Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.



17. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

Фома Аквинский – средневековый теолог, создатель современной доктрины католицизма, которая сменила доктрину августинизма (Августина Блаженного). Он синтезирует учение христианской догматики с идеями Аристотеля, чем снова вводит идеи естественного права в политико-правовой дискурс Средневековья.

Фома Аквинский разрабатывает учение о формах права, изучая следующие виды законов:

1. Всеобщий закон (божий естественный закон). Христианское понимание истории – провиденциализм – божеское понимание, предвидение и т.д.

2. Божественный позитивный закон – Священное писание, священная традиция, учение отцов церкви, каноническое право, папские документы.

3. Человеческий естественный закон: те законы и нормы, которые регулируют жизнь человека как биологического существа; ограничения - запрет убийства, инцеста, грешного поведения и проч.

4. Человеческий позитивный закон – законодательство определённых государств, монархов и проч. Законодательство может быть справедливым и несправедливым, причём ступень несправедливости закона решает Римский Папа. Когда закон является несправедливым, либо не соответствует человеческому естественному закону – этот закон можно не исполнять. Когда закон не соответствует божьему человеческому закону - его нужно не исполнять.

Фома Аквинский рассматривает проблему христианской сущности власти. Фома выделает три элемента в этой власти:

1. Сущность власти – ещё божье происхождение и необходимость существования определённой иерархии.

2. Приобретение власти – законное или незаконное. Законное – по наследству или через выборы. Фома является в большей степени апологетом монархии (акценты делаются на имперскую власть); признаёт необходимость наследственной монархии, но более правильной считает монархию политическую (выборную). Незаконные пути – захват, узурпация и проч.

3. Использование власти – опять же законное или незаконное. Фома – только Папа решает, законно это или незаконно.

Идеи Фомы Аквинского были максимально отражены в папской булле Unum Sanctum 1304 года. Проблема – в 1306 начинается Авиньонский плен пап.

Доктрина Unum Sanctum является кульминацией власти католиков и результатом т.н. Папской революции и способствует кризису христианского мира. На арену начинают выходить национальные государства, существующие в виде королевств.

Фома Аквинский (XIII в.), философ и теолог, крупнейший представитель средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его сочинения: «О правлении князей», «Сумма теологии», «Комментарии к «Политике» Аристотеля», «Комментарии к «Этике» Аристотеля», «Сумма против язычников».

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере. Фома Аквинский подчеркивал неизбежность рабствакак наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Фома Аквинский видел задачу государства в том, что государство должно прежде всего охранять веру, католическую церковь. При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не отдельного правителя, который может быть греховен. Гос. власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа – наместник Бога на земле (переработанная идея Августина Блаженного о двух градах). Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская их казнь, поэтому оправдывалась необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства(в каждой по справедливой и несправедливой): монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия. Наиболее естественная форма правлениямонархия: монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем.

Право издания общеобязательных законов– основной признак гос. власти. Подразделял законы на категории: 1. Вечный закон– главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ Божественный разум. 2. Естественный закон– отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали. 3. Человеческий закон– позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона. 4. Божественный закон– Священное Писание. Нарушениелюбого закона наказуемо.

Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в Божественной благодати, разум – в вере.

Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а его учение (томизм)– единственно истинной философией католицизма.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.