Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эпоха неолита.



Эпоха неолита.

Основной тенденцией развития изобразительного искусства в эпоху неолита стал переход от воспроизведения конкретного животного или человека к общей схеме, к знаку и символу. Наскальная живопись становится все более схематичной, условной абстрактной. Появились изображения оружия (топоры, кинжалы), средств передвижения (лодки). Распространен орнамент (геометрический, зооморфный, антропомофный). Широкое распространение получила глиняная скульптура.

Рядом с произведениями монументального искусства первобытный человек пробовал свои силы в резьбе на камне, на костях убитых животных и выделывал статуэтки из камня.

Древнейшие скульптурные изображения человека, безобразные женщины, иронически названные Венерами, имели культовое значение. Женщина пользовалась большим почетом; считалось, что она оказывала таинственное покровительство на охоте.

И все же поразительно, что при всей грубости образа здесь ясно подчеркнута лепка, градация объемов, ритмическая повторность форм. Все это придает этим памятникам характер законченных художественных произведений.

В IVтыс. до н.э. появились петроглифы. Изобразительный язык становится обобщающим, стилизованным, теряет эмоциональность и выразительность.

 

Архитектура и жилища.

2. Кубическая форма (горизонтальный тип постройки)

1. Цилиндрическая форма (вертикальный тип постройки с конической крышей)

Два типа планировочной системы поселения.

1. Круговое поселение с центральной площадью. (способ ограждения пространства сплошная стена)

(способ ограждения ряд отдельных геометрических опор)

 

 

2. Система пересекающихся под прямым углом улиц.

 Стоунхендж.

Точный перевод старинного староанглийского названия Стоунхенджа — Stanhengues (Станхенг) остаётся довольно неопределённым. Хотя переводы делались ещё в Средневековье, что давало «подвешенные камни» или «висячие камни». Менее убедительные варианты — «каменная петля» и «каменная курица» ассоциировались с виселицей, так как виселицы представляли собой перекладину на двух стойках.

Современное название Stonehenge имеет значение «каменный хендж», то есть «каменный круг», так как вторая часть слова послужила для создания археологического термина хендж — ритуального круга из грунтового вала со рвом по внутренней стороне.

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже, как о святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы.

Ещё авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту[11].

В 1995 году британский астроном Дункан Стил выдвинул гипотезу, согласно которой Стоунхендж изначально служил для предсказания космических катастроф (связанных с последствиями прохождения Земли через хвост кометы, известный, как Taurida Complex)[12]. Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были намного позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780—410 годами до н. э.[13]

Профессор археологии из Шеффилдского университета Майк Паркер Персон (англ.)русск., который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project (англ.)русск., отметил, что по его мнению Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых:

После проведения раскопок ученые пришли к выводу, что всего в Стоунхендже было захоронено около 240 человек, которые перед погребением были кремированы. При этом археологи считают, что вероятнее всего здесь хоронили представителей местной элиты или правящей династии.

При помощи метода радиоуглеродного анализа ученые установили возраст найденных костей. Наибольшая часть останков относится к 2570—2340 годам до нашей эры, а первая часть праха, которая была обнаружена в самой старой части Стоунхенджа, датирована 3030-2880 годами до нашей эры.

— Учёные узнали предназначение Стоунхенджа // Росбалт, 12.08.2009

В 2005 году валлиец Робин Хит выдвинул гипотезу, согласно которой «голубые камни» Стоунхенджа были добыты в горах Пресели (северо-западный Уэльс). Хиту посчастливилось открыть древние преселийские каменоломни. По мнению Хита, камни в Стоунхендж доставлялись морем (на катамаранах из лодок-долблёнок), а далее — волоком. Эту гипотезу поддержал британский археолог Майкл Пирсон[14], раскапывавший бывший каменный круг Ваун Маун, который, по его мнению, был позднее перетащен на место Стоунхенджа.

 

 

Дольмен

Дольме́ны (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол. В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.