Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Основы общей риторики



Тема: Основы общей риторики

План

1. Предмет, основные категории.

2. Законы общей риторики

3. Механизмы воздействия: убеждение, внушение или заражение.

4. «Технологии» управления аудиторией. 

 

Основные понятия: риторика, речевое событие, речевая цель, функционально-целевые виды речи, законы общей риторики, заражение, внушение, убеждение, речевые модуляции, речевой канон

 

 Риторика изучает закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности и дает практические рекомендации для повышения эффективности речевого общения с аудиторией.

Риторика является «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми», и воспитание специалиста строится обычно как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, журналиста, психолога, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Вербализация может быть внутренней и внешней.

Слово – оболочка, форма идеи, а идея – смысловое содержание слова. Речь – процесс информационного взаимодействия в виде серии последовательных трансформаций идей в словесную форму и обратно. Речевое событие – передача идей при помощи слов (монолог, диалог, диспут, отдельная фраза, междометие).

Речевое событие состоит из двух основных компонентов:

1) речевого поведения: собственно слова (содержание речи); звучание слов (форма речи); жесты и мимика; пространственное поведение (взаимное расположение собеседников);

2) речевой ситуации, которую определяют: социальный фактор – отношения между участниками речевого события – оратором и речевой средой (аудиторией); фактор места действия – материальная обстановка (дом, сад, улица, самолет). Каждый участник речевого события играет свою речевую роль, она зависит от статуса участников общения, от их личных взаимоотношений.

Речевая цель — это результат, который мы хотим получить от нашей речи. Основные речевые цели сводятся к тому, чтобы: 

– проинформировать; 

– доказать свою правоту (убедить); 

– побудить к действию (сагитировать); 

– обсудить проблему с целью найти истину; 

– выразить свое понимание и дать свою оценку чему-либо; 

– доставить себе и собеседнику удовольствие от самого процесса общения; 

– дать выход собственным эмоциям; 

– создать определенную психологическую атмосферу.

Речевая цель есть не только у оратора, но и у слушателя, у него она называется речевым ожиданием; это то, что слушатель желает узнать от оратора, то, зачем он, например, пришел на лекцию, митинг, включил телевизор и т.п. Совершать любое речевое действие следует только в случае, если у оратора и у слушателя в достаточной мере пересекаются их смысловые поля.

Смысловое поле речевого события – это его содержание, рассматриваемое с учетом его общей речевой цели: что и зачем я хочу рассказать (как оратор) или услышать (как слушатель). Зона пересечения смысловых полей оратора и слушателя определяет смысловое поле речи. Основные функционально-целевые виды речи

– информирующая речь – сообщает знания; аргументирующая речь прививает убеждения; эмоциональная речь – создает настроение.

Качества оратора, предопределяющие успех

– обаяние; 

– артистизм; 

– уверенность; 

– дружелюбие;

– искренность; 

– объективность; 

– заинтересованность предметом речи; 

– знание четырех законов общей риторики.

Законы общей риторики.

1. Закон гармонического диалога оратора и слушателей предполагает осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общую ценностную ориентацию оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения.

2. Закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план, но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами.

3. Закон эмоциональности речи требует от говорящего работы чувства, субъективного переживания по поводу предмета речи и умения выразить свои эмоции в речи, сделать ее выразительнее – экспрессивной. Закон эмоциональности речи реализуется с помощью обилия выразительных специальных средств.

4. Закон положительной психологической настройки слушателей. Внешний облик может помочь оратору в первые минуты, дальнейший же интерес слушателей может удержать только интересное и занимательное выступление.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

 Заражение – передача эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Внушение основано на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Очень велика здесь роль интонации голоса.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей с низким уровнем развития порой невозможно логически воздействовать. 

Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей – является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации.

 «Технологии» управления аудиторией

Контрастная подача материала – сочетание известного адресату с неизвестным, трудного – с легким, серьезного – со смешным, пафосного – со спокойным изложением материала. Приводимые цитаты и цифры следует разбавлять комментариями к ним, а критику совмещать с похвалой (если объект того и другого заслуживает) и т.д.

 Речевые модуляции – изменение темпа речи, силы голоса в соответствии с содержанием произносимого. Формулы, термины, определения надо выговаривать неторопливо, внушительно, пословицы и поговорки – весело, шутливо. 

Обратная связь с аудиторией – использование приемов
содержательного, стилевого или вокального перебоя. Иногда следует выдержать привлекающую внимание паузу или демонстративно откашляться. 

Смысловые кванты – 5-7-минутные отрезки, которые имеет смысл выделять в пространных речах для каждого частного сюжета или тезиса с его доказательствами. 

Соблюдение закона края – лучше запоминаются начало и особенно конец любого информационного блока. 

Углубление аргументации – развитие аргументации не вширь, а вглубь. 

Учет особенностей аудитории – чем младше, многочисленнее и ниже по образовательному уровню аудитория, тем проще должна быть речь по содержанию, форме и структуре. 

Риторический канон – свод ораторских правил Аристотеля. Общий порядок работы над устным выступлением включает:

1. Изобретение содержания речи.

2. Расположение изобретенного речевого материала.

3. Словесное оформление (выражение, подбор речевых средств).

4. Запоминание (репетиция).

 5. Произнесение.

 Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем может помочь общая риторика лично вам в вашей будущей работе?

2. Нужна ли риторика тем, кто убежден, что он «и так говорит
хорошо»? Что значит «хорошо говорить»?

3. Из каких компонентов складывается речевое поведение оратора?

4. Какими качества должен обладать оратор для того, чтобы быть
понятым и принятым аудиторией?

5. Каковы структурные элементы речевого канона как свода правил работы над речью?

6. Подготовьте речь на любую тему продолжительностью 8-10 минут. Дайте оценку подготовленной речи по следующим параметрам:

1) Вид речи (информирующая, аргументирующая, эмоциональная). Общая и конкретная цели данного выступления: а) у оратора; б) у слушателей (их речевое ожидание); в) зона совпадения речевых целей оратора и слушателей (по оценке обеих сторон).

2) Какими средствами стремился оратор завоевать доверие аудитории? а) в содержании речи; б) в манере изложения.

3) Какими приемами старался оратор удержать внимание слушателей на содержании выступления?

4) Как регулировал оратор эмоциональное состояние публики?

5) Заряжал ли оратор слушателей оптимизмом или стремился по- вергнуть их в шок?

6) Реакция на данное выступление: а) аудитории, присутствовавшей в зале; б) какой-либо условной аудитории (рассмотреть возможные варианты). Чем именно можно помочь или возразить оратору?

7) Реакция оратора на вопросы и реплики из зала.

8) Какими приемами пользовался оратор, чтобы: а) повысить (или понизить) степень конкретности изложения, и зачем; б) повысить (или понизить) остроту изложения, и зачем; в) создать желательное ему соотношение фактов, логики и эмоций, и зачем?

9) Что следовало бы добавить и что можно опустить в материале данного выступления в различных речевых ситуациях?

10) Общая оценка выступления, конкретные замечания и пожелания оратору.

Домашнее задание: познакомиться с темой, выписать основные понятия, составить краткий конспект лекционного материала. Работа с терминологическим словарем

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.