Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольное задание выполнять обязательно!



Контрольное задание выполнять обязательно!

Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

ВК Ольга Теплякова

ОДД. 06 Основы проектной деятельности

 Дата. 13.11. 2021

Курс: 1 Группа 101 35.01.13 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства

Тема урока: Теоретические методы исследования

Форма работы: дистанционное обучение.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомиться с теоретическими методами исследования, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие основных методов.

Основные понятия:Метод

Анализ Синтез

ДедукцияИндукция

Классификация

Моделирование

Систематизация

Сравнение

Аналогия

Составить конспект по выделенному материалу.

Ход урока

1. Организационный этап.

Повторим!

Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат. 

 

2.Основная часть.

План

 

1.Чем различаются анализ и синтез, индукция и дедукция?

2.Какова взаимосвязь методов научного познания в реальной исследовательской деятельности?

Эмпирические методы: наблюдение, измерение. Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация и др.

В реальном научном познании эти методы используют всегда в единстве..

Рассмотрим особенности некоторых теоретических методов.

Анализ - расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. 

 Синтез - соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств

или отношений) предмета в единое целое.

Классификация и систематизация – это важнейшие функции любой науки.

Классификация– это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким – либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках – многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и. т. п.). Примерами классификаций могут служить: 1) планеты Солнечной системы; 2) растения; 3) химических элементов.

К основным принципам классификации можно отнести следующие положения:

1. Все члены деления в совокупности должны составлять исходное понятие;

2. Разбиение на группы (классы) проводят по одному или небольшому числу признаков (основанию классификации), которое имеет существенное значение.

3. Члены деления не должны пересекаться, т.е. взаимно исключать друг друга.

4. Распределение на классы должно быть непрерывным, без скачков

Систематизация упорядочивает знания, т.е. приводит в систему наблюдения и экспериментальные факты. Для узкого круга фактов, например для веществ, она обычно сводится к классификации, то есть к распределению на классы. Таким образом, классификация – это тоже упорядочение, но более узкое и менее глубокое, чем систематизация.

Классификацию проводят по одному или небольшому числу признаков. Например, все химические элементы делят на металлы и неметаллы. Систематизация – это более глубокое, чем классификация, обобщение. Она отражает внутреннюю сущность объектов исследования. Например, Д. И. Менделеев систематизировал все химические элементы. В данном случае не имеет значения то, что внутренняя сущность химических элементов в то время не была ясной (электронное строение). Важно то, что суждение о внутренней связи химических элементов являлось в данной ситуации почти неизбежным следствием. Систематизация – столь широкое обобщение, что часто позволяет делать предсказания (для Периодической системы – свойства еще не открытых химических элементов), а это уже характерная черта научной теории. Таким образом, систематизация часто бывает первым шагом к научной теории.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

2.· Лабораторный эксперимент.

3.· Полевой, или естественный эксперимент.

4.· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

 

В ходе экспериментаисследователь активно вмешивается в природные процессы. Он искусственно формирует условия, в которых происходит эксперимент. Это позволяет создать ситуацию, когда ученый может исследовать действие на  процессы только одного фактора, оставляя другие неизменными. Недостатком такого подхода является то, что искусственно созданные условия эксперимента могут отражаться на нормальном функционировании объектов.

 

 Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких

случаев.

 Индукция - метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Моделирование - изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон,

интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-

оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же

время отличаются от него по ряду других признаков. 

Обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.