Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИКА РАБОТЫ 3 страница



Во всякой научной работе чрезвычайно важна логика. При логи­ческом мышлении отчетливо осознаются не только общее содержа­ние, но и весь ход, все развитие мысли. Хотя (как мы увидим дальше) научное мышление не всегда сводится к цепи последова­тельных суждений и умозаключений, без логики творческий научный процесс невозможен. Несмотря на свои специфические отличия, недопустим вне логики и труд искусствоведа. Основные законы и правила формальной логики должны соблюдаться в ходе любого ис­следования, равно как в литературном изложении его результатов. Нельзя только удовлетворяться одними формальными умозаключени­ями.  "Диалектическая логика, - писал Энгельс, - в противополож­ность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг воз­ле друга формы движения мышления, т. е. различные формы суж­дений и умозаключений. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих". [23]

Трудно представить себе работу ученого, которая не вызывала бы в его мозгу более или менее определенных предположений, не наталкивала бы на дальнейшие догадки. История и практика науки настоятельно напоминают, что без предположения о результате ис­следования невозможен и целеустремленный сбор фактического мате­риала; что не надо бояться возникающих во время работы догадок, но, конечно, не следует и бесконтрольно им подчиняться. Догадка - не выдумка. Она может появиться и в конце большого труда. За­мечательно выражена эта мысль в  "Философских тетрадях" Ленина: "Гегель действительно доказал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не дока­зал, а гениально угадал". [24]

Предположение составляет ядро той формы научного мышления, которую принято называть гипотезой. Неизменно включая в себя предположение, гипотеза опирается на предшествующие достоверные знания фактов и закономерностей и представляет собой систему ло­гических суждений и умозаключений, нуждающуюся в последующем доказательстве. [25] Даже частная гипотеза, которой в искусствоведе­нии может стать атрибуция, опирается на ряд логически связанных суждений. Гипотеза возникает, если и мгновенно, то в результате глубокого всестороннего знания предмета, общей эрудиции, умения сопоставлять и сравнивать факты Она необходима ученому, чтобы двигать науку не вслепую.

Энгельс с исключительной ясностью показал необходимость ги­потезы. "Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой группе, - писал он, - С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающаяся сперва только на ограниченное количество  фактов и наблюдений. Дальнейший опыт­ный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона". [26] В данном случае Эн­гельс говорил о гипотезе применительно к ее роли в естествозна­нии; но, по его же словам, она необходима в любой науке, вклю­чая исторические дисциплины.

Гипотеза должна всегда быть в движении. Накопление фактиче­ского материала почти неизбежно заставляет исправлять и уточ­нять предположения, а то и вовсе отказываться от некоторых из них, пока, наконец, собранные и критически изученные факты не подтвердят гипотезу, тем самым превращая ее в обоснованный на­учный вывод. Важно лишь в каждом отдельном случае четко от­делять в ходе доказательства то, что по всем имеющимся у авто­ра данным достаточно достоверно, от предполагаемого, как бы это предполагаемое ни было для автора привлекательным. Хотя для эмо­ционального (тем более - влюбленного в свой предмет) молодого исследователя подобное требование бывает иной раз настоящим камнем преткновения, оно не перестает быть обязательным для каждого, кто собирается стать ученым.

Жесткий, подробный и всесторонний самоконтроль в процессе работы - необходимейшее, хотя и нелегко достижимое условие пло­дотворного исследования. Хорошо сказал Чарльз Дарвин: "Я неизмен­но старался сохранять свободу мысли достаточную для того, чтобы отказаться от любой, самой излюбленной гипотезы (а я не могу удержаться от того, чтобы не составить себе гипотезу по всякому вопросу), как только окажется,  что факты противоречат ей". [27]

Как же заманчив, увлекателен труд ученого, если после много­летних кропотливых исследований его, вначале еще брезжущая идея подтверждается фактами, становится действительностью и, в свою очередь, служит новым толчком к развитию науки! При этом да­же не столь важно, самим ли автором гипотезы были обнаружены подтверждающие ее факты или это сделали его продолжатели. Важнее, что научная догадка оказалась не пустым домыслом, что в ней было  "зерно истины".

В искусствоведении одним из наиболее убедительных воплощений гипотезы в научное  открытие были раскопки знаменитого алтаря Зевса в Пергаме. В 1864 году обратил внимание на превращенный в каменоломню и разрушающийся акрополь молодой немецкий инже­нер Карл Хуман. Но все его старания начать планомерные раскоп­ки наталкивались на равнодушие турецкого и прусского правительств. Поддержка была впервые оказана в 1878 году директором Берлин­ского музея археологом А. Конце, и Хуман получил средства для раскопок. Именно Конце принадлежала мысль, до определенного времени остававшаяся предположением, что находимые в Пергаме отдельные горельефы являются частями Гигантомахии - изображе­ния на огромном жертвеннике борьбы богов с гигантами. Конце бы­ло, конечно, известно, что именно об этом алтаре в числе семи чу­дес света говорил в III веке н. э. римский писатель Ампелий. Пред­ставление о цикле Гигантомахии, о главной фигуре Зевса и, в частности, об его атрибутах лежало в основе гипотезы, принятой Хуманом, который и приступил к раскопкам. К 1879 году было открыто место алтаря, фундамент и много плит, действительно изображав­ших сцены Гигантомахии. Когда четыре главные плиты с Зевсом и тремя гигантами, составленные вместе, образовали основную ком­позицию фриза, для полной уверенности не хватало лишь традицион­ных атрибутов главы Олимпа. Перевернули еще одну плиту, и Ху­ман  "полный нетерпения и ожидания, наскоро ногтями отцарапал целые слои извести, покрывавшие плиту, и увидел эгиду". [28]

Так гипотеза Конце, увлечение и труд Хумана, работа реставра­торов привели к тому, что человечество смогло любоваться Пергамским фризом.

Еще показательный пример. Изучая один из древнейших памятни­ков грузинской архитектуры - трехнефную Болнисскую базилику, Г. Н. Чубинашвили на основе стилистического анализа и косвенных источников высказал предположение, что базилика эта была по­строена на рубеже V и VI веков н. э. Через много лет, при рас­чистке реставраторами памятника была обнаружена надпись, кото­рая позволила уточнить дату постройки 478-493 годами и, тем са­мым подтвердила гипотезу Г. Н. Чубинашвили. [29]

Роль логики, важная во всем процессе исследования, особенно возрастает на той стадии, когда ученый стремится проверить и проанализировать собранный материал, привести к обобщению изу­ченные факты, доказать правильность, то есть объективность сде­ланного им открытия. Иначе говоря, когда исследователь как бы вновь восстанавливает путь, приведший его к окончательному реше­нию поставленной задачи.

Но история науки знает, что решение, порой в неясных очертани­ях, может возникнуть иначе: мысль человека нередко приходит к решению, минуя некоторые промежуточные логические звенья. Так, при догадке мышление не развивается строго логически, ибо дале­ко не всякую догадку можно вывести из прежнего опыта; здесь мышление совершает скачок, диалектический "перерыв постепенно­сти".

Известно, что вывод из длительных наблюдений и размышлений иногда тоже проявляется мгновенно, в неожиданное время и в нео­жиданной обстановке, большей частью в моменты отдыха или от­влечения от систематической и привычной работы. Бывает, что "счастливая мысль" ученого возникает вдруг среди ночи. Поэтому идеалистические мыслившие философы, психологи и искусствоведы склонны были считать это непосредственное (в отличие от опосред­ствованного, логического) мышление -  "озарением".

В  действительности же, в подобных случаях мы встречаемся с интуицией. Это понятие нам знакомо и в науке, и в жизни; особенно часто говорят о нем применительно к искусству и, по не­знанию, обычно считают интуицию проявлением подсознательного или бессознательного. Между тем, далеко еще не изученная в сво­ей психофизиологической сложности интуиция, как и логика, являет­ся частью творческого мышления человека. Недаром интуицию счи­тали проявлением интеллектуального знания еще философы-рациона­листы Декарт и Лейбниц»

Но в отличие от логического, в интуитивном мышлении отсут­ствуют отчетливые последовательные этапы. "Основная его тенден­ция - свернутое восприятие всей проблемы сразу". [30] Для интуитивно­го мышления характерны не просто быстрые, но молниеносные пере­ходы и скачки. Именно потому  "счастливая мысль", то есть удач­ное решение, может самому думающему показаться неожиданно поя­вившейся из глубин мозга. В   действительности же этой внезапности всегда предшествует долгий и нередко трудный путь размышлений, экспериментов, критического анализа, сопоставления добытых новых крупиц знания с известными фактами и закономерностями, а также с тем, чего стремится достичь исследователь.

Интуиция - драгоценное свойство творческого мышления. Но она не существует отдельно от рассуждения. В творческом мышлении сосуществуют логика и интуиция. Методике любой науки при­ходится считаться с этим явлением, известным задолго до нас. С ним особенно приходится считаться искусствоведению, изучающему объекты, в которых логически познаваемое ядро очень часто быва­ет скрыто сложной образной тканью.

Как представляется самому художнику "диалектика связи и взаимосвязи" логики и интуиции в творческом процессе живо расска­зывает Б. В. Иогансон, вспоминая о работе над картиной "Допрос коммунистов". Здесь важно остановиться на нескольких существен­ных моментах этого рассказа и собственном итоге художника: "С достоверностью вспоминая теперь ход моих рассуждений, я при­хожу к выводу, что, в сущности говоря, логическое мышление шло рядом с интуитивным".

Увлеченный замыслом показать в живописи "сопоставление классов", их непримиримые противоречия, художник начал поиски сюжета. В идее конфликт был ему ясен, зрительная острота эмо­ционально подсказана "разительным контрастом лиц" в отдельных фотографиях Музея Красной Армии: "С одной стороны, наши коман­диры - благородные, красивые, мужественные люди, а с другой - отребье рода человеческого", бандиты-анненковцы. Однако это еще был не сюжет. В сложных поисках возникло первое интуитивное открытие, "Из глубин памяти поднимается нечто виденное мной: где-то я видел в полушубке стоящую девушку".

Этот вначале туманный образ возник не сам по себе, его дейст­вительно видел в начале 20-х годов Иогансон в спектакле, где де­вушку-героиню допрашивал офицер. Хотя художнику и казалось, что он "начисто забыл эпизод", зерно сюжетного конфликта таилось здесь. По той же ассоциации Иогансон на первых порах считал де­вушку в полушубке главным положительным героем. Лишь в даль­нейшем сложном процессе разработки сюжета и композиции глав­ная роль перешла к юноше-коммунисту. Во всей работе над карти­ной логическое и интуитивное переплетались. Характерно, что и в картине "На старом уральском заводе", по словам художника, "точно такая же история у меня повторилась". [31]

Можно привести множество других примеров. Приведем лишь один из них. К. А. Коровин, как известно, не принадлежал к типу теоретизирующих художников. Непосредственность зрительного вос­приятия проявлялась в его творчестве с такой силой, что создава­ла впечатление стихийности. Однако это только казалось. Б. В. Ио­гансон, учившийся у Коровина, писал: "Он верил в прелесть непо­средственного этюда. Это, конечно, не значит односеансного. И не всегда ему удавалось сразу "сорвать" то, что он видел. Од­нажды он показал мне свою работу, написанную в Севастополе. Графская пристань, море. Сумерки, зажглись фонари, покачиваются мачты кораблей. «Как думаешь, долго писал?", Я говорю: "Сеанса два-три", "Как бы не так - две недели. Каждый вечер ходил. Ни­как тень от фонаря не мог взять. Перепробовал все комбинации. Все мимо. И, наконец, в этих соотношениях жженая  слоновая кость с белилами попала. И все сразу зажило, загорелось". [32]

Действительно, при ближайшем знакомстве даже в наиболее   "сырых", быстрых этюдах К. А. Коровина обнаруживается своя оп­ределенная цветовая система, А последняя - уже доказательство работы интеллекта, предшествовавшей или сопутствовавшей этюду: здесь тоже сосуществует эмоция, интуиция и понятия. Ведь от то­го,  что понятия у художника чаше всего специфичны для его про­фессии, они не перестают быть понятиями! Вывод Коровина: "В этих соотношениях жженая слоновая кость с белилами попала" - не что иное, как выражено словами живописца логическое умо­заключение.

К сожалению, в последние годы некритическое увлечение проб­лемой интуиции привело к тому, что в отдельных статьях и даже диссертациях появились отголоски интуитивистской идеалистической эстетики. Встречаются исследователи, склонные под любую случай­ную догадку "подбирать" факты и не слишком смущающиеся, если те или иные данные ее опровергают. Поэтому вполне обоснованно предостерегать молодежь от моментально возникающих "концепций " и требовать строгой самокритики в течение всего исследования.

 

 

Логическая последовательность научного труда прежде всего обеспечивается ясным планом. Его разделы подсказывают» в ка­кой области, какого характера и в каком порядке нужно собирать фактические данные.

Первый план неизбежно будет рабочим, предварительным пла­ном. Тем самым он уже заранее подвержен изменениям, переста­новкам и поправкам.

Если относиться к плану школярски, то есть составлять его по выработанной еще в средней школе форме, ничего кроме   "Введения " и   "Заключения" от подобного плана ученому в работе не пригодит­ся. Отсюда - столь часто наблюдаемое стихийное собирание мате­риала без ясного представления, какие фактические данные необхо­димо искать в первую очередь, какие нужны для освещения основ­ных вопросов, какие для дополнительных, а  какие вообще не нужны. Между тем накопление материала без предварительного, тщательно обдуманного плана не только усложняет и удлиняет работу, но и может создать у работающего ошибочное и опасное ощущение беско­нечности собирания.

Когда мы говорим о предварительном, рабочем плане, нужно иметь в виду, что кроме плана исследования, как он пред­ставляется на ранней стадии работы, обычно бывает необходим еще другой, параллельный - план разыскания источников и  лите­ратуры. Уже из сказанного о предварительном плане исследования вытекает, что второй (тоже предварительный) план логически под­чинен первому и без него не строителя, ни осуществляться не мо­жет. Требуя определенного логического порядка, оба плана дисцип­линируют мысль и экономят время исследователя.

Первый вариант предварительного плана - как бы схема, грубый эскиз будущей работы, ее основные вехи. По мере накопления ма­териала тот или иной раздел может потребовать нового, более дроб­ного деления. Отдельные выводы, которые вытекают из обильного исследуемого материала, могут эти подразделения умножить.

План исследования может видоизменяться, расширяться и уточ­няться в процессе работы почти до самого конца. Но если так, спрашивают некоторые нетерпеливые молодые ученые, не проще ли вовсе без планов, раз их столько раз приходится менять, кроить и так и сяк? Однако, опыт показывает: чем больше внимания уде­ляется плану на каждом этапе работы, когда его "перекройка" оказывается необходимой; чем подробнее обдуман и разработан план (не только по частям, разделам и главам, но и внутри по­следних), тем легче и в конечном счете скорее идет работа.

Не требуется доказывать, что коллективный научный труд, все более сближающийся по плановости с коллективным трудом в про­мышленности, нуждается в определенной стандартизации плановых категорий. Однако искусствовед, даже когда его работа включается как часть в разрабатываемую по единому общему плану коллектив­ную тему, нуждается для своего исследования в индивидуальном плане.

Одна из особенностей научного труда искусствоведа, сближающая его с трудом писателя, [33] заключается в гибкости и своеобразии пла­нов. Но последнее никак не значит, что будущая научная работа мо­жет строиться по прихоти, случайному вкусу, произвольной фантасти­ческой схеме. План строится всегда в логическом соответствии с темой, ее проблематикой и характером изучаемого материала.

Почти всегда исследователю, прежде чем приступить непосред­ственно к избранной теме и доказывать свою гипотезу собранными и проанализированными фактами, приходится изложить историю вопроса, которая обычно становится первым пунктом плана (после "Введения"). Это - логически необходимая первая ступень всякого исследования: при изучении литературы критически осваивается и используется сделанное предшественниками и, вместе с тем, выяс­няется, что именно, по мнению автора, можно и нужно сделать по данной теме дальше. История вопроса в законченной работе далеко не всегда появляется в виде особого раздела или главы, В предва­рительном же, рабочем плане она непременно должна быть учтена.

Ибо даже в случаях, когда автор не впервые обращается к теме и в основном знаком с предшествующей литературой, ему для серьезных и обоснованных наблюдений и выводов необходимо знать и переработать всю возможную информацию.

Легче всего составить план небольшой монографии об отдельном художнике, когда за основу берется биография. Показательно, что этот тип монографий столь распространен в научно-популярной ли­тературе, столь охотно избирается в качестве дипломных работ и кандидатских диссертаций. Но уже в капитальной монографии об отдельном художнике, даже остающейся верной биографическим ве­хам в жизни мастера, обычно уделяется много места изучению творческих этапов, достижений и сдвигов, нередко отдельным круп­ным произведениям. Следовательно, план работы может быть по­строен комплексно, путем сочетания глав, посвященных жизнеопи­санию, с характеристиками того или иного творческого периода, жанра или отдельного произведения.

Если внимательнее приглядеться к структуре монографий о боль­ших художниках, нетрудно убедиться, что наряду с биографическими и жанровыми рубриками в них, порою не отраженные в оглавлении, существуют не только отдельные страницы, но и целые разделы об историко-культурной среде, идейных течениях и их борьбе, с кото­рыми так или иначе соотносится каждый художник. Эти разделы должны были отразиться в рабочем плане.

Крепко связанные с содержанием и процессом исследования во всех его гранях и деталях, варианты плана служат важной опорой, которая не позволяет в увлечении одним или другим аспектом те­мы, чрезмерно уклоняться в сторону или вовсе забывать менее привлекательные ученому, однако, весьма существенные для его работы проблемы и факты.

Изучение наследия одного мастера или периода в истории худо­жественной культуры, общеисторические ее обзоры нередко и впол­не обоснованно строятся по видам и жанрам искусства. В таком случае план будет составляться в той исторической и логической последовательности, какую автор считает соответствующей смыслу, значению, смене н взаимодействию жанров в творчестве отдельного художника н в течение отдельного периода истории искусства. Так, в частности, построена книга А. А. Федорова-Давыдова о русской пейзажной живописи XVIII - начала XIX века. [34]

Труднее дается план работы, посвященной разнородным памят­никам, многосторонним н противоречивым взаимосвязям искусства того или иного народа в отдельную эпоху, не говоря уж о сложности плана в сводных исторических н теоретических трудах. И тем не менее, в углубленной, логически последовательной его разработке коренится большая доля научной ценности исследования. В этом легко убедиться, присмотревшись» например, к таким капитальным монографиям, как труд об итальянском Возрождении В. Н. Лазаре­ва [35] или об итальянском искусстве XVI века Б. Р. Виппера. [36]

Однако, если искусствоведам не приходит в голову сомневаться, что в историко-художественных и педагогических целях совершенно необходимо шаг за шагом проследить за творческими поисками большого мастера, начиная от первого эскизного наброска и кончая законченным холстом, - редкому молодому исследователю пред­ставляется интересной задача подобного же изучения выдающейся научной работы. Они охотно узнают новые факты, знакомятся с новыми выводами, но не отдают себе отчета, какое значение в их радости познания играет идейная целеустремленность автора, уме­ние оперировать обильным материалом, логическая стройность пла­на и доказательств. Обычно мнение о форме  научной публикации выражается словами:  "Хорошо,  живо" или   "Плохо, скучно". Дис­кутируют о плане и структуре исследования сравнительно редко и лишь в узкой среде научного коллектива. Бегло, а потому поверх­ностно судят об этом и в единичных рецензиях на появляющиеся искусствоведческие книги.

Учиться работать лучше всего на опыте и достижениях крупных творцов науки и выдающихся писателей, на их записях, конспектах, тезисах, планах. Изучение черновых материалов будет тем продук­тивнее, чем систематичнее они сравниваются с завершенными тру­дами.

Существует разнообразие структур и форм планов, отражающих индивидуальные особенности научной мысли. Меньше всего работа ученого над планом подходит под бытующее в среде молодых гуманитариев представление, как о скучной, формальной обязанности, Когда перед исследователем стоит по-настоящему серьезная, объ­ективно-важная и дорогая ему цель, она светит на любой ступени н делает каждую из них по-своему интересной. Принципиально и строго обдуманный, логически ясный план говорит об ученом не меньше, чем мастерский композиционный эскиз о художнике.

 

 

Составив рабочий план будущего исследования, ученый приступает к сбору необходимого фактического материала, В большинстве случаев для этого приходится произвести более или менее обшир­ные разыскания, что является далеко не всегда легкой задачей. Растущая не по дням, а по часам информация заставляет уделять методике разыскания достаточное внимание.

При всех своих трудностях процесс разыскания, связанный как со многими неудачами, так и с радующими каждого ученого наход­ками, сам по себе увлекателен.   нем кроется почти спортивный азарт.

Известно имя неутомимого искателя лермонтовский материалов Ираклия Андронникова. Его повествования о поисках неизвестных или утерянных лермонтовских автографов и рисунков стали своеоб­разным литературным жанром. Талант рассказчика в сочетании со страстью к разысканию позволил Андронникову обрести огромную аудиторию и благодарных читателей. Большинство его работ, став­ших доступными миллионам, имеет не только научное, но еще не освещенное методическое значения.

Многими вновь обнаруженными, неизвестными, забытыми или считавшимися утерянными произведениями русских художников обо­гатил советское искусствознание И. С. Зильберштейн. Нет никакого сомнения, что в своих разысканиях он пользуется разными путями и средствами, но, к сожалению, обычно ограничивается при публи­кации глухим сообщением: "Нам удалось обнаружить, что …", не раскрывая, как именно это удалось обнаружить.

Не следует, впрочем, думать, что разыскание часто приводит к столь эффектным результатам. Почти в каждую научную работу входит кропотливый труд разыскания, но он в большинстве случаев полностью подчинен исследованию и часто может быть оценен лишь специалистами в той же области науки.

Обычно молодой искусствовед, приступая к новой теме, прежде всего стремится  как можно больше услышать от знающих этот ма­териал педагогов или музейных работников. Чтобы добраться до конечной цели, до единичного факта, нередко запрятанного истори­ей в запутанный, полный неожиданностей клубок, приходится опираться на личные знания, логику, настойчивость и терпение. Понятно, помощь других ученых станет необходимой, когда собственные уси­лия по разысканию окажутся тщетными. Но постоянно переклады­вать на чужие плечи свои трудности не к лицу настоящему изыска­телю, тем более что любой сообщаемый факт он обязан, по возмож­ности, сам проверить по источнику или авторитетному изданию прежде, чем делать какой—либо вывод.

Процесс разыскания обладает замечательными методическими свойствами. Он не только нередко приводит пусть даже к скромно­му открытию, но и служит великолепной научной тренировкой. Он учит наблюдательности, сообразительности, логической последова­тельности, настойчивости; учит анализировать факты и сопостав­лять их. Есть еще одна привлекательная сторона разыскания: на пути к искомому факту всегда попутно встречаются другие, кото­рые могут послужить толчком к новому исследованию. Дисциплини­рованная мысль ученого зафиксирует эти сведения (обязательно письменно), не отвлекаясь в сторону от основной цели.

В качестве примеров искусствоведческого разыскания позволим себе привести два случая из личной практики.

Биографы Карла Гуна неоднократно отмечали значительное место в его творчестве портретной живописи. Однако из всех написан­ных Гуном портретов до сих пор был обнаружен (если не считать нескольких акварелей) лишь один — портрет жены художника В. И. Монтигетти-Гун, в отношении же остальных приходилось кон­статировать:  "местонахождение неизвестно". Поэтому большой ин­терес вызвало указание каталога Государственного музея искусств Узбекской ССР, что там находится женский портрет работы Гуна, датированный 1873 годом. Так как сведениями об изображенном ли­це музей не обладал, портрет был назван неопределенно:  "Портрет дамы в голубом ". Возникла задача установить, кто же здесь изоб­ражен.

Для решения этой задачи прежде всего следовало выяснить путь портрета до того, как он попал в ташкентский музей. Соглас­но инвентарной книге, портрет поступил сюда в 1924 году из Госу­дарственного музейного фонда, а ранее принадлежал московскому книгоиздателю и коллекционеру К. Т. Солдатенкову. Последнее вы­звало мгновенную ассоциацию с неоднократно встречавшимися упо­минаниями источников, что в числе поздних работ Гуна существо­вал и портрет Солдатенковой. Так, между прочим, значится и в словаре Булгакова, и в неопубликованной части словаря Собко. Но не было ли это простым совпадением?

Солдатенков был женат на дочери сенатора Надежде Григорьев­не Филипсон. Не приходится удивляться его желанию иметь порт­рет молодой жены кисти крупного мастера. Обращение именно к Гуну было для Солдатенкова тем более закономерным, что приоб­ретенная им двумя годами ранее картина этого художника "Эпизод Варфоломеевской ночи " с огромным успехом показывалась на рус­ских и зарубежных выставках, а сам автор получил за нее высшее по тому времени академическое звание профессора. Дата создания портрета соответствует последнему пребыванию Гуна в Петербурге и недолгому посещению Москвы, что подтверждается достаточно точной статьей Н. Новикова [37]  и не менее обстоятельным очерком - воспоминаниями А. Н. Толиверовой. [38]

Для окончательного решения вопроса еще надлежало объяснить, отчего же интересующий нас портрет не был в составе всей кол­лекции по завещанию собирателя передан в Румянцевский музей, как явствует из перечня поступивших туда картин. [39] Совершенно, однако, естественно, что изображение  любимой жены предназначалось Солдатенковым отнюдь не для картинной галереи « но для личных покоев. Оттого в советские годы этот портрет попал не в Третья­ковскую галерею, куда при реорганизации Румянцевского музея пе­решли произведения отечественных мастеров, а в Государственный музейный фонд и оттуда — в образованный после Великой Октябрь­ской революции Государственный музей искусств Узбекской ССР. Таким образом, нынешнее расплывчатое название "Портрет дамы в голубом" может быть заменено точным: "Портрет   Н. Г. Солдатенковой". Таких примеров можно было бы привести много.

Все это убеждает, что представляемая задача подсказывает логический ход поиска - как его конечную цель, так и промежуточ­ные этапы. Разыскание каждого отдельного факта требует учета всех его реальных связей. Правильный выбор наиболее существен­ных из них - верный путь к искомому.

Сказанное в полной мере относится и к такому специфическо­му для искусствоведения исследованию, как атрибуция. Нередко начинающаяся с интуитивного первого впечатления (догадка о при­надлежности произведения тому или иному мастеру возникает у опытного специалиста чаше всего мгновенно) атрибуция не долж­на и, по существу, не может кончаться интуитивной догадкой. "Суждение знатока основано на мотивах, которые частью невыра­зимы, а частью даже вовсе остаются за порогом сознания", - ут­верждал в своей нашумевшей некогда брошюре Макс Фридлендер. Написанная крупным специалистом по нидерландской и немецкой живописи» в отдельных наблюдениях не потерявшая значения поныне, она по сути ратовала за право опираться при атрибуции на одну ин­туицию, понимаемую чувственно и внеинтеллектуально, ибо "ирра­ционально   все художественное творчество". [40]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.