Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретическая часть



Теоретическая часть

«Пол» - это совокупность биологических (генетических, физиологических и анатомических) характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Понятие «пол» применяется не только по отношению к людям, но и животным, и растениям.

Половые различия - те различия, которые статистически распределены в популяции таким образом, что при рассмотрении большого числа людей они могут использоваться в качестве отличительных черт мужчин и женщин. Здесь имеется три потенциальных сферы: половые признаки; вторичные половые признаки и мыслительные и эмоциональные паттерны и социальные модели поведения.1

Перед мальчиками и девочками, как правило, ставятся разные цели, от них ожидают и требуют разного поведения. Любые отклонения от этих стереотипов в поведении, выборе интересов (например, когда девочка играет в солдатики и машинки, а мальчик – в куклы), считаются отклонением от нормального развития ребенка. Так, американская этнограф М. Мид отмечает, что существует «двойная цепь ожиданий»: мальчика готовят к тому, что он должен всегда и везде быть успешным, а девочка должна демонстрировать свою беспомощность, слабость[1].

В результате, к подростковому возрасту у детей уже есть собственные половые стереотипы, которые не могут не сказаться и на отношениях среди мальчиков и девочек.

Уже у подростков проявляются описанные в литературе психологические проблемы, связанные с половыми стереотипами. У девочек проявляются такие качества, как боязнь неудачи и общественного отвержения, недостаток уверенности в себе, недостаток настойчивости в достижении цели. У мальчиков из-за более жестких требований к их успешности формируются боязнь неудач, отказ от интересов, которые не соответствуют гендерным представлениям и ряд других[2].

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объеме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера[3].

По литературным источникам я выделила половые стереотипы, которые в дальнейшем опровергались или подтверждались в моем исследовании:

•     Чувствительность и эмоциональность – черты, присущие только женщинам.

•     Девочек характеризуют как менее развитых (любознательных, изобретательных), покладистых, доверчивых.

•     Девочки подвержены депрессивным настроениям.

•     Смелость, уверенность, агрессивность, самоутверждение, честолюбие – мужские качества.

•     Понимание указаний и инструкций – женское умение.

•     Заниженная самооценка у женщин, сомневаются в своей интеллектуальной компетенции.

•     Девочки стараются избегать соревнований, а мальчики наоборот пытаются быть лучшими среди всех и во всем.

В моем исследовании принимали участие ребята, которых можно отнести к старшим подросткам. Подростковый возраст или отрочество (англ. teenage period, adolescence) – это возрастной период в развитии человека, переходный между детством и взрослостью. В истории человечества он был не всегда. Обычно к подросткам относят детей с 10-11 летнего возраста до 16-17-летнего[4]. Исследуемая выборка состояла из подростков 14-16 лет, учащихся 9 классов лицея «Вторая школа». Данная выборка доступна мне, а также именно такой выбор участников приводит к ограничениям внешней валидности результатов, так как в данном исследовании рассматриваются ученики одной школы, живущие в одном городе и одинакового возраста. Выводы делаются только для этой выборки, так как она не отражает свойства генеральной совокупности, так как участники учатся в школе высокого уровня, с физико-математическим уклоном, проживают в городе Москве и одного возраста, что отличает их от общей массы подростков.

В психологии подростковый возраст относится к числу кризисных возрастов – таких критических периодов в жизни человека, для которых характерны резкие, качественные изменения, затрагивающими все стороны развития. «Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т.е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (различия у мальчиков и девочек), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность)»[5]. В этот период изменяются не только анатомические и физиологические признаки, но происходит и изменение самосознания.

В моем исследовании я использовала метод краткой когнитивной пробы (теста). Тесты – это инструменты диагностики, измеряющие различия между людьми. Когнитивная проба – одноразовое краткое измерение отдельной способности. К когнитивным (познавательным) способностям относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Пробы могут использоваться отдельно (однородные тесты) или входить в комплексные батареи тестов, которые применяются для измерения умственных способностей. Для измерения когнитивных способностей другие исследователи использовали такие методы, как таблицы Шультэ, CRT, тесты Айзенка, матрицы Равена и т.п. Лабиринты Портеуса, которые я использовала, относятся к однородным невербальным (не речевым) тестам, которые первоначально предназначались для осуществления межкультурных сравнений умственных способностей австралийских аборигенов и представителей других культур. В настоящее время они используются или как отдельные тесты, или как батареи смешанного типа, например, Шкала интеллекта, разработанная американским психологом Д. Векслером (субтест 12)[6].

В моем исследовании различие когнитивных способностей определяется по 4 факторам: пол, возраст, успеваемость и физическая подготовка. Данные факторы были выявлены мною в научных исследованиях по когнитивным способностям. Так, например, в статье К.Папагеоргиу пол рассматривался как фактор различия в математических и пространственных способностях.[7] В результате, было выявлено незначительное влияние пола на различие этих способностей, а также потребность в изучении новых факторов. В научной работе Уилсона Дж.Р., где возраст является фактором различия когнитивных способностей, рассматриваются множество возрастных групп[8]. Следовательно, были сделаны выводы, что возраст влияет на различие когнитивных способностей у стариков и молодых. Также в моей работе рассматривается такой фактор, как успеваемость, так как по различным успехам в учебе можно предположить о неравных когнитивных способностях. Последний фактор, исследуемый в моей работе, это физическая подготовка, которая может повлиять на восприятие людьми физической нагрузки. И это необходимо для анализа когнитивных способностей, так как одним респондентам было легко выполнять задание после физ. нагрузки, в то время как другим это давалось тяжело. Данные по факторам успеваемость, пол, возраст и физическая подготовка были собраны с помощью опроса.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.