительным.

Закон N 259-ФЗ содержит необходимый понятийный аппарат, что является принципиальным для правильного понимания содержания правоотношений, входящих в предмет регулирования его норм. Из названия Закона N 259-ФЗ следует, что отношения по инвестированию осуществляются в рамках инвестиционных платформ. Согласно ст. 2 Закона инвестиционная платформа - информационная система в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, используемая для заключения с использованием информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции, и доступная также в качестве мобильного приложения.

Инвестиционная платформа - по своей сути программа, позволяющая обеспечивать возможность эффективного привлечения инвестиций от достаточно большого числа лиц, желающих внести право требования передачи имущества, право требовать выполнения работ или оказания услуг, а также результаты интеллектуальной деятельности.

Российское законодательство не содержит прямой запрет на привлечение инвестиций через имеющиеся интернет-платформы соответствующего профиля, равно как не имеет каких-либо норм, позволяющих осуществлять инвестирование каких-либо проектов в дистанционном формате через Интернет. В любом случае, инвестиционная деятельность должна осуществляться с соблюдением правил, характерных для традиционных форм (способов) инвестирования.

Вместе с тем в ряде законопроектов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства, нашли отражение соответствующие категории, например, понятие "цифровая платформа", которое определяется как размещенная в информационно-коммуникационной сети Интернет инфраструктура, используемая для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей. К слову сказать, в сфере антимонопольного регулирования подобные новации позволяют контролировать доминирующее положение владельцев цифровых платформ в целях сглаживания негативного эффекта на положение их пользователей <26>.

--------------------------------

<26> Попондопуло В.Ф., Петров Д.А., Силина Е.В. Проблемы правовой защиты экономической конкуренции в условиях цифровизации экономики // Конкурентное право. 2019. N 3. С. 7 - 11.

 

Гражданско-правовые конструкции (инструменты) краудфандинга

 

Феномен краудфандинга укладывается в действующие обязательственные гражданско-правовые конструкции. Однако содержание отношений финансирования выходит за рамки традиционного представления о конкретных видах гражданско-правовых обязательств, связанных в не меньшей мере известными ограничениями и запретами.

Попытки уместить весьма специфические по своей природе и содержанию отношения в "прокрустово ложе" уже имеющихся гражданско-правовых конструкций не раз показывали свою несостоятельность. Подобного рода действия обречены на провал, поскольку обратной стороной преимуществ краудфандинга может стать неприятие этого инструмента для бизнес-сообщества и других участников соответствующих правоотношений.

Обязательства из краудфандинга предполагают отдельные договоры, заключаемые реципиентом с конкретным донором <27>. Отдельные специалисты при определении сущности и правовой природы отношений краудфандинга обнаруживают сходства с такими правовыми институтами, как простое товарищество; купля-продажа будущей вещи и купля-продажи с предварительной оплатой товара; дарение.

--------------------------------

<27> Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / под ред. А.Е. Молотникова. М.: Стартап, 2015. Вып. IV. С. 18 - 27.

 

Необходимо дать соответствующую характеристику данным правовым институтам, позволяющую выявить их специфику, а также отличия применительно к отношениям краудфандинга.

Простое товарищество. В данном случае речь идет о договорной конструкции (гл. 55 ГК РФ), оформляющей совместную деятельность двух или более лиц. Договор простого товарищества заключается между всеми товарищами. Однако краудфандинг не предполагает заключение единого договора между донором и реципиентами, что является принципиальным отличием в природе рассматриваемых отношений.

В литературе имеется логичное предложение о возможном соответствующем пересмотре института инвестиционного товарищества <28> как разновидности договора простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ) в части изменения содержательной нагрузки соответствующего гражданско-правового обязательства. Однако представляется, что изменение специального правового регулирования неизбежно повлечет за собой необходимость корректировки общих норм гражданского законодательства, имеющих фундаментальный системообразующий характер, в частности изменение понятия договора простого товарищества, а также субъектного состава договора инвестиционного товарищества.

--------------------------------

<28> По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об инвестиционном товариществе" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7013.

 

Кроме того, в отличие от договора простого товарищества коллективные цели в рамках отношений краудфандинга его участники не ставят, хотя на определенном этапе развития отношений такие цели могут возникнуть, например, при определении судьбы проекта <29>. Данное обстоятельство также позволяет сделать вывод о невозможности в полном объеме адаптировать нормы о договоре простого товарищества под краудфандинг.

--------------------------------

<29> Архипов Е. Указ. соч. С. 18 - 27.

 

Дарение. Финансирование проектов подпадает под регулирование ст. 572 ГК РФ о договоре дарения, где инвестор ("донор" или "даритель") безвозмездно передает в собственность реципиента денежные средства. Однако авторы справедливо указывают на то, что из этих отношений исключены юридические лица в силу прямого запрета на такие сделки. При этом наличие дополнительных ограничений, связанных с законодательством о противодействии отмыванию денег и налоговыми обременениями, полностью делают подобного рода схему финансирования нежизнеспособной <30>.

--------------------------------

<30> Котенко Д.А. Указ. соч.

 

Отличительной чертой отношений дарения при краудфандинге можно считать его массовый характер, т.е. донорами может являться неограниченное число участников (за исключением возможных ограничений по субъектному составу). Данная договорная конструкция не предполагает множественность лиц на стороне дарителя, однако подобного рода отношения отражают сущность самой сути финансирования инвестиционного проекта. Кроме того, предметом дарения выступают вещи, определенные родовыми признаками - денежные средства (в безналичной форме). В результате, в отличие от обычного дарения, реципиент может концентрировать у себя достаточно большие финансовые ресурсы <31>. Попутно отметим, что при проведении соответствующих транзакций в сферу интереса контролирующих органов подлежит сумма, превышающая 600 тыс. руб. (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 07.05.2013)) <32>.

--------------------------------

<31> Архипов Е. Указ. соч.

<32> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

 

Современная практика знает различные виды краудфандинга, представляющие такие модели, как кредитование (lending model) и крауд-инвестинг (equity model). В то же время дарение (donation model), вознаграждение (reward model) и предварительная покупка (prepurchase model) не подпадают под понятие инвестиционной деятельности, поскольку либо не предполагают какое-либо встречное предоставление со стороны реципиента, либо выражают намерения со стороны инвестора о совершении с реципиентом сделки по поводу заранее определенного объекта права.

ОПФ юридических лиц. В определенном смысле суть отношений краудфандинга можно сравнить с известными организационно-правовыми формами коммерческих юридических лиц. В большей степени краудфандинг обнаруживает свое сходство с конструкцией акционерного общества, где важное место отдается объединению капиталов, а личности акционера не придается решающего значения <33>. Именно массовый характер инвестирования позволяет вести речь о краудфандинге, как проекте, объединяющем капитал определенной совокупности инвесторов.

--------------------------------

<33> Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом // Закон. 2018. N 2. С. 90 - 105.

 

Ранее в сфере развития краудфандинга определенные надежды связывались с появлением специализированных обществ проектного финансирования, аналога Special Purpose Vehicle (SPV) и определением их правового статуса в рамках норм Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <34>. Однако долгосрочная форма вложений (на срок не менее 3 лет) в инвестиционные проекты значительно снижает интерес у потенциальных инвесторов - физических лиц к подобного рода инвестициям.

--------------------------------

<34> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

Таким образом, сущность краудфандинга определяют в известной степени различные виды обязательств как договорного, так и организационного характера.

 

Модели краудфандинга и механизм привлечения инвестиций

 

В связи со сложившейся практикой можно выделить возмездный и безвозмездный краудфандинг. Если безвозмездный краудфандинг по основной своей характеристике подпадает под некоторую разновидность дарения, то возмездный краудфандинг по своей правовой природе уникален, поскольку не может быть урегулирован в полном объеме нормами действующего законодательства.

Возвратное (инвестиционное) финансирование получило развитие немного позднее. Наиболее известной краудфандинговой площадкой на рынке подобного рода услуг является проект StartTrack.ru. Площадка охватывает достаточно узкий сегмент как инвесторов, так и объектов инвестирования. В основном инвестиционные проекты связаны с венчурными фондами и приобретением долей в уставных капиталах ООО, созданных для реализации стартапов. Магистральная цель проекта StartTrack.ru связана с развитием инвестиционного краудфандинга ("краудинвестинга").

Коммерческое инвестирование в рамках Закона N 259-ФЗ предполагает несколько иной набор инструментов, применяемый в рамках использования инвестиционной платформы: 1) предоставление займов; 2) приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг; 3) приобретение утилитарных цифровых прав (ст. 5 Закона N 259-ФЗ).

На основе анализа норм действующего законодательства авторы, по сути, указывают на несколько видов договоров, опосредующих отношения инвестирования. Во-первых, речь идет о договорах, заключаемых непосредственно в процессе инвестирования (договоры инвестирования). Во-вторых, выделяют договоры, заключаемые в процессе организации привлечения инвестиций (договоры об оказании услуг по привлечению инвестиций, договоры об оказании услуг по содействию в инвестировании) <35>. Как полагает В.Н. Лисица, "основным критерием для признания того или иного договора инвестиционным должен быть признак осуществления инвестиционной деятельности" <36>.

--------------------------------

<35> Сбежнев В.А. Указ. соч.

<36> Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: монография // Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. ун-т. Новосибирск, 2011. С. 243.

 

Содержание договора инвестирования складывается из суммы принятых инвестиционных предложений лица, привлекающего инвестиции, и сформированных существа и количества, порядка осуществления утилитарных цифровых прав лица, привлекающего инвестиции. Договор инвестирования возникает при достижении максимального уровня денежных средств инвесторов, перечисленных с номинального счета оператора инвестиционной платформы на банковский счет лица, привлекающего инвестиции <37>.

--------------------------------

<37> Андреев В.К. Договоры инвестирования, заключаемые с использованием инвестиционных платформ путем приобретения утилитарных цифровых прав // Юрист. 2020. N 1. С. 15 - 21.

 

Режим работы инвестиционной платформы предполагает обращение в ней утилитарных цифровых прав (ст. 8 Закона N 259-ФЗ). Утилитарное цифровое право в рамках инвестиционной платформы рассматривается в качестве имущественного права, имеющего цифровой формат. При этом данное право представляет собой право требования к инвестору лицом, привлекающим инвестиции, передачи вещи, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав на их использование, выполнение работ или оказание услуг.

Предполагается, что утилитарные права, находящиеся в инвестиционной платформе, в какой-то степени являются обезличенными, бессубъектными. В то же время утилитарные права приобретают форму существования субъективного гражданского права, когда их оборот выходит за пределы инвестиционной платформы <38>.

--------------------------------

<38> Там же.

 

Как полагает В.К. Андреев, "утилитарное цифровое право, равно как любое цифровое право, указанное в качестве такового в законе, не может возникнуть непосредственно из договора, заключаемого сторонами. Поскольку цифровое право - объект гражданских прав, к нему не могут быть применимы правила об осуществлении цифровых прав по своему усмотрению, так как воля инвестора о принятии инвестиционного предложения осуществляется с помощью технических средств информационной системы (инвестиционной платформы)" <39>.

--------------------------------

<39> Андреев В.К. Динамика правового регулирования применения искусственного интеллекта...

 

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона N 259-ФЗ, если инвестирование с использованием инвестиционной платформы осуществляется путем приобретения размещаемых ценных бумаг, такие ценные бумаги могут размещаться только путем закрытой подписки в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а защита прав и законных интересов инвесторов осуществляется с учетом положений Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <40>.

--------------------------------

<40> СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

 

В соответствии с положениями ст. ст. 8 и 9 Закона N 259-ФЗ утилитарные цифровые права могут предлагаться физическим и юридическим лицам только при условии, что они возникают в инвестиционной платформе, в соответствии с требованиями, установленными Законом N 259-ФЗ. Принадлежность владельцу утилитарного цифрового права удостоверяется цифровым свидетельством (ст. 9), которое выдается депозитарием обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется этим депозитарием. Цифровое свидетельство также необходимо для обеспечения оборота цифровых прав.

Важное значение в регулировании отношений сторон при краудфандинге имеют правила инвестиционной платформы, которые представляют собой организационный акт оператора инвестиционной платформы, определяющий основные условия ее работы: правила авторизации, требования к инвесторам и реципиентам и т.д. (ст. 4 Закона).

Между тем представляется, что требование закона о запрете использования публичных оферт будет сдерживать инвестиционную активность потенциальных инвесторов, и главное - снижать их число <41>. Это правило уже само по себе вступает в противоречие с целями закона, направленными на максимальное расширение возможности финансирования.

--------------------------------

<41> Прошин А.А. Равноправное кредитование: анализ правовой конструкции // Закон. 2019. N 10. С. 148 - 160.

 

Проблемы и перспективы правового режима

инвестиционных отношений

 

Ведя речь о проблемах правового регулирования краудфандинга, представляется также, что законодатель неверно определил правовой режим и возможную территорию совершения сделок по отчуждению токенов. Как следует из положений Закона N 259-ФЗ, механизм совершения транзакции подчинен законодательству РФ. В то же время современны



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.