Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УМК «Школа России». Ход урока



УМК «Школа России»

Предмет:музыка

Класс:2

Тип урока:открытие нового знания

Тема: святые земли русской. Князь Александр Невский.

Цель:ознакомление с национальным героем страны великим русским святым Александром Невским и его образом в живописи и музыке С. Прокофьева.

Задачи:

Образовательная:раскрыть образ Александра Невского в произведениях музыки и изобразительного искусства.

Развивающая:развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений. развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Воспитательная:воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:обучающиеся узнают как сочинялись песни, какие жанры песен существуют.

Личностные:

Личностные:формирование адекватной самооценки.

Метапредметные:

Познавательные:формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение);

Регулятивные:контроль, коррекция, планирование, оценка деятельности;

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Методы: наглядные, практические, словесные.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:ноутбук, колонки, учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева , Т.С. Шмагина, Музыка 2 класс, М., «Просвещение».

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап. - Здравствуйте, ребята! Проверти свои рабочие места. - Приветствие. Организуют своё рабочее место.

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Дети входят под звон колоколов.(1 мин) - Ребята, какую музыку вы услышали, когда входили в класс? - Как вы думаете, почему в начале урока прозвучал колокольный звон? Где находятся колокола, когда звонят? Что колокольные звоны означают? Какие колокольные звоны вы еще знаете? О чем они нам сегодня расскажут? - Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по- разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. Таким колокольным звоном благовестом в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом. - Как вы думаете это картина или икона? На иконе изображен святой Александр Невский. - Кто такие святые, что нужно сделать? Какая цель в жизни? Почему таких людей называют святыми? Сначала надо умереть? - У каждого народа есть свои герои. Их любят, чтят и помнят. Имена их остаются в веках, облик не стирается в памяти потомков, а становится ярче и светлее. Святые люди обладают высокой правдивостью, смирением, милосердием, терпением, ведут праведный образ жизни. Они совершают самый большой подвиг- служение богу. Совершить это может на каждый . Не случайно святых называют «земной ангел», «небесный человек». От них исходит некое свечение, аура. Чья жизнь и дела были озарены ореолом святости, и служение народу были угодны Богу, и есть святые. Что же совершил Александр Невский для Руси, какие подвиги так прославили его имя? (ответы детей) - Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?   - Итак, тема нашего урока: «Святые земли Русской. Князь Александр Невский А музыку написал известный композитор, дирижёр Сергей Прокопьев.   Колокольный звон   - В храме, во время церковных праздников, чтобы напомнить о чем-то серьёзном, важном   - икона   - Вера в Бога, сила духа, любовь к Родине     \ - Святые земли Русской. Князь Александр Невский.  

Р: целеполагание;.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы.

К:участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли.

3. Актуализация знаний.  – На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни? – Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладает? – В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе? – Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.  – А еще она состоит из куплета и припева. Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?  – Они называются вокализы.    – Голосом.  – В песне.    – Из музыки, стихов.  – Куплеты у песни бывают разные, а припев один.  

П: классификация средств выразительности; структурирование знаний.

Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

4. Первичное усвоение новых знаний. С.С. Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет. Его первым учителем стала его мать, Мария Григорьевна. Она обучала его иностранным языкам и музыке. 1902г.- занимался композицией у Р. М. Глиэра. 1904г.- учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано), Н. Н. Черепнина  (дирижирование). «Я вошел, -рассказывает Прокофьев, -сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре, оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Мне это нравиться!» - сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен.» 1909г.-окончил консерваторию как композитор. 1914г.- окончил консерваторию как пианист дирижер. Уже в ранний период выявляются характерные черты творческого облика Прокофьева – активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов его произведений: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914-1915); острый гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Америка, Франция, Германия, Париж… Он много сочиняет – комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр – исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года он направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Америка, Франция, Германия, Париж… Он много сочиняет – комическую оперу «Любовь к трём апельсинам» по Гоцци (1919), экспрессивную драму «Огненный ангел» по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым стимулировало создание новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын» (1928). В 1930 году для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На Днепре». Русская земля богата святыми. Речь на уроке сегодня пойдет об одном святом – благоверном великом князе Александре Невском. Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом. - Он родился вначале 13 века г. в Переславле-Залесском и в течение почти восьми веков был и остается национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла. Его юношеские годы протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытывал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. И в это тяжелое время правитель Швеции пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал Александру сказать: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, посылать за подмогой не было уже времени. Князь собрал свою дружину и пошел помолиться в церковь. Ободренный духом, он вышел из храма и сказал всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». Битва со шведами проходила на реке Неве. Победа русской дружины была решительной. После этой победы Александра стали называть Невским. - Спустя два года к Новгороду приблизилось войско немецких рыцарей. И Александр Невский снова встал со своей дружиной на защиту Родины. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: Ледовое побоище. С этого времени и до конца своих дней Александр Невский все силы отдавал Родине. Когда князь умер, митрополит Кирилл сказал: «Закатилось солнце земли Русской». Православная церковь причислила к лику святых Александра Невского в 1380 г. после победы над Золотой Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра. Ратный и духовный путь Александра Невского воспет в летописях, легендах, сказаниях, в иконах, и произведениях художников.   Слушают рассказ.    

Р: понимать смысл творческих заданий;

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности.

П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки;

определять

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

 

5. Первичная проверка понимания. - Нотный пример «А и было дело, на Неве- реке» Послушаем мотив. Звучит мелодия в исполнении учителя. - Какой это музыкальный жанр? Какая мелодическая основа - песенная , танцевальная , маршевая? Как звучит музыка? В каком темпе, какая динамика? Это современная или старинная музыка?     - Это песня, мелодия напевная, старинная, неторопливый темп, негромкая динамика, соответствует неспешному рассказу. Р: контроль, коррекция, оценка. П: структурирование знаний.  
6. Первичное закрепление. - Запись музыкального фрагмента из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». - А теперь послушаем, куда нас приведет песня. Мы услышим фрагмент кантаты «Александр Невский», которую написал известный русский композитор С. Прокофьев. - Кантата состоит из нескольких частей , исполняется хором и оркестром, певцами-солистами. Кантата – это жанр музыки. От марша, песни и танца отличается тем, что она большая по объему, состоит из нескольких частей и исполняется хором и оркестром, певцами-солистами. Мы услышим с вами фрагмент кантаты. Восприятие музыки, определение характера. «Песня об Александре Невском» С. Прокофьева(1 часть хора) 1,08 мин - Какие чувства возникают под воздействием этой музыки? Какой характер, настроение? Кто исполняет это сочинение? Где можно услышать это произведение – на концерте, в храме, в телепередаче. - Степенная, строгая, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада рассказывает о недавней победе русских над шведами: «А и было дело на Неве-реке», выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Фразы чередуются то верхними женскими голосами, то мужскими басами. Слушают учителя.      Записывают песню.   - звучит хор, оркестр, медленно, спокойно.   Р: осуществлять контроль своего участия в пении. К: выразительно исполнять хоровые произведения.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  – Дома предлагаю вам нарисовать рисунок какого-нибудь события, где будет присутствовать пение.  Записывают домашнее задание в дневник.  
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). - Еще раз посмотрите на эпиграф нашего урока «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом», на портрет князя Александра, вспомните фильм и музыку к нему. - Скажите, за что помнит его русский народ? Почему его имя через столько лет сохранилось в истории России? Какую победу он одержал? Кто такие святые? - С каким новым музыкальным жанром мы сегодня с вами познакомились? - Кому было трудно?- Что не получилось? - Оцените свою работу на уроке. - ничего не получилось - были затруднения; - Все получилось; – Всем спасибо! Урок окончен.       - Он был защитником русской земли, победил шведов на Неве-реке. какие черты характера, дела, помыслы сделали его одним из самых почитаемых русских святых - Контата.     Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.