Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Во время Великой Отечественной войны актеры и работники театра участвовали в боевых действиях на Северном фронте. В сумме труппа награждена 25 орденами и 30 медалями.



Во время Великой Отечественной войны актеры и работники театра участвовали в боевых действиях на Северном фронте. В сумме труппа награждена 25 орденами и 30 медалями.

Из статьи* Л. А. Клюшевой «Культура и искусство Мурманской области в годы Великой Отечественной войны» – о создании и деятельности концертных бригад, творчестве скульптора Л. Кербеля и других деятелей культуры и искусства**август 1999 г.

Мое поколение хорошо помнит тот первый день войны, потрясение, которое мы пережили, необыкновенный патриотический подъем среди людей разных возрастов, профессий и социального положения, их стремление добровольно или по мобилизации идти на фронт защищать Родину. В это время я работала в Кировске в неполной средней школе No 11 учительницей и пионервожатой. 22 июня мы должны были собраться у кинотеатра «Большевик» в 12 ч. дня для торжественной отправки детей в пионерлагерь (поселок Юкспориок). Вместо этого был митинг – началась Великая Отечественная война. Мои друзья и подруги, комсомольцы из разных семей (раскулаченных или добровольно приехав-ших на новостройку), уходили на фронт или увозили школьников в эвакуацию, были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений на Кандалакшском направлении, работали на руднике им. Кирова. Среди них пионервожатая Татьяна Гушкевич, выпускница горно-химического техникума Ксения Оксина (Захарченко), инженер обогатительной фабрики Валентина Дорохова, выпускница медицинского училища Антонина Шабаева. Наши друзья по учебе в школе No 1 Веня Пятовский и его друг Давыдов, будучи уже студентами высших учебных заведений, добровольно ушли на защиту Ленинграда. Единственный сын нашей зав. методическим кабинетом учителей Давыдовой Юлии Вениаминовны – пог***.Массовые митинги состоялись во всех городах и районах области, на предприятиях и в учреждениях. Выступающие на них не только клеймили позором гитлеровских * Статья с некоторыми изменениями опубликована под заголовком «И музы возвысили голос». См.: Полярная правда. – 2000. – 20 июня. – No 87. − С. 3.** Опущено вступление (о посвящении статьи 55-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье), сведения о шефстве над сиротами и колхозом «Красное Пулозеро», о твор-ческой дружбе театра Северного флота с писателями и композиторами, о работе коллективов художественной самодеятельности, о творческих связях учреждений культуры со СМИ, а также сведения, выходящие за хронологические рамки сборника.*** Так в документе. Возможно, это слово погиб.

200201 агрессоров, но и заявляли о своей готовности сделать все возможное для разгрома врага.23 октября 1941 г. в Мурманске состоялся антифашистский митинг молодежи, на котором выступили Герой Советского Союза летчик-североморец Сафонов Борис Феоктистович и поэт москвич Александр Жаров, закончивший свою речь стихотво-рением «С тобой, Москва»:Больше яростного дерзанья,флота Северного сыны,мы ничем, кроме расстояньяот Москвы не отделены!С тех пор прошло много лет, но и сегодня нельзя без волнения читать письмо, на-правленное в военкомат выпускниками средней школы No 10 г. Мурманска (теперь 2-я гимназия): А. Бояровым, П. Зубаревым, В. Комаровым, Е. Ефремовым, О. Про-копьевым, В. Тойм: «...В бой! Вот наше единое желание... Мы знаем, что война сурова, что предстоящие бои будут самыми жестокими, и ничего не страшит нас. Врагу нет пощады!» Вместе со всем советским народом на защиту Родины встали работники культуры и искусства. Многие из них ушли на фронт, а оставшиеся в тылу своим оружием сражались с врагом. Музы не молчали. Средствами искусства они воспевали героические подвиги фронтовиков и тружеников тыла, воспитывали любовь и преданность Родине и ненависть к врагу, принимали участие в сборе средств в фонд обороны, на строитель-ство эскадрильи «Комсомолец Заполярья», отправляли теплые вещи фронтовикам, помогали их семьям. Коллектив Мурманского областного драматического театра, основанного по просьбе обкома партии и облисполкома 1 февраля 1939 г. на базе Ленинградского Большого драматического театра, работавшего в Мурманске с 1936 г., в июне был в отпуске (художественный руководитель С. А. Морщихин, главный режиссер И. В. Шубин). В городе осталась небольшая группа актеров для обслуживания рыбаков и жителей отдаленных районов области. Перед любителями театрального искусства в Мурманске в эти июньские дни с большим успехом выступал Музыкальный театр им. Немировича-Данченко. Уже на второй день войны 23 июня на призывном пункте Дома культуры имени С. М. Кирова состоялось выступление группы артистов областного театра для солдат, направляющихся на фронт. Об этом в своих воспоминаниях написали артисты С. М. Крутиков и Донов.По условиям военного времени не всем творческим работникам удалось вернуться в театр. Среди тех, кто вернулся, были полюбившиеся нашим зрителям В. Филиппов и Е. Федорова, А. Додонкин и М. Палажченко, В. Илькевич, О. Плотникова, отозван с фронта талантливый гример-художник К. Ульянов...В августе 1941 г. облисполком утверждает творческий состав театра в количестве 18 человек и 8 человек технических работников. В театр приглашаются две певицы из самодеятельности О. Бирюкова (Шишкина) и А. Мельник, музыканты М. Гринберг и М. Плешаков.Партийные организации области и города ставят перед коллективом задачу – срочно подготовить концертные программы и начать культурное обслуживание воинов Красной Армии и тружеников тыла.В театре создаются две концертные бригады, начинается работа над восстанов-лением спектаклей, которые ранее были в репертуаре, и подготовка новых. В кон-цертные программы включены песни военных лет, композиция по пьесе В. Виш-невского «Первая конная», поставленная артистом А. Киссельгофом, «Пулковский мери ди ан» В. Инбер, поэма Жарова «Богатырь» о подвиге моряка-североморца, бывшего тралфлотовца Ивана Сивко, отрывки из романа М. Шолохова «Поднятая цели на» и другие.Концертные программы менялись, включались новые актуальные произведения с учетом состава слушателей и места проведения концертов. Нередко приходилось выступать в землянках, недалеко от вражеских позиций. В октябре 1941 г. В. Илькевич в землянке читает поэму К. Симонова «Сын артилле-риста», написанную автором по подлинным фактам, сообщенным ему на полуострове Рыбачий, а А. До-донкин – юмористические рассказы А. П. Чехова.В репертуаре театра спектакли «Шел солдат с фронта» В. Катаева, «Батальон идет на запад» Н. Вирты, «Хозяйка гостиницы» К. Гальдони, «Женитьба Белугина» А. Н. Островского, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К. Симонова и другие.Премьера спектакля «Парень из нашего города» состоялась 19 ноября 1941 г., и в газете «Полярная правда» К. Симонов писал: «В Мурманском театре сыграли пьесу «Парень из нашего города», и я был на ней. Декорации были бедные и трогательные, но женщина-режиссер спектакль поставила умно и тактично, но главное, самого «парня» прекрасно сыграл актер В. Филиппов».К. Симонов передал коллективу для концертного исполнения несколько своих стихотворений и новую пьесу «Русские люди». Спектакль пользовался большой по-пулярностью у зрителей, хорошо посещался, и «Полярная правда» ввела рубрику «Парень из нашего города», где публиковались очерки о наших земляках на фронте.Да, К. Симонов был прав, отмечая бедное оформление спектакля. Театр работал в крайне тяжелых условиях. Во время бомбежек города спектакли прерывались по нескольку раз. Ведущие актеры были заняты из спектакля в спектакль, порой им при-ходилось играть в одном спектакле по 2-3 роли, а когда не хватало артистов на мужские роли, в спектаклях занимали художника, гримера, музыкантов. Не хватало и режиссера, поэтому некоторые актеры пробовали свои силы и в режиссуре. Так актер Ф. Жабров поставил антифашистский спектакль «Профессор Мамлок», а А. Киссельгоф − «Шел солдат с фронта» В. Катаева.Сколько нужно было проявить изобретательности режиссеру Т. Савиной, ху-дожнику В. Бернацкому, зав. постановочным цехом Т. В. Тарандину, костюмерше З. Хватской, чтобы выпустить спектакль на суд зрителя. Особо хочется сказать о зав. постановочным цехом Тарандине Тимофее Васильевиче. В разных театрах он про-работал* более 40 лет. В военные годы в цехе остался один: исполнитель работ и зав. цехом, пережил личную трагедию – в блокадном Ленинграде погибла вся его семья.Солистка Ольга Бирюкова (Шишкина) вспоминает: «Я пришла в коллектив театра 31 июля 1941 года... пришлось немедленно обслуживать госпитали, воинские части, тружеников города и области... в день по 6–8 концертов... Могли вызвать на концерт в 4–6 часов утра для бойцов, уходящих на фронт... Приходилось восхищаться муже-ством актеров, в трудное время еще с большей отдачей служивших своему любимому делу во имя Победы».Особенно тяжелым для коллектива стал 1942 год, когда во время бомбежки го-рода сгорел Дом культуры им. Кирова, где работал театр, и погибло все театральное имущество.Театр перебазировался в Кировск и отсюда выезжал на обслуживание воинов Карельского фронта и тружеников тыла. Выступали в госпиталях, в прифронтовых * На полях имеется помета: «прослужил».Клюшева Лидия Андреевна. 1960-е гг.МОМ КП 22955/10.

202203 клубах и палатках, землянках, на предприятиях. Актеры переносили все тяготы войны. Нередко в непогоду, в зимних условиях совершали поездки по 100 и более километров в день, спали на голых нарах, в старых и холодных помещениях.Неизменным спутником концертных бригад был лектор обкома партии С. А. Смир-нов, который знакомил бойцов с положением на фронте, рассказывал о мужестве и стойкости защитников Заполярья.О. М. Плотникова, возглавлявшая в театре военно-шефскую комиссию, вела днев-ник выступлений коллектива театра, составляла наряды для бригад, выезжающих на концерты. В этом дневнике есть много интересных записей о встречах с участниками войны и тыла.В 1942 г. группа актеров вместе с представителями общественности Мурманска и обкома партии выезжала на празднование годовщины Полярной дивизии. Вы-ехали из Мурманска поездом и попали под бомбежку, а следуя от станции Лоухи до места расположения дивизии – под артобстрел. Несмотря на все путевые трудности, участвовали в торжествах и мероприятии, где командованию дивизии был вручен первый миномет, рожденный в Мурманске. «...А на следующий день, − пишет Ольга Михайловна, − ...вечером в лесу при свете фар мы давали последние концерты для разведчиков, возвратившихся из тыла врага. Мы были растроганы и поражены, что эти товарищи, герои, пожелали сначала послушать наш концерт, а уже потом только мыться, питаться и отдыхать...»Среди многочисленных благодарностей, полученных коллективом театра в годы войны, особое место занимает приказ политотдела 19-й армии от 28 марта 1943 г., в котором отмечается, что за 2,5 месяца группа артистов театра побывала во всех под-разделениях армии, обслужив тысячи бойцов и командиров. Приказом по армии объ-явлена благодарность директору театра З. П. Николаевой и всем сотрудникам те атра.Прекрасную мысль об отношении к воинам и труженикам тыла высказала О. М. Плотникова: «...Мы, актеры, почувствовали, как дорог и близок нам зритель. И тот, который на фронте с оружием в руках защищает нашу Родину, и тот, который трудится для того, чтобы дать бойцу оружие». Ее мысль дополняет А. В. Додонкин: «Поездки на фронт не забудутся никогда, когда так хорошо чувствовалось, что не-даром ты живешь и работаешь, что каждое слово доходит до самого сердца дорогого зрителя».А. В. Додонкин один из первых артистов театра в 1943 г. был представлен облис-полкомом и получил почетное звание «Заслуженный артист РСФСР».1 февраля 1944 г. театру исполнилось 5 лет, это событие облисполком отметил: актеры и сотрудники театра были награждены Почетными грамотами и ценными по-дарками. В этом же году коллектив театра получил благодарность от И. В. Сталина за сбор средств в Фонд обороны страны.За годы Великой Отечественной войны театром для фронтовиков и тружеников тыла дано более 3 тысяч концертов и спектаклей. Проводились платные спектакли, сбор от которых направлялся в фонд восстановления театрально-зрелищных объектов в районах, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков. [...]В сентябре 1941 г. в газете «Полярная правда» опубликована заметка секретаря комсомольской организации Мухина, в которой он сообщает, что с начала войны из театра* ушли рабочие и монтировщик, а их обязанности взял на себя творческий коллектив. Актрисы К. Разоренова, А. Деркач, Е. Тимошенко монтировали спектакли, лепили куклы, шили на них костюмы. Н. Мамыкин оформлял спектакли. Этот малень-кий мобильный коллектив беспрерывно находился в частях 14-й, 19-й, 26-й армий, на Северном флоте, выступал в госпиталях, встречался с бойцами партизанских отрядов С. Д. Куроедова и А. С. Смирнова, обслуживал детей и взрослых отдаленных населен-ных пунктов и железнодорожных станций вплоть до ст. Лоухи.* Имеется в виду областной театр кукол.В декабре 1941 г. коллектив был направлен обслуживать воинов 52-й стрелковой дивизии. В каких условиях работали актеры, рассказывает актриса Анна Деркач: «...приходилось давать по 10 концертов в день... Мы на санях поехали ближе к передо-вой... обслуживать бойцов, находящихся на отдыхе после боя. Кругом ни одной ров-ной площадки для работы, кроме озера, и на этом озере в большой военной палатке решили дать несколько концертов ...второй концерт ...начала петь «Синий платочек», кто-то крикнул: «Лед трещит...» и я очнулась на берегу озера... рядом баянист... с одной правой частью баяна».Популярностью у бойцов пользовались программы. Так, в марте 1942 г. в програм-му включены рассказы о разрушенных гитлеровцами памятниках русской культуры, отрывки из поэмы А. С. Пушкина «Полтава», стихотворения В. Маяковского. Особенно популярной была сатира в куплетах (например, фельетоны Рыклина и других авто-ров). Солдаты с большим интересом смотрели спектакли для детей: «Сказка о попе и работнике его Балде», «По щучьему веленью» и др.Не забывал театр и о своих маленьких зрителях. Летом и зимой, в любую погоду, на санях, оленьих упряжках, грузовых автомашинах артисты добирались до самых отдаленных пунктов, где их с радостью встречали не только дети, но и взрослые.В августе 1942 г. в с. Ловозере театр показал для детей и взрослых весь репертуар на открытой площадке; оказал методическую помощь коллективу художественной самодеятельности.За годы войны театром дано для воинов и тружеников тыла более 1200 концертов и спектаклей. За свои труды в годы войны театр отмечен многими грамотами и диплома-ми, а актеры награждены грамотами и медалями «За оборону Советского Заполярья».[...] Великая Отечественная война застала театр* на гастролях в Азербайджане. Коллектив принимает единодушное решение вернуться на флот. В пути следования домой они готовят концертный репертуар, выступают на станционных перронах и вокзалах. По прибытии на место службы создали три концертные группы. Основная часть концертов проходила в частях, находящихся на передовой.Первый концерт состоялся в лощине, названной «Долиной смерти», куда добира-лись ползком, вспоминают заслуженный артист РСФСР В. Деньчини артист Волохов. «В землянках передовой линии развернуться негде. О концерте не может быть и речи. Мы читали отрывки из книг, пели песни под баян, рассказывали воинам о героическом труде рабочих и колхозников в тылу. Перед зарей ползком мы снова возвращались в расположение своей базы. За 10 дней наша концертная бригада выступала 50 раз, побывав во всех подразделениях пехотинцев».Кроме концертов идет подготовка спектаклей. Главное внимание режиссура театра обращает на создание спектаклей героико-патриотического плана. За время войны было подготовлено 20 спектаклей. Большим успехом у зрителей пользовался спек-такль «В далекой гавани» по пьесе И. Штока, поставленный режиссером В. Плучеком в содружестве с автором. Спектакль был близок зрителям: в действующих лицах на сцене они узнавали судьбы моряков, сидящих в зале. [...]Среди режиссеров и актеров театра были талантливые творческие индивиду-альности, которые стали выдающимися мастерами советского искусства. Среди них В. Н. Плучек, народный артист СССР, главный режиссер Московского театра сатиры; В. З. Радомыслинский, заслуженный деятель искусств РСФСР, руководитель шко-лы-студии МХАТ; Г. П. Добржанская, народная артистка РСФСР, ведущая актриса Театра Советской армии; М. В. Сулимов − профессор Ленинградского института театра музыки и кинематографии им. Н. Черкасова, Е. Б. Кузнецов − заслуженный артист РСФСР и другие.Концерты и спектакли театра проводились в гарнизонных клубах, на аэродромах и кораблях, полуостровах Средний и Рыбачий, нередко под бомбами и артоб



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.