Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





тема. Творческие поиски Н.Н. Ге. «Тáйная вéчеря». 1863. ГРМ., ГТГ.; «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. ГТГ. Описание и анализ.-Аня С.



9 тема. Искусство России первой трети XIX века на примере картин Павла Андреевича Федотова. Описание и анализ картин «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки». 1846. ГТГ; «Разборчивая невеста». 1847. ГТГ. - Аня С.

 

 43. Описание и анализ картины «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик», или «Последствия пирушки». 1846. ГТГ. Холст, масло. Размер 48.6 x 42.8 см.

Передо мной картина Павла Андреевича Федотова «Утро чиновника,

получившего первый орден», она имеет несколько версий названий («Утро

после пирушки, или Свежий кавалер»).

 

Сам Федотов описывает картину так:

«Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить.

На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь» [1]

На картине представлен эпизод из жизни мелкого чиновника, получившего орден Станислава третьей степени, общая обстановка комнаты с его фигурой заметно контрастирует. Повсюду разбросаны предметы быта, поломана мебель. Возле ног орденоносца лежит битая посуда, на стул опирается гитара с рваными струнами, под столом опрокинутые бутылки, куски от рыбы, на столе стоит рюмка и на газете лежит колбаса.

В левой стороне картины тощий кот обдирает когтями обивку стула, на спинке которого висит синий форменный мундир с позолоченными пуговицами, а под стулом лежит раскрытая книга — это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». Рядом с мундиром брошена фуражка с красным околышком, это фуражка гостя, который лежит под столом, свое отношение к кавалеру автор подчеркивает такой деталью: брошенные поверх мундира подтяжки имеют цвета ленты ордена Станислава – красный с белой каймой.[2] На мундире можно рассмотреть знак беспорочной службы с цифрой 15, то есть полученной за пятнадцать лет выслуги. Многие годы чиновник исполнял свои служебные обязанности и вот он получил свой самый первый орден, а вместе с тем и права потомственного дворянина, именно поэтому он и преисполнен такой гордости. Надменно выпятив нижнюю губу, демонстрирует знак своего благородного достоинства.

Чиновник отмечал свой первый орден, выпивал вместе с товарищем, таким же «кавалером», который все еще спит под столом, подложив под щёку руку. Мужчины поссорились за игрой в карты и устроили драку, разбросали и поломали мебель.

Чиновник внимателен к своему внешнему виду, об этом говорят бритвенные принадлежности, щипцы для завивки волос и зеркало, лежащие на столе, а также папильотки на его волосах, однако, потрёпанный халат, к которому пристёгнут орден и босые ноги делают его образ противоречивым. Каким он хочет казаться и каким является, судя по всему, - разные вещи, его поза, подобная античному герою и надменное выражение лица после получения награды не соответствует реальности, которая его окружает. Рядом с чиновником стоит кухарка, предположительно находящаяся в положении. Женщина подаёт герою обувь с трещиной на подошве, что указывает на бедность и опять же контрастирует с неоправданно возвышенным мнением чиновника о себе. Кухарка смотрит на хозяина с улыбкой, снисходительно относясь к подобному поведению, ей нет дела до его хвастовства, её больше волнуют домашние заботы, например, помол зерен, поэтому она, почти не отрываясь от забот, подносит сапог, держа прибор для помола зерна в другой руке. Чиновник перед ней изображает из себя кавалера, ощущает великим человеком, указывая своей служанке на орден, пристегнутый к его домашнему халату.

Используемая литература:

1. Кузнецов Эраст Давыдович. Павел Федотов / Э. Кузнецов. - Ленинград : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1990. - 303 с., [23] л. ил.; 22 см. С. 161—162.

2. Лекция Ю.В.Робинова от 22.10.20

 

 

44. Описание и анализ картины «Разборчивая невеста». 1847. ГТГ.


Павел Андреевич Федотов. «Разборчивая невеста», 1847 г., 38,5 х 45,5 холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Эта картина была написана по мотивам одноименной басни «Разборчивая невеста»[3] И.А. Крылова и являлась данью уважения Павла Андреевича к поэту, который сильно повлиял на его творческую жизнь.

На картине изображена сцена сватовства. Горбатый жених предлагает уже немолодой невесте руку и сердце, пока ее родители за портьерой ожидают удачного исхода событий. В центре композиции изображены дама средних лет и горбатый жених, действие происходит, судя по окружению, ранним утром. Родители еще не одеты: отец в домашней куртке держит газету, мать в халате. Можно сделать вывод, что жених, не дожавшись условленного времени, врывается к невесте в комнату, бросается на колени, срывает с себя перчатки, шапокляк, бросив трость, он преподносит ей цветы и предлагает ей руку и сердце. Жених уже немолод, но опрятен и одет по последней моде, только горб и залысина на голове могут вызывать неприязнь в его внешнем виде. Из заднего кармана выглядывает платок, которым он, возможно, вытирал пот с лица, так как он очень спешил и нервничал перед встречей со своей невестой. Жених ждет согласия от дамы, его взгляд такой же преданный, как у собачки, стоящей возле него. Невеста жеманна, капризна, своенравна, на ней красивое пышное платье, на шее дорогое колье, в правой руке букет, который ей преподнёс кавалер. Видно, что дама много внимания уделяла своему внешнему виду, при помощи обильного слоя пудры и румян на лице, невеста скрывает возрастные изменения.[4] Ее глаза опущены вниз, а на губах жеманная улыбка.

В правой части картины заметно, что ночью топился камин, даме было жарко и она решила поставить ширму, на которой изображен охотник, в левой руке держащий ружье, что усиливает абсурдность ситуации.

Рядом с невестой можно заметить игральные карты, из этого следует, что она всю ночь не могла уснуть и гадала на картах, видимо решая выходить ей замуж или не выходить, ей выпали бубновая дама, туз треф и король. Около карт лежит смятый лист бумаги, возможно это было письмо с отказом жениху, а позже она изменила свое решение, ведь претендентов на её руку и сердце не становилось больше. [5]

Ирония автора не только в образах главных героев, но и в образах родителей.

Мать, подслушивающая за портьерой, особенно переживает за дочь. Отец, хотя и выглядит спокойнее, но он не успел еще проснуться и отойти от чтения газеты, как неожиданно появился жених, мужчина крестится на икону, которую мы не видим, держа в руках утреннюю газету. На шее у него знак Святого Владимира, который давал право на потомственное дворянство.

Композиция картины строится следующим образом:

Падающий на колени жених создает движение по диагонали от правого верхнего угла картины, до паркетин переднего плана на полу и углом поднимается вверх к родителям, где отец молитвенным жестом направляет его в верхних угол картины. Создается треугольник, поставленный на вершину – неустойчивая фигура, словно весы, от этого дальнейшая судьба героев кажется неизвестной. Свет распределён как в театре, такое распределение помогает художнику выделить главных героев картины, слегка затемнить персонажей второго плана, концентрируя внимание зрителя на невесте и женихе.

Художник изобразил домашний интерьер в стиле барокко: блеск красного дерева, мерцающее золото рам, переливы шелка на платье невесты, мягкий ворс ковров. В углу возвышается зеркало со статуэтками, справа от зеркала на возвышении стоит клетка с зеленым попугаем и рядом с женихом замечаем маленькую собачку, на стене висят модные в то время картины – «Невеста» Ф.А. Моллера и «Девушка с тамбурином» А.В. Тыранова.[6]

Павел Андреевич Федотов особое внимание уделял воспроизведение вещевой обстановки. Картина несет в себе явный сатирический подтекст.[7] Хотелось бы отметить ассоциативную связь сюжета данной картины с сюжетом сказки Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый карла»[8], где уродливый карла представлен образованным достойным, даже доблестным человеком, за это его и полюбила царевна, данная картина является антитезой к сказке Н.М. Карамзина. Сказка – сентиментализм, а картина критический реализм.

 

Использованная литература:

1. Крылов И.А. Басни. М.-Л., 1956. С. 13—15.
2. Прекрасная царевна и счастливый карла // Русская литературная сказка / худож. М.К. Шевцов ; сост. Н.А. Листикова. - М. : Сов. Россия, 1989. – С. 21-30

3. Кузнецов Эраст Давыдович. Павел Федотов / Э. Кузнецов. - Ленинград : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1990. - 303 с., [23] л. ил.; 22 см. С. 169.

4. Мастера искусства об искусстве [Текст]: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. 201 с.

5. Сайт «Культура РФ». URL: https://www.culture.ru/persons/8250/pavel-fedotov

6. Лекция Ю.В.Робинова от 22.10.20

 

13 тема. Творческие поиски Н.Н. Ге. «Тáйная вéчеря». 1863. ГРМ., ГТГ.; «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871. ГТГ. Описание и анализ.-Аня С.

69. Кратко перескажите евангельский сюжет Тайной Вечери. Буквальный и тáинственный смыслы Священного Писания.

 

В пятый день после входа Иисуса Христа в Иерусалим (в четверг), ученики его спросили где им следует приготовить Пасху, он им сообщил, чтобы они в городе встретили человека с кувшином, который покажет приготовленную горницу, в ней и необходимо приготовить Пасху. Петр и Иоанн исполнили все так, как сказал Спаситель. Вечером того дня, Иисус, зная, что он будет предан в эту ночь, пришел с 12 апостолами в приготовленную горницу. Иисус снял верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Он пояснил своим ученикам, что они должны поступать подобно ему – этим примером Господь показал не только любовь к своим ученикам, но и научил их смирению, то есть не считать за унижение служение кому бы то ни было.
После вкушения ветхозаветной Пасхи, Иисус установил на этой вечери таинство святого причащения. Христос взял хлеб благословил его, переломил на части, подал ученикам и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»[9]

Слова эти означали, что под видом хлеба и вина, Спаситель преподал своим ученикам то самое тело и кровь, которое на другой день он предал на страдание и смерть за человеческие грехи. Иисус дал заповедь: всегда совершать это таинство.
Во время Тайной Вечери Иисус сообщил своим ученикам, что один из них предаст его. Апостолы спрашивали кто это будет, Иуда тоже спросил, на что Иисус ему тихо ответил, что это будет он. Спаситель обещал послать после себя другого учителя – Святого Духа.

Иисус предсказал, что от людей апостолы будут много зла и бед терпеть за то, что они веруют в него. Беседу свою Иисус закончил молитвой об учениках и всех, кто верует в него.[10]

Историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания преда­тельства Иуды, литургическая (или символическая) Тайная Вечеря — сакрамен­тальный характер установления Евхаристии.

 

«Когда в Священном Писании понятия и мысли, сообщаемые людям по намерению Святого Духа, выражаются словами, как непосредственными знаками сих понятий и мыслей, тогда смысл Писания называется буквальным»[11].

Когда в Священном Писании для выражения понятий и мыслей, сообщаемых людям, употребляются лица, вещи и действия, изображенные словами, тогда смысл писания называется таинственным.

 

Используемая литература:

1. Савваитов Павел Иванович. Библейская герменевтика. – СПб.: Тип. Трея, 1859. – 144 с.

2. Лекция Ю.В.Робинова от 09.12.20

 

 

70. Какой смысл вложил Н.Н. Ге в картину «Тайная Вéчеря»?

 

Авторское название картины – «Отшествие Иуды» – чётко определяет смысловой акцент её содержания. Уходя от банальной трактовки этого персонажа только как символа алчности и вероломства, Николай Ге проникает в сакральный смысл того, что связано в Евангелии с фигурой Иуды и его поступком.

 

Н.Н. Ге изобразил драму учителя и ученика, разногласия между материалистом Иудой и идеалистом Христом. Картина выражает недоверие Священному писанию. Художника заинтересовала не внешняя сторона Тайной Вечери, а нравственно-этическая, глубина муки, недоступной обычному человеку, величие печали, тоска о падшем ученике и божественный вопрос о грядущих событиях.[12] В отличии от традиционной интерпретации евангельского события, когда называний Христом отступник остается неузнанным, Иуда в картине Ге уходит опознанным, на него устремлены потрясенные, негодующие взгляды апостолов Иоанна и Петра, обнаженность конфликта, трактовка его как идейного раскола, как принципиального разногласия сторонников двух различных мировоззрений – именно в этом оригинальность данной картины.

 

71. Описание и анализ картины Н.Н. Ге «Тайная Вéчеря».

 

1863 г. Картина является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Холст, масло. 283 × 382 см.

На картине изображена тайная вечеря — описанная в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью учениками-апостолами.

На картине Николая Ге изображена совсем небольшая комната в которой находятся Иисус Христос и апостолы. Иисус склонил голову и облокотился на кушетку, в ногах у него — Иоанн, за его плечами стоит несколько человек, во главе стола —Пётр. Силуэт Иуды темен и мрачен, невозможно разглядеть черты лица, голова опущена, плащ нервным взмахом набрасывается уже на ходу. Источник освещения скрыт от зрителя, но при этом отчетливо отражает лица двух апостолов — Иоанна и Петра. Апостолы переглядываются, потрясенные, и только Иисус замер в скорбной и отрешенной позе. Таз с кувшином и полотенцем — это полноценные символы евхаристии, самого таинства причастия и преображения. Они расположены почти в композиционном центре, почти на фоне светлого пятна и выглядят почти как иконный символ.

 

В правой части полотна находится тёмный силуэт уходящего Иуды. Изображённый против света, он как бы противопоставлен тем, кто остаётся в освещённом помещении. Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников. Из остающихся апостолов слева стоит Иоанн, а справа — Пётр, которые, «чуть наклонившись к центру, образуют своеобразную „арку“ над полулежащим Христом». За ними, в глубине помещения, сидят остальные апостолы.

В картине используются караваджистские приёмы светотени[13], такое использование света и тени в картине создает оптическую иллюзию жизнеподобности наблюдаемой сцены, она становится объемной. Контраст света и теней подчеркивает внут­реннее разделение участников драмы: Иуда совсем рядом с Христом, с самим источником света, но он выбирает тьму. Композиция картины асимметрична, полна внутренней динамики.

Облику Христа преданы черты А.И. Герцена, для создания образа Иисуса Ге использовал фотопортрет Александра Герцена, созданный известным фотографом Сергеем Левицким.

 

72. Описание и анализ картины Н.Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».1871.ГТГ.

 

В картине властвует стиль делового документа, лаконичной справки о том, как было дело. Сын Петра, надежда и наследник трона – царевич Алексей, изменник, оказавшийся козырем в руках противников реформаторской политики государя, не остановившегося перед тем, чтобы предать сына казни.

На картине изображена финальная пауза, напряженное и безнадежное молчание после произнесенного слова, роль этого слова играет брошенный на пол лист, которого буду указующим перстом касается ниспадающий острием угол скатерти. Этот лист, видимо, последнее неопровержимое свидетельство вины царевича. [14]Исторический конфликт представлен здесь как несовместимость натур, тяготеющих к разным формам исторического бытия и быта. Алексей – целиком личность средневековая, Петр – личность Нового времени, что проявляется во всем, вплоть до манеры держаться и носить европейский наряд. Не перед отцом, а перед государем стоит царевич.

Важную роль играет драматургия света, фигура царевича Алексея залита ровным бледным мертвенным светом, его участь решена, он уже более принадлежит к царству теней, нежели к реальной жизни. Лицо Петра энергично вылеплено контрастной светотенью, напоминающей моделировку лица в портрете Герцена. Во взоре Петра нет ни гнева, ни суровости, он просто холоден.

На картине интерьер дворца Монплезир, где пол выглядит буквально как шахматная доска, он напоминает зрителю о стремлении Петра к порядку, это и противопоставление черного и белого, отсутствие полутонов в оценки происходящего события, метафора истории как шахматной игры, возникает еще один вариант – Петр и Алексей «фигуры» на шахматной доске. Кто их расставил? Кто шахматисты?[15]

Используемая литература:

1. Ге Н.Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. Вступ. статья, сост. и прим. Зограф Н. Ю. М.: «Искусство», 1978. С. 207-208.


[1] Кузнецов Эраст Давыдович. Павел Федотов / Э. Кузнецов. - Ленинград : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1990. - 303 с., [23] л. ил.; 22 см. С. 161—162.

[2] Лекция Ю.В.Робинова от 22.10.20

[3] Крылов И.А. Басни. М.-Л., 1956. С. 13—15.

[4] Сайт «Культура РФ». URL: https://www.culture.ru/persons/8250/pavel-fedotov

[5] Лекция Ю.В.Робинова от 22.10.20

 

[6] Кузнецов Эраст Давыдович. Павел Федотов / Э. Кузнецов. - Ленинград : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1990. - 303 с., [23] л. ил.; 22 см. С. 169.

[7] Мастера искусства об искусстве [Текст]: избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. 201 с.

[8] Прекрасная царевна и счастливый карла // Русская литературная сказка / худож. М.К. Шевцов ; сост. Н.А. Листикова. - М. : Сов. Россия, 1989. – С. 21-30

[9] Мф.26:26–28; сн. Mк.14:22–24; Лк.22:19–20; 1Кор.11:23–25

[10] Лекция Ю.В.Робинова от 09.12.20

 

[11] Савваитов Павел Иванович. Библейская герменевтика. – СПб.: Тип. Трея, 1859. – 144 с.

[12] Лекция Ю.В.Робинова от 09.12.20

 

[13] Лекция Ю.В.Робинова от 09.12.20

 

[14] Ге Н.Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. Вступ. статья, сост. и прим. Зограф Н. Ю. М.: «Искусство», 1978. С. 207-208.

[15] Лекция Ю.В.Робинова от 09.12.20

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.