Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УМК «Школа России». Ход урока



УМК «Школа России»

Класс:4

Тип урока:открытие нового знания

Тема: «Песни»

Цель:создание условий для первоначального знакомства с жанрами, с происхождением песен.

Задачи:

Образовательная:познакомить обучающихся с жанрами и происхождением песен.

Развивающая:развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений. развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей.

Воспитательная:воспитывать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:обучающиеся узнают как сочинялись песни, какие жанры песен существуют.

Метапредметные:

Познавательные:формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение);

Регулятивные:контроль, коррекция, планирование, оценка деятельности;

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для взаимодействия с учителем и одноклассниками;

Личностные:формирование адекватной самооценки.

Оборудование:ноутбук, колонки, тетрадь, М. Горький «Как сложили песню».

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап. - Здравствуйте, ребята! Проверти свои рабочие места. - Приветствие. Организуют своё рабочее место.

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.  – На прошлом уроке мы узнали, что такое песня, из чего она состоит. Но знаем ли мы, как они сочинялись, как они связаны с определенными событиями? – Кто-нибудь догадался, какая цель нашего сегодняшнего урока? - Правильно! молодцы.  – Нет.      – Узнать, как сочинялись песни, с какими событиями их связывали.

Р: целеполагание;.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения выделенной проблемы.

К:участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли.

3. Актуализация знаний.  – На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни? – Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладает? – В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе? – Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.  – А еще она состоит из куплета и припева. Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?  – Они называются вокализы.    – Голосом.  – В песне.    – Из музыки, стихов.  – Куплеты у песни бывают разные, а припев один.  

П: классификация средств выразительности; структурирование знаний.

Р: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

4. Первичное усвоение новых знаний.  – А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М. Горького, и нам откроется тайна рождения песни.  – Как создавались песни? – Правильно! В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке. Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача. 4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров. – А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров. (Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни) 1.    « Колыбельная» - обработка А.Лядова 2.    «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня 3.    «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня 4.    «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня 5.    «А мы просо сеяли» - русская народная песня 6.    «Милый мой хоровод» - русская народная песня.  – Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие жанры народных песен мы с вами узнали? Слушают рассказ.    – Не намеренно, песни исходили из души.    Слушают учителя.   Слушают фрагменты русских народных песен разных жанров.   – Колыбельные, военные, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные.

Р: понимать смысл творческих заданий;

Осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-творческой деятельности.

П: выявлять и анализировать выразительные и изобразительные особенности музыки;

определять

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

5. Первичная проверка понимания. – Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой? – А военная песня чем отличается от трудовой песни?   – А чем отличается песня лирическая от хороводной?      – Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?       – Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?  – А откуда пришли к нам старинные народные песни? Многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях. - Ребята, а сейчас давайте немного поиграем Игра «Я сочиняю» Передать интонацией разные чувства. Например грусть, радость. Можно придумать слова, петь со словами будет понятней учащимся. Дождик вот пошел Стало грустно за окном. Солнце поднималось, Всем нам улыбалось!  – Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая. – Военную песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая, чтобы хорошо работалось.  – Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и девушки.  – Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов.  – Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость».  – Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение. Р: контроль, коррекция, оценка. П: структурирование знаний.    
6. Первичное закрепление. 1. Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок». – А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок». В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком. 1-й к. Я сажала, сажала ленокХ3 Чеботами приколачивала:  «Ты удайся, ты удайся, ленок, Ты удайся, мой беленький ленок».           (На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена). 2-й к. Я полола, полола ленок Х2 Я полола, приговаривала Чеботами приколачивала:  «Ты удайся, ты удайся, ленок,   Ты удайся, мой беленький ленок» ( наклоняются до земли, изображая, как -будто полят) 3-й куплет Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону) 4-й куплет Уж я била, я била ленок ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой) 5-й куплет Уж я мяла, я мяла ленок (стоя, делают жесты, как будто стирают белье) 6-й куплет Я сушила, сушила ленок ( имитируют встряхивание белья) 7-й куплет Я трепала, трепала ленок ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки) 8-й куплет Я чесала, чесала ленок (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать) 9-й куплет Уж я пряла, я пряла ленок (пальцы рук трутся друг о друга,                                                                 словно суча нить) 10-й куплет Уж я ткала, я ткала ленок (обе руки вместе поднимаются вверх,                                                                 затем резко опускаются вниз) 3. Исполнение песни хором (работа с детьми, имеющими трудности в обучении: им предоставляется возможность потренировать своё пение совместно со своими одноклассниками). 4. – Молодцы, ребята, садитесь. Слушают учителя.      Записывают песню.      Исполняют песню. Р: осуществлять контроль своего участия в пении. К: выразительно исполнять хоровые произведения.  
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  – Дома предлагаю вам нарисовать рисунок какого-нибудь события, где будет присутствовать пение.  Записывают домашнее задание в дневник.    
8. Рефлексия (подведение итогов занятия). – Какую цель мы поставили в начале урока?   – Смогли ли мы её достичь?  – По-вашему мнению, к какому жанру песен подходит наш сегодняшний урок? - Кому было трудно?- Что не получилось? - Оцените свою работу на уроке. - ничего не получилось - были затруднения; - Все получилось; – Всем спасибо! Урок окончен. – Узнать, как сочинялись песни, с какими событиями их связывали.  – Да! Ответы детей. Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности  


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.