Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 07. Методы работы над проектом



Лекция 07. Методы работы над проектом

Методы исследования – это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов работы над проектом описывается в разделе «Введение». Необходимо перечислить методы, используемые в работе и желательно пояснить выбор методов исследования (т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели)

Принципы выбора методов

- Принцип множества методов работы: для решения любой исследовательской проблемы используется не один, а несколько методов);

- Принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

 

Методы эмпирического уровня - это методы, с помощью которых изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы. К ним относятся:

Инструментальный метод. Этот метод основывается на применении специальных приборов. Всем известны такие измерительные приборы, как линейка, весы, термометр, часы, барометр. Но помимо измерительных приборов используются и другие виды приборов: микроскопы, телескопы, центрифуги, призмы, кино- и фотоаппаратура, различные индикаторы. (запишите 3-4 примера)

Применяемые методы измерения должны обеспечивать необходимую точность, иначе можно сделать ошибочные выводы.

Наблюдение. Этот метод познания широко распространен в науке и был основным на начальных этапах становления многих наук. Осуществляя сбор информации, наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. она включает: перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления.

Наблюдение складывается из следующих процедур:

- определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);

- выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);

- выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);

- выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Во многих случаях наблюдение проводится выборочно, то есть наблюдаются не все объекты, а только их часть.

Опрос. Метод опроса реализуется в двух формах: интервью и анкетного опроса.

Анкета (вопросник) представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого.

По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное количество людей. Анкетирование бывает также очным и заочным – в виде почтового опроса, опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

К достоинствам анкетного опроса относят:

- сравнительную экономичность;

- возможность получения больших объемов информации в относительно короткие сроки;

- хорошую формализуемость результатов (представление результатов в количественном виде).

Интервью. Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым (респондентом). Этот метод опроса отличается от анкетного тем, что необходимая информация получается при непосредственном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого. Это создает дополнительные возможности для получения полезной информации, но несет в себе определенную угрозу для получения достоверных данных. Различают свободные (неформализованные) и стандартизированные интервью. Неформализованное интервью – это длительная беседа без определенного изначально состава вопросов. Стандартизированное (формализованное) интервью по форме аналогично анкете.

Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т. е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по-другому.

 

 Методы экспериментально-теоретического уровня - это методы, помогающие не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия. К ним относятся:

Эксперимент. Это один из основных (наряду с наблюдением) методов исследовательской деятельности. Особенности эксперимента, в отличие от ранее рассмотренных методов сбора первичной информации, заключаются в активном целенаправленном воздействии исследователя на изучаемую действительность.

Основные особенности эксперимента состоят в следующем:

- всякий эксперимент осуществляется так, что исследователь, воздействуя на одни переменные и изменяя их, наблюдает вызываемые этими воздействиями эффекты в других переменных;

- эксперимент воспроизводим, то есть при создании тех же самых условий в другое время и другими экспериментаторами гарантированно получение тех же самых результатов;

- исключены какие-либо альтернативные правдоподобные объяснения наблюдавшихся в эксперименте эффектов.

В отличие от изучения явлений в естественных условиях посредством их наблюдения, эксперимент предполагает искусственное создание ситуаций, в которых будут возникать интересующие исследователя явления. Поэтому эксперимент обладает по сравнению с наблюдением существенными преимуществами.

Анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности.

Синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое.

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами.

Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов.

Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов

Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей.

Компьютерное моделирование — моделью является компьютерная программа.

Исторический метод – способ исследования, при котором изучается появление, становление и развитие объекта. Этот метод предполагает анализ возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе его развития.

Логический метод – способ воспроизведения развивающегося объекта в его существенных закономерностях и связях.

 Методы теоретического уровня - это методы, позволяющие проводить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Анализ документов. Этот метод предполагает получение нужной информации путем изучения содержания текстов и изображений, зафиксированных в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др. этот метод используется при изучении биографий конкретных людей, событий и фактов истории, в социологических исследованиях.

Обобщение – это метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции. Обобщение — одно из важнейших средств научного познания, позволяющее извлекать общие принципы из хаоса затемняющих их явлений и в рамках того или иного понятия отождествлять множества различных вещей и явлений.

  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.