Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Потребность обучающихся в освоении геоинформационных систем в школьном курсе географии



УДК 372.8

Потребность обучающихся в освоении геоинформационных систем в школьном курсе географии

А.А. Оломский

Курский государственный университет, Россия

e-mail: pfkandres@gmail.com

Аннотация: данная статья посвящена анализу потребности обучающихся в освоении геоинформационных систем в школьном курсе географии. В результате выполнения работы было проведено исследование по определению потребностей обучающихся школ в освоении ГИС-технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: информационный подход, геоинформационные системы (ГИС), системы геопозиционирования, компьютерная грамотность, мотивация к изучению дисциплины «география», Концепции развития географического образования в Российской Федерации.

 

Общество на современном этапе своего развития требует от любого человека умения быстро и эффективно адаптироваться к непрерывно меняющейся социокультурной ситуации, кроме того, он должен обладать способностью к рациональной и продуктивной деятельности с разнообразными по содержанию, объёму и характеру потоками информации. Поэтому вполне логичным является то, что одним из самых популярных и прогрессивных научных подходов к совершенствованию образовательного процесса становится информационный подход. Одной из основных составляющих, характеризующих реализацию данного подхода в школьном географическом образовании, являются геоинформационные системы (ГИС) [3].

Однако, несмотря на возрастающую роль различных информационных технологий в области географического образования, стоит отметить, что ГИС-технологии применяются достаточно редко, в особенности такая ситуация характерна для образовательных учреждений, которые находятся в сельской местности. Поэтому для того, чтобы определить необходимость применения и перспективы ГИС-технологий в образовательном процессе по географии было проведено исследование, результатом которого стала оценка потребности обучающихся в освоении геоинформационных систем.

Исследование показало, что абсолютное большинство респондентов (92,1 %) пользуются системами геопозиционирования на бытовом уровне (рис. 1а). Самыми востребованными из них оказались Яндекс Карты и Google Maps – 63,5 % опрошенных применяют данные приложения для навигации (рис 1б). Такие высокие показатели объясняются тем, что традиционные знания и умения теряют свою актуальность. Ярким примером этого является умение ориентироваться в пространстве. Обучающимся важно знать стороны горизонта, пользоваться компасом, но в современных условиях важнее умение пользоваться современными средствами позиционирования, которые есть практически у каждого – смартфоны. Кроме того, все опрошенные обучающиеся считают системы геопозицонирования необходимым средством в жизни любого современного человека [2].

В ходе анкетирования были выявлены некоторые противоречия. 93,7 % обучающихся высказались о том, что геоинформационные системы необходимо использовать в образовательном процессе по географии, однако лишь 74,6 % опрошенных изъявили желание в изучении ГИС в школьном географическом образовании.

Также обучающиеся выделяют положительные моменты в применении ГИС-технологий в школьном географическом образовании. Во-первых, 71,4 % респондентов считают, что использование геоинформационных систем в образовательном процессе будет способствовать повышению их мотивации к изучению дисциплины «география». Во-вторых, 74,6 % опрошенных отметили, что применение ГИС-технологий приведёт к повышению уровня их компьютерной грамотности. 

Примерно треть опрошенных обучающихся (30,2 %) хотят в будущем получить образование, так или иначе связанное с ГИС-технологиями, что является достаточно высоким показателем. При этом, 47,6 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Кроме того, во многих нормативно-правовых актах в области школьного географического образования говорится о необходимости внедрения ГИС-технологий в образовательный процесс. Например, в Концепции развития географического образования в Российской Федерации сказано, что качественное географическое образование призвано обеспечить, в том числе начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт и геоинформационных систем) [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что у обучающихся существует потребность в изучении ГИС-технологий в образовательном процессе, и данная область знаний имеет большие перспективы для развития в будущем. Практически каждый человек в настоящее время так или иначе сталкивается с геоинформационными системами, но только на бытовом уровне, поэтому необходимо углубление знаний учащихся о ГИС, это поможет выйти географическому образованию на качественно новый уровень. Однако для полноценной реализации потенциала ГИС-технологий в школьном географическом образовании требуется ряд организационных решений Министерства образования и науки Российской Федерации, которые будут направленны на целенаправленное внедрение ГИС в образовательный процесс. Необходима разумная стандартизация всей деятельности в области ГИС-образования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.