Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Драматургическая основа игровой программы



"Драматургическая основа игровой программы"

 

      Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.

     Главные вопросы, которые мы с вами сегодня рассмотрим:

- Дать понятия следующих терминов: «сценарий», «сценарный замысел», «сценарно-режиссерский ход», «сюжетный ход».

- Раскрыть этапы работы над замыслом сценария.

- Познакомиться с приемами и методами работы над материалом к сценарию.

- Раскрыть используемые в игровых программах выразительные средства.

   Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок. Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической (например. «Эй, славяне!»): спортивно-цирковой («Сильные, смелые, ловкие»); литературной («В гостях у пушкинских героев»); музыкальной («До-ре-ми»): развлекательной («Эх. Семеновна!»). Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п. Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа.  

     Следующая проблема- - поиск приема подачи игрового материала.  В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно называть сценарно-режиссерским. Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как- смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой. Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария. Также, сценарно-режиссерский ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии: Экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий. Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления. Развязка - как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.

      В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр. непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов: - Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зри гелями игрового соревнования. - Конфликт ведущего с группой, например: Как вы знаете русский язык? Проверим: я называю предмет в единственном числе, а вы - - во множественном. Попробуем? И т. д. - Конфликт равных по численности сторон. Например, «Проворные носильщики». Кто быстрее перенесет мячики от настольного тенниса из одной корзинки в другую с помощью китайских палочек. В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов. К ним относится не только противоборство 2-\ команд. Иногда это «Ловушки» -споры («повтори 3 раза скороговорку»), либо игровые диалоги, шуточная ссора персонифицированных ведущих (клоунессы с клоуном). Когда нет конфликта - это дивертисмент. У концерта нет конфликта. Он развивается за счет композиционного построения.

  Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности. Наличие замысла проверяется ходом: уберите ход и замысел разрушится. Если же «замысел» не разрушится, можно сомневаться в существовании замысла вообще. Заимствованный ход выполняющий функцию искусственного объединения сценарного материала или номеров, является приемом. Уберите прием и замените его другим приемом - и вы убедитесь, что ваш «замысел» не изменился. Чтобы понять природу замысла, прежде всего необходимо помнить, что он начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме. Ни в какой другой сфере человеческой деятельности фантазия не проявляется так полно, как в искусстве. В нем возможны смещение времени, самые неожиданные контрасты и многое другое. Замысел и все его компоненты не могут существовать в отрыве от философских раздумий художника, от богатства его внутреннего мира. Замыслы обычно не описывают, так как какие бы ни были прекрасные мысли, но. выраженные вслух, они бледнеют. Тем более, что от замысла до осуществления - большой, полный препятствий и противодействия путь. Вопрос: «Каким вы видите свой замысел?» - требует не абстрактной декларации, а определения его образной сущности, пусть даже очень краткой и лаконичной.

      Композиционной основой сценария является сюжет. В понятии «сюжет» в разное время вкладывался различный смысл. Первоначально сюжетом называли основной предмет изображения. В.И. Даль в «Толковом словаре» определяет сюжет не только как «предмет и содержание», но и как «завязку сочинения». Позднее сюжетами стали называть произведения, изображающие логически связанные между собой события. Сюжетная композиция - это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Бессюжетность говорит о том, что у авторов нет концепции. Сюжет - это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи. Бессюжетное произведение неспособно вскрыть эти связи и взаимоотношения. Пренебрежение сюжетом ведет к формалистическим построениям. Простое сочетание фактов - это еще не сюжет. Автор должен истолковать факты и найти такое сюжетное решение, которое отражало бы смысл, заложенный в сценарии.

      Выбор места проведения игровой программы. Желательно чтобы зал. где проводится игровая программа был празднично украшен (если же конечно она проводится не на открытом воздухе). Из возможных вариантов целесообразно использовать оформление воздушными шарами, либо цветами. Цветы значительно дороже, однако утонченней, но шары позволяют с большей фантазией организовать пространство и обычно становятся наиболее приемлемым решением. Немаловажен также момент освещения. Наличие хотя бы минимального сценического и, так называемого, дискотечного света крайне желательно.

     В основе работы живые наблюдения, изученная литература, собранные документы, переплавленные в горниле авторской фантазии. Совсем иные заботы возникают у сценаристов, решивших идти путем заимствования. Тогда персонажи, отдельные элементы сюжета, лексика фольклорных и литературных произведений становятся основой замысла. Этот способ, как ни странно, сегодня наиболее популярен. На праздничные площадки из русских сказок пришли: Иван-Царевич (или дурак), Емеля, Василиса Премудрая, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной; из европейских: Белоснежка. Золушка, Красная Шапочка. На школьной эстраде хозяйничают персонажи детской литературы: Незнайка, старик Хоттабыч, Мэри Поппинс, Карлсон, лиса Алиса, кот Матроскин и т.д. Заимствованные персонажи давняя и прочная традиция народного театра и в этом нет ничего предосудительного. Использование ее понятно и объяснимо. Все эти герои уже давно обрели статус маски с устойчивой социальной и нравственной аурой. Сценаристу не требуется время для представления, разработки характеров, мотивировки тех или иных поступков - это все уже предполагается и прилагается. К тому же возникает эффект ассоциативного обогащения сценария за счет текстов, из которых пришли знакомые персонажи. Главной заботой сценариста в такой работе становится проникновение в стилистические особенности первоисточника.

     Особая роль в сценарии театрализованного представления отведена поэзии. Поэтическое слово - эмоционально наиболее насыщенно. Недаром его родословная восходит к молитве, заклинанию, заговору, плачу. Поставленное в контекст сценария, оно способно оживить смежные тексты, усилить их воздействие на зрителя в силу того, что обращается к самым потаенным уголкам его души; оно создает необходимое настроение, задает тональность. Поэтическое произведение, насыщенное тропами, часто подсказывает сценарный ход. Стихотворная метафора создает тот самый дополнительный смысловой ряд, о котором мы уже говорили. Ритмически и звукове организованное (а значит, резко выделяющееся среди прозаического текста), поэтическое слово, выполняет в сценарии функцию композиционного обрамления. Мы находим его в прологе и в финале, зачастую оно начинает эпизод и венчает его. Поэтическое слово, смонтированное с документом, возвышает, поэтизирует последний, делает его эстетически и смыслово значимым.

      В оформление игровой программы, а в принципе любого досугового мероприятия, входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство - искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства.

      Использование света в игровой программе зависит от места ее проведения. Если игровая программа проводится на свежем воздухе, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии, конечно, наличия световой аппаратуры. Световые сценические эффекты - это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции. Существует такой метод оформления мероприятия, как световая проекция. С помощью этого метода создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. А также статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации). По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются, на: - стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман; - динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад. При наличии такого осветительного прибора проекционного типа как «пистолет», можно высвечивать отдельных актеров, участников или части декораций. 3.2 Шумовое оформление: Шумовое оформление досугового мероприятия - это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответствующих сценарию. Шумовым оформлением занимается звукооформитель. Исполнителями являются участники специальной шумовой бригады. Шумы можно подразделить следующим образом: - звуки природы: ветер, дождь, гроза, пение птиц, производственные шумы: завод, стройка и т.п.. - транспортные шумы: поезд, самолет. - батальные шумы: движение кавалерии, выстрелы. - бытовые шумы: часы, звон стекла, скрипы.

     Музыкально-звуковое оформление один из самых важных составляющих игровой развлекательной программы. Наличие хорошей звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера (DJ) за пультом дают возможность:

• ведущему и всем участникам игровой программы говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными;

 • обеспечить возможность выступления артистов (если таковые предполагаются);

• заполнять паузы в программе фоновой музыкой;

• организовать «звуковую канву» программы (музыкальные отбивки, джинглы, фанфары, звуковые подкладки под голос):

 • провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии)

      Реквизит - совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда реквизит дополняет сценический костюм: зонт, портфель и т.п. Бутафория - изделия, изображающие настоящие предметы, которые по тем или иным причинам сложно или невозможно использовать на сцене. Бутафория является декоративным элементом оформления спектакля, игровой программы и т.д. - не являются точной копией оригиналов; - должны быть прочными, простыми и дешевыми; - отличаются подчеркнутой выразительностью внешней формы. Театральный костюм - все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли. Театральный костюм дополняется гримом и прической. Грим - от итал-Grimo - морщинистый Грим - в широком смысле - искусство изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и пр. в соответствии с требованиями исполняемой роли. Грим - в узком смысле - специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые актерами.

    Все перечисленные выразительные средства способствуют раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливают воздействие идеи на зрителя. Игровая программа как правило требует наличия большого количества реквизита. Заключение Игра и зрелище - два вида развлечений, различие между которыми очевидно не только для специалиста, но и для самого неискушенного участника. В первом случае вы лицо действующее - поете, танцуете, лезете на столб за сапогами и предаетесь другим ребячествам. Во втором - только наблюдаете за другими, бурно сопереживаете им или остаетесь холодными, но не делаете никаких попыток как-то повлиять на их существование. Игровое театрализованное представление сталкивает игру и зрелище. Зритель получает возможность напрямую участвовать в действии, оказывать влияние на происходящее на сцене.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.