Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы



 

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КОПЕЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ С.В. ХОХРЯКОВА»

ГБПОУ «КПК имени С.В. Хохрякова»

 

 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

Контрольная работа № 1

студента 1 курса з/о

КПК имени С.В. Хохрякова

группы право 19/11-з

Салимова Ильи Сабирджановича

Вариант 15

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Задание 1. 3

Задача. 11

Список использованной литературы_ 13

 


ЗАДАНИЕ 1.

 

Российская Федерация является одной из немногих стран, в которой алиментные обязанности не ограничиваются родителями и детьми или супругами, а распространяются и на других членов семьи. Поскольку само понятие семьи и ее членов в семейном законодательстве отсутствует, то в гл. 15 СК РФ указаны алиментообязанные члены семьи. К числу других членов семьи, на которых закон возлагает обязанность исполнять алиментные обязательства, относятся:

братья и сестры;

дедушки и бабушки;

внуки;

пасынки и падчерицы;

лица, находившиеся на фактическом воспитании.

Алиментные обязательства указанных лиц являются обязательствами второй очереди. Из этого следует, что право на обращение за получением алиментов от этих лиц возникает только в том случае, если невозможно получить алименты от родителей, детей или супругов. Таким образом, обязанность по уплате алиментов у перечисленных лиц установлена дополнительно по отношению к алиментным обязанностям первоочередных плательщиков и возникает лишь в случаях, когда нуждающиеся в помощи лица не могут получить содержание и необходимую помощь от родственников (либо более близких родственников) и супругов. Второе обязательное условие для отнесения упомянутых лиц к алиментообязанным - наличие у них необходимых для уплаты алиментов средств.

Обязанности указанных членов семьи по выплате алиментов могут исполняться на основании соглашения об уплате алиментов. К такому соглашению применяются нормы гл. 16 СК РФ. В случае заключения соглашения условия, порядок и размер алиментов определяются этим соглашением.

Согласно ст. 93 СК РФ несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи братья и сестры в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся в помощи совершеннолетним братьям и сестрам, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей.

Таким образом, при отсутствии соглашения право на взыскание алиментов с трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер имеют только несовершеннолетние нуждающиеся и совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся братья и сестры.

Право на содержание имеют и полнородные, и неполнородные братья и сестры. Неполнородными братьями и сестрами являются единокровные (имеющие общего отца, но разных матерей) и единоутробные (имеющие общую мать, но разных отцов) братья и сестры. При предъявлении к ним соответствующего требования необходимо доказать, что взыскание алиментов с родителей несовершеннолетних нуждающихся в помощи детей невозможно по тем или иным причинам.

В данном случае может иметь место как полное отсутствие возможности получения алиментов от своих родителей в результате их смерти, безвестного отсутствия, уклонения от уплаты алиментов, полного отсутствия у них средств, так и невозможность получения алиментов в достаточном для обеспечения ребенку прожиточного минимума размере.

Согласно ст. 94 СК несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушек и бабушек, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.

А в ст. 95 СК сказано, что нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.

Обязательство дедушек, бабушек, внуков, братьев и сестер по взаимному содержанию возникает независимо от того, жили они вместе (одной семьей) или нет. Их алиментные обязанности не зависят также от того, получали ли они в прошлом содержание от плательщика алиментов или нет. При этом нетрудоспособные братья и сестры не должны предоставлять содержание своим братьям и сестрам, тогда как бабушки и дедушки обязаны это делать независимо от того, являются ли они нетрудоспособными или нет. Однако они должны обладать необходимыми для этого средствами. Право на получение алиментов получают как несовершеннолетние нуждающиеся внуки, так и совершеннолетние нетрудоспособные нуждающиеся внуки. Условием возникновения права на получение алиментов является также невозможность получения содержания от супругов (бывших супругов) или от родителей.

Нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществляющие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). К условиям, дающим отчиму и мачехе право требовать взыскания с пасынков и падчериц алиментов, закон относит: нетрудоспособность (т.е. достижение общего пенсионного возраста: для женщин - 55, для мужчин - 60 лет либо наличие инвалидности I, II или III группы) отчима и мачехи, их нуждаемость (т.е. отсутствие достаточных материальных средств, необходимых для поддержания жизненного уровня, ориентированного на прожиточный минимум), а также подтверждение того обстоятельства, что отчим и мачеха ранее воспитывали и содержали своих пасынков или падчериц не менее пяти лет.

В качестве фактических воспитателей могут выступать как посторонние ребенку лица, так и родственники. Фактическими воспитателями признаются люди, которые содержат, растят чужих детей без оформления каких-либо отношений с ними в виде опекунства, приемной семьи и т.д. Поскольку они в отличие от опекунов, попечителей и приемных родителей не получают пособий, пенсий и т.д. на содержание ребенка, а содержат и воспитывают ребенка целиком за свой счет, законодатель закрепил за ними право на получение алиментов.

Согласно п. 2 ст. 97 СК суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также если они содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом. Вопрос о том, было ли воспитание и содержание ненадлежащим, является оценочным понятием, которое устанавливается судом.

Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих для этого необходимыми средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или супругов (бывших супругов).

Таким образом, ст. 97 СК РФ возлагает на пасынков и падчериц так называемые алиментные обязательства второй очереди, имеющие дополнительный (субсидиарный) характер. Это означает, что обязанность по содержанию отчима (мачехи) может быть возложена судом на пасынка (падчерицу), только если первый не может получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруги (бывшей супруги). Для отчима и мачехи согласно ныне действующему законодательству содержание и воспитание пасынка (падчерицы) не является обязанностью и осуществляется исключительно добровольно. Следовательно, алиментные правоотношения между указанными лицами носят односторонний характер. В отношении же обязанности пасынка (падчерицы) действует определенный "принцип возмездности", то есть если в свое время пасынок (падчерица) находился на воспитании и содержании отчима (мачехи), то в случае нетрудоспособности и нуждаемости последнего он обязан предоставить ему содержание.

Согласно п. 2 ст. 97 СК РФ суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, если последние воспитывали и содержали их менее пяти лет, а также если они выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.

Как ненадлежащее воспитание и содержание пасынков и падчериц следует рассматривать различные злоупотребления, допущенные при их воспитании, а также уклонение от исполнения обязанностей по их воспитанию и содержанию. Размер алиментов, взыскиваемых на содержание отчима и мачехи, определяется в твердой денежной сумме, подлежащей выплате ежемесячно (п. 2 ст. 98 СК).

Невостребованность института алиментных обязательств второй очереди обусловлена рядом причин. Например, мировым судьей Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан было рассмотрено дело по иску падчерицы, действующей в интересах ее недееспособной мачехи, о взыскании алиментов с внуков. В обоснование своего требования истец указала, что ее мачеха, являясь инвалидом первой группы, нуждается в получении дополнительных средств на свое существование, так как выплачиваемой ей пенсии недостаточно, для того чтобы покрыть все ее расходы (питание, проживание, приобретение лекарств, медицинское обслуживание, оплата коммунальных услуг). Получение алиментов с ее сына, обязанного уплачивать их в первую очередь, не представляется возможным в связи с его смертью. А ответчики, которые приходятся ей внучками, являются трудоспособными и имеют возможность без ущемления своих потребностей оказывать необходимую материальную помощь, однако делать это добровольно отказываются. Решением мирового судьи требования истца были оставлены без удовлетворения. Мировой судья применил при разрешении спора положения ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ст. 95 СК РФ и установил, что недееспособная гражданка не нуждается в средствах на свое содержание, так как представленные истцом доказательства (кассовые чеки, договоры об оказании медицинских услуг и т.д.) этот факт не подтвердили, а ответчики в силу представленных ими доказательств (справки о доходах физического лица, кредитные обязательства, наличие иждивенцев и т.д.) не имеют возможности предоставлять содержание своей бабушке. Исходя из этого мировой судья пришел к выводу, что предусмотренных ст. 95 СК РФ оснований для возложения обязанности по содержанию бабушки на внуков не имеется. То есть одна из проблем невостребованности изучаемого института - сложная процедура доказывания.

Другая проблема организации правового регулирования алиментных обязательств второй очереди связана с взысканием содержания с нетрудоспособных плательщиков. Согласно нормам гл. 15 СК РФ действующее законодательство возлагает обязанности по уплате алиментов только на трудоспособных алиментоплательщиков второй очереди (ст. 93, 95 - 97 СК РФ). Единственным исключением здесь выступают положения ст. 94 СК РФ, которая закрепляет возможность взыскания содержания на внуков с нетрудоспособных бабушек и дедушек. Данная позиция российского законодателя не совсем понятна, потому что вычеркивать нетрудоспособных лиц из круга потенциальных плательщиков алиментов крайне нелогично, в связи с тем что они могут обладать доходным имуществом и (или) значительными средствами.

Можно указать еще на одну проблему - применение мер юридической ответственности к лицу, обязанному выплачивать алименты по соглашению. В п. 1 ст. 115 СК РФ говорится о том, что виновное в образовании задолженности по алиментам лицо, обязанное выплачивать их по алиментному соглашению, несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением. Однако он не предусматривает санкции, применяемые к виновному лицу, обязанному выплачивать алименты по соглашению, в случае, если меры юридической ответственности данным соглашением не предусмотрены.

Среди юристов-теоретиков существуют две позиции по данному вопросу. Одни склоняются к применению в подобной ситуации норм гражданско-правовой ответственности (ст. 395 ГК РФ), другие утверждают, что в данном случае следует по аналогии применять санкции, предусмотренные п. 2 ст. 115 СК РФ. Что интересно, последняя позиция также отражена и в судебной практике, но вместе с тем законодатель не спешит вносить соответствующие дополнения в п. 1 ст. 115 СК РФ для того, чтобы окончательно урегулировать данный вопрос.

Особо остро стоит проблема взыскания алиментов на нуждающихся трудоспособных совершеннолетних лиц, получающих высшее образование по очной форме обучения, которая давно обсуждается не только в научных кругах, но и в обществе в целом.

Ныне действующее законодательство не предусматривает возможности взыскания алиментов на нуждающегося трудоспособного совершеннолетнего ребенка, продолжающего обучение и получающего высшее профессиональное образование по очной форме обучения.

В подобных случаях совершеннолетние трудоспособные дети оказываются в затруднительном положении и не могут без собственного дохода самостоятельно реализовать право на образование, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ. Однако совмещение студентом работы и учебы на очном отделении отрицательно влияет на посещаемость занятий обучающимся, активность студента в процессе обучения и, как следствие, на уровень полученных знаний по выбранному направлению подготовки.

Таким образом, механизм взыскания алиментов с других членов семьи требует определенной доработки со стороны законодателя.

Итак, можно обозначить следующие проблемы, связанные с организацией правового регулирования данных правоотношений:

- проблема соотношения норм об алиментоплательщиках второй очереди, предусмотренных ст. 94 СК РФ;

- проблема отсутствия возможности взыскания содержания с нетрудоспособных алиментоплательщиков второй очереди, обладающих значительным имуществом;

- проблема отсутствия уточнения в ст. 93 СК РФ вида и степени родства между субъектами алиментных правоотношений второй очереди;

- проблема применения мер юридической ответственности к виновному лицу, обязанному выплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов;

- проблема отсутствия возможности взыскания алиментов на нуждающихся трудоспособных совершеннолетних лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование по очной форме обучения.


ЗАДАЧА.

 

При регистрации брака супруги вправе выбрать фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов вправе сохранить свою добрачную фамилию, либо присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга (если иное не предусмотрено законами субъектов РФ). В последнем случае двойная фамилия составляется посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Фамилия (до и после заключения брака) указывается в актовой записи и в свидетельстве о государственной регистрации брака (п. 1 ст. 32 СК РФ; п. 2 ст. 28, ст. ст. 29, 30 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).

Любой из супругов после регистрации брака вправе изменить фамилию, в том числе присоединить фамилию супруга к своей. При этом перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга. Государственная регистрация перемены фамилии производится на основании письменного заявления, которое должно быть рассмотрено органом ЗАГС в течение одного месяца.

Фамилия (до и после перемены) указывается в актовой записи и в свидетельстве о перемене имени. На основании записи акта о перемене имени вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя, и выдаются новые свидетельства с учетом внесенных изменений (п. 2 ст. 19 ГК РФ; п. 2 ст. 32 СК РФ; п. 1 ст. 58, п. п. 1, 2 ст. 60, ст. ст. 61, 62, п. 1 ст. 63 Закона N 143-ФЗ).

В случае расторжения брака супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе сохранить данную фамилию или вернуть добрачную фамилию (ст. 36 Закона N 143-ФЗ).

Изменение фамилии не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей гражданина, приобретенных под прежней фамилией. При этом гражданин может потребовать внесения за свой счет изменений в оформленные на прежнюю фамилию документов. В установленных законом случаях замена документов после изменения фамилии является обязательной (п. 2 ст. 19 ГК РФ; п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828; пп. "б" п. 35 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097).

Таким образом, действия органа загса неправомерны.

Для смены фамилии Фроловой необходимо обратиться в орган загса. Согласно статье 59 ФЗ «Об актах гражданского состояния» в таком заявлении должны быть указаны следующие сведения: фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, семейное положение (состоит или не состоит в браке, вдов, разведен) заявителя; фамилия, имя, отчество, дата рождения каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия; реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия; фамилия, собственно имя и (или) отчество, избранные лицом, желающим переменить имя; причины перемены фамилии, собственно имени и (или) отчества.

Лицо, желающее переменить имя, подписывает заявление о перемене имени и указывает дату его составления.

Согласно п.2 ст. 60 ФЗ «Об актах гражданского состояния» заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления.

 


Список использованной литературы

 

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).

2. Алексеева О.Г. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / О.Г. Алексеева, Л.В. Заец, Л.М. Звягинцева. М.: Проспект, 2019. - 352 с.

3. Гришаев С.П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / С.П. Гришаев // 2018.

4. Ибрагимова Н.Ш. Особенности правового регулирования института алиментных обязательств в семейном праве Российской Федерации / Н.Ш. Ибрагимова // Ленинградский юридический журнал. 2016. N 2.

5. Пчелинцева Л.М. Семейное право России / Л.М. Пчелинцева. М.: Инфра-М, 2014. - 719 с.

6. Усачева Е.А. Ответственность плательщика алиментов за ненадлежащее исполнение алиментного соглашения: проблемы теории и практики / Е.А. Усачева // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.