Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дадаизм или дада — авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год.. Сюрреализм.



Дадаизм или дада — авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год.

После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом.

Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность.                                                                                         Двойное согласие, привычное для русского уха, — только один из источников происхождения термина «дада». Согласно одной из легенд, он появился благодаря австрийскому писателю Рихарду Хюльзенбеку, который произвольно воткнул нож в словарь, и слово, в которое попало острие («dada» — французское просторечное выражение, обозначающее игрушечную лошадку-качалку), стало названием для нового творческого течения. По другой версии, слово «дада» обнаружил в словаре один из основателей движения Тристан Тцара. В манифесте 1918 года он писал: «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать… <…> Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».

 Дадаизм стал первым концептуальным художественным движением, представители которого фокусировались не на создании эстетически приятных объектов. Их целью было перевернуть с ног на голову буржуазную мораль, и это порождало множество сложных вопросов касаемо общества, роли художника и предназначения искусства.
Представители дадаизма  были настолько против  каких бы то ни было проявлений буржуазной культуры, что  даже  сами  себе  они не особенно нравились. «Дада — это анти-дада», — кричали они. То, что группа была создана в Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, имело особое значение. Это заведение было названо в честь сатирика XVIII века, который в своем знаменитом произведении «Кандид» высмеивал глупость современного ему общества. Как писал один из основателей и кабаре, и дадаизма Хуго Балль, «дадаизм — это Кандид нашего времени».
 Художники вроде Жана Арпа считали очень важным оставлять какую-то часть в выполнении своих работ на волю случая. Такой подход противоречил всем нормам создания произведений искусства, где каждая работа должна была быть тщательно спланированной и завершенной. Привнесение элемента случайности было одной из форм протеста дадаистов против традиционных канонов в искусстве, а также попыткой найти ответ на вопрос о роли художника в творческом процессе.
Дадаисты известны использованием так называемых «реди-мейдов» — предметов быта, которые можно купить и представить в качестве произведения искусства после минимального вмешательства художника. Использование реди-мейдов подняло вопросы о художественной креативности, о самом определении того, что может считаться искусством, и его цели в обществе.

Во время Первой мировой войны Швейцария сохраняла нейтралитет, что превратило ее в своего рода «остров свободы» для людей искусства со всей Европы (по большей части — из Франции и Германии). Среди таких беженцев от войны оказался и немецкий поэт и драматург Хуго Балль, который открыл в Цюрихе заведение, ставшее местом рождения дадаизмаКабаре «Вольтер». Поэты и художники, оказавшиеся в разгар войны в безопасной Швейцарии, должны были бы чувствовать облегчение от того, что им удалось сбежать. Однако вместо этого они ощущали бессильную ярость: их возмущало современное общество и его реакция на происходящие события. Поэтому они решили выразить свой протест с помощью доступных им средств, превратить искусство в анти-искусство. Ведь обществу все равно не будет до этого никакого дела. Писатели и поэты стали щедро сдабривать свои произведения ругательствами и сомнительным юмором. Художники освоили визуальные каламбуры и стали использовать в своих работах предметы обихода.
Одной из самых возмутительных подобных работ стала «картина» Марселя Дюшана под названием «L.H.O.O.Q». Художник взял открытку с изображением «Моны Лизы», пририсовал ей усы и козлиную бородку и подписал бессмысленной на первый взгляд аббревиатурой, за которой прячется скабрезная фраза на французском.
Хуго Балль говорил: «Для нас искусство — не самоцель. Это возможность истинного восприятия и критики того времени, в которое мы живем».

 В его Кабаре «Вольтер» собирались первые истинные дадаисты— поэт Тристан Тцара, актриса и поэтесса Эмми Хеннингс, художник Жан Арп, художник и архитектор Марсель Янко, писатель Рихард Хюльзенбек, художница Софи Тойбер, художник Ханс Рихтер и многие другие. Они вели разговоры об искусстве в условиях войны, разрабатывали идеологию своего движения и иногда устраивали представления на маленькой сцене кафе. Важно понимать, что дадаизм не был всего лишь красивой претенциозной позой, а дадаисты не были простыми дилетантами. Участники движения испытывали такой страх и отчаяние перед ужасами войны, что решили воплотить его в форме искусства, которое могло бы вызвать такой же шок и страх у публики. Ни одно из произведений дадаистов, сохранившихся до наших дней, нельзя назвать эстетически приятным — в отсутствии какой бы то ни было эстетики, в общем-то, и состояла их цель. Художники чаще всего отдавали предпочтение коллажам, а скульпторы — «готовым объектам». Искусствоведы считают, что такому выбору есть вполне разумное объяснение. Коллаж, по их мнению, техника сама по себе беспорядочная и даже анархическая, техника, с помощью которой рваные кусочки отживших свое иллюстраций и строчек текста произвольно складываются в сбивающее с толку единое целое. В случае со скульптурами все еще проще: в качестве объектов своего творчества дадаисты выбирали предметы, которые не то что невозможно воспринимать как произведения искусства, на них в принципе не принято смотреть: ржавые велосипедные колеса, разбитые бутылки и мятые консервные банки, старая мебель с расщепившимися досками, выброшенные тряпки и предметы обихода, вышедшие из употребления.

 Дадаизм быстр распространился по всей Европе. Рихард Хюльзенбек основал в Берлине Клуб Дада, творчество его участников из-за географического положения было по большей части политически окрашенным. Они выступали против Веймарской республики, создавали сатирические картины и коллажи и рисовали политические карикатуры. В 1919 году Курт Швиттерс, исключенный из берлинской группы, создал собственную в Ганновере, но был единственным ее участником. Еще одна влиятельная группа немецких дадаистов существовала в Кельне под предводительством Макса Эрнстаи Йоханнеса Теодора Баргельда.
Главными фигурами французского дадаизма были Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар и Франсис Пикабиа. Позже к ним присоединились Тристан Тцара и Жан Арп. Пикабиа, однако, довольно быстро покинул круг французских дадаистов, напоследок обвинив их в том, что они превратили движение в то, против чего дадаизм изначально боролся, — в нечто бездарное, заурядное и общепринятое.     

История дадаизманасчитывает всего шесть лет. Но ему и не суждено было просуществовать долго. Можно сказать, что дадаизм изначально был запрограммирован на самоуничтожение. Участники движения не стремились создать нечто такое, что прославит их имена в веках. А сам дадаизм просто распался на части  и стал удобрением для  других стилей.

                                 Сюрреализм.

 Сюрреализм появился, как и дадаизм, из литературы. Основоположником сюрреализма в искусстве в целом принято считать Андре Бретона - французского поэта и прозаика, который написал первый манифест сюрреализма. Бретонбыл настоящим лидером, который не только словом, но и делом продвигал идеи сюрреализма, не столько в литературе, сколько в живописи. Он постоянно устраивал выставки художников-сюрреалистов по всему миру, даже во время Второй мировой войны. А ещё во времена расцвета дадаизма он устроил выставку Макса Эрнста, который впоследствии стал одним из значительнейших художников-сюрреалистов. Бретон писал о новом направлении в своём Манифесте 1924 года так: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

Как и любой другой жанр в живописи, сюрреализм имел ряд существенных отличий,

1.Первыми сюрреалистами неукоснительно соблюдался автоматизм живописи - попытка выразить кистью образы из подсознания;

2.Огромное влияние на творчество первых сюрреалистов оказал психоанализи в особенности - анализ сновидений, которые и пытались вылить на холст;

3.Иносказательный психологизм (художники-сюрреалисты пытались при помощи образов выразить внутренние переживания через свои работы);

4.Внешняя фантасмагоричность сюжетов (некая белиберда из предметов, изображенных на холсте, которая на самом деле имела трактовку через внутренние страхи и желания художника).

К сожалению, из многих идей, которые были заложены во время формирования стиля, до наших дней у большинства представителей жанра осталась лишь фантасмагория, но некоторые творцы до сих пор стараются наполнить свои работы экспрессией и психологизмом.

Художник Макс Эрнст был одним из ближайших сподвижников Бретона и присоединился к сюрреализму одним из первых. В его творчестве можно встретить практически все признаки раннего сюрреализма - с автоматизмом, трактовками сновидений и экспрессией.

Ещё одним важным представителем зарождающегося течения был Андре Массон, который и привнёс в творческий мир автоматическую живопись - аналог автоматического письма, которым любили баловаться дадаисты и сюрреалисты писатели.Значительный вклад в развитие сюрреализма внёс. Вольфганг Паален изобрёл метод фьюмажа(получение изображения при помощи копоти от свечи или лампы на бумаге или холсте), который использовали многие сюрреалисты, в том числе Сальвадор Дали.

Ни один материал о сюрреализме не может быть полным без упоминания Сальвадора Дали- гениального маркетолога и главной визитной карточки сюрреализма. "Сюрреализм - это я!", - говорил Дали.

Художник Рене Магритта  пошел  против одного из основных правил, манифестируемых Бретономради собственного стиля, отказавшись в своих работах. от фантасмагории и психоанализа сновидений

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.