Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коммуникативный процесс. Вопросно-ответная форма



Тема 2.

  Коммуникативный процесс. Вопросно-ответная форма

речевой коммуникации.

1. Социальные и речевые роли общающихся.

2. Структура коммуникативно-речевой ситуации.

3. Мотив и цель общения.

4. Постулаты общения (Аристотель, Х. Грайс, Р. Лакофф и др.).

Вопрос 1. Социальная роль – это система поступков (роль студента, роль пассажира, роль отца, роль отдыхающего в санатории и т. д.). Носители одной и той же социальной роли используют один и тот же речевой код (язык, диалект, жаргон, профессиональная речь и т.).

Каждая роль состоит из специфического набора прав и обязанностей, в соответствии с которыми формируются ролевые ожидания). Социальная роль, например, роль врача, студента, журналиста, продавца, музыканта и т. д., выделяется на основе набора дифференциальных признаков. Роль — это постоянная, внутренне связанная система поступков, соответствующая ожиданиям группы, определенным образцам и действующая для всех членов группы. Так, социальная роль студента определяет систему поступков: посещение занятий или самостоятельная работа с литературой, взаимодействие с преподавателями и другими членами группы, соблюдение правил внутреннего распорядка, освоение набора предметов и сдачу отчетностей.

Функции социальной роли — соблюдение нормативно одобренного обществом определенного образа поведения. Поведение при выполнении социальной роли ожидаемо от каждого, занимающего данную социальную позицию. Так, приходя в студию и выполняя социальную роль гостя передачи, собеседник отвечает на вопросы журналиста или выполняет его задания, при этом он не переходит в статус ведущего, не должен пытаться изменить ход передачи в своих интересах.

Роль обслуживается своими языковыми средствами, определяющими единообразие кода. Примеры разных кодов — это диалекты, речевые жанры, функциональные стили речи. Благодаря использованию одного и того же кода говорящий воспринимается членами группы как «свой», «тот же».

Переход к другой социальной роли предполагает переключение другой языковой субкод, характерный для другой роли (журналист в разговоре с друзьями пользуется другим кодом, чем выступая в роли автора передачи).

По степени официальности — официальные (говорящий следует своему статусу - учитель, ученик, офицер, пассажир и т.д.); неофициальные (говорящий проявляет неофициальность в общении - друг, подруга, знакомый, влюбленный и т.д.); полуофициальные (официальные отношения, при которых проявляется индивидуальность – муж, жена, родитель, сын, дочь).

По месту в иерархии - вертикальные (начальник - подчиненный, учитель - ученик, старший - младший); горизонтальные (равный и равный, ученик и ученик, взрослый и взрослый, молодой и молодой и т.д.).

По характеру воздействия на людей - распорядительные (начальник, учитель, экскурсовод и т.д.); исполнительные (подчиненный, ученики, экскурсанты и т.д.).

Вопрос 2. Речевое общение людей протекает, когда строится коммуникативно-речевая ситуация. Обратимся к этому, одному из ключевых, понятий прагмалингвистики. Без выяснения свойств речевой ситуации в процессе коммуникации трудно понять и поведение личностей, действующих на этом поле (об этой теории см. в Пособии И.М. Волчковой и Э.А. Лазаревой «Архитектурно-исследовательские виды деятельности»). Остановимся на том, как строится речевое общение в процессе создания коммуникативно-речевой ситуации. Самое общее определение дано в книге А. К. Михальской: «Коммуникативно-речевая ситуация – это та сцена, где развертывается драма словесной жизни человека, и сами участники этой драмы".  

Обратимся к описанию свойств отдельных компонентов коммуникативно-речевой ситуации. При обращении к анализу следует иметь в виду жизненное явление смены ролей в процессе речевого общения и обратимость элементов ситуации: говорящий, автор, может становиться и слушателем, который, по мере общения, превращается снова в говорящего.

    Говорящий (автор речевого сообщения, адресант).

Это одна из важных составляющих ситуации общения. От автора зависит построение не только текста сообщения, но и построение самой коммуникативной ситуации. Автор инициирует акт общения и «отвечает» его содержание. Общие характеристики коммуникаторов вообще и адресанта в частности сводятся к определению коммуникативной и языковой личности.

Коммуникативная личность имеет свои особенности. Проявления коммуникативной личности обусловлено совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен. Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие, коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальны характеристик (коммуникабельность, харизма и др.). Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (гр. charisma — милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия. У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль»: доминантный, драматический, аргументативный, спокойный, внимательный, открытый и пр. По социальной значимости функций можно выделить два типа коммуникативной личности: доминантный и демократичный.

К коммуникатору предъявляются высокие требования профессионализма, включающего не только коммуникативные умения, но и личностные качества. Коммуникатор, действующий в системе устного общения, должен иметь правильную дикцию, приятный тембр голоса, хорошо владеть фонационными коммуникативными средствами, передающими тональность сообщения и экспрессию.

Важна самоподача образа коммуниканта, его самопредъявление. Человек, зачастую интуитивно, старается так или иначе представить себя в глазах партнера, выдвинуть на первый план наиболее выигрышные свои черты и «затушевать» то, что мешает созданию благоприятного впечатления о себе. Человек способен существенно повлиять на то, как мы его увидим. Самоподача, самопредъявление и состоит в управлении вниманием партнера. «Самоподача заключается в умении (в большинстве случаев неосознанном) направить восприятие партнера по определенному пути» .

Итак, каждый человек как бы формирует свой внешний образ, он определяется другими людьми, и на этой основе формируется то или иное отношение. Имидж человека при первом знакомстве складывается из многих составляющих. Прежде всего, это одежда и обувь, а также прическа. Они первыми "сигнализируют " о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том, предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Интересно отметить, например, что в вагоне электрички, при наличии свободных мест, пассажиры обычно очень разборчивы в выборе попутчиков с точки зрения их внешнего вида.

Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т.д. Особенно важную роль играет походка. Ученые проделали эксперимент: сняли на видеокамеру прохожих на улице, а затем попросили уголовников-рецидивистов выбрать среди них тех, на кого бы они напали. Большинство опрошенных единодушно указали на одних и тех же лиц. Решающую роль здесь сыграла походка. В список предполагаемых жертв не попали те, у кого чувствуется внутренний стержень, тело не вихляет, упругая, стремительная и энергичная походка.

Вопрос 3.Известно, что общение (коммуникация) - это обмен сообщениями, информацией, которая подается в виде устных или письменных текстов язык, которым владеют собеседники. И осуществляется в речевых актах, различных по форме (диалог, полилог, монолог). Непременным участником общения, кроме говорящего, есть слушатель, реальный или воображаемый. Речь, таким образом, является конкретное говорение, устное или письменное, а также восприятие (слушание или чтение).

Принцип правильности и целесообразности определяет и наши речевые поступки. Собеседники, как правило, вступают в речевой контакт, чтобы сообщить и узнать, обсудить и договориться, предложить, побуждать к действию и др.. Даже случайный разговор в ожидании поезда вызвано мотивом (тревогой ожидания) и имеет цель (успокоить себя или собеседника).

Целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечение взаимодействия. Выяснение позиции собеседника, достижения взаимопонимания, обеспечения взаимодействия является глубинной схеме стратегии общения.

Известно, что коммуникация касается всех сфер сознательной деятельности человека. На это есть причины. Человек - социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид вступает в общественные структуры и выполняет общественные функции. Каждый из нас - личность, которая проявляется через социальные роли - в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др.. Социализация индивида, т.е. его включение в структуру общества, - это мотив.

Коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели - взаимопонимание и взаимодействие, и мощный мотив - потребность в социализации. Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида. Если нет мотивов и целей, мы предпочитаем молчать, стараемся обойтись без коммуникации, если можем обойтись без чужой помощи.

Итак, главная цель коммуникации - обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только посредством языка. С давних времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, некоторые из которых существует и поныне. Например, аборигены Африки используют язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и др.. «Язык цветов», шире на Востоке, также особой передачи информации, которую в некоторых случаях не разрешается передаваться словами (например, роза - символ любви, астр - сумму, незабудка - памяти и др.). Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами т.д. - все это средства передачи информации.

Вопрос 4.В общении, как и в любой другой человеческой деятельности, в той или иной мере соотносятся конструктивный и деконструктивный компоненты.

Под конструктивным компонентом в психологии понимается «созидательное творческое начало, проявляющееся в возникновении чего-либо нового, обладающего признаком или группой признаков, ради которых оно было создано», под деконструктивным – «разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо».

В первой ситуации волевое усилие побеждает возникшую аффективную тенденцию, во втором случае – эмоции превалируют.

Согласовывать мысли и эмоции помогает соблюдение некоторых речевых правил координирования поведения собеседников. Первая попытка определения норм эффективного коммуникативного поведения была предпринята еще Аристотелем.

В главе « О стиле» трактата «Риторика» он выделяет достоинства стиля, определяющие его эффективность: ясность, важность, правдивость. Развернутый и систематический опыт формулирования правил (постулатов, максим, принципов) коммуникации принадлежит Г.П. Грайсу.

Основной принцип, названный «принципом кооперации », заключается в требовании делать вклад в речевое общение соответствующим принятой цели и направлению разговора (до Грайса попытки сформулировать подобные правила предпринимал П.Н. Смит).

Сам принцип сотрудничества проявляется и как стремление к «кооперативности» со стороны говорящего, и как предположение о таком стремлении говорящего, проявленное в интерпретации, получаемой адресатом.

Соблюдение названных рекомендаций обеспечивает коммуникативную правильность речи, которая с точки зрения общения является более существенной, чем языковая правильность, т.е. правильность структур предсказаний. Под коммуникативной правильностью понимают соответствии правилам ведения разговора.

К категории Качества Г. П. Грайс относит общий постулат «Старайся, чтоб высказывание было истинным», а также два более конкретных:

1. Не говори того, что ты считаешь ложным.

2. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. С категорией Отношения, по мнению ученого, связан один- единственный постулат релевантности (Не отклоняйся от темы).

А категория Способа касается не того, что говорится, а того, как говорится. К ней относится общий постулат - Выражайся ясно - и несколько частных постулатов:

1. Избегай непонятных выражений.

2. Избегай неоднозначности.

3. Будь краток (избегай ненужного многословия).

4. Будь организован.

«Я сформулировал постулаты таким образом, - пишет Г.П. Грайс, - будто целью речевого общения является максимально эффективная передача информации; естественно, это определение слишком узко, и все построение должно быть обобщено в применении к таким общим целям, как воздействие на других людей, управление их поведением и т. п. »

Для каждой из выделенных коммуникативных категорий в работе приводится аналоги в сфере взаимодействий, не являющихся речевой коммуникацией:

1. Количество. Если вы помогаете мне чинить машину, мне естественно ожидать, что ваш вклад будет не больше и не меньше того, который требуется: например, если в какой - то момент мне понадобится четыре гайки, я рассчитываю получить от вас именно четыре, а не две и не шесть гаек.

2. Качество. Мне естественно ожидать, что ваш вклад будет искренним, а не фальшивым. Если вы помогаете мне готовить торт и мне нужен сахар, я не ожидаю, что вы подадите мне соль; если я прошу у вас хлеба, я не ожидаю получить камень.

3. Отношение. На каждом шаге совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнера будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага. Когда я замешиваю тесто, я не ожидаю, что вы подадите мне интересную книгу или даже кухонное полотенце (хотя то же самое действие могло бы стать уместным вкладом на одном из более поздних шагов).

4. Способ. Мне естественно ожидать, что партнер дает мне понять, в чем состоит его вклад, и что он выполнит свои действия с должной скоростью.

Эти примеры показывают, что речевое общение обладает, хотя и в своеобразной форме, общими свойствами, которые характеризуют деятельность любого типа.

Конечно, участники речевого общения могут разными способами обойти тот или иной постулат, нарушить его, откровенно отказаться от его соблюдения и тем самым ввести собеседника в заблуждение.

Автор подчеркивает целесообразность соблюдения принципа кооперации и постулатов: «от всякого, кто стремится к достижению конечных целей речевого общения/коммуникации (это может быть передача и получение информации, оказание влияния на других и подчинение себя чьему-то влиянию и т. п.), ожидается, что он заинтересован в этом общении; речевое общение в свою очередь, может быть выгодно и полезно только при условии, что соблюдается принципы кооперации и постулаты»

Принципы речевого общения, сформулированные Г.П. Грайсом, понятны, но применение их на практике осложняется неоднозначностью трактовки: нет единых и четких критериев для определения параметров важности информации, ее истинности; поэтому известный американский социолингвист прагматического направления Р. Лакофф попыталась преобразовать формулировки постулатов с позиций учета говорящим воздействия своей речи на слушающего.

Не навязывайся. Чем более категорично говорящий формулирует свое мнение, тем менее склонен согласиться с ним слушатель. Для снятия лишней категоричности используется специальная система риторических средств: вопрос в роли утверждения, вводные конструкции и др.

Выслушай собеседника. Любое общение возможно только тогда, когда говорящий и слушающий имеют общий информационный запас, для определения которого нужно научиться организовывать обратную связь между говорящим и слушающим.

Будь дружелюбен. Расположение слушателя быстрее всего завоевывается активной демонстрацией искреннего отношения к нему.

Правила Р. Лакофф определяют лингвистические основы речевого такта.

Правила формулирования аргументов.

С точки зрения логики:

1) содержание аргумента с позиции реципиента (убеждаемого) должно соответствовать действительности;

2) тезис должен логически вытекать из аргумента.

С точки зрения психологии:

1) желательно искать и показывать личный интерес реципиента в принятии этого тезиса (сильные аргументы);

2) в аргументе должны учитываться индивидуальные особенности системы ценностей реципиента.

Условия эффективного общения по Аристотелю (говори то, что важно; говори правду; говори ясно) и по Х.Грайсу (информативность, истинность, правильность способов выражения: краткость, последовательность, ясность). Принцип коммуникативного сотрудничества по Р. Лакофф («не навязывайся, выслушай собеседника, будь дружелюбен»).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.