Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Философия эллинистически - римского периода.



3. Философия эллинистически - римского периода.

Концепция космоцентризма, характерная для ранних этапов греческой мысли, исчерпала себя. Античное общество переживало системный кризис. Философию данного периода характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Крупнейшими философскими направлениями эллинизма были школа Эпикура, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм.

Согласно Эпикуру (342-271 до н.э.), цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы природы. Подлинное наслаждение может дать знание, ибо только знание обеспечивает свободу.

Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на вопросы, что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориентирует человека на нравственное отношение к миру. Философия учит благоразумию, а благоразумие является основанием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье, не уклоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом. Помня о мере, человек стремится к удовольствию и избегает того, что производит в душе смятение.

Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур отказывается от жесткого детерминизма, допуская случайность (отклонение) в движении атомов. В учении о душе Эпикур – материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью не обоснован: «Пока мы живы – смерти нет, когда она придет – нас уже нет». В области религии Эпикур – атеист. По его мнению, «природа не нуждается в сверхъестественных силах». Она имеет свое основание в себе, и все в ней совершается в силу естественной закономерности. Источник религии – страх смерти и незнание законов природы.

В сфере познания Эпикур – один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта). В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье (эвдемонию). Источником страданий является отсутствие или недостаток знания. Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье. В области социальных отношений Эпикур предвосхищает теорию общественного договора, полагая, что справедливость между людьми должна носить договорной характер.

В конце IV века до н.э. оформляется стоицизм. Основатель этого направления – Зенон из Кития (336-264 до н.э.). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма: «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.

Философия стоицизма носит системный характер. Она включает логику, этику и физику. Логика – это органон, инструмент познания; этика – философия человека, а физика – философия природы. В онтологии стоики допускают дуализм материального и духовного. В гносеологии они ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в категориях количества и качества, отношения и сущности.

Отправной точкой отсчета этики стоицизма является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.

Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (360-270 до н.э.), а также Тимон (320-230 до н.э.). Исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания. Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только так мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.

Идеи эпикуреизма, стоицизма и скептицизма были усвоены постепенно римской цивилизацией. Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99-55 до н.э.). Его сохранившаяся поэма «О природе вещей» – энциклопедия античного материализма. По мнению Лукреция, «природа собственной силой богата и от нас не зависит». Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования.

Сторонниками стоической философии жизни в древнеримской традиции были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости, посему вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе. Ключевой ценностью является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью», не забывая, что над человеком владычествует судьба. Она «ведет того, кто согласен с ней, и тащит того, кто ей сопротивляется..., ибо Закон судьбы совершает свое право...»[1].

По мере углубления кризиса античного общества место философии как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм Плотина, одного из представителей неоплатонизма. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный принцип Единого. Единое рождает многообразие бытия мира, оставаясь самим собой. Оно – потенция всех явлений и процессов мира, и в этом смысле Единое есть всё и ничто.

 


[1] Сенека Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977. – С.28,35.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.