Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формы организации текущего и итогового контроля на занятиях по предмету «История изобразительного искусства».



 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Ильинская детская школа искусств»

 

Методический доклад

 

Формы организации текущего и итогового контроля на занятиях по предмету «История изобразительного искусства».

 

 

                                        Преподаватель художественного отделения

                                        Ефремова Галина Александровна

 

п.Ильинский

2020г.

 

 

Введение

Основные задачи учебного предмета, заложенные в программе:

-знание основных этапов развития изобразительного искусства;

-знание основных понятий изобразительного искусства;

-знание основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве;

-умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;

-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

-навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умение выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

-навыки анализа произведения изобразительного искусства.

Исходя из задач учебного курса, следуют задачи проверки знаний:

 

углубление и закрепление знаний,

 

расширение знаний и развитие речи учащихся,

 

обучение самостоятельности,

 

активизация творческого мышления.

 

    На уроках Истории искусств возникает острая необходимость пересмотреть традиционные подходы к учебной деятельности. Сложность и информативная насыщенность курса поднимают вопрос о формах опроса на занятиях. Таким образом, перед преподавателем встает вопрос о поиске форм «обратной связи» с учащимися, которые позволяли бы регулярно отслеживать восприятие и освоение учащимися программы. Решить эту проблему можно с помощью практических разработок для контроля знаний учащихся, которые интересны им по форме, представляют собой повторение пройденного материала и дают возможность его творчески переосмыслить.

     В своей практике я преимущественно использую специально подготовленные компьютерные презентации, а также репродукции произведений искусства в художественных альбомах. Изображение позволяет учащимся вспомнить или повторить материал. При фронтальном опросе ребята иногда подсказывают друг другу, но задача преподавателя не в том, чтобы выяснить, чего не знает ученик, а в том, чтобы помочь ему запомнить, понять, освоить тот материал, который предлагается к изучению. Так же задания могут быть предложены в печатном варианте, для индивидуальной работы.

 

1.Тестовый опрос с несколькими вариантами ответов. Чаще используется формат «+ /-». Предполагает ответ «да»-«нет».

 

2. Работа с иллюстративным материалом на уроке. Художественная викторина – основная и наиболее часто используемая форма опроса.

Первые навыки освоения систематики видов и жанров искусства происходят в аудиторных условиях, поэтому самые первые памятники, относящиеся к различным видам искусства, учащиеся видят на уроке. Самое первое домашнее задание – подобрать свои иллюстрации.

3. Следующая форма задания — логические пары. Ребятам предлагается алгоритм решения. Это позволяет проверить фактические знания учащихся, активизирует их мыслительные способности, выстраивает внутренние связи и таким образом активизирует процессы памяти.

 

Пример:

● Россия — Москва; Италия — …

● Мазаччо — живопись; Брунеллески — …

 

4. Очень много вопросов можно объединить в большую группу «Соответствия». Они могут принципиально отличаться друг от друга, но всегда основаны как на знаниях, так и на логическом мышлении. Чаще всего это соотношение картин, авторов, характеристик, направлений и пр.

 

5. Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее название «выбрать лишнего». Учитель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить учащимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет стимулировать не очень успешных учеников высказывать собственные суждения.

Задание может быть основано не на визуальном восприятии, а на сравнении понятий (движение, яркие краски, строгая композиция, контрасты).

 

6. Игры

Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях в игровых ситуациях, разнообразие видов деятельности. Преподавателю необходимо помочь реализовать стремления своих воспитанников отстаивать свое мнение, соревноваться в умениях и навыках, интерес к перевоплощению и импровизациям. Все это прекрасно реализуется в игре.

Пример: Игра “Блеф-клуб” применяется при обобщении и закреплении знаний по какой-либо изученной теме. С ее помощью учащиеся могут проверить и расширить знания, полученные ранее на уроках. Эта игра не требует обязательного привлечения ТСО, наглядного материала (хотя их использование очень оживит игру), должна проходить динамично.

 Ведущий (учитель или ученик) задает вопросы, которые начинаются со слов “Верите ли вы, что...?” Участники должны дать односложный ответ: “да” или “нет”. Ведущий не только оценивает правильность ответа, но и комментирует, дает дополнительную информацию.

 

7. Кроссворд.

Дидактические игры, к которым относится и кроссворд, предполагают определенную заранее цель. Эти игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Кроссворд расширяет кругозор учащихся, развивает познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Для повторения и проверки знаний, учащихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения. Кроссворд можно решить или дать задание составить. Дети младшего возраста кроссворд выполняют в виде улитки, цветочка и т. д.

 

8.Ребус

Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:

-Названия предметов читаются только в именительном падеже,

-Запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит,

-Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве,

-Если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать на оборот,

-Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры,

-Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.

 -Ребус активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Используется на разных этапах урока.

 

9. Опрос с «пропусками». В данном виде опроса учащимся предлагаются утверждения, в которых отсутствуют значимые термины. Нужно дописать в текст вместо пропусков необходимые слова и закончить текст

 

10. «Терминологический диктант». Включает в себя различные термины, которые преподавать читает вслух, а по описаниям данных терминов учащиеся должны опознать определенный термин.

 

11. Домашнее задание, связанное с поиском определенной информации по заданной теме. Особенно удобно использовать в тех случаях, когда есть довольно большое количество примеров, а в аудиторных условиях рассмотреть их все в силу ограниченности времени нереально. Искать можно не только иллюстративный материал, но и теоретический. Пример – при прохождении тем «Виды графики» можно попросить учащихся найти и записать определение некоторых графических техник (соус, сангина) и найти примеры на использование данных техник или найти конкретные определения видов рельефа: контррельеф, барельеф и т.д

 

12. Огромный потенциал для индивидуальной творческой работы учащихся дает тема, связанная с изучением региональной компонента. На протяжении всего учебного года при прохождении курса у преподавателя есть возможность делать «выходы» в область исторического краеведения. Поэтому очень логичным видится включение в число заданий творческих работ, связанных с Ильинским и – шире – с Пермским краем. «Пермская тема» в контексте курса «Беседы об ИЗО» видится крайне актуальной и перспективной, потому что именно в этом курсе есть редкая возможность обсудить специфику развития региональной культуры. Форма итоговой работы – сообщение с презентацией.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.