Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть 2. Актерское искусство Италии XIX века



Часть 2. Актерское искусство Италии XIX века

(1 часть — о театральной ситуации и Аделаиде Ристори см. в презентации)

Эрнесто РОССИ

1827-1896

Искусство трагического актера Эрнесто Росси было отме­чено сценической правдой и романтической страстностью, утвер­ждало идеи гуманизма.

Росси начал актерскую деятельность в провинции. В 1848 го­ду он вступил в труппу Модены и стал преданным его учеником. В 1856 году Росси организует собственную труппу. В ту пору он играл в основном в итальянских пьесах, которые соответ­ствовали патриотическим, свободолюбивым настроениям молодо­го актера. Это были роли в тираноборческих трагедиях Альфьери, роль Паоло в «Франческа да Римини» Пеллико. С годами романтически пылкое обличение тирании сменяется анализом природы деспотии в ролях Людовика XI («Людовик XI» Дела-виня), Макбета («Макбет» Шекспира), Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного» А. К Толстого). Раскрытие природы властолюбия, причин и условий ее возникновения, всех стадий ее развития, ее влияния на человеческий характер становится главной задачей актера. Стремясь постичь глубины человечес­кой психики, исследуя сложность и противоречия внутреннего мира человека, Росси обращается к драматургии Шекспира, создает образы Отелло, Макбета, Гамлета, Шейлока, Ромео, Лира, Ричарда III, Кориолана.

В поисках психологического материала Росси обращается к драматургии Пушкина. Особенно его привлекают «Маленькие трагедии» — он ставит «Каменного гостя» и сцены из «Скупого Рыцаря».

Принципы, которыми руководствовался Росси-актер, он излагал неоднократно.. Росси утверждает, что артист не может не перевоплощаться, не переживать, и, чем полнее будет слияние актера с образом, тем сильнее воздействие его искус­ства. Сложность труда актера определяется, с точки зрения Рос­си, необходимостью сочетать переживание и анализ, чувства и Разум. «Артист должен быть и чувствительным, и восприим­чивым, способным проявить все страсти, но только управление эТими страстями он должен предоставить искусству, заключаю­щемуся в его уме», — говорит он.

Средством постижения ха­рактера был для Росси под­робный и точный анализ всех состояний его героя, выяснение причин его поведения, его свя­зей с внешним миром, с людь­ми, с обществом. Станислав­ский отмечает, что «Росси был неотразим... логичностью чув­ства, последовательностью пла­на роли, спокойствием его вы­полнения и уверенностью свое­го мастерства и воздействия. Когда Росси играл, вы знали, что он вас убедит, потому что искусство его было правдиво». Огромное значение в искусстве актера Росси придавал и совершенствованию сценичес­кой техники: усиленным заня­тиям дикцией, пластикой, фех­тованием, танцем, всеми вида­ми спорта. Это позволило Рос­си и в шестьдесят лет играть Ромео. По словам известного русского актера Юрьева, Росси играл «так смело, дерзновенно,

с таким юношеским темпераментом, что можно было только удивляться, откуда в его годы он черпал такую силу».

Любимой ролью Росси был Гамлет, над которым он работал в течение всей жизни. В Гамлете актер акцентировал черты ра­зочарования, нерешительности, усталости. Такое понимание шек­спировского образа было, с его точки зрения, современным и 'единственно возможным, так как выражало растерянность, охва­тившую определенные круги итальянской интеллигенции после поражения революции 1848 года.

В Отелло Росси видел прежде всего чувственную страсть, ревность, которая низводит мавра до разъяренного животного. Иногда раскрытие страсти и ее последствий приводило актера к нарушению меры, к натуралистическим приемам. Так, обличая патологическое властолюбие Людовика XI, он выделял в его об­лике черты физического распада: «...отвислая, влажная от сладострастия губа, в момент бессилия выпадающий язык, трясущиеся руки, тяжелое тело на слабых ногах».

Эрнесто Росси в роли Иоанна Гроз­ного. «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого.

В числе лучших шекспировских ролей Росси, по всеобщему признанию, был Лир, трагедию которого он понимал как «траге­дию эгоизма». Эгоизм Лира — это «несдержанное и дурно направленное честолюбие», заставляющее короля во всем искать удовлетворение своего самовластия. Ему недоступны подлинные человеческие чувства: «Он хочет казаться справедливым и ве­ликодушным, не будучи ни тем, ни другим»1. Утратив власть, поз­нав отчаяние, страдание, впадая в безумие, Лир становится чело­веком. Несчастный, безумный старик познает всю правду жизни. По словам Росси, чувство справедливости пробуждается у Лира «только теперь, когда он осознал, что такое ложь».

И хотя трагизм образа Лира несколько снижался стремле­нием Росси подчеркнуть приметы его физической дряхлости и сумасшествия, гуманистическая тема победы человечности зву­чала в игре актера с полной силой.

Последним созданием Росси был Иван Грозный, показанный им в Москве и Петербурге в 1895 году. В образе царя Росси ста­рался не только подчеркнуть его деспотизм, но и показать его Трагическое одиночество, из которого возникала подозритель­ность, превратившаяся в жестокость. Иван Грозный — Росси вызывал не только ужас, но и сострадание. Спектакль «Смерть Иоанна Грозного» имел громадный успех. Для этой роли Росси изучил много материалов, связанных с русской историей, бытом и характерами, которыми он очень интересовался.

Утверждение театра как средства этического и эстетического воспитания народа, стремление к жизненной правде, высокая ) требовательность к себе — все это делало Росси близким идей­ным устремлениям передовых деятелей русского театра.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.