Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок физики в 7 классе. Ход урока.



Урок физики в 7 классе

Тема урока. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Цель урока: рассмотрение вопросов агрегатных состояний вещества, изучить строение твердых, жидких и газообразных веществ, формирование объективной необходимости изучения нового материала.

Ход урока.

1. Организационный момент. В тетради напишите число, классная работа и тему урока.

2. Просмотрите видео по ссылке:

 

https://www.youtube.com/watch?v=BxvK0iC1JlQ

Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое. На прошлых уроках мы познакомились с вами со строением веществ.

 Каково строение вещества?

 Все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки. Молекулы хаотически, беспорядочно двигаются. Молекулы взаимодействуют между собой.

Используя эти знания, решите качественные задачи:

1.Мощным прессом можно сжать кусок свинца до 0,85 его первоначального объема. Почему возможно столь значительное сжатие?

(Между молекулами существуют промежутки они уменьшились объем уменьшился).

2.Как измениться при охлаждении форма горячей биметаллической пластинки, склепанной в горячем состоянии из цинковой и свинцовой полосок, если известно, что при нагревании цинк расширяется больше, чем сталь?

( При нагревании цинк и свинец расширились при охлаждении объем их и длина уменьшится цинковая пластинка укоротиться сильнее она потянет за собой стальную пластинки должны изогнуться в сторону цинковой полоски).

3.Увеличится или уменьшится объем воздушного пузырька, находящегося в закупоренной нагретой бутылке с маслом, когда она остынет? (Уменьшением объема самой бутылки пренебречь).

 (При охлаждении объема пузырька воздуха уменьшится но промежутки между молекулами масла тоже уменьшились масло занимает меньший объем, объем воздушной полости увеличился молекулы воздуха слабо притягиваются друг к другу они разлетятся по всему объему размеры пузырька увеличатся).

 

В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Давайте попробуем разобраться почему!

 Приведите примеры твердых, жидких и газообразных тел. Назовите вещество, которое можно одновременно наблюдать во всех трех состояниях

 (лед за окном вода в стакан пар, вырывающийся из кипящего чайника)

Отличаются ли чем–нибудь молекулы твердой, жидкой и газообразной воды?

 «Ученые с помощью опытов доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного и того же вещества одинаковы».

Чем же отличаются между собой твердая, жидкая и газообразная вода?

Поскольку молекулы при изменении состояния вещества не меняются, то наверное, меняется строение вещества, порядок расположения молекул, промежутки между ними, (происходит и изменение скорости движения молекул).

Проделаем мысленный опыт. Возьмите чайник с водой емкостью 2 литра. Перелейте в большую банку, оттуда в ведро, из ведра в чайник, подумайте, как менялись ли при этом форма и объем воды?

Вывод: При всех преобразованиях вода меняла форму того сосуда, в котором находилась, объем же ее остался равным литрам, т.е. не изменился.

 

Поставьте чайник на плиту и дайте ему возможность кипеть дот тех пор, пока его дно не станет сухим. Проанализируйте, какие изменения произошли с водой.

(Вода перешла в газообразное состояние, превратилась в пар, объем, занятый молекулами испарившейся воды теперь уже намного больше и что заполнив комнату, пар теперь уже имеет не форму чайника, и принял форму комнаты)

Вывод: газы легко меняет не только форму и объем.

Пусть вода в нашем чайнике замерзнет, после чего нам удалось осторожно распилить его стенки, не повредив лед. Поместим полученную твердую воду в ведро, затем переместим ее на полку или в металлический бак. Как менялись при этих перемещениях форма и объем твердой воды?

Сохраняется не только объем, но и форма твердого тела.

 

При переходе в газообразное состояние вещество сильно увеличивает свой объем, сформулируйте причину не сохранения формы газами путем рассуждения:

О бъем вещества увеличивается Промежутки между молекулами увеличиваются притяжение ослабляется молекулы не могут более удерживать друг друга и разлетаются, занимая весь представленный объем.

По аналогии сформируйте самостоятельно объяснение причин сохранения объема жидкостями и твердыми телами.

Информация о строении твердого тела:

 молекулы твердых тел расположены в строгом порядке, и образуют кристаллическую решетку .

 

Домашнее задание: в учебнике § 12, прочитать и рассмотреть рисунки.

Письменно ответить на следующие вопросы:

1. Какие вещества легко меняют свой объем?

2. Что общего между жидкими и твердыми веществами и чем они отличаются?

3. Почему легко сжимается газ в цилиндре при давлении поршня и почти не сжимается жидкость?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.