Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УМК «Школа России». Ход урока



УМК «Школа России»

Предмет:музыка

Класс:4

Тип урока:открытие нового знания

Тема: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля.

Цель:формирование знаний учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки.

Задачи:

Образовательная:формировать знания учащихся с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки.

Развивающая:развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений. развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Воспитательная:воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:обучающиеся узнают, как сочинялись песни, какие жанры песен существуют.

Личностные:

Личностные:формирование адекватной самооценки.

Метапредметные:

Познавательные:формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение);

Регулятивные:контроль, коррекция, планирование, оценка деятельности;

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Методы: наглядные, практические, словесные.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:ноутбук, колонки, учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева , Т.С. Шмагина, Музыка 2 класс, М., «Просвещение».

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап. - Здравствуйте, ребята! Проверти свои рабочие места. - Приветствие. Организуют своё рабочее место.

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Послушайте эпиграф, написанный на доске. «Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» Константин Рылеев - Сегодня наш урок будет посвящён человеку, чей подвиг воспет в этом стихотворении, который пожертвовал своей жизнью ради Родины.       - Мелодия – душа моей музыки - Научиться слышать и понимать музыку

Р: целеполагание;.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы.

К:участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли.

3. Актуализация знаний. Мы сегодня с вами отправимся в театр. Как сказал Александр Сергеевич Пушкин: Театр уж полон; ложи блещут;            Партер и кресла, всё кипит;            В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Ребята скажите, что такое театр?       - А зачем люди идут в музыкальный театр?     - А постановку, каких музыкальных спектаклей мы можем увидеть на сцене театра? - А что такое опера?       - Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?     - Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю  или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров. - Чтобы посмотреть представления, получить впечатления и эмоции  - Оперы, балеты, мюзиклы   - Опера – жанр музыкального искусства; драма или комедия, положенная на музыку.  - В оперу 

П: классификация средств выразительности; структурирование знаний.

Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

4. Первичное усвоение новых знаний. - Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока. Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». Ребята вы знаете, кто такой Михаил Иванович Глинка? Запишите годы жизни композитора. (1804 - 1857).  Это великий русский композитор. Родился Михаил Иванович в Новоспасском Смоленской губернии. Играть на фортепиано М. Глинка стал уже в 10 лет. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же он создал свои первые сочинения. Множество произведений Глинки были написаны во время заграничных поездок. В Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно- инструментальных произведений, две оперы. Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. Второе название оперы «Жизнь за царя» - под таким названием состоялась премьера оперы, ее первоначальным названием было все же "Иван Сусанин. Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина.  Знаете ли вы, какой подвиг совершил Иван Сусанин? В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришёл в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма и в своём творчестве автор опирался на русскую народную музыку и польскую народную музыку. 1) Опираясь на польские народные танцы он создал образ поляков и сейчас мы с вами отправимся на бал к польскому королю, который он устроил во время войны, т.к. считал, что уже победил. (Полонез 2 действие) Ребята, а что такое бал? На балу сменяют друг друга 4 танца: краковяк, вальс, полонез, мазурка. А вы после просмотра попробуете сказать, какой танец открывает бал? (просмотр) Темп? Какой характер у мелодии? Какой образ Польского войска нарисовала нам музыка? 2) Как вы думаете, что характерно для русской народной музыки? При создании арии Сусанина композитор опирался на русскую народную музыку. Кто знает, что такое ария? Вы сейчас услышите эту одну из самых ярких сцен оперы: Сцену Сусанина и поляков. Музыкальная характеристика Сусанина – рисует патриота Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев Полонез  Быстрый  Торжественный, гордый, важный,  Самоуверенный, наглые, хвастливые Песенность, напевность, певучесть – характерные черты русской народной музыки. Ария (песня) – вокальное произведение одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу; партия для одного голоса своей Родины, готового пожертвовать собой ради неё. Его речь величава, полна достоинства, (4 действие ария Сусанина) И ответьте на вопрос: Каким вы представляете себе Сусанина? (после прослушивания вопрос) На сколько бы частей вы разделили Арию? Какие вы знаете мужские голоса? Какой голос, по вашему мнению, исполняет? Какая речь у исполнителя? А интонация? Какие части повторяются? Эти части написаны в духе народных песен, т.к там есть распевы, что бы нам с вами было понятно, что Сусанин это представитель русского народа. Он опирался на русскую народную интонацию. К кому во второй части арии обращается герой и с какой просьбой? 3) Заключительное действие всей оперы – эпилог. Что такое Эпилог? Правильно. Он переносит нас в Москву на Красную площадь. Народ празднует победу над врагом, славит родную землю, погибших героев, славит воинов во главе с Мининым и Пожарским. Сверкающей радостью народной победы звучит ликующий хор «Славься». В величавом и мощном прославлении родной земли под колокольный звон слились воедино хор и   (отвечают после прослушивания) На 3 части Баритон, Тенор, Бас Бас  Величавая, полна достоинства, Неторопливая, спокойная, мужественная 1 и 3   Обращается к Богу и просит умереть достойно, но он боится этой смерти.   Эпилог – заключительная часть произведения                   оркестр.  Давайте посмотрим на слова и скажем, какие чувства вызывают эти строчки? Если бы вы были композиторами, какую бы музыку вы сочинили на эти слова? Я предлагаю вам попробовать спеть первые 4 строчки. Сейчас я предлагаю вам его прослушать и сравнить. (Хор славься эпилог) Похоже на то, что придумали вы? Могучая патриотическая опера Глинки построена на остром контрасте подвига Сусанина, его гибели и торжества в спасённой от врагов Москве. Героизм русского народа и любовь к Родине были воспеты Глинкой в опере «Иван Сусанин».    Физминутка   Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка.   А сейчас ребята, я вам предлагаю проявить творчество и сочинить стих, который называется синквейн. Вы знаете, что это такое?   Гордость, уверенность за Родину и народ, любовь к своей Родине.     Торжественную, мужественную, величественную     (отвечают)                 (повторяют за учителем)                     Пяти строчная стихотворная форма   В нашем стихотворении будет 5 строк. На первой строке должно быть существительное, например – ОПЕРА, на второй напишите 2 прилагательных, которые связаны с нашей сегодняшней темой, на третьей строке напишите 3 глагола, на четвертой составьте предложение, а на пятой синоним к слову. А что такое синоним? Правильно  Ребята, самое главное условие синквейна в том, что все слова должны быть связаны с нашей темой. И так, приступайте. 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Предложение  Синоним  Я предлагаю озвучить ваши варианты. Молодцы    

Р: понимать смысл творческих заданий;

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности.

П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки;

определять

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

5. Первичная проверка понимания. Симфония №4 Часть 2 - Ребята, скажите, кто исполнял это муз. произведение? Как называется сложное произведение для симф. оркестра? Вы услышали фрагмент Симфонии № 4 П.Чайковского – 2 часть. -Какие чувства передает эта музыка?   -В чём красота этого сочинения? Что можно казать о мелодии? Наиграть. Какая мелодия по характеру?   - Можно сказать, что мелодия очень песенная.- ее так и хочется петь, даже без слов. Ребята, мы сказали, что композитор передал в музыке печаль, светлую грусть, переживания человека. А ведь об этом никто не пел! Не было слов! Как мы об этом догадались? Музыка подсказала. В ней - любовь музыканта к своей Родине! Давайте попробуем стать дирижерами и жестом показать- какая мелодия в Симфонии №4- стоя Физ.минутка «Дирижеры»Приготовились- дыхательная гимнастика, потянули ручки вверх, сняли напряжение, выпрямили спинку. Дирижирование под музыку.     - Симфонический оркестр   - печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение - Немного печальная. Она спокойная, плавная, мягкая, широкая, певучая .Мелодия льется и словно превращается в кружево, узор из звуков. Она необычайно красива.   - По мелодии!   Р: контроль, коррекция, оценка. П: структурирование знаний.  
6. Первичное закрепление. - А мы на уроках будем не только слушать музыку, но и петь . «Классная компания» - слушание. Вы на год стали взрослее и пусть весело шагает ваша классная компания весь учебный год- с новыми успехами и пятерками. Правила пения и схема песни: 1. Петь будем без крика- естественным голосом1 (жвачки- нет !) 2. Слушать друг друга. 3. Мелодия, слова, согреть сердцем. Ребята, какая бы песня не звучала - грустная или веселая, мы всегда будем помнить в первую очередь о мелодии. Без чистой выразительной мелодии нет песни. Вокально-хоровая работа - распевание «Мы- третьеклассники!» 1 куп- припев-учить. - Распеваются вместе с учителем Р: осуществлять контроль своего участия в пении. К: выразительно исполнять хоровые произведения.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  – Дома предлагаю вам нарисовать рисунок какого-нибудь события, где будет присутствовать пение.  Записывают домашнее задание в дневник.  
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). - Мелодия является главным выразительным средством музыки. Что такое мелодия? Почему мелодию так называют? Какого композитора мы с вами сегодня слушали на уроке? - Кому было трудно?- Что не получилось? - Оцените свою работу на уроке. - ничего не получилось - были затруднения; - Все получилось; – Всем спасибо! Урок окончен.       Мелодия – это ряд звуков, которые образуют напев. - П. И. Чайковский   Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.