Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УМК «Школа России». Ход урока



УМК «Школа России»

Класс:4

Тип урока:открытие нового знания

Тема: «Песни»

Цель:создание условий для первоначального знакомства с жанрами, с происхождением песен.

Задачи:

Образовательная:познакомить обучающихся с жанрами и происхождением песен;

Развивающая:развивать музыкальный слух, логическое мышление;

Воспитательная:воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:обучающиеся узнают как сочинялись песни, какие жанры песен существуют;

Метапредметные:

Познавательные:формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение);

Регулятивные:контроль, коррекция, планирование, оценка деятельности;

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для взаимодействия с учителем и одноклассниками;

Личностные:формирование адекватной самооценки.

Оборудование:ноутбук, колонки, тетрадь, М. Горький «Как сложили песню».

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организационный этап. 1. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» 2. Следит за организацией рабочего места. 1. Приветствие. 2. Организуют своё рабочее место.  
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  – На прошлом уроке мы узнали, что такое песня, из чего она состоит. Но знаем ли мы, как они сочинялись, как они связаны с определенными событиями?  – Кто-нибудь догадался, какая цель нашего сегодняшнего урока? - правильно! молодцы. . – Нет.      – Узнать, как сочинялись песни, с какими событиями их связывали. Р: целеполагание;. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы. К:участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3. Актуализация знаний. . – На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни?  – Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете? . – В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе? . – Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.  – А еще она состоит из куплета и припева. Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?      – Они называются вокализы.   – Голосом.   – В песне.   – Из музыки, стихов. – Куплеты у песни бывают разные, а припев один. П: классификация средств выразительности; структурирование знаний. Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
4. Первичное усвоение новых знаний.  – А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М. Горького, и нам откроется тайна рождения песни. . – Как создавались песни?  – Правильно! В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке. Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача. Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров. – А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров. (Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни) 1.    « Колыбельная» - обработка А. Лядова 2.    «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня 3.    «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня 4.    «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня 5.    «А мы просо сеяли» - русская народная песня 6.    «Милый мой хоровод» - русская народная песня.  – Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие жанры народных песен мы с вами узнали? Слушают рассказ.  – Не намеренно, песни исходили из души.    Слушают учителя.   Слушают фрагменты русских народных песен разных жанров.   – Колыбельные, военные, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные. Р: понимать смысл творческих заданий; Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности. П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки; определять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
5. Первичная проверка понимания – Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой? – А военная песня чем отличается от трудовой песни?   – А чем отличается песня лирическая от хороводной?      – Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?     – Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?  – А откуда пришли к нам старинные народные песни? Многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.  – Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая. – Военную песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая, чтобы хорошо работалось.  – Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и девушки.  – Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов.  – Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость».  – Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение. Р: контроль, коррекция, оценка. П: структурирование знаний.  
6. Первичное закрепление. 1. Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок». А перед тем чтобы начать петь песню, мы с вами выполним упражнение для развития голоса: протяжные слоги Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа. Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно. – А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок». В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком. – Откроем тетради, запишем число, тему и песню. Одаренных детей собирает в группу и просит придумать движения. 1-й к. Я сажала, сажала ленокХ3 Чеботами приколачивала:  «Ты удайся, ты удайся, ленок, Ты удайся, мой беленький ленок».           (На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена). 2-й к. Я полола, полола ленок Х2 Я полола, приговаривала Чеботами приколачивала:  «Ты удайся, ты удайся, ленок,   Ты удайся, мой беленький ленок» ( наклоняются до земли, изображая, как -будто полят) 3-й куплет Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону) 4-й куплет Уж я била, я била ленок ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой) 5-й куплет Уж я мяла, я мяла ленок (стоя, делают жесты, как будто стирают белье) 6-й куплет Я сушила, сушила ленок ( имитируют встряхивание белья) 7-й куплет Я трепала, трепала ленок ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки) 8-й куплет Я чесала, чесала ленок (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать) 9-й куплет Уж я пряла, я пряла ленок (пальцы рук трутся друг о друга,                                                                 словно суча нить) 10-й куплет Уж я ткала, я ткала ленок (обе руки вместе поднимаются вверх,                                                                 затем резко опускаются вниз) Исполнение песни хором (работа с детьми, имеющими трудности в обучении: им предоставляется возможность потренировать своё пение совместно со своими одноклассниками).  – Молодцы, ребята, садитесь. Слушают учителя.           Записывают песню.      Исполняют песню. Р: осуществлять контроль своего участия в пении. К: выразительно исполнять хоровые произведения.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  – Дома предлагаю вам нарисовать рисунок какого-нибудь события, где будет присутствовать пение.  Записывают домашнее задание в дневник.  
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) – Какую цель мы поставили в начале урока?   – Смогли ли мы её достичь?  – По-вашему мнению, к какому жанру песен подходит наш сегодняшний урок? - Оцените свою работу на уроке. - ничего не получилось - были затруднения; - Все получилось;    – Всем спасибо! Урок окончен.   – Узнать, как сочинялись песни, с какими событиями их связывали.  – Да! Ответы детей. Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.