Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От училищ до гимназий.



5.2. От училищ до гимназий.

Реформы 60-70-х годов XIX века самым благоприятным образом сказались на развитии образования в Коми крае в целом и в Усть-Сысольске в частности. Было реформирована и сама система образования. В частности, в 1864 году было издано «Положение о начальных народных училищах», упорядочившее систему начального образования. Для «руководства и надзора за учебно-воспитательной работой начальных школ» создавались губернские и уездные училищные советы (в последний входили и представители городской думы). В том же 1864 году появился и «Устав гимназий и прогимназий», учреждавший прогимназии и разрешавший обучение в этих учебных заведениях лиц всех сословий.

Отрадные изменения проявились не столько в росте числа школ (вначале оно даже уменьшилось – закрылось духовно-приходское училище), сколько в повышении их «качества» (появляются школы повышенного типа, профессиональные учебные заведения), развитии материальной базы образования, улучшении качества преподавания и росте численности учащихся. В определенной степени этому способствовало то, что, как уже отмечалось, существенно увеличились средства на развитие образования, выделяемые городской думой из бюджета города. Так, в 1870 году расходы по статье «содержание учебных, благотворительных и других общеполезных учреждений»* составили 300 руб., в 1880 году – 634 руб.60 коп., в 1890 году – 1162 руб. В 1900 году по статье «народное образование» было израсходовано 1232 руб. 80 коп., в 1914 году – 1879 руб. 60 коп. 

Причем теперь городская дума выделяла деньги не только на содержание школ и ремонт школьных зданий, но и на многое другое. Для примера обратимся к бюджету 1914 года: на содержание городских школ было выделено 127 руб. 60 коп., на пособия церковно-приходским школам – 198 руб., на пособия на содержание казенных школ – 728 руб., на ремонт школьных зданий – 100 руб., на пособия и награды учителям и учащимся – 68 руб., на стипендии и оплату обучения бедных учеников – 500 руб., на приобретение одежды и обуви для бедных учеников приходского училища – 10 руб., на «общие меры по распространению образования среди городского населения» (содержание городской общедоступной библиотеки) – 148 руб. [23].

Однако надо отметить, что удельный вес расходов на образование в структуре городского бюджета в течении всего этого времени почти не менялся и составлял 9-12%. Городская дума смогла увеличить число расходных статей на образование только за счет снижения удельного веса трат на содержание городских школ. Но сами школы от этого нисколько не пострадали. Дело в том, что с первых же лет своего существования очень существенную финансовую поддержку городским школам стало оказывать Усть-Сысольское уездное земство. Общую сумму назвать сложно, поскольку в земском бюджете расходы на финансирование городских школ отдельной строкой не выделялись (основные расходы шли на содержание земских школ в уезде, число которых возросло с 16 в 1884 до 113 в 1914 году). Но, как мы увидим, пособия от земства получали все усть-сысольские школы, вне зависимости от того, были ли они городскими или казенными. Причем эти пособия всегда были больше, чем средства, выделяемые из городского бюджета (если, конечно, они вообще выделялись, поскольку город финансировал далеко не все усть-сысольские учебные заведения).

Возьмем, к примеру, старейшую низшую школу Усть-Сысольска – приходское училище. В 1875 году, например, на его содержание из городской казны было выделено всего 185 руб., а «новорожденное» земство добавило 305 руб. Начиная с 80-х годов сумма, выделяемая из городского бюджета, стала понемногу расти, достигнув к 1885 году 300, а к 1890 году – 452 руб. (из них 60 руб. – на ремонт). В 1897 году на содержание приходского училища было выделено 444 руб. 80 коп. (дополнительно – 20 руб. на ремонт здания), т.е. примерно столько же, сколько в первые годы его существования. И примерно такую же сумму ежегодно выделяло земство. К примеру, в 1883 году бюджет приходского училища составлял 690 руб., из них 316 руб. выделил город, 374 – земство, в 1886 году он возрос до 845 руб., из них 419 руб. были «городскими», 426 руб. – «земскими». Земство выделяло средства на зарплату и наем квартиры учителям, и эти средства позволили существенно увеличить жалование преподавателей. Так, жалование законоучителя составляло 105, учителя – 250 руб. в год (не считая доплат за заведование и выслугу лет), из них город платил соответственно 45 и 100 руб., а остальное доплачивало земство [24]. И это в школе, в которой учились только городские дети.

В 70-е годы XIX века училище помешалось в «общественном деревянном доме, довольно холодном» (возможно, построенным М.Н.Латкиным), но в начале 80-х годов оно вынуждено было перебраться на второй этаж «наемного дома», пока на городские средства для него не было выстроено деревянное одноэтажное здание на каменном фундаменте на Набережной улице (11 квартал, плановые места № 179,180), где училище благополучно дожило до 1917 года. Этот небольшой дом вполне удовлетворял бы потребности училища, если бы в нем, как и раньше, обучалось 40-50 учеников. Но училище, оставаясь одноклассным, стало трехгодичным. Соответственно и число учеников стало быстро расти. В 1875 году их было 63, в 1886 – 78, в 1905 – 126 и в 1910 – 131. Один учитель «общих предметов» с таким количеством учащихся справиться не мог. На помощь пришло земство. В 1874 году оно, учитывая, что «при подобной многочисленности учащихся, в добавок поступающих в школу, в большинстве совершенно не зная русской речи, физически невозможно одному учителю вести обучение надлежащим образом, и притом еще за столь скудное вознаграждение», приняло решение увеличить зарплату законоучителю и учителю, а также нанять второго учителя (пришлось и городской думе выделить средства на жалование второго учителя) [25].

В конце XIX века в Усть-Сысольске появилось еще несколько низших школ, что позволило приобщить хотя бы к элементарному образованию детей самых бедных слоев горожан. В 1874 году земская управа предложила открыть женскую школу в местечке Нижний Конец (современное Тентюково), однако земское собрание предложение отклонило, ссылаясь на нехватку средств. Вторая попытка, предпринятая в 1878 году, также оказалась неудачной, и только в 1881 году земство согласилось открыть в Нижнем Конце мужское приходское училище. В 1882 году «бесконечно проектируемое училище» было открыто. Оно помещалось в наемном доме и полностью финансировалось земством.

Однако эта школа просуществовала недолго. В 1887 году она была реорганизована в двухклассную церковно-приходскую школу (открылась в 1888 году) под патронажем Стефано-Прокопьевского братства. В это время в ней обучались 57 мальчиков и 6 девочек. Здание школы было выстроено на городские средства, а основную финансовую нагрузку по его содержанию приняло на себя земство. Эта школа интересна тем, что, наряду с общеобразовательными предметами, в ней преподавались основы сельского хозяйства. У школы были опытный земельный участок, огород, необходимые для обучения сельскохозяйственные орудия. Соответственно и финансировалась она намного лучше других церковно-приходских школ.

К сожалению, эта школа, очень нужная для отдаленного местечка, где было более 300 детей школьного возраста, просуществовала недолго. В 1903 году ее пришлось закрыть из-за нехватки средств и малочисленности учащихся во втором классе (большинство после первого класса поступало в городское училище). Но школа не умерла – вскоре она была восстановлена как школа грамоты, а позднее опять стали церковно-приходской, но уже без «профессиональной подготовки». В 1909 году для нее было выстроено второе школьное здание. В 1912 году в Нижнем Конце открылась еще одна школа.

В 1903 году было открыто Усть-Сысольское женское приходское училище, помещавшееся в доме священника Николая Шайтанова. В штате его состояли три учительницы. Уже в 1905 году состоялся первый выпуск училища – целых семь человек. Интересно, что девочек обучали и рукоделию – вязанию, вышивке крестом и гладью, кройке и шитью, черчению выкроек и тому подобному. В 1910 году в местечке Кируль начала работать еще одна мужская церковно-приходская школа [26].

Благоприятные изменения коснулись и основной городской школы – уездного училища, - и связаны они опять же с деятельностью земства. В октябре 1879 года Усть-Сысольским уездным земским собранием был рассмотрен вопрос о необходимости преобразования уездного училища в городское. Дело в том, что городские училища, введенные по Положению от 31 мая 1872 года, давали повышенное начальное образование по более широкой программе. Они были трехклассными с шестилетним обучением, с более обширной программой (в частности, в них преподавались «новые» (современные иностранные) языки, естествознание и гимнастика). При городских училищах устраивались педагогические курсы, дававшие право окончившим их преподавать в начальных училищах или поступать в учительский институт. Причем, хотя училища и именовались городскими, учиться в них могли, как и в уездных, и сельские дети.

Проблема заключалась не в том, преобразовывать ли уездное училище в городское - вопрос о преобразовании уже был решен на губернском уровне, - а в том, каким оно будет – двух- или трехклассным. Директор народных училищ Вологодской губернии был не против открытия третьего класса, но «в том лишь случае, если из местных источников будет назначена постоянная дополнительная сумма на содержание училища в количестве 925 руб.» (по положению на содержание трехклассного училища требовалось 3325, а государство выделяло только 2400 рублей). Земское собрание предложило совместно с городской думой «перебросить» средства, выделяемые на содержание приходского училища, на содержание городского училища.

Однако ровно через год земское собрание постановило просить губернское начальство о приостановлении преобразования уездного училища в городское. Оно опасалось, что открытие городского училища приведет к ликвидации сразу двух школ – женской прогимназии (преобразована из второразрядного училища) и приходского училища, - и, соответственно, к значительному сокращению численности учеников. Прогимназия своих штатных учителей не имела – в ней преподавали учителя уездного училища. И с открытием городского училища она лишалась «необходимого персонала преподавателей, так как, по незначительности средств, коими она ныне располагает, совершенно не может содержать самостоятельный штат преподавателей». А приходское училище пришлось бы закрыть из-за отсутствия желающих поступать в него – было выгоднее сразу идти в городское училище, куда принимали с семи лет. Да и средств на содержание приходского училища не осталось бы, даже если бы и нашлись желающие в нем учиться [27].

Все эти сомнения были счастливо разрешены только через пять лет. 1 июля 1885 года Усть-Сысольское уездное училище было преобразовано в двухклассное городское. С 1 января 1896 года оно стало трехклассным, а с 1 июля 1905 года – четырехклассным. Училище содержалось в основном за счет государственных средств, но, разумеется, не обошлось без финансовой помощи земства. В частности, только за счет выделенных земством сумм стало возможным открытие третьего класса. Земство также хлопотало об открытии ремесленного класса и готово было выделить соответствующие средства, но разрешения не получило. Взамен его в 1897 году был открыт класс ручного труда по столярному мастерству, для которого рядом с училищем было построено отдельное здание.

За обучение в училище надо было платить 2, а с 1902 года – 4 рубля в год. Плата за обучение была не такой уж и большой, и, тем не менее, вероятно, необходимость платить и позволила сохранить приходское училище, поскольку малоимущие горожане предпочитали давать элементарное образование своим детям бесплатно. Справедливости ради надо заметить, что для поддержки сельских детей, желающих обучаться в училище, земство выделяло пособия. Например, в 1895 году было принято решение выделить 15 пособий по 40 руб. вновь поступающим в училище мальчикам из бедных крестьянских семей, а в 1897 году число пособий было увеличено до 28 – по числу волостей в уезде. Городская дума также выделяла небольшие пособия для нескольких бедных учеников из мещанских семей. В общей сложности пособия получали до четверти всех учеников городского училища.

Конечно, городское училище вносило свой вклад в дело образования сельского населения, но, как отмечалось в одном из земских документов 1906 года, «дороговизна содержания в городе, громадность расстояний, примитивные пути сообщения для большинства населения делают получение образования даже и в городском училище малодоступным». Да и учиться в городе сельским детям было тяжело. На земскую стипендию прожить было можно, но «без излишеств», и то, если не платить за квартиру. В 1894 году по ходатайству заведующего училищем А.Н.Малышева земское собрание выдели 600, а в следующем году – еще 400 рублей на постройку общежития для сельских детей. Однако большинство «земских стипендиатов» снимали углы в мещанских домах. Некоторым мальчикам «везло» - они устраивались на квартиру бесплатно, но за это должны были батрачить на хозяев: колоть дрова, топить печи, носить воду., работать на огороде и так далее. Единственной «платой» были перепадавшие им остатки еду с хозяйского стола. Ученики старших классов частенько подрабатывали пилкой дров для учреждений и частных лиц [28].

Первоначально перемена статуса училища не привела к значительному росту численности учеников: на момент открытия их было 40. Но впоследствии учащихся стало значительно больше – доходило до 180 человек. После повышения платы за обучение и открытия мужской прогимназии число учеников несколько уменьшилось: например, в 1904 году их было 122, в 1910 – 138. Более 90% учеников были коми. Однако далеко не все заканчивали полный курс обучения. Всего с 1885 по 1911 год училище закончили 295 человек, т.е. в среднем по 10 человек в год [29].

Новое городское учебное заведение унаследовало здание, имущество, учеников и учителей, а вместе с ними и проблемы уездного училища. Само здание, например, нуждалось в срочном ремонте. Дому Сухановых исполнилось уже 70 лет, причем за то время, когда в нем помещалось уездное училище, его ни разу серьезно не ремонтировали. Некогда лучший дом в городе заметно обветшал: подгнили балки перекрытия, проржавела крыша, просел потолок, и в одном из классов его даже пришлось подпирать бревном, чтобы он не рухнул на головы бедных учеников. Здание немного привели в порядок, но капитальный ремонт за отсутствием средств так и не был сделан.

И все же городское училище, по сравнению с уездным, разительно отличалось в лучшую сторону. Училище было относительно хорошо обеспечено учебными пособиями и учебниками, которые выдавались бесплатно. При нем была весьма солидная библиотека, делившаяся на две части – фундаментальную и ученическую (учебники). Если в 1888 году в фундаментальной библиотеке насчитывалось 1660, в ученической – 432 тома, то в 1909 году – соответственно 3157 и 1177 томов. Для библиотеки ежегодно выписывалось более десяти периодических изданий.

П.П.Ползунов справедливо отмечал, что «повысился образовательный уровень учителей. Преподаватели стали назначаться со специальной педагогической подготовкой учительского института». Действительно, в конце XIX – начале XX веков практически все учителя имели специальную подготовку. Среди них были выпускники Петербургского учительского института, Тотемской, Вытегорской и Петрозаводской учительских семинарий, Московского Николаевского института, Вологодской духовной семинарии, Строгановского художественно-промышленного училища.

В разные годы училище возглавляли опытные педагоги П.Ф.Казанский (1885-1892), А.Н.Малышев* (в 1889-1892 – учитель, в 1893-1903 – инспектор), И.К.Чиркин (1904-1905), М.Н.Рейтенборд (1906-1909), Я.С.Курбатов (1910-1912). Не имея возможности перечислить всех учителей, отметим, что среди них было немало опытных педагогов, не ограничивавшихся только исполнением своих непосредственных учительских обязанностей. Вспомним хотя бы уже упоминавшегося П.П.Ползунова, выпускника Вытегорской учительской семинарии (начал преподавать в 1907 году), написавшего книгу об истории училища. С 1896 года в училище работал выпускник Тотемской учительской семинарии, уроженец Усть-Сысольска А.А.Цембер, активно занимавшийся краеведением, один из организаторов первого музея, составитель первых сборников коми фольклора (о нем мы еще неоднократно вспомним) [30].

Весьма показательно, что школьная жизнь не ограничивалась рамками учебных занятий. С 1894 года по инициативе совета училища в нем устраивались народные чтения с показом «туманных картин», причем в чтении лекций и показе картин участвовали как учителя, так и ученики (в 1907 году, например, была прочитана 31 лекция, которые посетили 2700 человек). По существу это были не только лекции, но и маленькие концерты, поскольку на них выступал и хор учеников училища. Надо заметить, что учителя вообще очень активно занимались просветительской работой. Лекции с «туманными картинами», организованные комиссией из городских учителей (ее председателем был М.Н.Рейтенборд), регулярно читались в Народном доме и для заключенных городской тюрьмы. Эта же комиссия занималась организацией народных чтений в уезде, причем в большинстве случаев учителя «не только читали, но и переводили на зырянский язык».

В училище проводились торжественные акции, связанные с памятными событиями российской истории, вечера, посвященные памяти писателей. Так, в 1902 году на вечере памяти В.А.Жуковского, приуроченном к 50-ой годовщине смерти поэта, «по прочтении краткой биографии учащимся было разъяснено значение почившего писателя в отечественной литературе и истории и были прочтены некоторые его произведения», а затем розданы листки с его биографией и портреты; в 1909 году состоялся праздничный вечер по случаю 100-летия со дня рождения Н.В.Гоголя (в программе – лекция о творчестве писателя, чтение отрывков из его произведений, пение украинских песен). Проводились и «детские утра», на которые приглашались дети из других школ, с чтение стихов, постановкой пьесок, хоровым пением. Как-то раз детьми даже была поставлена пьеса «Жизнь за царя» в четырех действиях. А еще устраивались «праздники древонасаждения» - дети вместе с учителями сажали деревья и кустарники около школы и в городском саду. А вот «вечеров отдыха» с танцами не было – как-то не принято это было в то время, при раздельном обучении юношей и девиц.

Несомненно, авторитет Усть-Сысольского городского училища, по сравнению с первой половиной XIX века, значительно возрос. Оно было на хорошем счету и у губернского начальства. В 1909 году, например, директор народных училищ Вологодской губернии отметил:

 

«если бы меня спросили, какое место по учебно-воспитательной постановке я отвожу Усть-Сысольскому городскому училищу среди всех училищ этого типа в Вологодской дирекции, я ответил бы: второе (первое – Тотемское). Очевидно, что педагогический персонал училища ведет учебное дело с выдающимся и неослабным усердием» [31].

 

В начале XX века училище претерпело последнюю реорганизацию. В 1912 году было принято Положение о высших начальных училищах. Эти училища с 4-годичным сроком обучения давали законченное начальное образование, и, в отличии от городских, в них принимали детей, которые уже прошли обучение в низших школах. Выпускники высших начальных училищ могли поступать в гимназии, средние технические учебные заведения, учительские семинарии и институты.

В том же 1912 году в Усть-Сысольском уезде два училища – Усть-Сысольское и Ношульское, - были преобразованы в высшие начальные. Каких-либо принципиальных изменений в жизни училища не произошло. Здание, оборудование, учителя – все осталось прежним. Директором нового училища автоматически остался Я.С.Курбатов. В связи с повышением возраста приема в училище несколько понизилась численность учащихся – в 1912 году их было 112, в 1913 – 127, а в 1916 – 117. Усть-Сысольское высшее начальное училище благополучно дожило до 1918 года [32].

Не менее серьезные изменения произошли и в жизни другого «долгожителя» городского образования – женского второразрядного училища. Его первым коснулись реформы в образовании, проведенные в 60-70-е годы XIX века. Уже в 1860 году было принято новое «Положение о женских училищах Министерства народного просвещения», согласно которому были образованы попечительный и педагогический советы, которые теперь и руководили школой. Как уже упоминалось, в 1864 году, согласно «Уставу гимназий и прогимназий», начали создаваться новые учебные заведения – прогимназии. В мае 1870 года было принято «Положение о женских гимназиях и прогимназиях», а уже в ноябре того же года по предложению попечительного совета Усть-Сысольское женское второразрядное училище стало прогимназией*. Женская прогимназия более тридцати лет была единственным неполным средним учебным заведением в Усть-Сысольском уезде.

Курс прогимназии соответствовал четырем классам классической гимназии. Принимали в прогимназию детей всех сословий, а окончившие ее курс могли поступать в пятый класс классической гимназии. В качестве основных предметов фигурировали русский язык, арифметика, геометрия, история, география, чистописание, Закон Божий и рукоделие. Как дополнительные могли преподаваться новые (немецкий, французский и английский) и классические (древнегреческий и латынь) языки, рисование, педагогика, но в Усть-Сысольской женской прогимназии из-за нехватки учителей преподавались только основные предметы. В прогимназии были подготовительный класс с младшим, средним и старшим отделениями и одногодичные первый, второй и третий классы. Таким образом, полный срок обучения в прогимназии составлял шесть лет, но наиболее подготовленных девочек принимали сразу в первый класс, и они могли закончить прогимназию за три года. В 1900 году прогимназия стала четырехклассной с сохранением подготовительного класса [33].

Обучение было платным, но вначале плата была небольшой (1-3 рубля в год), а девиц из малоимущих семей и от нее освобождали. Однако с 1902 года она стала составлять 7 рублей в год, что уже являлось довольно существенной суммой, особенно для крестьян. Земское собрание 1903 года отмечало, что увеличение платы «обременительно для местного населения», преграждает доступ в прогимназию «большинству… малосостоятельных крестьян уезда». Так что в прогимназии в основном учились городские девочки. Например, в 1890 году 18,6% учениц были дочерьми дворян и чиновников, 7,5% - духовенства, 6,7% - купцов, 54,5% - мещан и 12,7% - крестьян.

Первоначально «по наследству» от училища к прогимназии перешли всего около 30 учениц, но уже в 1872 году в ней обучались 60 девочек в возрасте от 8 до 16 лет. Может быть, это не так уж и много (вдове меньше, чем в городском училище), но надо иметь в виду, что в то время прогимназия была «единственным самостоятельным женским заведением в городе и уезде, где число учащихся девочек больше, чем во всех училищах уезда, вместе взятых». Однако расширение подготовительного отделения и введение четвертого класса закономерно привели к значительному росту числа учениц. В конце XIX века оно превышало 100, а в начале XX века – 250 человек [34].

Преобразование училища в прогимназию, кроме всего прочего, было выгодно и тем, что на содержание последней выделялись государственные средства. Прогимназия получала из государственной казны 785 рублей, и еще 315 (с 1890 года - 400) рублей ей выделялось из городского бюджета. Но набирающейся суммы в 1100 руб. (а в иные и годы и больше – до 1260 рублей) не хватало. Как обычно, на помощь пришло земство, с 1873 года выделявшее пособие на содержание женской школы (в зависимости от финансовых возможностей земства оно изменялось от 100 до 400 рублей ежегодно). Набиралась сумма не очень большая, по сравнению с бюджетом городского училища, но все же значительно превышавшая ту, что ранее выделялась городом на содержание училища для девочек.

С увеличением вдвое численности учениц и срока обучения старое здание училища уже не могло удовлетворить потребности прогимназии. В 1875 году попечительный совет приобрел плановые места № 367, 368 в 20 квартале на углу Покровской и Троицкой улиц, но на постройку «училищного строения» у него денег не было. Пришлось опять обращаться за помощью к земству. Оно, конечно, помогло, но вместо денег сперва предложило передать стройматериалы, заготовленные для постройки больницы. Попечительный совет от этого «щедрого дара» отказался (материалы находились не в лучшем состоянии), ссылаясь на то, что он «не столько нуждается в материалах для постройки здания, которые частью уже заготовлены, сколько в деньгах» [35]. Пришлось земству выделять денежное пособие на строительство нового здания. Раскошелилась и городская дума. Уже в 1876 году был построен вместительный одноэтажный деревянный дом с четырьмя помещениями. Много позднее, в 1900 году, в связи с открытием четвертого класса, рядом с ним был выстроен еще один дом-близнец, соединенный с первым коридором.

Пожалуй, вначале самой большой проблемой для новой прогимназии была кадровая. Еще в 1868 году, в училищные времена, преподаватели уездного училища отказались преподавать бесплатно, и женской школе грозило закрытие. Положение спасла уже упоминавшаяся купеческая семья Забоевых. Иван Назарович Забоев подтвердил свое обещание платить за отопление и освещение училищного дома (и слово свое сдержал), а его старшая дочь Елизавета Ивановна, выпускница Архангельского перворазрядного женского училища, стала бесплатно исполнять обязанности надзирательницы (директора) и учителя чистописания и рукоделия.

Преобразование в прогимназию позволило изыскать средства на оплату труда педагогов. Первой и единственной начальницей прогимназии стала все та же Елизавета Ивановна Забоева, занимавшая эту должность до 1909 года. Ее сестра Антонина Ивановна с 1885 года преподавала математику и долгое время была секретарем педагогического совета. Жена брата Николая, бухгалтера земской управы, Анна Платоновна Забоева преподавала историю и географию. Если учесть, что младшая сестра Елизаветы Ивановны и Антонины Ивановны Феоктиста Ивановна тоже стала учительницей и сорок лет учила детей в селе Выльгорт, то получается целая педагогическая династия [36].

Но полностью самостоятельным штатом преподавателей прогимназия так и не обзавелась – средств не хватало. Большую часть преподавателей по-прежнему составляли учителя уездного училища, только теперь они подрабатывали на платной основе. Как уже упоминалось, с преобразованием в 1885 году уездного училища в городское возникла опасность того, что прогимназия может остаться без необходимого штата преподавателей. И вновь положение спасло земство, обязавшееся с 1885 года выделять на содержание прогимназии по 750 рублей в год (оно запросило еще и помощь губернского земства, но получило отказ). Штат преподавателей в основном был укомплектован учительницами-женщинами, и все же не обошлось и без нескольких совместителей из городского училища.

Через сорок лет после открытия прогимназия стала первым в Коми крае светским средним учебным заведением. В мае 1909 года руководство Санкт-Петербургского учебного округа разрешило на базе прогимназии открыть Усть-Сысольскую женскую гимназию. Официальное открытие гимназии состоялось 31 июля 1909 года. Педагогический совет гимназии обратился с ходатайством о принятии нового учебного заведения под покровительство императрицы Александры Федоровны и получил в начале 1910 года ответ: «Государь Император… 17-го сего февраля Всемилостивейше соизволил на принятие Устьсысольской женской гимназии под Августейшее ее императорского Величества Государыни императрицы Александры Федоровны Покровительство, с присвоением означенной гимназии наименования Александринской».

Александринская гимназия вначале была шестиклассной, но уже в 1910 году открылся VII класс. А в 1911 году добавился дополнительный VIII класс для желающих получить звание «домашней учительницы». Разумеется, расширился и набор изучаемых предметов – добавились иностранные языки (немецкий и французский), физика, алгебра, естествоведение, рисование и пение, а в VIII классе – еще и педагогика и методика преподавания. Соответственно увеличилось и число преподавателей. Основу педагогического коллектива составляли штатные преподаватели-женщины, большинство из которых работали еще в прогимназии. Например, в 1912 году русский язык и чистописание преподавала О.М.Фрязиновская, арифметику – А.И.Зубова, историю и географию – А.И.Лыткина, французский язык – А.И.Соколова, немецкий язык – Э.М.Юрак (Галахова), рукоделие – А.В.Борштак, учительницей подготовительного отделения состояла А.М.Харьюзова, классными надзирательницами – А.П.Забоева, .Ю.Зубова, Ф.П.Виноградова, Н.С.Соборская. По совместительству в гимназии работали преподаватели городского (затем - высшего начального) училища и мужской прогимназии выпускники Санкт-Петербургского университета М.В.Галахов (русская словесность и история), С.М.Каленик (физика, алгебра и геометрия), М.Ф.Лебедев (естествоведение), выпускник Строгановского промышленно-художественного училища А.Н.Поросятников (рисование). Закон Божий и пение, как и во всех школах, преподавали клирики городского Троицкого собора.

Несмотря на увеличение числа классов, численность учащихся выросла не очень значительно – в 1914 году их было немногим более 300. В определенной степени это было связано с тем, что плата за обучение в гимназии была значительно выше, чем в прогимназии – до 30 рублей в год. Но при этом гимназия оставалась мещанско-крестьянской – дети из семей этих сословий составляли более 70% учениц. Надо иметь в виду, что около 15% учениц из малоимущих семей освобождались от платы за обучение, а еще около 20 учениц получали различные стипендии (в основном от земства), позволявшие не только оплатить обучение, но и, пусть и небогато, жить в городе во время учебы. Городское общество и земство оказывали и другую посильную помощь малоимущим воспитанницам. Еще в 1902 году было образовано Общество вспомоществования нуждающимся учащимся, при гимназии было общежитие (правда, в первые годы не очень комфортное, в частном доме, зато до 1914 года бесплатное), где за минимальную плату они получали двухразовое горячее питание [37].

Несомненной гордостью Александринской гимназии стало специально для нее построенное каменное здание. Решение о строительстве нового здания было принято в начале 1909 года, еще до преобразования прогимназии в гимназию. Вначале собирались строить деревянное здание, но затем все же решили, что оно будет кирпичным. Проект училищного дома составил петербургский архитектор В.М.Андросов. Городская дума выделила под постройку плановые места № 369-371 в 20 квартале на Покровской улице, рядом со старым зданием гимназии (в нем разместилось общежитие).

Бесплатным выделением плановых мест помощь городской думы в строительстве нового здания гимназии и ограничилось. Фактически все расходы легли на плечи земства. Вначале из-за недостатка средств строительство шло очень медленно (в 1909-1910 годах на подготовку строительных работ было израсходовано всего 12,3 тыс. руб., причем значительную часть этой суммы выделило земство). В 1911 году земство выделило на строительство 20 тыс. руб., полностью оплатив завершение работ (к этому времени, благодаря субсидии земского собрания, уже был заложен фундамент и возведен цокольный этаж). В 1913 году строительство было «завершено вчерне», а в 1914 году гимназия переехала в новое двухэтажное здание, одно из лучших в городе*. Торжественный акт открытия нового здания Усть-Сысольской Александринской женской гимназии состоялся 11 октября 1914 года [38].

С появлением женской прогимназии, а затем и гимназии, произошла удивительная вещь – женское образование в Усть-Сысольске в своем развитии обогнало мужское. Действительно, в начале XX века городские девицы могли получить неполное среднее и среднее образование, а юноши – только начальное, пусть и повышенное. Вероятно, эта несуразность заставила власти озаботиться заведением в городе и мужской прогимназии, а затем и гимназии. Усть-Сысольская мужская прогимназия в составе подготовительного отделения, первого и второго классов была открыта распоряжением министра народного просвещения от 1 июля 1909 года. В декабре того же года прогимназия с разрешения Его Величества она стала именоваться Усть-Сысольской Императора Николая Александровича мужской прогимназией. Прогимназия просуществовала недолго – уже 1 июля 1913 года она стала шестиклассной гимназией. Инспектором нового учебного заведения стал Н.А.Перуанский, исполнявший ту же должность и в прогимназии (до этого он преподавал физику и геометрию в женской гимназии).

И прогимназия, и гимназия в основном содержались на государственные средства. К примеру, в 1912 году из 24 с небольшим тысяч рублей, составивших бюджет прогимназии, около 17 тыс. руб. поступили из государственной казны. Как всегда, оказало помощь земство, выделив 4,3 тыс. руб. (на содержание гимназии выделялось примерно столько же средств, сколько и высшему начальному училищу). Остальные средства составили плата за обучение и небольшие пожертвования. Удивительно, но городская дума проявила полное равнодушие к единственной в уезде средней мужской школе, не выделив на ее содержание ни копейки. Конечно, финансовые возможности города были ограниченными, но ведь в гимназии около половины учащихся были горожанами. Помощь города выразилась лишь в том, что для здания гимназии были бесплатно выделены плановые места.

Курс обучения в Усть-Сысольской мужской гимназии мало чем отличался от обычного гимназического. В качестве основных предметов преподавались русская словесность, арифметика, алгебра, естествознание, физика, история, география, логика, латынь, французский     и немецкий языки, Закон Божий. В число необязательных предметов входили рисование, пение, танцы и гимнастика. В гимназии даже были свой хор и любительский духовой оркестр.

По численности учащихся мужские прогимназия и гимназия существенно уступали женским. В 1910 году в прогимназию поступили всего 55 детей, а в 1915 году в гимназии было 175 учеников. Показательно, что среди них было не так уж и много детей мещан и крестьян, составляющих подавляющее большинство населения уезда (мещан было 28, крестьян – 61, что вместе составляло примерно половину гимназистов). Вторая половина – это дети дворян и чиновников – 57 (32,5%), духовенства – 20 (11,4%), почетных граждан и купцов – 9 (5,1%) человек [39].

Вероятно, сказывалась серьезная конкуренция со стороны городского высшего начального училища (женская гимназия такого конкурента не имела). Газета «Вологодский листок» в 1913 году писала, что только что открытая Усть-Сысольская мужская гимназия по причине высокой платы за обучение «немноголюдная» и «многие по бедности переходят в городское высшее начальное училище, которое и без того переполнено» [40]. Большинство «простых городских обывателей» вполне здраво рассуждало, что повышенного начального образования для их детей вполне достаточно. Так не лучше ли сэкономить и без того скудный семейный бюджет?

Наверное, сказалось и то, что мужская гимназия за относительно недолгое существование (она была закрыта в 1918 году) не успела обрести авторитет солидного учебного заведения. Не сразу удалось решить проблему преподавательских кадров – к гимназическим преподавателям предъявлялись повышенные требования, прежде всего – к образовательному уровню. В маленьком городе трудно было найти преподавателей с университетскими дипломами сразу на две гимназии. На начало 1913 учебного года в мужской гимназии не было штатных учителей математики, русского языка, географии и естествознания. Как отмечал окружной инспектор М.И.Успенский, такое «хроническое явление» как отсутствие достаточного числа квалифицированных преподавателей «весьма неблагоприятным образом сказывается на жизни учебных заведений Устьсысольска и особенно мужской гимназии». Проблему преподавательских кадров, конечно, решили, но все штатные вакансии так и не были заполнены – часть учителей работала по совместительству [41].

Начавшаяся вскоре Первая мировая война ухудшила материальное положение всех учебных заведений, но мужской гимна



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.