Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека



Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека

Роли музыки в жизни человека

В. Астафьев «Домский собор»   Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.
К. Паустовский «Старый повар»     Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.
В. Короленко «Слепой музыкант» Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
  А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»   Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд оттого, что обижал окружающих.

 

Л.Н. Толстой «Альберт»     Главный герой рассказа - гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
       
Роли художественной литературы в становлении личности М. Горький «Мои университеты» Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком.

Роли чтения в жизни человека

Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»     Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.
Р. Брэдбери «Воспоминания» «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже».

Нравственной ценности художественной литературы

Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»   В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг - ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.
Ю. Бондарев «Редкий дар»   В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть к злу, трусости, жестокости.
В. Шукшин «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит».
Роли живописи в жизни человека В. Екимов «Музыка старого дома»   Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.
Роли искусства в жизни человека В. Тендряков «Свидание с Нефертити» В романе автор рассуждает о том, что искусство - одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.  

 

 

 

. Тендряков «Свидание с Нефертити» В романе автор рассуждает о том, что настоящее искусство воспитывает душу, стремящуюся к добру и милосердию. В. Вересаев Истинное искусство всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, даёт заряд внутренней энергии. Такое преображение показывает Вересаев в своём рассказе о том, как он увидел в Дрездене «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Картина наполнила радостью его душу, он был горд за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство: мадонна предчувствовала подвиг сына. Она не прижимала его к себе, не пыталась защитить от будущего, она гордилась им. И автору хотелось молиться ей, хотя он был неверующим. Б. Екимов «Музыка старого дома» . Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.

Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

 

 

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

Р. Брэдбери

«Улыбка»

Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Взаимоотношений власти и личности, власти и художника

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

 

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен «Сорока- воровка»

 

 

Главная героиня повести Анета - талантливая крепостная актриса богатого князя Скалинского. Один из фаворитов князя хотел сделать её своей любовницей, но она отказала ему. В отместку этот негодяй устроил так что у Анеты отняли лучшие роли, заставили играть те, которые были чужды её таланту. Князь-тиран сделал её жизнь невыносимой, загубил её.

Я. Голованов «Этюды об ученых»

Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина - это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих палках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателем возникала стена равнодушия.
 

 

 

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества

Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?

И.С. Тургенев «Муму»; басни И.С. Крылова; Н.В. Гоголь «Шинель»; А.С. Пушкин «Капитанская дочка»; М. Горький «На дне»
народ и власть, человек и власть

Что важнее – интересы личности или государства, народа или власти?

А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник»; М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»;
Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных

Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», М. Метерлинк «Синяя птица»; А.С. Пушкин «Станционный смотритель»; Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»
Проблема борьбы чувства и долга

Чем руководствуется человек в трудных обстоятельствах – чувством или долгом?

Н.С. Лесков «Человек на часах»; Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»;  
Проблема нравственной прочности человека

Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?

«Матрёнин двор» А.И. Солженицына, Е.  Носов «Кукла», А.П. Платонов «Машинист Мальцев»;
Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей

Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?

А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; А. Гончаров «Обломов»; А.П. Чехов «Вишнёвый сад»; М. Горький «На дне»; В.М. Шукшин «Стенька Разин».
Проблема свободы личности и ответ-ственности человека перед обществом

Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?);

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко); Е.И. Замятин «Мы»; 
Проблема человека и искусства

Как искусство влияет на личность человека? Как художник выражает себя через произведения искусства?

Н.В. Гоголь «Портрет»; Н.Г. Чернышевский «Что делать?»;
Проблема отношения к людям иной веры или национальности, людям, не таким, как все

Почему в обществе есть отверженные? Что мешает нам понять и принять их?

А. Железняков «Чучело», А.П. Платонов «Юшка»; К. Воробьёв «Немец в валенках».    

Прочие проблемы

Личности и власти

М. Замятин «Мы»

Единое Государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей,  а есть «нумера», похожие на запрограммированных роботов.
Господства зла в мире (справедливого возмездия)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по-человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия.
Добра и зла

М. Булгаков

«Мастер и

Маргарита»

Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.
 

В. Тендряков

«Суд»

Охотник Тетерин, человек мужественный, совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести

Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)

М. Булгаков

«Собачье сердце»

 

 

Главный герой повести – профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

М. Булгаков

«Роковые яйца»

 

 

Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.

Р. Брэдбери

«И грянул

гром»

В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен...»

Ж.Верн «Верх дном»

Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая - стала горами, где всё погибло бы от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.

Бесчеловечности и бессмысленности войны

В. Быков

«Одна ночь»

Русский солдат Иван Волока и немец фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц - такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц бросился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну.

Л.Н.. Толстой

«Севастопольские

рассказы»

«Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.

К. Воробьев

«Убиты под

Москвой»

Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов – это сцена ада, в котором нет места ничему живому.

М. Шолохов

«Бахчевник»

 

 

Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата - красноармейца.

М. Шолохов

«Родника»

Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.

Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.

Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)

В. Распутин «Прощание с Матерой»

 

 

Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой; наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.

А.П. Чехов «Студент»

 

 

Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.

В. Распутин «Поле Куликово»

На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

 

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равно душен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране».

 

В. Солоухин

 

«Человек - явление социальное, национальное, историческое, ... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых... его просто нет».

В. Солоухин «Черные доски»

 

Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.

В. Солоухин

«Письма из

Русского музея»

Рассуждая о реконструкции Москвы, автор говорит, что «На месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.

Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!»

 

Электрическая бабушка - это машина, созданная, чтобы нести добро, заботу. Она оказалась нравственнее живых людёй, борясь с действительностью, откровенно враждебной гуманизму.

 

Р. Брэдбери

«451° по Фаренгейту»

 

В книге изображены два символа «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - модернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к душевному дискомфорту самоубийствам, всплескам агрессии.

Ж. Верн

«Двадцать

тысяч лье под водой»

 

В романе образ идеальной подводной лодки «1-Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники, и что именно они, в конце концов, приведут человечество к идеальному будущему.

НТР и будущее

 

Г. Уэллс «Война миров»

Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивление продолжалось всего не сколько дней. Потом исчезли государство общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества.
Социальной ответственности ученых за их изобретения

Г. Уэллс «Человек-

невидимка»

Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает.

Роли научной фантастики в техническом прогрессе человечества (произведения 19 века)

Писатели и произведения

Год

Сбывшиеся прогнозы и реализованные фантазии:
«С Земли на Луну», Жюль Верн  

 

Ракета Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе) Реактивный снаряд Физика полета Пусковая установка Приземление
«Кирпичная Луна», Эдвард Хейл

 

Искусственный спутник  
«20000 лье под водой», Жюль Верн  

 

 

Электрические пули Подводная лодка Высоковольтная защита корпуса подлодки
«Удар судьбы», Роберт Кроми

 

Атомное оружие  
«Доктор Окс», Жюль Верн

 

Создание микроклимата в помещениях и на улицах  
«500 миллионов бегумы», Жюль Верн

 

 

Межконтинентальные ракеты как оружие    
«Глядя назад», Эдвард Беллами Кредитная карта
«Один день из жизни американского журналиста в 2889 году», Жюль Верн

 

Автоматические двери Одновременная запись и просмотр новостей, ТВ-программ, что лежит в основе пишущих DVD-проигрывателей    
«Ангел революции», Джордж Гриффит

 

 

Ракеты «воздух-земля» с низкой траекторией полета Летательный аппарат с вертикальным взлетом  
«Флаг родины», Жюль Верн

 

Самонаводящиеся ракеты и оружие массового поражения
«Война миров», Герберт Уэллс

 

Непосредственное введение питательных веществ в кровь Биологическое оружие Тепловой луч (концепция лазера)
«Спящий пробуждается». Герберт Уэллс Видеодвойка - совмещенные плеер и телевизор Эскалаторы. Электростанции. Телевидение и книги заменены видео и аудиозаписями; Появление авиалайнеров

Произведение русского фантаста И.А.Ефремова

Произведения

Предвидения

Подтверждения
Рассказ «Пять картин», 1965

Высказана идея

наблюдательной

станции-робота,

сбрасываемой на

исследуемую планету для передачи данных о ее физических условиях.

Начиная с 60-х годов, автоматические станции побывали на поверхностях Луны, Венеры и Марса.  
 

Высказана идея

искусственного

разведения в океане хлореллы для получения белковой пищи.

В настоящее время существуют подобные проекты, имеющие серьезное обоснование.  
Роман «Туманность Андромеды», 1957  

Высказана идея использования льдов Антарктиды

качестве источника пресной воды для орошения засушливых районов планеты

В настоящее время существует множество подобных технически обоснованных проектов.  
«Лезвие бритвы», 1963

Высказана идея лазера, способного

излучать под действием солнечного света, т.е. работать за счет даровой

энергии Солнца.

Такие лазеры созданы. Например, лазер с накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР.

Роман «Час Быка», 1968

Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание.

Учеными Сибири физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения.

Высказана идея

конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты.

В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях США предлагаются подобные раздвижные телебашни, мачты, антенны, опоры и т.п.
Г. Альтов «Регистр фантастических идей и ситуаций»

Автор изучал идеи классиков-фантастов: Верна, Беляева, Уэллса и др. У него получилось, что около 80% из предложенных идей у этих писателей уже сбылось (на 60-е годы прошлого века) или сбывается. По его данным, у Жюль Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 прогнозов верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки на 50 своих прогностических фантазий.

«Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

 

  Самопожертвование. Любовь к ближнему    

 

1) Американский писатель Д. Лондон в одном из своих про­изведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблуди­лись в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Ока­зывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, бе­регла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись.

2) Выдающийся русский писатель Б. Васильев рассказал про доктора Янсена. Он погиб, спасая детей, провалившихся в ка­нализационную яму. Человека, которого и при жизни почита­ли как святого, хоронил весь город.

3) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умира­ющему подростку, во время страшного голода спас жизнь по­ жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог­ ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам броси­лась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

5) Рыбы пинагоры откладывают икру на границе отлива.

Если ушедшая вода обнажает кучку икры, то можно увидеть трогательное зрелище: охраняющий икру самец время от вре­мени поливает ее изо рта, чтобы она не пересохла. Вероятно, забота о ближнем - это свойство всего живого.

6) В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного ита­льянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, они по рации послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снаря­дил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прерва­лась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его об­ ломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.

7) Во время Крымской войны известный врач Пирогов, уз­нав о бедственном положении гарнизона, оборонявшего Сева­стополь, стал проситься на войну. Ему отказали, но он был настойчив, потому что не мыслил для себя спокойной жизни, зная, что множество раненых нуждаются в помощи опытного хирурга.

8) В преданиях древних ацтеков говорил ось о том, что мир четырежды полностью разрушался. После четвертого катаклизма погасло солнце. Тогда собрались боги и стали думать, как со­творить новое светило. Они разложили большой костер, и его свет разогнал тьму. НО чтобы свет от костра не гас, кто-то из богов должен был добровольно принести себя в жертву огню. И тогда один юный бог бросился в пылающее пламя. Так появилось солнце, которое озаряет нашу землю. В этой легенде выражена мысль о том, что самоотверженность - это и есть свет нашей жизни.

9) Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие ... » как дань благодарности женщи­не-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Ве­ликой Отечественной войны.

10) Натуралист Евгений Маре, три года живший среди па­вианов в Африке, однажды подсмотрел, как леопард залег око­ло тропы, по которой торопилось к спасительным пещерам запоздавшее стадо павианов: самцы, самки, малыши - словом, верная добыча. От стада отделились два самца, потихоньку взоб­рались на скалу над леопардом  и разом прыгнули вниз. Один вцепился в горло леопарду, другой в спину. Задней лапой лео­пард вспорол брюхо первому и передними лапами переломил кости второму. Но за какие-то доли секунды до смерти клыки первого павиана сомкнулись на вене леопарда, и на тот свет отправилась вся тройка. Конечно, оба павиана не мог­ли не почувствовать смертельную опасность. Но стадо они спас­ли.

 

Сострадание и милосердие. Чуткость    

1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

2) В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала пре­ступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священ­ник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

3) Один из ученых-медиков настаивал на том, чтобы со­трудники лаборатории работали в поликлинике: они должны были видеть, как страдают больные. Это заставляло молодых иссле­дователей работать с утроенной энергией, поскольку от их уси­лий зависела конкретная человеческая жизнь.

4) В древнем Вавилоне больного выносили на площадь, и каждый прохожий мог дать ему совет, как исцелиться, или просто сказать сочувственное слово. Этот факт показывает, что уже в древние времена люди понимали, что нет чужой беды, нет чужого страдания.

5) Во время съемок фильма «Холодное лето 53 ... », которые проходили в глухой карельской деревушке, собрались все окре­стные жители, особенно дети, чтобы увидеть «дедушку Волка» - Анатолия Папанова. Режиссер хотел прогнать жителей, что­ бы они не мешали съемочному процессу, но Папанов собрал всех ребятишек, пообщался с ними, написал каждому что-то в тетрадку. И дети, блестя от счастья глазами, смотрели на вели­кого актера. В их памяти навсегда осталась встреча с этим че­ловеком, который ради них прервал дорогостоящие съемки.

6) Древние историки рассказывали о том, что Пифагор по­купал у рыбаков рыбу и выбрасывал ее обратно в море. Люди смеялись над чудаком, а он говорил, что, спасая рыб от сетей, он пытается уберечь людей от страшной доли - оказаться в рабстве у завоевателей. Действительно, все живое связано не­ видимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.

7) Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы. Психологи провели любопытный эксперимент, который наглядно доказывает справедливость этого утверждения. На­брали случайных людей и попросили их в течение некоторого времени делать скамейки для детского садика. Работников пер­вой группы постоянно хвалили, а другой - ругали за неумение и небрежность. Каков же результат? В первой группе сделали скамеек в два раза больше, чем во второй. Значит, доброе сло­во действительно помогает человеку.

8) Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, ду­шевной теплоте. Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране­ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и зас­луженно получил орден.

9) Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Увидели мужика, ко­торый пытался вытащить из грязи телегу. Касьян, торопясь на важное дело и не желая пачкать райское платье, пошел даль­ше, а Никола помог мужику. Когда об этом узнал Господь, он решил дать Николе два праздника в году, а Касьяну один в четыре года - 29 февраля.

10) В раннем Средневековье тобой благовоспитанный, на­божный хозяин считал своим долгом приютить под кровом своего дома нищего бродягу. Считалось, что молитвы обездо­ленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Конечно, это радушие было не лишено определенной корыс­ти, тем не менее, уже тогда в сознании людей зарождались нрав­ственные законы, которые требовали не обижать обездолен­ных, жалеть их.

11) Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперс­пективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка ХХ века Ирина Роднина.

12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ребенку веру в его силы. Когда учитель возла­гает на учеников большие надежды, ждет от них высоких ре­зультатов, то уже это оказывается достаточным, чтобы повы­сить уровень интеллекта на 25 пунктов.

13) Почти невероятный случай рассказывали в одной из телевизионных передач. Девочка написала сказку о своей под­руге, которая с самого детства из-за тяжелой болезни не могла ходить. В сказке говорилось о волшебном исцелении больной. Подруга прочитала сказку и, как она сама призналась, решила, что теперь должна выздороветь. Она просто отбросила косты­ли и пошла. Вот таким волшебством оборачивается искренняя доброта.

14) Сострадание присуще не только человеку. Оно свойственно даже животным, и это свидетельство естественной природы этого чувства. Ученые проделали такой опыт: рядом с экспериментальной камерой поместили клетку с крысой, которая получала удар током каждый раз, когда одна из ее сопле­менниц брала с полки хлебный шарик. Некоторые крысы про­должали бегать и поглощать пищу, не обращая внимания на страдающее существо. Другие быстро хватали корм, убегали в другой угол камеры, а затем поедали его, отвернувшись от клетки с истязаемым сородичем. Но большинство животных, услышав писк боли и обнаружив ее причину, сразу отказывались от пищи и не подбегали к полке с хлебом.

 

Черствое и бездушное отношение к человеку    

1) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страш­ный пожар. Загорелось



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.