|
|||
Ефремов Е.А. 5 страница«Париж все более и более притягивает к себе беженство, Берлин и Балканы пустеют, и в 1925 году это уже «вся Россия», это деловой, рабочий, финансовый, политический, культурный и церковный центр, это зарубежная русская столица. Теперь переполнение еще более, но церковная жизнь сосредоточивается не только на улице Дарю, «Христос Воскресе» раздается и в маленьких церковках в пригородах Парижа, близ заводов, на которых работают беженцы. И их обходят маленькие, но торжественные крестные ходы с мерцающими огоньками. И в самом Париже пасхальная служба совершается в недавно учрежденном Сергиевском подворье, в его величественном, стильном, древнерусском по росписи храме. Против церкви на улице Дарю во время заутрени бойко торгуют предметами разговения русские гастрономические магазины и ресторанчики. Ближайшие улицы de la Neva и Pierre le Grand полны автомобилей и автобусов»[200]. Осенью 1925 года, на съезде РСХД в Аржероне во Франции – где присутствовал и Трубецкой - учредительный комитет был расширен, в состав вошли многие известные деятели русского зарубежья[201]. В это время он был членом приходского совета Сергиевского подворья. Оказавшись под Парижем, он стал признанным главой и покровителем огромного количества родственников[202]. «В эту пору многие материально стесненные оздоровлением немецкой марки русские переселились в инфляционную Францию. В Кламаре же, до того слывшем парижской «подмосковной» князей Трубецких, кроме Карсавиных, осела, вернее сказать «водворилась», семья Бердяева, и их обиталища стали своего рода очагами русской культуры, центрами притяжения для идеологически разно настроенных «мыслящих» соотечественников. Одни находили духовную пищу в вещаниях Николая Александровича, другие же ориентировались на дом Льва Платоновича, скоро возведенного в достоинство «евразиарха»[203]. Князь в 1924 году явился одним из инициаторов открытия Парижского отделения Русской религиозно-философской академии. Тогда же князь потерял младшую сестру – М.Н. Гагарину, на следующий год умерла в Кламаре его сестра А.Н. Черткова. Может быть, и поэтому он в тот год взялся за написание воспоминаний «Облики прошлого», которые воскресали его семью и охватили детство и молодые годы. Воспоминания о прошлом поддерживали встречи с двоюродным братом, скульптором Паоло Трубецким, который с 1921 по 1932 г. в зимние сезоны жил и работал в Париже. В том же году начал выходить основанный Н.А. Бердяевым журнал «Путь» (издавался в Париже при Религиозно-философской академии, с августа 1925 по март 1940 г. вышел 61 номер журнала). Он оказался замечательным явлением не только русской, но и общеевропейской культуры ХХ века. Авторы, публиковавшиеся в “Пути” – гордость русской философской и богословской мысли. На обложке первого номера журнала среди ближайших сотрудников россыпь имен: Н.С. Арсеньев, С.Н. Булгаков, Б.К. Зайцев, В.В. Зеньковский, В.Н. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, А.М. Ремизов, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, кн. Г.Н. Трубецкой, кн. Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк и др. На его страницах произошла полемика князя с евразийцами[204]. Год 1925 ознаменовался выходом ещё одного издания – редактируемой Струве газеты «Возрождение», имевшей патриотическое направление. 15 января 1925 он сообщает жене из Парижа: «Из знакомых видел пока только <...> Трубецких, Бернацких и Буниных, т.к. всех их мне нужно было видеть по делу»[205]. Проект газеты являлся составной частью политического плана Великого князя и Кутепова. Струве отмечал: « Моё согласие взять на себя редакторство «Возрождения» в своё время было не просто единоличным решением с моей стороны, а результатом настоящего политического уговора между мною и А.П. Кутеповым и Г.Н. Трубецким, как лицами, пользовавшимися особым доверием Великого Князя Николая Николаевича, — так же точно и решение мое принять активное участие в организационной работе по созыву и направлению Зарубежного Съезда было плодом такого же уговора между мною и названными лицами»[206]. В начале марта 1926 г. опубликовал обращение к предстоящему Зарубежному съезду «Блюдите культуру», в котором поднял вопрос о необходимости дать эмиграции «живые действенные задачи, доступные для всех и нравственно для всех обязательные, требующие усилий не только в будущем, но и в настоящем, здесь на чужбине. Это поможет сотням тысяч беженцев пережить тягостное время ожидания в сознании, что они не влачат бесполезного существования». Такую задачу Трубецкой видел в сохранении национальной культуры. Борьба за неё была осмыслена князем как «борьба за то, что должно быть всего дороже для человека в его народе – это борьба за народную душу, за народный лик». «И если здесь за рубежом, - писал он, - нам удастся сохранить нашу родную культуру – то мы одержим самую важную победу над большевиками, ибо все их усилия направлены на то, чтобы разрушить народную культуру, убить народную душу»[207]. Российский зарубежный съезд состоялся в апреле 1926 году и ставил своей задачей объединение разрозненных групп и лиц русского Зарубежья. Формулировки заявлений Великого князя перед этим форумом первое время почти исключительно принадлежали Трубецкому[208]. Съезд прошёл в Париже с 4 апреля по 11 апреля, но он достиг только одномоментного объединения непримиримых частей русской диаспоры. Как уже упоминалось, в июне 1927 году князь стал одним из членов-учредителей общества «Икона» (L’Association “l’Icône”),основанного в Париже по инициативе В.П. Рябушинского. Совместно с товарищами Трубецкой посредством печати обратился к русскому Зарубежью по поводу старинных икон и бережного с ними обращения. Учредительное собрание нового общества состоялось под председательством Трубецкого. Местом пребывания общества стала казенная квартира представителя «Русской торговой палаты» И.В. Шнейдера на rue Tronchet, 27. Своею целью общество, как прописано в уставе, поставило изучение и охрану древней иконы и искусства восточной церкви. С самого начала его открытия определилось три главных направления: 1) изучение икон как памятников национального русского творчества и понимания красоты их; 2) богословское и каноническое изучение икон с точки зрения их церковного и литургического содержания; 3) продолжение искусства иконы для церковных целей и для молитвенных надобностей. Общество объединило под своей эгидой многих художников-иконописцев, архитекторов, ученых и писателей во Франции, Англии, Чехии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, оказавшихся за пределами России после захвата власти большевиками. В его бюро вошли: художник И.Я. Билибин, общественный деятель С.К. Маковский, В.П. Рябушинский; в первый состав совета: Г.Н. Трубецкой, художник Д.С. Стеллецкий, член совета «Российского торгово-промышленного и финансового союза» Н.Т. Каштанов[209]. Почетными попечителями были избраны великая княгиня Ксения Александровна и митрополит Евлогий, почетными членами – французские академики Милле и Брейе, русские профессора А.Н. Грабар и Н.Л. Окунев. Вскоре после основания Общества в него вступили Н.И. Исцеленнов, Н.П. Рябушинский, М.Д. Рябушинская, П.П. Муратов[210], Н.В. Глоба, Н.Л. Лихачев, А.А. Бенуа, Ф.И. Бокач, Н.Н. Шебеко, Л.И. Савич, А.П. Калитинский, А.С. Мерзлюкин, иконописцы Е.С. Львова, В.В. Сергеев, П.А. Федоров, Г.В. Морозов, гр. О.Б. Орлова-Денисова, Ю.Н. Рейтлингер, Т.В. Ельчанинова, о. Григорий Круг, Л.А. Успенский, писатель Б.К. Зайцев. Первая выставка прошла в ноябре 1928 году в Париже в помещении «Российского торгово-промышленного и финансового союза», было представлено около 100 икон. Вторая состоялась с 27 декабря 1929 года по январь 1930 года в «Русской школе живописи Т.Л. Сухотиной» снова в Париже. Деятельность общества широко освещала газета «Возрождение». В отличие от многих российских зарубежных обществ оно функционирует и поныне. Трубецкой публиковался на страницах зарубежной русской печати, сначала в 1923 году в издаваемом Струве журнале «Русская мысль». Печатное слово князя приходило к читателям и с парижской газетой "Вечернее время" (выходила в 1924 - 1925 гг. под редакцией Б.А. Суворина), но в основном с возглавляемыми Струве, например, газетой «Возрождение» (1925—1927). Ему даже пришлось в конце ноября 1926 г. посредничать совместно с юристом Б.Э. Нольде, адвокатом и общественным деятелем Н.Б. Глазбергом и главой «Торгово-промышленного союза» С.Г. Лианозовым перед издателем газеты «Возрождение» А.О. Гукасовым, противодействуя, вытеснению из газеты редактора, его друга П.Б. Струве[211]. Усилия Трубецкого и посредников не привели к успеху, но их дело не пропало: князь продолжил сотрудничать в еженедельниках своего давнего товарища: «Россия» (1927-1928) и «Россия и славянство» (1928-1934). В последнем летом и осенью 1929 г. он опубликовал ряд фельетонов о гонении на церковь в СССР[212]. Но его участие в газетах Струве являлось много более просто факта публикаций, о чем свидетельствовал этот редактор: «Те издания, которыя я основал после моего вытеснения из «Возрождения», «Россия» и «Россия и славянство» неизменно пользовались не только сочувствием, но и поддержкой …[Трубецкого]. Она была так существенна, что без нея газета «Россия» вообще не могла бы возникнуть»[213]. С проблемы раскола Церкви за рубежом, вызванного в 1921 г. решением Карловацкого Собора, начинались в печати заметки князя в Зарубежье, он продолжал его волновать и весь заграничный период. К Трубецкому обращался за советом глава Западноевропейской епархии митрополит Евлогий в 1926 году, к нему же в составе группы приглашённых обращался он и летом следующего года[214] по поводу линии отношений с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Сергием – главой Патриархии в Москве, находящимся под давлением большевистского правительства. В одном из писем Еворгию, 22 октября 1927 г. он твёрдо выступал против подчинения Сергиевской церкви, подпавшей под контроль большевиков. «Мое убеждение, повторяю, что это единственный выход из тупика, в который мы зашли, — скорейший созыв епархиального собрания и предложение на его рассмотрение основных положений о возможных для нас взаимоотношениях с Рус[ской] Церковью на основе сохранения с ней канонической связи и фактической автономии. Одновременно, предусматривая возможность неприятия этого проекта м[итрополитом] Сергием, — общий выход пастырей и паствы из состава Московской Патриархии и образование самостоятельной Церкви наподобие Американской. Дорогой Владыко. Каждый час дорог. Не упускайте времени, иначе распад и разложение неотвратимы. Кончаю это затянувшееся письмо и вновь прошу Ваших святых молитв. Г. Т.»[215]. Эта проблема продолжалась ещё несколько лет, и митрополия Евлогия 17 февраля 1931 года в резиденции Константинопольского Патриарха в Фанаре была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Ещё для русского Зарубежья и Белград, и Париж были как два полюса, и князь остро переживал все это. Есть серия очень интересных писем к нему по этому поводу от митрополитов Антония, Анастасия, Евлогия и Платона, ответы на них, а также длиннейший его доклад к Великому князю Николаю Николаевичу, письма Струве, Булгакова и других. Написанные Трубецким к жене - это крик его души, переживания за Церковь. Мария Константиновна в одном из писем старается его утешить и пишет: «... не изводись церковными делами, все это преходяще в сравнении с величием и исключительностью самой церкви, это одно должно служить утешением. К тому же скоро Россия освободится и все смоется. Лечись, не думай и не пиши, все образуется...»[216]. Григорий Николаевич отвечает на одно из таких писем: « <…> Ты бедная хлопочешь о живых и мёртвых, но и о чужих покойниках. И что дальше! Нельзя закрывать ни живым, ни мёртвым, но я пишу Оло [О.Н. Трубецкой], что наш дом надо окрестить «Машино подворье». Я на одно надеюсь, что Ты открыла на небесах joint account[217] и что по мере того, как убавляется со дня на день наш joint account в Банке, тот прибавляется, и я буду на том свете жить на Твой счёт и Твоими заботами как на этом <…>»[218]. Когда в 1928 г. на съезде VI съезде РСХД, проходившем 10-16 сентября в замке Савез во Франции, Г.П. Федотов предложил сделать выбор в распре между Карловацким Синодом и митрополитом Евлогием, юрисдикцию которого и признать всем движением, то председательствующий В.В. Зеньковский резко выступил против такого предложения. По его мнению, РСХД должно иметь один прямой, всецерковный путь, т.е. соединять, а не разъединять. Выбор одной юрисдикции привел бы к расколу, поскольку местные группы РСХД принадлежали как к разным юрисдикциям, так и к разным автономным Церквам (в Польше, Финляндии, прибалтийских республиках). Получив горячую поддержку Трубецкого, Зеньковский провел на съезде свою резолюцию об общецерковном пути движения. Последний вспоминал, что с осени 1929 года князь вместе с Г.В. Флоровским и о. С.Четвериковым начали устраивать публичные лекции при РСХД о Церкви[219]. Князь выступал не только против раскола среди русских в православии, но и вёл созидательную работу по сближению с католиками и протестантами, в письме выражая своё убеждение так: «Я верю, что хотя по грехам нашим порвалось единение между Западной и Восточной Церквами, но между ними сохраняется в глубине онтологическое единство, и по существу остается единая Церковь, ибо двух быть не может, а эта единая Церковь обнимает и Восток и Запад. Вот почему обе Церкви благодатны»[220]. По инициативе русской стороны с января 1926 года в Париже возникли собрания для дискуссий их представителей с французскими католиками и протестантами. Она исходила из кругов Религиозно-философской академии. Среди участников с одной стороны были Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, А.В. Карташев, Г.Н. Трубецкой, с другой - Л. Лабертоньер, М. Жилле, наиболее влиятельный представитель католицизма ХХ в. Ж. Маритэн и др.[221]. Как писал об этих собраниях Г.Н. Трубецкой, собирались «представители разных религиозных течений – католиков, православных и протестантов», при обсуждении ими православной и католической веры и «Символа веры» «обнаружилось гораздо больше расхождения у представителей неотомизма с Laberthonniere, чем между последним и православными»[222]. Часть высказанных князем мыслей нашла своё отражение в номерах французских журналов: «La Revue française», «Revue catholique des idées et des faits», «Le Monde slave», «Bulletin catholique international»[223]. В Зарубежье возобновилась переписка князя с профессором на кафедре сравнительных литератур, впоследствии ректором Университета Стефана Батория в Вильно М.Э. Здзеховским[224]. Из других имён необходимо отметить его личное знакомство с главой церкви в Бельгии кардиналом Д. Мерсье, стоявшим у истоков экуменизма[225].Традицию же встреч с интеллектуальным кругом русской диаспоры князь поддерживал в стенах своего дома: «Особенно же уютна и привлекательна была атмосфера собраний – на темы церковно-философские и общественно-исторические – в радушном и патриархальном доме князя Григория Николаевича Трубецкого… Здесь бывали и парижские «религиозные философы» и богословы: Булгаков, Бердяев, А.В. Карташов, В.В. Зеньковский, Вышеславцев и знаток иконы В.П. Рябушинский, и Н.Н. Львов, и П.Б. Струве и ряд других национально-мыслящих политических деятелей разных оттенков, но объединённых любовью к России, к её духовному лицу, к её народным традициям, равно как и сознанием ответственности перед ней и борьбой против большевизма, от бывших видных дипломатов Императорской России до членов редакции «Современных Записок». И здесь объединяющим центром была – как мы уже раз указывали – личность самого хозяина, кристально-благородная и открытая для всего доброго, горящая благостным радушием и вместе с тем глубоко укоренённая в подлинных духовных глубинах, в мире религиозных и нравственных ценностей»[226]. Подготовка к встрече Рождества 1930 года в этом доме оказалась отодвинута скоропостижной смертью его хозяина. Григорий Николаевич Трубецкой умер 6 января того года. На похоронах почтили его память 400-500 лиц из разных кругов. В вышедшем в том же году сборнике его памяти, задуманном его тестем графом К.А. Хрептович-Бутеневым и вдовой княгиней М.К. Трубецкой, опубликована статья участника РСХД, профессора Богословского института Г.П. Федотова: «Вся русская колония Парижа, без различия направлений, объединилась вокруг его гроба в безмолвной скорби. Наше Движение потеряло в нём верного друга и покровителя, бывшего членом Совета движения, участником наших съездов, гостем кружков и праздничных собраний молодёжи, согревавшего их исходившими от него лучами ясной и тихой мудрости <…> Стойкий, совестливый, справедливый - он воплощал в себе те добродетели старой России, которые, кажется, уходят из нашей жизни. С ними он умел соединить редкую скромность, тот христианский и национальный дар Трубецких, о которых «внешние», не подозревая его источника, не знали, как сказать: истинный аристократизм, или демократизм. Патриарх русского православного Парижа, князь Григорий всегда любил держаться в тени, избегал общественных выступлений, редко полемизировал, был простым среди простых, среди юношей - не учителем, а другом»[227]. В 1945 православный приход Кламара учредил стипендию имени князя Г.Н. Трубецкого для студентов Богословского института в Париже[228].
[1] Бердяев Н.А. Памяти кн. Г.Н. Трубецкого. // Путь. № 21. Апрель 1930 г. С. 94-96. [2] Маклаков В. А. Власть и общественность на закате старой России (воспоминания современника). В 2-х частях. Прилож. к «Иллюстрированной России». Париж. 1936. Ч.II. С.343. – Он же. Из прошлого. // Современные записки. 1933. №51. С.229. [3] «Мой старший брат Сергей был на 11 лет меня старше». - Г.Н. Трубецкой. Облики прошлого (машинопись). С.95. - Как известно, С.Н. Трубецкой родился в 1862 году. [4] Там же. С.72. [5] Там же. С.93. [6] Там же. С.74. [7] Там же. С.88. [8] Осоргин М.М. Воспоминания или Что я слышал, что я видел и что я делал течение моей жизни, 1861—1920. М.: Рос. фонд культуры; Рос. гос. б-ка; Рос. Архив; Студия «ТРИТЭ». 2009. С.748. - Здеховский М.Э. Вступление. // Памяти кн. Гр.Н. Трубецкого. Сборник статей. Париж. 1930. С.333. [9] Трубецкой. Облики прошлого. С.109-110. [10] Там же. С.118. [11] Там же. С.137. [12] Там же. С.131. [13] По выезду из Калуги Трубецкие гостили у зятя, М.М. Осоргина, в его имении. Тому посвящена целая глава «Сергиевское». - Там же. С.142-146. [14] Там же. С.157. В 1900 году дом принадлежал С.Н. Эйлер (урож.Оболенской). – Княжна Трубецкая О.Н. Князь С.Н. Трубецкой (Воспоминания сестры). Нью-Йорк: Изд. им.Чехова. 1953. С.61. Ныне улица Баррикадная, дом сгорел при пожаре. [15] Трубецкой. Облики прошлого (машинопись). С.159. Здание гимназии было уничтожено при прокладке проспекта Калинина. [16] Там же. С.194-195. [17] Там же. С.204. [18] Там же. С.240. [19] Ливен Д. Навстречу огню. Империя, война и конец царской России. М.: РОССПЭН. 2017. С.150. [20] Шереметев С.Д. Константинополь. М., 1900, С.20-21. [21] Константинополь и проливы. По секретным документам б. Министерства иностранных дел. Т.I. М.: Издание Литиздата НКИД. 1925. С.203. [22] Писарев Ю.А. Русский дипломат князь Г.Н. Трубецкой о начале Первой мировой войны. // Новая и новейшая история. 1990. №5. [23] Трубецкой Г.Н. Россия и вселенская патриархия после Крымской войны. 1856—1860 гг. // «Вестник Европы». 1902, № 4, 5, 6. [24] Лукьянов С.М. Запись беседы с Э.Л. Радловым // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. [Т.] II—III. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив. 1992. С. 418—420. [25] Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской империи на 1900 год. Часть I. Власти и места центрального управления и ведомства их. СПб.: Сенатская типография. 1900. Стб.638. [26] Дубницкая Ю. Воспоминания о князе С.Н. Трубецком. // Новый журнал (Нью-Йорк), № 189, 1992, С.268. [27] Зёрнов В.Д. Записки русского интеллигента. М.: Индрик. 2005. С.98. [28] Андрей Белый. Между двух революций. Книга 3. М.: Художественная литература. 1990. URL: https://www.booklot.ru/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/kniga-3-mejdu-dvuh-revolyutsiy/read/9/ (дата обращения: 23.02.2018 г.) [29] Трубецкой Г.Н. Облики прошлого (машинопись). С.44. [30] Розенталь И.С. «И вот общественное мненье!» Клубы в истории российской общественности. Конец XVIII – начало ХХ вв. М.: Новый хронограф. 20007. С.267. [31] Полярная звезда. 1905. №2. С.158. [32] Осоргин. Воспоминания... С.748. [33] Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: РОССПЭН. 2007. С.513. [34] Трубецкой Г.Н. Речь, произнесенная на открытых собраниях партии мирного обновления в Костроме и Иванове-Вознесенске; декабрь 1906 г.) // Партии демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов. 1906-1916 гг. Документы и материалы. М.: РОССПЭН. 2002. С.126-137. [35] Савин А.Н. Университетские дела. Дневник 1908 — 1917. М.-СПб: Центр гуманитарных инициатив. 2015. С.86. [36] Трубецкой Г.Н. Русская дипломатия 1914-1917 гг. и война на Балканах. Монреаль: Русь. 1983. С.66. [37] Великая Россия: сборник статей по военным и общественным вопросам. / ред.-изд. В. П. Рябушинский. - М., [1910-1911]. - 2 т. Кн. 1. - [1910]. С.92. - Письмо Г.Н. Трубецкого М.Э. Здеховскому. 2 июня 1908 г. // Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. Вып. VII. Вильнюс: Русские творческие ресурсы Балтии. [2002]. – URL: http://www.russianresources.lt/archive/Zdz/Zdz_7.html (Дата обращения: 28.07.2015г). [38] Письмо Г.Н. Трубецкого М.Э. Здеховскому. 5 марта 1908 г. // Балтийский архив… [39] Из переписки кн. Гр.Н. Трубецкого с профессором М.Э. Здеховским (1907-1928). // Памяти кн. Гр.Н. Трубецкого. Сборник статей. С.146. [40] Кострикова Е.Г. Российское общество и внешняя политика накануне Первой мировой войны. М., 2007, С.21-22. [41] Там же. С.22. [42] Там же. [43] Там же. С 22-23. [44] Кострикова Е.Г. Геополитические интересы России и славянский вопрос. Идейная борьба в российском обществе в начале ХХ века. М.: Кучково поле, 2017, С.137; Московский еженедельник. 1908. № 45. 15 ноября. [45] Кострикова. Геополитические интересы… С.147-148. [46] Пайпс Р. Струве. Биография. В 2 т. М.: Московская школа политических исследований. 2001. Т.2. С. 237-240. [47] Из переписки кн. Гр.Н. Трубецкого с профессором М.Э. Здеховским (1907-1928). // Памяти кн. Гр.Н. Трубецкого. Сборник статей. С.143. [48] Гапоненков А.А. Журнал "Русская мысль" 1907 - 1918 гг. Редакционная программа, литературно-философский контекст. Автореферат. Саратов. 2004. С.16. [49] Её русский перевод вышел там же: Трубецкой Г. Русская политика на Востоке (Болгарская схизма). София. 1950. [50] Письма В.А. Кожевникова Ф.Д. Самарину. // Богословские труды. Сборник сороковой. Издательский совет Русской православной церкви. М. 2005. С.281. [51] Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907–1917: В 3 т. М.: Русский путь. 2009. Т.3. С.596. [52] Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. London: Overseas Publications Interchange Ltd. 1992. С.105. [53] Письма В.А. Кожевникова Ф.Д. Самарину... С.347. [54] Кострикова Е.Г. Боснийское фиаско А.П.Извольского и русское общество // Труды Института российской истории. Вып. 9 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров. М.; Тула. 2010. С. 448 [55] Ливен. Навстречу огню… С.201. [56] Письмо Г.Н. Трубецкого М.Э. Здеховскому. 1 августа 1912 г. // Балтийский архив… [57] Трубецкой. Русская дипломатия... С.168. [58] Lieven D.C.B. Russia and the Origins of the First World War. St. Martin’s Press: New York. 1983. Р. 91. [59] Трубецкой Г. Русская дипломатия… С.168. [60] Константинополь и проливы. Т.I. С.203. [61] Лопухин В.Б. Записки бывшего директора департамента Министерства иностранных дел. СПб.: Нестор-История. 2009. С.522. [62] [Статья] Бар. Б.Э. Нольде. // Памяти кн. Гр.Н. Трубецкого. Сборник статей. C.11-12. [63] Соловьев К.А. Законодательная и исполнительная власть в России: механизмы взаимодействия (1906–1914). М.: РОССПЭН, 2011. С.471. [64] Ливен. Навстречу огню... С. 191. [65] Писарев Ю. А. Российско-черногорские отношения накануне и во время Первой мировой войны (1914–1916). // Отечественная история 1995. №2. URL: http://militera.lib.ru/articles/1/rus/abc/p_33083.html# (дата обращения 25.03.2018 г.) [66] Штрандтман В.Н. Балканские воспоминания. М.: Книжница. 2014. С.308. [67] Голицын М.В. Мои воспоминания (1873-1917). М.: Русскiй мiръ: Жизнь и мысль. 2007. С.500. - Дневник МИД. // Министерство иностранных дел России в годы Первой мировой войны. Сборник документов. Тула: Аквариус. 2014. С.29, 43. [68] Трубецкой. Русская дипломатия… С.33-34. [69] Войнилович Э. Воспоминания. Минск: Издание Минской римо-католической парафии св. Симона и Елены. 2007. С.219. [70] Нокс А. Вместе с русской армией. Дневник военного атташе. 1914—1917. М.: Центрополиграф. 2014. С.51. [71] Государственная Дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. 1915 г. Сессия четвертая. Пгр., 1915. С.10. [72] Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т.4. СПб.: Наука. 2004.С.26. [73] Осоргин. Воспоминания... С.842. [74] Все даты до февраля 1918 года даются по старому стилю. [75] Штрандтман. Балканские воспоминания. С.368, 303. [76] Там же. С.368. [77] Там же. С.303-304. - Трубецкой. Русская дипломатия… С.102, 253. [78] Трубецкой. Русская дипломатия… С.110. [79] Нива. 1915. №1. С.2. [80] Трубецкой. Русская дипломатия… С.112. [81] В.Б.Каширин. Неотвращенная катастрофа союзника. Борьба на Балканском фронте в 1914 —1915 гг. в суждениях русского военного агента при сербской Верховной Команде. // Русский сборник. Исследования по истории России. Т.III. М.: Модест Колеров. 2006. С.204. [82] Письмо доктора С.К. Софотерова по поводу деятельности русских медицинских служб в Сербии во время Балканских войн и Первой мировой войны, 26 декабря 1925 г. // Россия на Сербском фронте Первой мировой войны. Помощь армии и флота России Королевству Сербия в 1914— 1918 гг. / Сост. А.Ю. Тимофеев, Д. Кремич. — М. : Вече, 2014. С.254. [83] Косик В.И. Русская Сербия (ч.1). URL: http://bulgarianews.today/russkayaserbiya/ (Дата обращения 14.05.2018 г.) [84] Там же. С.256-257. [85] По прибытии он назывался госпиталем №3 комитета "Христианская помощь", получившем при развёртывании название "11 резервная больница". [86] Подробности санитарно-медицинской деятельности описаны на основании: Шевцова Г.И. Россия и Сербия. Из истории российско-сербских отношений в годы Первой мировой войны (гуманитарный аспект). М.: [б. и.]. 2010. [87] Трубецкой. Русская дипломатия… С.121. [88] Тимофеев А.Ю. Оборона Сербии 1914-1915 в контексте интересов России на Балканах: стратегия, тактика, логистика. // Вместе в столетии конфликтов. Россия и Сербия в XX веке. Сб. статей. М.: Институт славяноведения РАН. 2016. С.98. [89] Константинополь и проливы. Т.I. С.77. [90] Трубецкой. Русская дипломатия… С.126. [91] Константинополь и проливы… Т.II. 1926. С.340. [92] Трубецкой. Русская дипломатия… С.127-133. [93] Князь С.Г. Трубецкой. Семейные хроники. Солар Винд Пресс. США. 2013. С.143. [94] Красный архив. 1933. №4 (59). С. 148. [95] Асташов А. Б. Пропаганда на Русском фронте в годы Первой мировой войны. — М.: Спецкнига, 2012. URL: http://propagandahistory.ru/books/Aleksandr-Astashov_Propaganda-na-Russkom-fronte-v-gody-Pervoy-mirovoy-voyny/3 (Дата обращения: 30.03.2018 г.)
[96] Спасский Н.С. История госпиталя №3 комитета «Христианская помощь» в Сербии (машинопись). С.8-12. [97] Шкундин Г.Д. Разделяй и властвуй! Вопрос о сепаратном мире с Болгарией в политике держав Антанты (октябрь 1915 – март 1916 г.). М.: 2007. С.42. [98] Там же. [99] Министерство иностранных дел России в годы Первой мировой войны... С. 240. [100] Трубецкой. Русская дипломатия… С. 244. [101] Писарев Ю.А. Сербия на Голгофе и политика великих держав. 1916 г. М.: Наука. 1993. С.46. [102] Лопухин. Записки... С.522. [103] Придворный календарь на 1915 год. С.274. [104] Трубецкой. Русская дипломатия… С.277. - Дело генерала Л.Г. Корнилова. В 2 т. М.: Материк. 2003. Т.2. С.324. Он как служащий имел квартиру в этом доме, принадлежащем управлению уделов Министерства императорского двора. [105] Представительные учреждения Российской империи в 1906—1917 гг. Материалы перлюстрации Департамента полиции. М., 2014. С. 475—476. [106] Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917 г.). М.: РОССПЭН, 2003. С.284. [107] Первая мировая война в оценке современников: власть и российское общество 1914-1918. Т.1. Эволюция взглядов. М.: РОССПЭН. 2014. С.438. [108] Трубецкой. Русская дипломатия… С.276.
|
|||
|