Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УМК «Школа России»



УМК «Школа России»

Класс 1

Тема: «Музыкальный размер».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: формирование условий для знакомства с основными музыкальными понятиями.

Задачи:

Образовательные: сформировать условия для знакомства учащихся с основными музыкальными понятиями.

Развивающие: развивать музыкальное мышление детей, интерес к исполнительской деятельности, музыкальные и творческие способности учащихся.

Воспитывающие: формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке, воспитание понимания детьми красоты и смысла музыки.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с основными музыкальными понятиями.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения анализировать музыкальное произведение; формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; формирование умения использовать речь для регуляции своего действия; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: формирование умения вести диалог с учителем; формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности.

Оборудование:фортепиано, нотный материал, презентация, раздаточный материл, тексты песен.

Ход урока

Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный этап. Ребята, здравствуйте. Работа предстоит серьезная и непростая. Мы с Вами окунемся в удивительных мир красоты и волшебных звуков. Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобиться: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Лишнее убираем! Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И сегодня мы отправляемся с вами в очередное музыкальное путешествие в «Мир Музыки» Приветствие учителя!     Проверка готовности к уроку.   Слушают учителя.  
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. - Новый урок — значит новые знания и новые открытия и, что важно, интересные. - Ребята темой сегодняшнего урока « Музыкальный размер» - Какие перед собой поставим зодчий?   - Узнать что такое музыкальный размер и для чего он нужен.   Р: целеполагание;. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы. К:участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3.Актуализация знаний. - Ребята, о чем Вы говорили на прошлом уроке? - Верно. - А что такое нота? - Давайте проверим, насколько Вы запомнили их названия.     - Какое количество нот у нас получилось? - Правильно. А давайте попробуем записать ноты на доске в обратном порядке. - Теперь, ребята, мы попробуем назвать слова, в которых есть названия нот. - Молодцы! - Ребята, когда ноты выстраиваются в ряд, как можно назвать такое положение нот? Ребята, если мы с Вами поем (до-ре-ми-фа-соль-ля-си), то как это называется? - Давайте пропоем все вместе. Далее исполнение звукоряда по рядам. - Ребята, а знаете ли Вы из каких частей состоит нота? - Давайте с Вами повторим эти части. - Ребята, но ноты бывают разные: ноты с одежкой, но без штиля, с одежкой и штилем, без одежки со штилем. - - Посмотрите внимательно на доску. - Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданиями. О нотах и их обозначениях.   - Нота-это графическое обозначение звука в музыкальном произведении. Один ученик выходит к доске и записывает названия нот в правильном порядке. Семь нот.   Ученик выходит к доске и записывает ноты в обратном порядке. Доска, река, лягушка, фантик, миска, синица.      -Звукоряд     - Да.   - Дети выходят к доске и подписывают части ноты: 1. головка; 2. штиль; 3. флажок.   П: классификация средств выразительности; структурирование знаний. Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
4. Первичное усвоение новых знаний. - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Для чего нужен музыкальный размер?» - Чтобы понять, что такое музыкальный размер, нужно хорошо знать… математику. Да, математику. Потому что музыкант должен уметь правильно считать. Потому что музыкант тоже должен правильно считать. Но прежде мы с вами разберёмся, что такое акцент. Может кто-то из вас знает, что такое «акцент»? - Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Ударение в музыке. А обозначается акцент в нотной записи следующим знаком > - А теперь обратимся к понятию такт. Такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. - Ребята, обратите внимание на цифры возле скрипичного ключа: 3 и 4. Так обозначают музыкальный размер. - Верхняя цифра показывает сколько нот в такте (в нашем такте их 4), а нижняя цифра показывает какая длительность (четвертная) - Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Запомните основные музыкальные размеры: 1. Размер 2/2 состоит из двух долей величиной равных половинной длительности; 2. Размер 3/4 состоит из трёх долей величиной равных четвертной длительности; 3. Размер 4/4 состоит из четырёх долей величиной равных четвертной длительности; 4. Размер 7/8 состоит из семи долей величиной равных восьмой длительности; 5. Размер C эквивалентен 4/4; 6. Размер () эквивалентен 2/2 (Alla Breve) - Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей. А как вы думаете - почему? - Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры. - Ну а сейчас ребята познакомимся с новыми понятиями! Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых. Слушают учителя.   Ответы учащихся.     Слушают учителя.   Слушают учителя     Музыку так легко услышать.   Р: понимать смысл творческих заданий; Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности. П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки; определять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
5. Первичная проверка понимания. Работа с учебником. Чтение рассказа. - Сейчас вы услышите стихотворение «Вальс собачек». А после ответьте мне на вопрос: «Почему собачки закружились не так, как было бы нужно?» Можно прослушать собачий вальс! Мишка, Трезор, и Полкан, и Армишка Затеяли вместе все вальс танцевать, - Но не в лад, невпопад закружились, упали И начали лапки друг другу кусать! Какой танец затеяли звери. - А что такое вальс? Как его надо танцевать? А еще слово вальс в переводе с немецкого языка обозначает «кружиться» Все вальсы имеют размер ¾. Вот поэтому з ... не знали музыкальный размер и не смогли...... - А вы знаете какие бывают вальсы?     - Сейчас прослушаем вальс, а вы подумайте и скажите какой из перечисленных вальсов звучит! Слушание всех вальсов (праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс) Беседа после слушания - Как изменяется музыка, какую картинку вы видите перед глазами, когда слушаете праздничный вальс; торжественные вальс; благодарный вальс - Так же существуют народные танцы в котором музыкальный размер 2/4 А что такое народные танцы, как вы думаете? - Сейчас поговорим что такое «трепак и полька» и послушаете Трепа́к — старинный русский народный танец с сильным притопыванием. «Тропотать» - значит «топать ногами». Исполнять весело, задорно, быстро....................... Перед тем как начать слушание, задам вам вопрос, на который вы ответите после прослушивания! - Какое настроение у мелодии? Полька - старинный чешский народный танец. Исполняется по кругу. И так же имеет размер 2/4 - А какой характер у польки? Физ. Минутка (игра): 1. Все ребята дружно встали (Выпрямится.) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.) А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)  Исполнительство – разучивание песни. - Ребята, а теперь мы с Вами должны разучить новую песню «Я стараюсь», послушайте её и определите, о чём поётся в песне? Беседа по содержанию песни - Песенку будем учить по частям. Я буду говорить Вам слова, а Вы повторять за мной. А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова. Молодцы, ребята!     Слушают.   - Вальс это - плавный кружащийся танец, который исполняется парами.   - Вальсы бывают: - торжественные - праздничные - благодарные Слушают вальс. 1- праздничный 2- торжественный 3- благодарный     Ответы учащихся.     - Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона.   Слушают учителя.   - Весело, быстрое, хочется танцевать.     - веселый, праздничный. Выполняют физминутку.     Разучивают песню.     Р: контроль, коррекция, оценка. П: структурирование знаний.  
6. Первичное закрепление. А сейчас мы выполним творческое задание. Разделимся на 3 группы, каждая группа возьмет по одному из изученных терминов на сегодняшнем уроке и придумает интересный сказочный рассказ. Выполняют творческое задание. Р: осуществлять контроль своего участия в пении. К: выразительно исполнять хоровые произведения.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.      
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). - Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? - Как называлась тема нашего урока?   - Так для чего же нужен музыкальный размер? - С какими новыми терминами вы сегодня познакомились? - А что такое доля? - Какую песню мы сегодня разучили? - Оцените свою работу на уроке. - ничего не получилось - были затруднения; - Все получилось; Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все активно работали и были внимательны при разучивании песен и изучении новой темы. Я надеюсь, что Вам понравился урок? О музыкальном размере «Для чего нужен музыкальный размер?» Ответы учащихся.   Такт, акцент, метр, доля, трепак, полька Это один, как бы, удар невидимого метронома — метр «Я стараюсь»   Да! Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.